Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SETTLING OF RUSSIANS IN DAGESTAN: HISTORY AND MODERNITY

Shakhbanova M.M. 1 Lysenko Yu.M. 1 Mamaraev R.M. 1
1 Institute of History, archaeology and ethnography of the Daghestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences
В статье авторами рассматривается история расселения русских на территории Дагестана в современных административных границах. Подробно анализируется процесс заселения низовьев реки Терек в XVI–XVIII вв., переселения русских крестьян в конце XIX – начале ХХ в. в равнинные районы, промышленных рабочих в города и на железнодорожные станции Дагестанской области. Показан рост числа русских в Дагестане в середине ХХ в., отмечены причины данного явления и основные районы их вселения и расселения в республике. Охарактеризован процесс и причины оттока русских из республики Дагестан и сужение ареала их расселения в конце ХХ – начале ХХI в. Приведены данные всеобщих переписей и статистических данных, позволяющих рассмотреть вопросы миграционной активности дагестанских русских.
the Russians
Dagestan
the historical territory of settlement
migration outflow
Terek
Kizlyar
Terek Cossacks
industrial workers
Khasavyurt
Большую роль в освоении земель низовьев Терека, нынешней северной части Республики Дагестан, сыграло терское казачество, явившееся первым русским  элементом колонизации и освоения низовьев реки Терек. Процесс активного формирования нижнетерского казачества прослеживается со второй половины XVI в. С этого времени начинается непрерывный рост больших общин казаков, пополнение их многочисленными потоками беглых из различных уголков Русского государства. Основанный русскими в устье Терека Терский городок (Терки) - важный центр политических и экономических связей России с народами Северо-Восточного Кавказа, где находилось не только военно-служилое население, но и  постоянно жили русские «торговые люди», работники, обслуживавшие прибывшие с моря бусы и стружки, а также рыбные промыслы. Здесь была сосредоточена вся русская военная сила на Кавказе [7].

Опричнина и «Великий голод» начала XVII в. и последовавшие вслед за этим события «Смутного времени» привели к новой волне притока русского населения в низовья Терека. В первой четверти XVIII в. российская граница переносится на Терек; создается Терская укрепленная линия, строится и город Кизляр - «русская столица» на Кавказе, появляются станицы Терского семейного войска. В 30-50-х годах XVIII  в. казачество низовьев Терека продолжало пополняться беглыми людьми из России. Казачьи городки выросли и стали именоваться станицами. Несмотря на продолжавшийся в течение всего XVIII века приток в низовья Терека всякого рода беглых, увеличение численности казачьего населения происходило весьма медленно. Одной из причин являлись тяжелые условия жизни и высокая смертность населения края. На сегодняшний момент в рамках границ современного Дагестана   казачьими станицами остаются Александрийская, Александро-Невская, а также сам Кизляр как центр казачества.

Помимо казаков в низовьях Терека формируются поселения рыбаков, работников рыбных промыслов побережья Каспийского моря. Заселение побережья Каспийского моря относится к XVIII в. В 1782 г. правительство Екатерины II опубликовало Указ, который разрешал заселение земель между Кумой и Тереком, как путем переселения сюда государственных крестьян, так и путем раздачи земель  помещикам. Но еще до издания этого указа многие государственные и помещичьи крестьяне самовольно бежали в регион. Некоторые из них оседали на северных рукавах Терека к северо-востоку от Кизляра. Именно эти «разного состояния» беглые люди основали не позднее 1775 г. на небольшой речушке Бекетей вольное селение Тягаловку, (ныне с. Раздолье) [2].

В 1776 г. в устье реки Бороздинской Прорвы на берегу Кизлярского залива было основано с. Черный Рынок (ныне с. Кочубей), также одно из старейших  из  рыбацких сел, являвшиеся до сер. XIX в.   центром рыбных промыслов  в регионе. Примерно в 1776 г. астраханский купец Г. Чурек на о. Березяк основал  рыболовецкий промысел, положивший начало селению Старый Бирюзяк. В 1800 г. близ устья р. Таловки возникло с. Брянское, получившее важное экономическое значение благодаря существованию около него долгое время Брянской пристани, к которой был проложен почтовый тракт, соединявший Кизляр с морем [2]. В 1880 г. было основано с. Крайновка, получившее свое  название в честь рыбопромышленника Андрея Крайнова. Село возникло у устья Старого Терека, близ существовавших здесь издавна рыбных промыслов. В настоящее время Крайновка является наиболее крупным хозяйственным центром Приморья. Села эти возникли на землях князя А.А. Вяземского, ему было пожаловано за службу в 1783 г. более 100000 десятин земли. В 1791 г. князь продал эти земли своему управляющему генералу Н.А. Бекетову [3].  По рр. Старый Терек  и Кордонка располагались войсковые казачьи промыслы.  В  начале ХХ в.  было более десятка рыболовецких поселков: Тушиловка, Бирюзяк, Брянск, Новый Чечень, Суюткино, Бахтемир, Новый Терек, Крайновка, Старый Терек, Лопуховка и др., на сегодняшний день их меньше, национальный состав кардинально изменился, русское население во многих селах не проживает или представлено незначительно.

