Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY TRANSFORMATION PROBLEM PARENT AND PATERNAL EDUCATION IN MODERN NORTH CAUCASIAN FAMILY

Khurieva M.Yu. 1 Bekoeva M.I. 1
1 North Ossetian State University ofK.L. Khetagurov
Today, the family is represented by the system, the normal operation is not possible without a mother or father, their full-fledged relationship. The very nature of the natural parents in the role of educators of their children. In this regard, the development of research is extremely important in terms of parenting transformation of the institution of the family, quality of family relationships. Such studies, study the features of maternal and paternal education relevant for scientific and pedagogical understanding of changes occurring in the field of family values and attitudes, parental positions. However, with considerable interest of scientists in the institution of the family, family relationships and family education, multifaceted phenomena such as parenting, parental love, mother´s education, father´s education is not given adequate attention. The nature of family education, as we know, is largely determined by how the man and woman who are married, imagine these concepts before they became parents.
family education transformation
father´s education
mother´s education
family education
Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обращать внимания на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречия между ее социальными ролями, которые нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства привело к ослаблению контроля над поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию [3]. При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно. Но есть оборотная сторона трудовой деятельности матери, которая негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль над поведением ребенка, остается меньше времени для воспитательного воздействия со стороны матери. У детей нередко формируются специфические, несколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. [2]

Что касается отцовства, то в современном обществе оно теряет свой статус традиционного института, отождествляемого с властным началом [1]. Отец в современной семье не является больше примером подражания для своих детей, и авторитетом для супруги, особенно в городской семье. Большинство женщин, согласно нашим опросам, желают, чтобы мужчины несли ответственность за материальное обеспечение семьи. В то же время от отцов ждут такого же активного участия в воспитании детей, как материнского. Такое противоречивое сочетание установок и реалий часто становится причиной семейных конфликтов, доводящих до развода [4].

Обращение к педагогическому творчеству ученых, представляющих разные исторические периоды, позволило нам выявить ценностные приоритеты «материнского» и «отцовского» воспитания северокавказских народов, проследить их положительную динамику и опытно-экспериментальным путем отобрать среди них те, которые наиболее востребованы и эффективны в современных условиях [5]. Для этого на начальном этапе констатирующего эксперимента мы использовали анкеты для учащихся (7-9 классы) и их родителей с целью изучения отношения к опыту и идеям семейного воспитания северокавказских народов, выявления особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания.

Результаты анкетирования показали следующее: На вопрос «Что для Вас Ваша семья?» большинство детей ответили: «Все», «Святое», «Самое ценное» и т.д.. На вопрос «Кто в большей степени занимался Вашим воспитанием?» 71% ответили - мать, 21% ответили - мать и отец, 3% - отец, 4% - бабушка, 1% - няня. Авторитарного стиля воспитания придерживаются - 30% родителей опрошенных детей, демократического - 52% и либерального - 18%. Оценивая психологический климат в семье, 43% отметили присутствие атмосферы взаимопонимания и любви, 29% подтверждают наличие здоровой атмосферы, но без эмоциональной близости, напряженно-конфликтной считают атмосферу в своей семье 21%, жестокое обращение допускают - 7%.

Ответы на вопросы «Кто доминирует в Вашей семье?», «Кто выполняет функции управления в семье?» и «Кто несет ответственность за семью?» почти совпали: 11% ответили - мать, 77% - отец, 12% - мать и отец. Соответственно на вопрос «Чей авторитет сильнее в Вашей семье?» 82% школьников ответили - отец, 14% назвали мать, 3% - дедушка, 1% - бабушка. Если нужно принять важное решение, то, в первую очередь, с матерью - 72%, 11% посоветуются скорее с отцом, 17% - с братом (сестрой).

