С другой стороны, современные потребители образовательных услуг в лице государства, общества, учащихся и их родителей все чаще выражают свои потребительные запросы, связанные с необходимостью повышения качества образования «соответствия достигнутого уровня требованиям потребителя» [3]. В том числе, заметно усиливается составляющая, связанная с сервисными ожиданиями. Такое понимание предполагает, в первую очередь, повышение требований к профессионализму педагога и к процессу его профессионального становления.
Налицо противоречие между потребностью системы образования в педагогических кадрах, способных обеспечить качество образовательного процесса в современных социально-экономических условиях и отсутствием соответствующих стратегий их профессионального становления и развития в современной образовательной теории и практике.
Выделенные противоречия оказывают влияние и на изменение требований к сущности профессионализма как педагогических, так и управленческих кадров и выделении в его структуре такой составляющей как конкурентоспособность.
Понятие «конкурентоспособность педагогического персонала» складывается из двух категорий: «педагогический персонал» и «конкурентоспособность».
В контексте нашей статьи под педагогическим персоналом общеобразовательной организации мы будем понимать коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих педагогические и/или управленческие функции на основе трудового договора.
Рассматривая «конкурентоспособностью» общеобразовательной организации ее способность и готовность к успешному устойчивому развитию организации в условиях рыночной экономики, отметим, что основным звеном в формировании этого качества является педагогический персонал организации и такая его профессиональная характеристика как конкурентоспособность персонала.
Конкурентоспособность педагогического персонала нами рассматривается не только как личностное качество, но и как его способность и готовность к обеспечению конкурентоспособности общеобразовательной организации на рынке образовательных услуг, как организационный ресурс общеобразовательной организации.
Рассматривая конкурентоспособность педагогического персонала, можно выделить следующие ее компоненты: личностный (связанный со становлением конкурентоспособности личности педагога (руководителя) на рынке образовательных услуг), корпоративный (связанный с участием педагогического персонала в формировании конкурентоспособности общеобразовательной организации) и институциональный (направленный на поддержку и развитие конкурентоспособности образования как института).
С целью более содержательного обоснования стратегий становления конкурентоспособности педагогического персонала раскроем сущность понятия «становление». В словаре С.И. Ожегова «становление» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [7]. Говоря о широте применения данного понятия, необходимо отметить, что термин «становление» широко используется в философии, социологии, психологии и педагогике. Его сущность исследовалась различными авторами. В контексте нашего исследования важно рассмотреть три аспекта: философский, социологический, психолого-педагогический. В философии категорию «становление» рассматривали в своих трудах Гераклит, Аристотель, Парменид, Платон, Лейбниц, Гегель и др. Рассматривая философский аспект, Л.Е.Балашов основной акцент делает на становлении как единстве материи и движения, указывая не только на факт изменения, но и на то, что изменяется, каким образом изменяется [1].
В психолого-педагогическом контексте становление можно определить как прогрессивный процесс изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности. Большой толковый словарь русского языка выделяет основные процессы, в рамках которых происходит становление. По мнению автора, к ним относят: развитие, формирование, воспитание [6].
Становление такого качества педагогического персонала как конкурентоспособность является частью его профессионального становления и в современных рыночных, социально-экономических условиях требует разработки специальной педагогической стратегии обеспечения и комплексного сопровождения данного процесса.
Сущность понятия «стратегия» часто трактуется как «план действий в условиях неопределенности, набор правил, согласно которым предпринимаемые действия должны зависеть от обстоятельств, включая естественные события и действия других людей [9]» или «детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение ее целей» [8], «генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей». [2].
Однако, как отмечает О.С. Виханский, существует и другая трактовка термина «стратегия», в рамках которой «стратегия» рассматривается как определенное долгосрочное направление развития, стратегический ориентир, которое должно привести к достижению поставленных целей [4].
В более широком смысле, можно рассмотреть понятие стратегии в трактовке Г. Минцберга, который трактует понятие стратегии следующим образом: «Стратегия - план «как сделать», средство получения необходимого результата» [11]. Таким образом, чаще всего стратегия рассматривается как долгосрочный детализированный план достижения перспективной цели.