В конце XVIII в. «под поселение крестьян» получил коллежский советник Андрей Тарумов 14667 десятин земли. Первую партию крестьян он поселил близ почтового тракта в 1786 г. Этот год и следует считать годом основания с. Тарумовка (ныне центр Тарумовского района). Возникали села и на землях, розданных капитану армянского военного эскадрона Захарию Арешеву, офицеру Серебрякову, купцу Аглинцеву, старшине кизлярских тезиков Атаю Ходжаеву. Села, основанные на их наделах, часто носили их имена: Большая и Малая Арешевки, Серебряковка, Черняевка, Оттай-Батхана и другие. Основная масса проживавших в них были русскими, большая часть из них были крепостными крестьянами, переселяемыми из внутренних губерний Российской империи.

В 60-е г. XIX в. начинается новый этап  переселения русских в регион. Важным катализатором миграций русского населения на Северо-Восточный Кавказ являлась  политика Российского государства по экономическому освоению этого региона и отмена крепостного права 1861 г.. Эти и другие причины вызвали активизацию миграционных процессов, в частности приток новых переселенцев на р. Терек в восточные районы Терской и северные районы Дагестанской областей. Наиболее интенсивным был при­ток переселенцев в 80-90-годы XIX в. Если в 1867 г., например, их было 1420 тыс. человек, в 1876 г. - 1837 тыс. человек, то в 1885 г. их число достигло 2591 тыс. человек, а в 1892 г. - уже 3082 тыс. человек. Только в Хасавюртовском округе в 70-х гг. XIX в. из казенных земель было пожаловано секретарю Хасавюртовского окружного полицейского управления штабс-капитану Тимошенко - 100 дес., подполковнику Григоревичу - 234 дес., капитану Юзбашеву - 254 дес. земли. Число лиц, которым были пожалованы земельные участки, в этом округе к 1895 г. достигло 358 человек [10].   В одной из своих заметок о Дагестане И. Костемеревский отмечал: «Дагестан, бесспорно, русская область, и уже не «украйна». А между тем, в ней почему-то нет еще ни одного русского самостоятельного поселения. В видах политико-экономического и стратегического здесь необходимо устроить ряд самостоятельных русских поселений» [5]. Планомерное переселение русских крестьян в Дагестан началось с принятия закона от 13 июля 1889 г. о переселении выходцев из центральных областей России на казенные земли. Закон этот был утвержден окончательно 15 апреля 1899 г. Законом не было точно определено поземельное устройство переселенцев. Количество земли, выделяемой переселенческому хозяйству, разрешалось установить местным чиновникам в зависимости от имевшегося земельного фонда. Сложной была и процедура оформления пособий для переселенцев. Трудности устройства русских переселенцев в Дагестане были связаны также и с отсутствием в области достаточного количества свободных земель.   

Начало нового политического курса правительства в переселенческом вопросе ознаменовал собой закон от 6 июня 1904 г. о добровольном «переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев на казенные земли». В 1905 г. царская администрация предприняла еще одну попытку планомерного заселения Кавказа русским населением. По материалам первой переписи населения Российской империи к 1897 г. в Дагестане насчитывалось уже 16 тыс. русских, что составляло 2,8 % населения области, а к 1913 г. их количество в крае выросло до 41,7 тыс. человек или 5,9 % от общего количества населения, не включая нынешние северные территории республики. В 1915 г. в одном только Хасавюртовском округе проживало более 23 тыс. русских крестьян-переселенцев. Однако  переселенческая политика правительства проводилась без учета факта малоземелья и безземелья местного крестьянства. Власти были вынуждены признать, что русским переселенцам в Дагестане выделялись зачастую безвод­ные, заболоченные, нездоровые участки земли. Не хватало поливной и даже питьевой воды, материалов для возведения жилищ и хозяйственных построек, кормов для скота и др.

 Все это приводило к осложнению положения не только переселенцев, но и местных крестьян, создавало натянутые отношения между ними, а также ухудшало и без того тяжелое материальное положение русских крестьян и местных жителей, лишавшихся части своих зе­мельных угодий, отводившихся царскими властями переселенцам. Ярким свидетельством этого явилась обстановка, сложившаяся в Хасавюртовском округе, так в  1907 г. в областном правлении Терской области специально рассматривался вопрос о земельном устройстве русских переселенцев, поселившихся в селениях Карланюрт, Муцалаул и Баматбекюрт Хасавюртовского округа. 