На вопрос «Есть ли у вас семейные традиции?» 47% ответили - да, 21% - заводим; 23% затруднились ответить, 9% ответили - нет; перенять опыт в семейных отношениях у своих родителей желают 59%, частично перенять - 26%, 15% не хотят этого делать. Со своей семьей на родном языке говорят только 11%, на русском и родном -28%, на русском - 61%. Национальную музыку часто слушают 21%, иногда - 35%, редко - 14%, 31% - никогда; национальными танцами владеют 34%, слабо владеют - 42%, хотели бы владеть - 16%, 8% не владеют и не желают владеть.

Реальная картина современной семьи глазами детей такова: ответственность за семью несет отец, он же доминирует в семье, воспитанием занимается больше мать, она более близка с детьми эмоционально; национальные традиции и обычаи соблюдаются в семьях опрошенных школьников, но не в достаточном объеме.

Анкетирование родителей позволило выявить и установить необходимость организации процесса воспитания детей в духе национальных традиций и обычаев в современных условиях. Родителям было предложено перечислить качества, которые, по их мнению, можно заимствовать современному отцу из воспитательного опыта народов Северного Кавказа. Были получены следующие ответы (выбор нескольких ответов): трудолюбие - 77%, самостоятельность - 83%, строгость - 31%, ответственность за семью - 42%, самокритичность - 21%, лидерство - 48%, суровость по отношению к членам семьи - 14%, властность - 26%. Качества, которые можно заимствовать современной матери из воспитательного опыта народов Северного Кавказа (выбора нескольких ответов): покорность - 22%, терпимость - 18%, трудолюбие - 44%, самостоятельность - 48%, хозяйственность - 36%, коллективизм - 21%, мягкость характера - 16%.

На вопрос, что, важнее для ваших детей в благоустройстве их будущей жизни (с выбором нескольких ответов) 68% ответили - подготовленность к семейно-бытовому труду, 30% - широкий круг родственных связей и деловых знакомств, 46% - высокий уровень профессиональной подготовки, 31% - высокое общественное положение, 19% - принципиальность, честность, 41% - трудолюбие, 36% - гостеприимство, щедрость, хлебосольство, 38% - умение приспосабливаться к жизни, практичность. Качества, которые считают респонденты главными в выборе мужа (жены) расположились в такой последовательности (с выбором нескольких ответов): материальный достаток - 64%, внешняя физическая красота и привлекательность - 37%, подготовленность к семейно-бытовому труду - 35%, общность духовных интересов и взглядов на жизнь - 46%, авторитетность фамилии, семьи - 17%, нравственные качества - 16%.

Нормы поведения, которые соблюдаются в семье, следующие: 2% - родители и дети не садятся за один обеденный стол, 28% - младшие дети подчиняются старшим братьям и сестрам, 16% - братья и сестры женятся (выходят замуж) по старшинству, 25% - мальчики и девочки занимаются разными видами бытового труда, 76% - проявляется уважение к родителям и др. старшим. 72% родителей считают, что отход от традиционного воспитания мальчиков (почитание старших, уважение к женщине, сдержанность в поведении) негативно влияет в целом на национальный дух, только 15% хотят, чтобы девушка в семье получала традиционное воспитание, 66% родителей признают традиционное воспитание, но кое-что изменить с учетом современности, 19 % считают, что нужно воспитывать в духе со временем. У 65% опрошенных семейные традиции вообще отсутствуют, у остальных самая важная традиция - вместе отмечать общепринятые светские и национальные праздники.

Таким образом, анализ собранного материала позволяет выявить ряд социально-психологических закономерностей:

  1. Семья является ведущим социальным институтом воспитания ребенка, определяющим фактором в знании и соблюдении традиционных норм и правил поведения. Незаменимыми источниками обогащения современной теории и практики семейного воспитания, социализации подрастающего поколения в условиях Северокавказского региона являются прогрессивные традиции, положения, идеи, опыт народной педагогики.
  2. В связи со структурными и функциональными изменениями в обществе при сохранении высокого статуса отца, как главы семьи, современную северокавказскую семью характеризует тенденция перехода от авторитарного стиля к демократическому. Но, вместе с тем, авторитет отца по-прежнему остается доминирующим, тогда как мать выполняет в основном экспрессивную функцию.
  3. В настоящее время переход от авторитарной модели отношений к демократической, то есть процесс трансформации института семьи, затронул практически все стороны семейных отношений и семейного поведения. Изменения функциональной направленности семьи как первичного института социализации отразились негативно на преемственности поколений, системе семейных ценностей и приоритетов, что проявляется в дефиците общения родителей и детей.