Стратегия носит прикладной характер по отношению к сфере деятельности, в которой оно применяется. Так выделают такие сочетания как «военная стратегия», «бизнес стратегия», «педагогическая стратегия» и т.д. В контексте нашей статьи необходимо рассмотреть сущность «педагогической стратегии» и специфику ее формирования.
Нам близко определение М.Г. Яновой, в котором автор «педагогической стратегией» предлагает понимать «искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий адекватных педагогической цели, осуществляемых последовательно - поэтапно и развертывающихся посредством качественного отбора педагогического обеспечения: содержания учебной дисциплины, гибкого использования форм, методов, приемов и средств, направленных на реализацию конкретной стратегии». «Педагогическая стратегия» рассматривается нами, с одной стороны, как деятельность, в которой выделяются цель, как стратегический ориентир, и средства ее достижения. С другой, педагогическая стратегия - это процесс, протекающий во времени, представляющий совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата [10]. В результате таких действий педагогический персонал принимает соответствующие ценности, приобретает и актуализирует необходимые компетенции, обеспечивающие достижение стратегической цели и выполнение профессионально - и лично - значимых стратегических задач. Особое место при разработке стратегии становления конкурентоспособности персонала общеобразовательной организации уделяется теоретическому положению о том, что одной из ведущих философией достижения конкурентоспособности является философия маркетинга, поскольку именно образовательный маркетинг является философией и механизмом эффективного поведения, как организации, так и педагогического персонала на рынке образовательный услуг.
Для обоснования педагогической стратегии становления конкурентоспособности персонала общеобразовательной организации хочется подчеркнуть необходимость гармоничного сочетания внешней и внутренней составляющих. Внешняя составляющая связана с педагогическим сопровождением процесса становления, а внутренняя с самоменеджментом персонала процесса становления собственной конкурентоспособности.
Педагогическая стратегия становления конкурентоспособности педагогического персонала общеобразовательной организации будет эффективно реализоваться в образовательном процессе при следующих концептуальных основах:
- обоснование педагогической концепции, теоретико-методологическим фундаментом которой является интеграция аксиологического, контекстного, технологического и персонифицированного подходов;
- определение ядра педагогической концепции, которым являются выявленные закономерности и соответствующие им принципы становления конкурентоспособности педагогического персонала общеобразовательной организации на основе интеграции формального и неформального образования в области образовательного менеджмента;
- проектирование структурно-содержательной модели становления конкурентоспособности педагогического персонала в территориальной образовательной системе.
Основными теоретическими положениями педагогической стратегии становления конкурентоспособности персонала общеобразовательной организации выступают следующие положения:
- понимание стратегического назначения (миссии) маркетинговой деятельности общеобразовательных организаций в территориальной системе образования - обеспечение высокого качества образования как «соответствия достигнутого уровня требованиям потребителя» [3];
- стратегическая цель становления конкурентоспособности педагогического персонала общеобразовательной организации достижение ею уникальных конкурентных преимуществ, обеспечивающих устойчивое развитие в конкурентной среде за счет нахождения собственной уникальной позиции;
- тактические задачи - создание системы педагогического сопровождения становления каждого из уровней конкурентоспособности как части информационно - профессиональной среды, обеспечение взаимосвязи внешней (маркетинговая компетентность педагогов) и внутренней (самоменеджмент педагога в вопросах обеспечения своей конкурентоспособности) и реализация соответствующих организационно-педагогических условий;
- достигнутые результаты на региональном, муниципальном, организационном и личностном уровне.
Таким образом, среди многообразия педагогических стратегий для процесса становления конкурентоспособности педагогического персонала особый интерес представляют стратегии: ориентирование, приобщение и сопровождение. Рассмотрим данные стратегии.