В тяжелом положении оказались русские переселенцы, поселившиеся в Кюринском округе, а  также жители с. Кандаураула и Ботаюрта, переселенцы с. Ново-Владимировки. Причиной обострения отношений между ними послужило то, что местная администрация не установила межевых границ земельных наделов названных сел.  Подобного рода жалоба поступила и от русских переселенцев хутора Вязовского Хасавюртовского округа и др. [8].

Но наиболее благоприятным для вселения русских был  Хасавюртовский округ, так в 1889 г. 60 семей русских (380 человек) купили у землевладельца Клычева участок земли, на котором образовали поселок Ново-Георгиевск. В 1889 г. товариществу из 19 безземельных крестьян слобод Зыбиной и Трефиловки и деревни Хотежской Грайворонского уезда Курской губернии был отдан в аренду без торгов Акташевско-Лагерный казенный участок Хасавюртовского округа в 506,15 дес. Образовавшийся на этом участке поселок получил название «Николаевское». В 1894 г. 7 семей  русских переселенцев арендовали участок земли у купца 2-й гильдии П.И. Ярморкина сроком на 6 лет и организовали поселок в 8 верстах от Хасавюрта на берегу р. Ямансу в районе с. Боташюрт. А  в 1897 г.  они купили участок в полную собственность и создали хутор Ярморкина. 

Еще в начале 90-х гг. XIX в. переселенцы, преимущественно из Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и др. губерний, начали селиться на территории бывшего Темир-Хан-Шуринского округа, на землях, арендованных у казны, князей Темирова и Казаналипова, у землевладельцев Казиева, Шушанова и др. Таким образом, были основаны хутора Темировка, Нечаевка, Шушановка, Еремеевка, Казиева, Осадченко, Шамуданова. На казенных землях, выделенных на основании закона 1899 г., к началу 1912 г. были образованы села: Новоалексеевское, Новоалександровское, Преображенское, Царедарское, Новониколаевское. В тот период в них проживали 488 семей русских и украинских переселенцев общей численностью в 3011 человек. Во много раз увеличилось число переселенцев на Кумыкской плоскости, где несколько раньше были основаны переселенцами населенные пункты: Владимировка, Евгеньевка, Романовка,  Петраковский, Могилевский, Измайловский, Прянишникова, Баташева номера I и II, Капланова и др. На участке земли, приобретенной у князя Хамзаева русскими переселенцами, был образован поселок Покровский, который сохранился до настоящего времени под тем же названием. По сельскохозяйственной переписи 1916 г. в нем проживало около 400 переселенцев [8]. Поселок Ново-Владимирский был основан в 1901 г. на переселенческой участке Баматюрт, жители которого были расселены по другим аулам Хасавюртовского и Грозненского округов за противодействие властям. В поселке поселились 580 русских крестьян, до этого Баматюртовский казенный участок сдавался в аренду 96 семействам русских переселенцев.

Переселенцы поселились на казенных участках Ямансувский, Ладыженский, Аксаевский, Бавтугаевский, Аркабашевский и др. Переселенческие поселки в Хасавюртовском округе вначале возникали по рекам Терек, Аксай, Акташ, Кардоновка, а позднее и в других местностях округа. В 1902-1903 гг. в 96 селениях этого округа проживало 1738 семей переселенцев численностью 10370 человек, что составляло 14,3 % от всего населения округа [10].

Наряду с поселками в Хасавюртовском округе образовалось множество переселенческих хуторов, состоявших из нескольких семей. Так, крестьяне из Могилевской, Тамбовской, Херсонской и других губерний основали здесь хутора Дубовка, Измайлово, Новопетраковский, Прянишникова, Бессарабский, Ладыженский, Екатеринославский, Яковчук и др. [10].

Определенная часть переселенцев оседала в городах и слободах Дагестана - одни в качестве хозяев различных промышленных предприятий, другие - в качестве наемных рабочих. Среди архивных документов встречаются многочисленные прошения крестьян и мещан различных губерний России с просьбой причислить их к городам Дагестана. Многим из них было разрешено поселиться в Петровске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте, Темир-Хан-Шуре. Уже к началу XX в. русские составляли около половины городского населения Да­гестана. Проведение Владикавказской железной дороги вначале до г. Петровска (1893 г.), а затем и до Баку через всю Прикаспийскую низменность (1899 г.) также повлияло на  приток русских переселенцев. Они селились на многочисленных станциях и разъездах: Хасавюрт, Темиргое, Шамхал, Петровск-Кавказский, Тарки, Манас, Каякент, Мамедкала, Дербент, Белиджи.  В 1903 г. насчитывалось 13667 рабочих и служащих дагестанского отрезка Владикавказской железной дороги вместе с членами их семей [6].

