Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTRASCHOOL SYSTEM TRAINING TEACHERS FOR PREVENTION DEVIANT BEHAVIOR TEENAGERS

Markov Yu.M. 1
1 Astrakhan State University
Paying attention to teacher training schools. Factors influencing the need for professional development: the growing amount of scientific information, the progress in the field of engineering and technology, the integration of education, science and production, global issues (demographic, economic, energy and economic). Increased the demand for teachers, who can creatively manage its activities, to apply it to achieve a leading science and teaching experience. To correctly choose the form and methods of work with children, you need to constantly improve the level of knowledge. There are many ways of training: the various webinars, online courses, and consulting. But the most effective training becomes Intraschool when the center of gravity is transferred to a particular school. This type of training allows us to solve the problem is that school, based on which conducted training courses. Developed and piloted a program whose goal is to improve teachers´ skills for the prevention of deviant behavior among adolescents.
methodical work of the school
methods of training
prevention of deviant behavior
Intraschool training
В современных условиях школа не может развиваться без создания и освоения новой практики образования, где учитель играет ведущую роль на всех этапах образовательного процесса. Для многих педагогов это новая роль, освоение которой не всегда представляется обязательной.

Система повышения квалификации предполагает, прежде всего, личностно-ориентированный подход. Педагогу в современной школе необходимо осмысливать свой стиль профессионального общения в аспекте современных целей образования. Педагог, который осознаёт и осмысливает перемены, чувствует изменения в стиле образовательных взаимодействиях с учащимися, способен воспринять каждую педагогическую ситуацию, возникающую в его профессиональной деятельности, как уникальную, а её решение оценивает с позиции не только близких, но и отдалённых целей.

Концепция модернизации Российского образования направлена на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в связи с чем требуется обновление содержания и методов образовательной деятельности повышения квалификации  педагогов.

Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется  многими факторами:

  • нарастающим объемом научной информации;
  • прогрессом в области техники и технологии;
  • интеграцией образования, наук и производства;
  • углубляющимися глобальными (демографическими, экономическими, энергетическими и экономическими) проблемами.

Возросла потребность в педагоге, который может творчески управлять своей деятельностью, применять в ней достижения науки и ведущего педагогического опыта.

Система образования требует от педагога новых личностных и профессиональных качеств. В настоящее время педагогу необходимо быть коммуникабельным, информационно грамотным, конкурентноспособным, также учитель должен всегда поддерживать жизненный оптимизм, так как настроение педагога зачастую отражается на обучающихся. Помимо этого педагог должен  осмысленно анализировать свою деятельность.   Для повышения собственного уровня рефлексии педагог должен научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: Зачем? Что именно? Почему так? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации?

На сегодняшний день в школах работает немало учителей, стремящихся к высоким показателям обучения, они творчески подходят как к обучению, так и к воспитательному процессу в целом; постоянно обогащая собственный педагогический опыт, передавая его молодым специалистам. Сегодня уже нередко в школе можно встретить педагогов, которым присвоены почётные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Почётный работник общего образования», «Заслуженный учитель Российской Федерации» и др. В условиях развития общества роль педагога безусловно возросла. От него зависит образование народа, его культурный уровень. Именно нравственные идеалы и ценности,  усвоенные ребёнком в школе, остаются с ним на всю дальнейшую жизнь и помогают сделать правильный выбор.

Сегодня перед педагогическим коллективом стоит множество проблем, волнующих не только учителей, но и родителей.  Во все времена предметом заботы учителя являются как знания ученика, так и их нравственная сторона,  культура их общения, нормы поведения. В связи с этим особую работу педагоги должны проводить с теми учащимися, поведение которых не соответствует нормам морали. Несмотря на то, что проблема девиации давно поднимается в педагогике психологии, но можно уверенно говорить, что общепринятого понятия «девиантного поведения» нет. Под словами «девиантное поведение» понимается и определённое действие человека, и система поступков, а также массовые явления: преступность, наркомания и т.д. В широком смысле под «девиацией» понимаются поступки, действия, несоответствующие общественным нормам.

Выделение в качестве субъекта девиантного поведения одного человека или группы людей, акцент на конкретном поступке или социальном явлении, может привести к определённым методологическим затруднениям. В работах Я.И. Гилинского, посвящённых отклоняющемуся поведению, даётся частичное разрешение этих проблем.

Я.И. Гилинский под девиантным поведением понимает:

  • поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;
  • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [2].

