Что касается отцовства, то в современном обществе оно теряет свой статус традиционного института, отождествляемого с властным началом [1]. Отец в современной семье не является больше примером подражания для своих детей, и авторитетом для супруги, особенно в городской семье. Большинство женщин, согласно нашим опросам, желают, чтобы мужчины несли ответственность за материальное обеспечение семьи. В то же время от отцов ждут такого же активного участия в воспитании детей, как материнского. Такое противоречивое сочетание установок и реалий часто становится причиной семейных конфликтов, доводящих до развода [4].
Обращение к педагогическому творчеству ученых, представляющих разные исторические периоды, позволило нам выявить ценностные приоритеты «материнского» и «отцовского» воспитания северокавказских народов, проследить их положительную динамику и опытно-экспериментальным путем отобрать среди них те, которые наиболее востребованы и эффективны в современных условиях [5]. Для этого на начальном этапе констатирующего эксперимента мы использовали анкеты для учащихся (7-9 классы) и их родителей с целью изучения отношения к опыту и идеям семейного воспитания северокавказских народов, выявления особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания.
Результаты анкетирования показали следующее: На вопрос «Что для Вас Ваша семья?» большинство детей ответили: «Все», «Святое», «Самое ценное» и т.д.. На вопрос «Кто в большей степени занимался Вашим воспитанием?» 71% ответили - мать, 21% ответили - мать и отец, 3% - отец, 4% - бабушка, 1% - няня. Авторитарного стиля воспитания придерживаются - 30% родителей опрошенных детей, демократического - 52% и либерального - 18%. Оценивая психологический климат в семье, 43% отметили присутствие атмосферы взаимопонимания и любви, 29% подтверждают наличие здоровой атмосферы, но без эмоциональной близости, напряженно-конфликтной считают атмосферу в своей семье 21%, жестокое обращение допускают - 7%.
Ответы на вопросы «Кто доминирует в Вашей семье?», «Кто выполняет функции управления в семье?» и «Кто несет ответственность за семью?» почти совпали: 11% ответили - мать, 77% - отец, 12% - мать и отец. Соответственно на вопрос «Чей авторитет сильнее в Вашей семье?» 82% школьников ответили - отец, 14% назвали мать, 3% - дедушка, 1% - бабушка. Если нужно принять важное решение, то, в первую очередь, с матерью - 72%, 11% посоветуются скорее с отцом, 17% - с братом (сестрой).
На вопрос «Есть ли у вас семейные традиции?» 47% ответили - да, 21% - заводим; 23% затруднились ответить, 9% ответили - нет; перенять опыт в семейных отношениях у своих родителей желают 59%, частично перенять - 26%, 15% не хотят этого делать. Со своей семьей на родном языке говорят только 11%, на русском и родном -28%, на русском - 61%. Национальную музыку часто слушают 21%, иногда - 35%, редко - 14%, 31% - никогда; национальными танцами владеют 34%, слабо владеют - 42%, хотели бы владеть - 16%, 8% не владеют и не желают владеть.
Реальная картина современной семьи глазами детей такова: ответственность за семью несет отец, он же доминирует в семье, воспитанием занимается больше мать, она более близка с детьми эмоционально; национальные традиции и обычаи соблюдаются в семьях опрошенных школьников, но не в достаточном объеме.
Анкетирование родителей позволило выявить и установить необходимость организации процесса воспитания детей в духе национальных традиций и обычаев в современных условиях. Родителям было предложено перечислить качества, которые, по их мнению, можно заимствовать современному отцу из воспитательного опыта народов Северного Кавказа. Были получены следующие ответы (выбор нескольких ответов): трудолюбие - 77%, самостоятельность - 83%, строгость - 31%, ответственность за семью - 42%, самокритичность - 21%, лидерство - 48%, суровость по отношению к членам семьи - 14%, властность - 26%. Качества, которые можно заимствовать современной матери из воспитательного опыта народов Северного Кавказа (выбора нескольких ответов): покорность - 22%, терпимость - 18%, трудолюбие - 44%, самостоятельность - 48%, хозяйственность - 36%, коллективизм - 21%, мягкость характера - 16%.
На вопрос, что, важнее для ваших детей в благоустройстве их будущей жизни (с выбором нескольких ответов) 68% ответили - подготовленность к семейно-бытовому труду, 30% - широкий круг родственных связей и деловых знакомств, 46% - высокий уровень профессиональной подготовки, 31% - высокое общественное положение, 19% - принципиальность, честность, 41% - трудолюбие, 36% - гостеприимство, щедрость, хлебосольство, 38% - умение приспосабливаться к жизни, практичность. Качества, которые считают респонденты главными в выборе мужа (жены) расположились в такой последовательности (с выбором нескольких ответов): материальный достаток - 64%, внешняя физическая красота и привлекательность - 37%, подготовленность к семейно-бытовому труду - 35%, общность духовных интересов и взглядов на жизнь - 46%, авторитетность фамилии, семьи - 17%, нравственные качества - 16%.