Таким образом, к 1917 г.  на территориях, входящих на сегодняшний день в состав  Дагестана, образовалось множество разного типа населенных пунктов, в которых проживали   русские переселенцы. Основными районами их расселения были Хасавюртовский, Кизлярский, Темир-Хан-Шуринский округа и города Петровск, Темир-Хан-Шура, Дербент, Кизляр, слободы Хасавюрт, Чирюрт. Незначительная часть русских переселенцев поселилась и в горных округах Дагестана - Аварском, Андийском, Ботлихском, Гунибском и др. [8].

В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции часть русских эмигрировала во внутренние губернии России. Тяжелее всего пришлось жителям Хасавюртовского  округа и самого Хасавюрта. Только с декабря 1917 г.  по середину марта 1918 г. слободу Хасав-Юрт покинуло более 4500 человек. Весной 1918 г. слобода Хасав-Юрт подверглась ужасному погрому и разграблению [4], что также повлекло за собой резкое сокращение, в первую очередь, русских  в этом регионе. 

В 20-30-е гг. ХХ в. наблюдается приток в республику русских специалистов    различных отраслей хозяйства, это  квалифицированные рабочие, техники, инженеры, и особенно учителя, преподаватели вузов, техникумов, училищ, работники культуры. В период с 1939 по 1959 г. фиксируется интенсивный рост русского населения в Дагестане и самая высокая доля их в общей численности населения республики. В этот период русские прибывали в растущие города Дагестана,  так в Махачкале русские составляли свыше 60 %, в Каспийске - 65,5 % населения города. [6]. В послевоенный период в связи с восстановлением промышленности, строительством крупных промышленных предприятий  и развитием образовательных и культурных учреждений вновь в республику стали направлять  учителей, работников культуры, квалифицированных специалистов, и число русских  в Дагестане постоянно росло [6]. Здесь также стоит отметить, что  в 1957 г. в состав республики были включены Кизлярский, Крайновский, Тарумовский районы и г. Кизляр, в которых преимущественно проживало старожильческое русское население, причем большая часть его - в сельской местности. В  других частях Дагестана русские в основном  проживали в городах, и только небольшая часть, в сельской местности, в том числе в нескольких селах Хасавюртовского  и Бабаюртовского районов, образованных еще на рубеже ХIХ - ХХ вв.

 Примерно с середины 1960-х гг. численность русских в Дагестане сначала стабилизировалась, а затем начала медленно уменьшаться.  В 1970-1980-е гг. отмечается дальнейшее постепенное уменьшение числа русских в Дагестане, в том числе  в районах называемых традиционно  «русскими»: Кизлярском и Тарумовском.

Следует  отметить, что на сужение ареала расселения русских  в сельских районах  и г. Кизляре влияют два обстоятельства: миграция русских за пределы республики и в определенной степени организованный, но главным образом стихийный приток  жителей горных районов Дагестана. В Кизлярском районе только с 1970 по 1989 г. русское население сократилось в два раза, в то же время резко выросло число аварцев, даргинцев и других дагестанских народов.

 В  Кизлярском  и  Тарумовском районах уже в большинстве сел преобладает  аварское и даргинское население, а в отдельных населенных пунктах  русские уже не проживают [9]. К концу ХХ  - началу ХХI в. тенденция сокращения русского населения только усилилась. Единственным моноэтничным русским селом на сегодняшний день   в Дагестане является Коктюбей, в котором проживает 738 человек. Хасавюртовский и Бабаюртовские районы, еще  в середине ХХ в. достаточно заселенными русскими, таковыми не являются.  На такие изменения существенное влияние оказала переселенческая политика правительства ДАССР на протяжении 50-70-х гг. ХХ в.  и стихийное переселение в 80-90-е гг. ХХ в., что привело к появлению новых сел  на «севере» республики и исчезновение из ряда населенных пунктов русских. По материалам всероссийской переписи населения 2002 г. русских в Дагестане насчитывается 120,9 тыс. человек, или 4,7 % всего населения республики.  По данным переписи 2010 г. в РД насчитывалось 104 тыс. русских, или 3,6 % [6]. Основная их часть проживает в гг. Махачкала, Каспийск, Кизляр, Кизлярском и Тарумовском районах, а также  небольшое число их проживает в остальных городах и ряде районов республики.

Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 14-03-00104 «Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения русскоязычного населения Республики Дагестан».

Рецензенты:

Искендеров Г.А., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник отдела новой  и новейшей истории Дагестана Института ИАЭ ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Алиев Б.Г., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник отдела древней  и средневековой истории Дагестана Института ИАЭ ДНЦ РАН, г. Махачкала.