Учёный разводит два понятия «конкретное» и «общее», где под «конкретным» понимается поступок, действие человека, а под «общим» - социальное явление. Первое значение отклоняющегося поведения, по мнению Я.И. Гилинскому, входит в сферу изучения педагогики, психологии, второе - социологии.

В практике работы школ таких учащихся называют по-разному:  «школьники, имеющие отклонение в поведении», «трудновоспитуемые», дети «группы риска», «подростки девиантного поведения». Девиантность проявляется по-разному, но в основном такие дети плохо находят общий язык со сверстниками, со старшими, с родителями, но главное для педагога - это то, что у данного типа учащихся отсутствует мотивация к обучению и саморазвитию. Как правило, из таких подростков получаются как несовершеннолетние правонарушители, так и взрослые преступники. Проблемы, различные новшества, которые окружают подростка, негативно влияют на его психику, затрудняют его развитие. Решить возникшие проблемы, подобрать правильную методику воздействия может не каждый педагог. Необходимо понять, прежде всего, личные составляющие подростка, выявить причины отклоняющегося поведения. Причины могут быть совершенно различными: воспитание в асоциальной семье, коллектив, с которым подросток находится в тесном взаимодействии, или же психологические отклонения.

Понять проблему, разработать план действий может далеко не каждый педагог. С этой задачей может справиться только квалифицированный специалист, непосредственно работающий с данным типом подростков. Качественная работа педагога, включение в педагогическую деятельность правильно подобранных программ помогает учителю школы правильно выбирать формы и методы работы с подростками девиантного поведения. Для этого педагогам необходимо постоянно повышать квалификацию.

Сейчас каждая школа приобретает собственное лицо, в связи с этим потребности педагогических коллективов становятся более разнообразными, которые требуют научного подхода в их решении путём повышения квалификации. Одним из путей помощи педагогическим коллективам могут стать институты повышения квалификации, где на протяжении некоторого времени педагоги проходят обучение в группах, выполняют различные задания и в конце сдают зачётные работы, где на базе полученных знаний предлагают собственное видение решения поставленной проблемы.  Различные вебинары, дистанционные курсы повышения квалификации, которые позволяют учителю повышать уровень своих знаний без отрыва от основной деятельности, различные консалтинги. Но повышение квалификации на базе институтов повышения квалификации постепенно отходит на второй план, так как на академических курсах педагог получает только теоретический материал, который учителем закрепляется на практике уже самостоятельно. Также на общих курсах не могут быть учтены особенности работы отдельного педагогического коллектива. Поэтому всё более эффективным становится внутришкольное повышение квалификации или корпоративное обучение - повышение квалификации «по интересам», для однородных групп педагогических работников без отрыва от образовательного процесса.

В чём же преимущества данного вида обучения? Преимущество заключается в том, что центр тяжести и значимости в повышении квалификации переносится на определённую школу. Данный вид повышения квалификации позволяет решать проблемы именно той школы, на базе которой проводятся курсы повышения квалификации, и эти проблемы решает педагогический коллектив, обращаясь к собственному педагогическому опыту или заимствуя накопленный опыт у более квалифицированных коллег.  Внутришкольное повышение квалификации предполагает различные формы работы, а для этого необходимо, чтобы педагогический коллектив поставил научно-методическую проблему, которая будет решаться с помощью различных форм. Обязательными компонентами во внутришкольном повышении квалификации являются административное звено (директор образовательного учреждения, заместители директора), методическое звено (методисты, руководители методических объединений, преподаватели университетов или институтов повышения квалификации), третье звено - это педагоги школы (обучающиеся).

Для членов администрации необходимо правильно анализировать ситуацию, правильно определять цели, уметь моделировать, планировать деятельность. Методисты должны правильно формировать информационный запрос,  переносить свой жизненный и профессиональный опыт в процесс обучения; уметь правильно направить педагогов в решении поставленных задач. Методист должен владеть необходимым набором методик, которые помогут в обучении.

Самим педагогам (обучающимся) необходимо сформировать комплекс мотивов для успешного обучения. Собственные  потребности и интересы должны совпадать с интересами школы; педагоги должны правильно оценивать свои успехи и неудачи, должны владеть знаниями в области педагогики и психологии.

В основе любого повышения квалификации должна лежать программа, которой руководствуется администрация и методисты школы. В данной программе должны быть представлены пути решения проблем, которые существуют в данной школе.

