Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE TEACHER PROFESSIONAL EDUCATION BY STUDENTS IN PENZSTU

Nazarenko A.V. 1
1 Penza State Technological University
The central problem of this paper is the analysis of formation of the image of the vocational training future teacher by students of the major "Vocational training (branch-wise)" in Penza State Technological University. The aim is the selection and application of methods for determining the stated criteria and interpretation of the results. The logic of presentation is in the theoretical discussion of the essence of the concept "image", its structural characteristics, then the selection of methods and techniques for determining the students´ understanding of the concepts of "image" and "the image of the teacher of vocational" training, as well as their perceptions of their own image. The analysis of the results showed the presence of certain gaps in the formation of a positive image of the vocational training future teacher. In connection with it, concrete solutions to the problems are identified: authoring program and a number of activities within the classroom and extracurricular work. In order to determine their effectiveness preferable techniques were used again, the results are analyzed and presented graphically.
image
image of the vocational training future teacher

Приоритет сферы услуг и информатизации над зримой интеллектуальной деятельностью – реалии сегодняшнего дня. В связи с этим основной задачей государства в сфере образования, согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, считается создание необходимых условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов и работников сферы образования. Эту же мысль подтверждает Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы, введённая постановлением Правительства Р.Ф. от 28 июля 2008 г. № 568. Здесь одним из ожидаемых конечных результатов является повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки.

В настоящее время всё более актуальным становится обращение к проблеме формирования имиджа как основы личностного и профессионального роста педагога, от результата деятельности которого во многом зависит качество подготовки специалиста. При этом его неминуемое стихийное складывание должно сопровождаться контролируемым и сознательным воздействием. «Преподавателю важно при первых встречах с аудиторией сформировать определённое мнение о себе, так как в процессе деятельности на основе имиджа будет формироваться авторитет» [1, с. 138]. В нашем понимании имидж будущего педагога представляет собой комплексную характеристику, отражающую систему целенаправленно (и стихийно), сознательно (и неосознанно) созданного образа, включающего в себя систему взаимосвязанных внутренних (знания, умения, система ценностей и т.д.), внешних (визуальная привлекательность, гармоничность, манера поведения и т.д.) и процессуальных (стиль поведения, самоподача и т.д.) компонентов, обусловленных особенностями личной и профессиональной деятельности [5, с. 140].

Имидж – сложное многогранное понятие, имеющее собственную структуру. Традиционно в структуре имиджа педагога выделяют две составляющие: внешнюю и внутреннюю [2, с. 235]. Внешняя составляющая имиджа касается стиля, самоподачи, позиционирования, образа роли, приукрашенного стереотипного образа. Внутренняя – «культура преподавателя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игру воображения, изящество», «внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности» [3, с. 34]. В данном контексте применительно к педагогу профессионального обучения нас волнует его способность и готовность воспитывать, обучать и развивать будущие квалифицированные инженерные кадры, как для региона, так и для страны.

В связи с этим целью исследования стала диагностика сформированности имиджа педагога профессионального обучения. Исследование проводилось среди студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ) в количестве 60 человек (20 юношей и 40 девушек). В качестве диагностического инструментария использовались методы опроса и тестирование.

Опрос включал в себя пять вопросов и был направлен на выявление понимания студентами категории «имидж», «имидж педагога профессионального обучения». Также был предложен перечень вопросов, направленных на определение имиджевой самооценки и, как следствие, заинтересованности в корректировке собственного имиджа.

Анализ результатов опроса показал:

  • В целом, студенты смогли дать определение понятию «имидж». Не справились с задачей 15 % опрошенных. Большинство раскрывали указанное понятие через «внешний образ (облик человека)», «стиль», «комплекс качеств», «индивидуальность», «совокупность характеристик». Были и такие высказывания: имидж – это «авторитет личности», «репутация человека»; «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа окружающими людьми»; «способ проявления себя, отражения личности».
  • Студенты (25 %) имели трудности с определением понятия «имидж педагога профессионального обучения», ограничивая его образ набором отдельных характеристик: элегантный, разносторонне развитый, воспитанный, умный, строгий, уравновешенный, умеющий контролировать свои эмоции, коммуникабельный, мобильный и др. При этом встречаются работы с достаточно глубоким смыслом понимания сути названной категории: «специально формируемый образ специалиста, обладающего соответствующим уровнем компетентности », «совокупность внутренних и внешних качеств личности, способной и готовой к профессиональной деятельности в области образования подрастающего поколения» и др. Студенты, участвующие в опросе отметили, что в имидж педагога профессионального обучения должна входить духовность, так как «духовность должна быть одной из составляющих каждого человека, а педагога – обязательно»; «педагог профессионального обучения обязан жить и работать в соответствии со своим духовным состоянием и принципами».
  • На вопрос о трудностях формирования позитивного имиджа педагога профессионального обучения опрошенные отмечали: отсутствие гибкой образовательной государственной политики в области поддержки инициативы молодых специалистов в рамках саморазвития и самосовершенствования профессиональной деятельности; слабая мотивация педагогов в данной области в связи с низкой моральной и материальной заинтересованностью; отсутствие структурной работы в данной направлении со стороны образовательного учреждения, а также «банальная занятость текущими «бумажными» делами».
  • Лишь 35% обследуемых считают себя людьми, обладающими позитивным имиджем будущего педагога профессионального обучения. Остальные видят определённые пробелы в своём образе специалиста, ссылаясь на неоконченное образование, отсутствие практики реальной жизни и трудовой деятельности.
  • Положительной тенденцией является повышенный интерес к проблеме формирования имиджа педагога профессионального обучения. 95 % студентов считают, что имидж можно развивать. Причём данное развитие должно происходить через формирование комплексной культуры восприятия педагогом самого себя, начиная с момента принятия решения о получении избранной специальности.