Следуя логике экспериментального исследования, цель формирующего этапа заключалась в систематизации и обобщение материалов, уточнении теоретических положений и формулировке выводов; разработке, апробации и внедрении в учебно-воспитательный процесс экспериментальной программы, ориентированной на выявление потенциальных возможностей и положительного опыта взаимодействия школы и семьи в переосмыслении воспитательных практик, педагогических идей и опыта народов Северного Кавказа и использование прогрессивных семейных традиций и обычаев в современных условиях, формирование у школьников семейных духовно-нравственных ценностей. Экспериментальная программа строилась с учетом плана воспитательных мероприятий школы, интересов школьников и их родителей по следующим направлениям:

  1. Совершенствование профессиональной готовности педагогов к обучению школьников национальным традициям и обычаям.
  2. Проведение для школьников и их родителей тренингов («Идеальный родитель», «Я и моя семья»), круглых столов («Обычаи и традиции семьи», «Особенности материнского и отцовского воспитания») и дискуссий («Здоровье семьи и будущего потомства», «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»).
  3. Проведение «Дней национальной культуры северокавказских народов» (экскурсии, творческие задания, коллаж семейных альбомов, составление генеалогического дерева «Моя родословная»).

Одним из важных направлений семейного воспитания является просвещение и подготовка подрастающего поколения к будущей семейной жизни, которое мы попытались осуществить в процессе реализации нашей экспериментальной программы. В рамках дисциплины школьного компонента «Традиции и культура осетин» в экспериментальных классах были проведены занятия, на которых обучающиеся получили первичные сведения о таких понятиях, как «родительский авторитет», «общечеловеческие и национальные ценности», «этикетные нормы традиционной культуры» и др. Во внеклассной работе совместно с родителями организовывали различные мероприятия, инсценировки, игровые формы проявлений обрядов и традиций, правила поведения на свадьбе, праздничном застолье и других мероприятиях. Использовались аудио- и видеозаписи таких передач, кинофильмов, которые отражают традиционный национальный этикет северокавказских народов, одежду, быт, различные обрядовые действа.

Анализ результатов исследования на заключительном этапе эксперимента позволил нам сформулировать наиболее значимые общие положения:

  1. Семейные традиции, обычаи и обряды играют важную роль в возобновлении культуры народа, его духовной жизни, в формировании у детей привычек и навыков деятельности и поведения. Под семейной традицией понимается устойчивая форма семейной жизнедеятельности, которая передается от родителей и старших членов семьи детям, с помощью которых происходит трансляция детям знаний, взглядов, идеалов, убеждений, вкусов, преданий, нравов, обычаев и т.п.
  2. В современных условиях, когда идет перестройка социально-экономического и политического уклада жизни общества и государства в целом, система семейного воспитания подвергается значительным изменениям, происходит упадок духовно-нравственных ценностей. Эти изменения еще не получили достаточного научного анализа, но на уровне имеющихся исследований и фактов констатируется, что кризис семьи продолжает нарастать.
  3. Достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Не следует допускать чрезмерной суровости ни по какому поводу, лучше побудите самого ребенка осмыслить свои действия и поступки, понять свои ошибки. Такие авторитарные отношения, которые будто бы, на первый взгляд, не требуют от родителей особых педагогических умений, приводит к неэффективным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (слабоволие, безответственность, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.). Или наоборот, очень часто родители идут на поводу у детей, стараясь удовлетворить все их запросы, потворствуя им. В воспитании важны умеренность в требованиях и любви, сочетание строгости и мягкости.

Рецензенты:

Джагаева Т.Е., д.п.н., профессор кафедры физики и астрономии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.