Страхи перед обществом, т.е. социальные страхи - это то, что мешает жить и накладывает ограничения на многие сферы человеческой жизни. Проблема социальных страхов в подростковом возрасте, когда человек находится в поисках себя и своей референтной группы, очень важна для разрешения в профессиональных сообществах.
Цель исследования: выявить и обосновать принципы организации социально-культурной деятельности детских общественных организаций как ресурса по преодолению социальных страхов у подростков.
Методы исследования:
- Методы теоретического анализа: сравнительный, ретроспективный, историографический.
- Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, беседа (формализованная), методы группового анкетирования, методы тестового обследования.
Под подростковым возрастом мы понимаем период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью (от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17), которому присущи определенные возрастные страхи, в основном вызванные противоречиями в личности подростка и связанные с его ближайшим окружением [5].
Под социальными страхами в подростковом возрасте мы будем понимать страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия [1].
Социальные страхи подростков можно свести к пяти видам:
1. Страх «быть не собой» [3]. Выраженная потребность быть собой неотделима от страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, «в лучшем случае - обезличенным, лишённым индивидуальности и самобытности, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком».
2. Страх провала, осуждения, наказания. Стойкий страх провала определяется перфекционизмом и максимализмом, свойственным подростку («синдром отличника» или «синдром гиперответственности»), а также склонностью подростков делать общие выводы из единичных фактов и конечного результата, когда не учитываются индивидуальные особенности человека, а ярлык «успеха» или «поражения» наклеивается вне зависимости от затраченных усилий.
3. Страх физических уродств. Особые переживания подростку приносят постоянные изменения его внешности, связанные с физиологическими особенностями созревания, гормональными всплесками.
4. Страх одиночества. Подросток - уже социально ориентированная личность. Он хочет быть в кругу себе подобных. Яркая выраженность аффилятивной потребности - одна из самых главных особенности личности подростка [2].
5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.
Проведя диагностику социальных страхов, мы выяснили, что подростки, участвующие в социально-культурной деятельности детских общественных организаций, имеют более низкие показатели, нежели подростки, не состоящие в них. Это позволяет нам предположить, что социально-культурная деятельность детских общественных организаций является ресурсной в преодолении и профилактике социальных страхов. Что же делает социально-культурную деятельность эффективной в этом вопросе? Далее мы проанализируем общие принципы построения социально-культурной деятельности детских общественных организаций, чтобы понять, что именно является ресурсом по преодолению и профилактике социальных страхов у подростков.
Принципы, на которых строится социально-культурная деятельность в детских общественных организациях:
1 - Общая цель деятельности. Объединяет, способствует процессу социализации подростка, учит его анализировать ситуацию, прогнозировать ее наперед, делает ближайшее будущее более понятным и предсказуемым. Тем самым освобождая подростка от страха перед неясным будущим.
2 - Личностно-ориентированный подход к каждому подростку. Учитываются интересы и потребности каждого при определении целей деятельности детской общественной организации. Каждый ребенок важен и имеет свои интересы и особенности. Соблюдая такой принцип работы, мы снимаем страх негативной оценки, формируя у подростка адекватную самооценку.
3 - Морально-психологические и нравственные качества: уважение к ребенку, откровенность и гласность в межличностных отношениях, гуманность. Все это способствует формированию у подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.
4 - Овладение социальными ролями. Включение детей в социальные отношения осуществляется через овладение определенными социальными ролями. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь «проб и ошибок», ребенок научается приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации. Пробуя себя в разных социальных ролях, подросток избавляется от страха стать никем, не найти себя.
5 - Принцип самореализации ребенка в детской общественной организации. Самодеятельность - это творчество, активность, самостоятельность учащихся.
6 - Удовлетворение потребностей и интересов: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические и т.д. Чем определенней будет сфера деятельности любого объединения, чем точнее определен круг интересов, которые можно в этом объединении реализовать детям, тем больше шансов у такого объединения стать действительно нужным и полезным для детей, а значит, больше возможностей для существования и развития отношений между ними.
Гарантированность самостоятельного выбора детьми различных видов деятельности создает условия для приобретения знаний и навыков социальных отношений и социального общения, проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, понимания ребенком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вокруг него.