Стратегия «Ориентирование» предполагает реализацию комплекса педагогических мероприятий ознакомительного или рекомендательного характера, направленных на достижение определенного результата за счет «направления» обучаемых на достижение какой-либо цели, помощь в поиске ориентиров деятельности. Нами выделяются следующие педагогические способы ориентирования: знакомить, обращать внимание, направлять, поддерживать, содействовать, обеспечивать, предопределять, активизировать, способствовать адекватному оцениванию, корректировать, приспосабливать, обеспечивать самообразование и другие. Главная идея педагогической стратегии заключается в ориентировании педагогов и руководителей на принятие философии образовательного маркетинга и реализацию маркетинговой деятельности в образовании как части их профессиональной деятельности. Так как согласно современным тенденциям развития организаций одной из ведущих тенденций современного менеджмента является переход к научающейся организации. Развитие организации при этом понимается как развитие ее работников. Переход к научающейся организации требует наличия в ней общего видения, общей для всех картины будущего, команды единомышленников способных учиться, т.к. общий интеллект команды выше, чем у каждого из ее участников [5]. Одной из форм реализации данной стратегии может выступать организация внутрифирменного обучения образовательному маркетингу педагогического персонала.
Стратегия «Взаимодействие» имеет деятельностный характер и предполагает предоставление возможности и создание условий для включения в какую-нибудь деятельность. В нашем случае данная стратегия имеет две интерпретации: как взаимодействие с профессиональным сообществом и как взаимодействие с группой стратегических партнеров общеобразовательной организации.
Стратегия «Сопровождение» отражает управляемую (организационную) сторону процесса развития человека в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми. В процессе сопровождения субъект самостоятелен в принятии решений, что позволяет раскрыть термин «сопровождение» через создание условий для принятия субъектом решения в ситуации выбора. Целостный процесс сопровождения предполагает формирование системы знаний в области маркетинга, самосознание в пространстве образовательной организации и рынка труда, и рынка образовательных услуг, приобретение опыта маркетинговой деятельности в контексте социально - этического маркетинга, активное участие в формировании личных конкурентных преимуществ и конкурентных преимуществ образовательной организации, формирование активной позиции саморазвития в информационно-профессиональной среде.
Результаты реализации педагогической стратегии становления конкурентоспособного педагогического персонала прогнозируются на нескольких уровнях. Результаты регионального уровня будут выражаться в повышении имиджа образования, как социального института, муниципального - в создании конкурентной среды, в рамках которой каждая образовательная организация найдет свою «нишу» на рынке образовательных услуг. Организационный - формирование сильной конкурентной позиции обеспечивающей устойчивое развитее в условиях рыночной экономки, которое выражается в достижении долгосрочного успеха образовательной организации связанного: с изучением и осознанием ею нужд и потребностей потребителей образовательных услуг; формулировкой стратегических целей, направленных на реализацию социального заказа и их реализацией; мониторингом внешней среды с целью выявления ключевых факторов успеха и использованием возникающих возможностей для своего развития, определением ведущих направлений деятельности по реализации как основных, так и обеспечивающих (дополнительных) процессов. Личностный уровень выразится в наличии такого профессионально - личностного качества как - маркетинговая компетентность педагога (руководителя), позволяющая эффективно выстраивать свою карьеру и взаимодействие с потребителями образовательных услуг.
Маркетинговая компетентность рассматривается нами как качественная интегральная профессионально-личностная характеристика, отражающая готовность и способность педагога (руководителя) общеобразовательной организации к обеспечению успешной деятельности образовательной организации в условиях рыночной экономики.
Создание педагогической стратегии становления конкурентоспособного педагогического персонала определяется важностью и актуальностью реализации государственных подходов к образованию в Российской Федерации. Разработанная нами педагогическая стратегия, учитывает современную нормативно-правовую базу, теоретические основы проблемы становления конкурентоспособности персонала, сущностные характеристики предмета исследования, принципы, содержательные направления и технологию. Авторская педагогическая стратегия становления конкурентоспособности в аспекте образовательного маркетинга позволяет выстроить концептуальные идеи и модель становления конкурентоспособности педагогического персонала в условиях территориальной системы образования.
Рецензенты:
Шерайзина Р.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления, ИНПО, НовГУ, г. Великий Новгород;
Петряков П.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики, технологии и ремесел, ИНПО, НовГУ, г. Великий Новгород.