Далее студентам было предложено ответить на вопросы методики «Собственный имидж» [4, с. 101], разработанной группой Санкт-Петербургских учёных с целью определения уровня развития способностей, черт характера и других характеристик, из которых складывается имидж. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты методики "Собственный имидж" (%)

Представленные результаты на рисунке 1 показывают, что 22 % испытуемых имеют низкий уровень развития поведенческой составляющей имиджа, что говорит об их неумении производить благоприятное впечатление, взаимодействовать с другими людьми для достижения поставленной цели, управлять репутацией. 48 % студентов – будущих педагогов имеют средний уровень развития этой составляющей имиджа. 30 % обладают высоким уровнем исследуемого аспекта и способны грамотно вести себя в ситуации конфликта, следовать правилам этикета, производить хорошее впечатление при общении с разными людьми.

Только 2 % студентов имеют низкий уровень развития составляющей имиджа «Личностные характеристики». Данные студенты не способны устанавливать контакты и партнёрские отношения, брать на себя ответственность, вызывать доверие. 74 % испытуемых имеют средний уровень развития указанной составляющей, то есть обладают качествами, необходимыми для активного и результативного взаимодействия с группами людей: эвристическим оптимизмом, обаянием, справедливостью. 24 % по выборке имеют высокий уровень развития составляющей «Личностные характеристики». Это уверенные в себе и целеустремлённые лидеры, обладающие решительностью и энергичностью.

Низкий уровень показали 16 % испытуемых в рамках исследования «Самопрезентации». Данные студенты – будущие педагоги не умеют создавать о себе благоприятное впечатление, грамотно использовать вербальные и невербальные средства общения. 74 % студентов находятся на средней ступени развития навыков самопрезентации, то есть владеют техниками самоподачи и саморекламы, ухожены, умеют одеваться в соответствии с ситуацией. 10 % имеют высокий уровень развития составляющей имиджа «самопрезентация». Они обладают прекрасной дикцией, хорошим словарным запасом и внутренней энергетикой, умело используют средства общения, умеют создавать и оформлять презентационные документы.

Анализ результатов методики «Собственный имидж» выявил, что большинство студентов, участвующих в исследовании, имеют средний уровень развития составляющих имиджа.

Анализ результатов опроса и методик выявил некоторые проблемы в подготовке специалистов необходимой квалификации. Наличие студентов с низким уровнем развития названных составляющих имиджа свидетельствует о недостаточной работе в данном направлении. Для качественного преобразования работы по формированию имиджа будущего педагога была разработана программа совершенствования личных и профессиональных качеств студентов, внедрённая и апробированная в 2011 году в структуре образовательного процесса для студентов третьего и четвёртого курсов специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» «Пензенского государственного технологического университета». Учитывая реалии сегодняшнего дня, связанные с изменениями в образовательной политике, а именно переходом к системе «бакалавриат – магистратура», программа была доработана и приведена в соответствие с Государственным образовательным стандартом направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Её цель заключается в теоретическом осмыслении и подготовке почвы для формирования позитивного имиджа будущего педагога, его профессионального становления. Задачи: раскрыть сущность и систематизировать основные понятия, используемые в теории и практике имиджирования; сформировать представление о структурных компонентах имиджа будущего педагога профессионального обучения; охарактеризовать основные направления процесса имиджирования; раскрыть роль и значение личного и профессионального имиджа в деятельности будущего педагога профессионального обучения; познакомить учащихся с основами личной, профессиональной и коммуникативной культуры.

Программа рассчитана на 72 часа и включает в себя 4 блока: имидж и профессиональная компетентность; внешняя составляющая имиджа педагога профессионального обучения (внешняя гармоничность и привлекательность, искусство личного обаяния и др.); внутренняя составляющая имиджа педагога профессионального обучения (знания, умения, навыки, словарный запас, умственные способности, темперамент и др.); процессуальная составляющая имиджа педагога профессионального обучения (стиль педагогического поведения, самопрезентация, умения пользоваться вербальными и невербальными приёмами коммуникации и др.).

Помимо данного аспекта осуществлялась внеаудиторная работа по совершенствования имиджа будущего педагога профессионального обучения: индивидуальное консультирование, деловые и ролевые игры, тренинговые занятия, направленные на формирование имиджа на базе учебно-научной лаборатории «Педагогика и психология» при кафедре «Педагогика и психология высшей школы» Пензенского государственного технологического университета.

Результаты по итогам комплекса проведённых мероприятий представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты методики "Собственный имидж" после эксперимента

Данные, представленные на графике 2 показывают сокращение числа студентов с низкими показателями составляющих имиджа: поведение (с 22 до 18 %), личностные характеристики (с 2 до 0 %), самопрезентация (с 16 до 14 %). Увеличилось количество студентов с высоким уровнем развития составляющих имиджа: поведение (с 30 до 36 %), личностные характеристики (с 24 до 26 %), самопрезентация (с 10 до 16 %).

Мы понимаем, что задача формирования имиджа будущих специалистов – сложный психолого-педагогический процесс и более эффективно она будет решена, если разработать комплексную программу вуза, включающую систему мероприятий, затрагивающую все факультеты. Такая программа должна опираться на общую стратегию педагогики и психологии воспитания в российской образовательной системе. Тем не менее результаты предложенного нами комплекса мероприятий показали эффективность разработанной и апробированной программы развития и совершенствования личных и профессиональных составляющих имиджа будущего педагога профессионального обучения.

Рецензенты:

Моисеев В.Б., д.п.н., профессор, и.о. ректора ПензГТУ, г. Пенза;

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Педагогика и психология» ПензГТУ, г. Пенза.