Нормы поведения, которые соблюдаются в семье, следующие: 2% - родители и дети не садятся за один обеденный стол, 28% - младшие дети подчиняются старшим братьям и сестрам, 16% - братья и сестры женятся (выходят замуж) по старшинству, 25% - мальчики и девочки занимаются разными видами бытового труда, 76% - проявляется уважение к родителям и др. старшим. 72% родителей считают, что отход от традиционного воспитания мальчиков (почитание старших, уважение к женщине, сдержанность в поведении) негативно влияет в целом на национальный дух, только 15% хотят, чтобы девушка в семье получала традиционное воспитание, 66% родителей признают традиционное воспитание, но кое-что изменить с учетом современности, 19 % считают, что нужно воспитывать в духе со временем. У 65% опрошенных семейные традиции вообще отсутствуют, у остальных самая важная традиция - вместе отмечать общепринятые светские и национальные праздники.
Таким образом, анализ собранного материала позволяет выявить ряд социально-психологических закономерностей:
- Семья является ведущим социальным институтом воспитания ребенка, определяющим фактором в знании и соблюдении традиционных норм и правил поведения. Незаменимыми источниками обогащения современной теории и практики семейного воспитания, социализации подрастающего поколения в условиях Северокавказского региона являются прогрессивные традиции, положения, идеи, опыт народной педагогики.
- В связи со структурными и функциональными изменениями в обществе при сохранении высокого статуса отца, как главы семьи, современную северокавказскую семью характеризует тенденция перехода от авторитарного стиля к демократическому. Но, вместе с тем, авторитет отца по-прежнему остается доминирующим, тогда как мать выполняет в основном экспрессивную функцию.
- В настоящее время переход от авторитарной модели отношений к демократической, то есть процесс трансформации института семьи, затронул практически все стороны семейных отношений и семейного поведения. Изменения функциональной направленности семьи как первичного института социализации отразились негативно на преемственности поколений, системе семейных ценностей и приоритетов, что проявляется в дефиците общения родителей и детей.
Следуя логике экспериментального исследования, цель формирующего этапа заключалась в систематизации и обобщение материалов, уточнении теоретических положений и формулировке выводов; разработке, апробации и внедрении в учебно-воспитательный процесс экспериментальной программы, ориентированной на выявление потенциальных возможностей и положительного опыта взаимодействия школы и семьи в переосмыслении воспитательных практик, педагогических идей и опыта народов Северного Кавказа и использование прогрессивных семейных традиций и обычаев в современных условиях, формирование у школьников семейных духовно-нравственных ценностей. Экспериментальная программа строилась с учетом плана воспитательных мероприятий школы, интересов школьников и их родителей по следующим направлениям:
- Совершенствование профессиональной готовности педагогов к обучению школьников национальным традициям и обычаям.
- Проведение для школьников и их родителей тренингов («Идеальный родитель», «Я и моя семья»), круглых столов («Обычаи и традиции семьи», «Особенности материнского и отцовского воспитания») и дискуссий («Здоровье семьи и будущего потомства», «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»).
- Проведение «Дней национальной культуры северокавказских народов» (экскурсии, творческие задания, коллаж семейных альбомов, составление генеалогического дерева «Моя родословная»).
Одним из важных направлений семейного воспитания является просвещение и подготовка подрастающего поколения к будущей семейной жизни, которое мы попытались осуществить в процессе реализации нашей экспериментальной программы. В рамках дисциплины школьного компонента «Традиции и культура осетин» в экспериментальных классах были проведены занятия, на которых обучающиеся получили первичные сведения о таких понятиях, как «родительский авторитет», «общечеловеческие и национальные ценности», «этикетные нормы традиционной культуры» и др. Во внеклассной работе совместно с родителями организовывали различные мероприятия, инсценировки, игровые формы проявлений обрядов и традиций, правила поведения на свадьбе, праздничном застолье и других мероприятиях. Использовались аудио- и видеозаписи таких передач, кинофильмов, которые отражают традиционный национальный этикет северокавказских народов, одежду, быт, различные обрядовые действа.
Анализ результатов исследования на заключительном этапе эксперимента позволил нам сформулировать наиболее значимые общие положения:
- Семейные традиции, обычаи и обряды играют важную роль в возобновлении культуры народа, его духовной жизни, в формировании у детей привычек и навыков деятельности и поведения. Под семейной традицией понимается устойчивая форма семейной жизнедеятельности, которая передается от родителей и старших членов семьи детям, с помощью которых происходит трансляция детям знаний, взглядов, идеалов, убеждений, вкусов, преданий, нравов, обычаев и т.п.
- В современных условиях, когда идет перестройка социально-экономического и политического уклада жизни общества и государства в целом, система семейного воспитания подвергается значительным изменениям, происходит упадок духовно-нравственных ценностей. Эти изменения еще не получили достаточного научного анализа, но на уровне имеющихся исследований и фактов констатируется, что кризис семьи продолжает нарастать.
- Достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Не следует допускать чрезмерной суровости ни по какому поводу, лучше побудите самого ребенка осмыслить свои действия и поступки, понять свои ошибки. Такие авторитарные отношения, которые будто бы, на первый взгляд, не требуют от родителей особых педагогических умений, приводит к неэффективным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (слабоволие, безответственность, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.). Или наоборот, очень часто родители идут на поводу у детей, стараясь удовлетворить все их запросы, потворствуя им. В воспитании важны умеренность в требованиях и любви, сочетание строгости и мягкости.
Рецензенты:
Джагаева Т.Е., д.п.н., профессор кафедры физики и астрономии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.