Наверное, нет такой школы, в которой бы не обучались подростки девиантного поведения. Эта проблема стоит очень остро перед педагогическими коллективами. Во все времена общество боролось с такими социальными отклонениями. Так, например, в 18 веке главным средством борьбы с различными нарушениями общественных норм были жестокие казни, то есть ведущим методом предупреждения нарушений был страх перед жестоким наказанием. С течением времени публичные наказания резко осуждаются, и в 19 веке на смену физическому воздействию приходит метод убеждения. Разрабатываются новые подходы, которые позволят анализировать причины девиантного поведения, а на основе анализа этих причин разрабатываются механизмы, способы воздействия на нарушителей общественного  порядка.

Медики, психологи, юристы, педагоги изучают отклоняющееся поведение с позиции своей науки.

Нами (педагогами) разработана и апробируется на базе МБОУ города Астрахани «СОШ № 13» программа, целью которой является повышение квалификации учителя по работе с подростками девиантного поведения. В рамках программы решаются следующие задачи:

  • изучить и освоить  новые формы  воздействия на подростков девиантного поведения;
  • обменяться положительным опытом;
  • применить полученные знания на практике.

Программа состоит из четырёх этапов: этап исследования, практический этап, этап реализации полученных знаний и заключительный этап. На этапе исследования педагоги овладевают теоретическими знаниями по проблеме девиантного поведения среди подростков, изучают тематическую литературу. Посредством изучения литературы учителя выделяют причины девиантности, определяют формы работы по перевоспитанию трудных  подростков. Здесь педагог знакомится с методикой установления связей с трудными подростками, учится находить с ними общий язык. После того как педагог освоит теоретические навыки, он может чётко определить подростка девиантного поведения. И только после этого переходит к следующему этапу.

На практическом этапе педагоги делятся полученными знаниями. Для этого создаются специальные формы организации учебной деятельности. Это могут быть различные семинары, консультации, открытые мероприятия, мастер-классы, консалтинги, методические недели, где каждое методическое объединение делится накопленным опытом. Наиболее эффективной формой передачи знаний для начинающего учителя является наставничество, когда молодой специалист прикрепляется к более опытному (это может быть руководитель методического объединения или наиболее опытный педагог), который на практике помогает молодому учителю. Важную роль на этом этапе играют психологи и социальные педагоги, которые создают для обучающихся учителей ситуации, приближенные к реальности посредством различных семинаров и тренингов.

На этапе реализации полученных знаний педагоги в течение некоторого времени работают с подростками девиантного поведения, применяют полученные знания на практике. При этом администрация школы и методисты контролируют деятельность каждого педагога, по необходимости оказывая методическую помощь. На этом этапе выявляются проблемы, с которыми пришлось столкнуться учителю, отмечаются положительные стороны его работы.

На заключительном этапе (обычно это бывает в конце учебного года) педагогический коллектив делится полученными результатами, совместно выделяются плюсы и минусы работы. И, если работа принесла положительные результаты, то администрация школы и методисты могут написать методические рекомендации, что позволит перенести опыт отдельно взятой школы на  образовательный процесс в целом. Сроки осуществления программы определяются администрацией образовательного учреждения, как правило, работа длится один учебный год.

Помимо разработанной программы в образовательном учреждении ежегодно проводится психолого-педагогический консилиум, который представляет собой совещание педагогического коллектива, направленное на взаимопомощь. Педагоги консультируют друг друга в области решения проблемы девиантного поведения среди подростков, делятся наработанным опытом. А так как коллектив ежегодно пополняется молодыми специалистами, то возникает необходимость обучения молодых учителей работе с отклоняющимися подростками. Ведущую роль в  процессе консилиума играет психолог школы, который помогает понять внутренний мир ребёнка.

В результате внутришкольного повышения квалификации учителей мы узнаём, какой уровень требований к компетентности педагога отсутствует или слабо выражен, а это позволяет определить содержание дальнейшей методической и научно-методической работы. Кроме того, мы можем вынести рекомендации по поводу отсутствия или слабой выраженности определенного уровня требований к профессиональной деятельности, т.е. мы управляем качеством профессиональной компетентности педагога внутри определённой школы.

Методическая работа в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическую работу внутри отдельно взятой школы нельзя назвать новым направлением деятельности. Однако сегодня приходится говорить о серьезной модификации её задач, содержания, методов, всей её системы, преодолевать ограниченные подходы к самому пониманию её сущности.

Методическая работа в области повышения квалификации должна обеспечивать, с одной стороны, личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, с другой, -  выявление, систематизацию и распространение передового педагогического опыта.

Рецензенты:

Семчук Н.М., д.п.н., профессор, декан аграрного факультета Астраханского государственного университета, г. Астрахань;

Палаткина Г.В., д.п.н., профессор, декан факультета педагогики, социальной работы и физической культуры, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета, г. Астрахань.