7 - Конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов таких как семьи, дворовой компании, общественной организации, школы, социума, общества, т.е. микро-, макро-, мета- уровней в соответствии с вышеназванными принципами;
8 - Обеспечение равных стартовых возможностей участия подростков в общественной жизни, равноправие. В детской общественной организации соблюдение данного принципа очень важно, потому что в жизни детей и подростков существует очень мало мест, где все имеют равные шансы. Детская общественная организация не имеет системы оценивания, давая подросткам проявлять себя свободно и без страха. Все имеют право решающего голоса, принятие того или иного решения. Страх осуждения и разочарования присущ почти всем подросткам, но обеспечение равных возможностей развития и самореализации снижает и его и сводит на нет.
9 - Оптимистическая перспектива. Настрой в детской общественной организации транслирует: «Что бы ни случилось, все будет хорошо». Подросткам с их нестабильным настроением (в силу физико-психологических особенностей возраста) очень важна такая поддержка и уверенность в позитивном исходе. При таком раскладе страху разочарования в себе и окружающих нет места в мире подростка.
10 - Свобода и ответственность социального выбора. Зачастую неуверенные в себе подростки боятся заводить новые контакты, не общаются с новыми людьми, боятся авторитетных взрослых. Боязнь социальных контактов можно преодолеть, обеспечив теплую и дружественную атмосферу в коллективе, как бы говоря подростку: «Мы все принимаем тебя и хотим с тобой пообщаться, но ты сам выбираешь, с кем и когда ты будешь строить отношения».
11 - Создание ситуации успеха, общественного признания. Подростку, особенно тревожному, очень страшно сделать что-либо не правильно, выглядеть смешным перед окружающими. Поддержав даже самого неуспешного ребенка в его начинаниях, страх позора и насмешек уменьшается. Основная идея этого принципа: «То, что ты делаешь - правильно, мы принимаем это». Единственно, на что можно сделать поправку, что это должны быть социально одобряемые вещи.
12 - Разнообразные виды деятельности. Подростки ищут себя в разнообразных сферах деятельности, но, зачастую, в обыденной жизни круг их интересов ограничен. Задача детской общественной организации показать подростку, что существует огромный круг того, чем он может заниматься и где может себя проявить. Тем самым каждый ребенок сможет найти себя в чем-то, а не пытаться покорить вершину, которая ему не подходит. Страх поиска себя в этом мире исчезает, если подросток занимается любимым делом.
13 - Расширения круга общения, наличия межвозрастного общения. Как правило, основной конфликт подростков со взрослыми, так как взрослые в этом возрасте воспринимаются как люди, ущемляющие права, заставляющие делать вещи, которые не нужны. Это происходит из-за разных возрастных особенностей. Общаясь тесно в одном коллективе, взрослые научаются больше понимать подростков, подростки - взрослых. Наличие межвозрастного общения снимает страх перед авторитетами и делает взрослых понятнее для подростков.
14 - Выборность и законность. Полномочия приобретаются в результате выборов. Власть выбирать передана самим подросткам с условием неукоснительного соблюдения правовых и нормативных актов детской общественной организации. Целесообразность ученического самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
15 - Принятие каждым подростком на себя ответственности за проделанную работу и ее результаты.
Заключение
Социально-культурная деятельность детских общественных организаций как ресурс по преодолению социальных страхов у подростков будет эффективной при соблюдении следующих принципов ее работы:
- использование технологий и методов, отвечающих особенностям подросткового возраста, влияющих на эмоциональное состояние подростка как средства для профилактики социальных страхов;
- организация социально-культурной среды, в которой находится подросток, которая соответствует его возрастным особенностям (фильмы, книги, игры, темы для обсуждения, занятий и другое);
- создание диалоговой основы взаимоотношений подростков со взрослыми и сверстниками как аспекта личностного становления подростка и профилактики возникновения социальных страхов;
- подготовка участников педагогического процесса, в том числе родителей, к деятельности по профилактике социальных страхов у подростков;
- проведение мониторинга по результатам деятельности по профилактике социальных страхов у подростков, находящихся в детских общественных организациях.
Выделяя принципы построения социально-культурной деятельности в детских общественных организациях, мы можем видеть, как они пересекаются с основными социальными страхами у подростков и направлены на их профилактику и преодоление.
В дальнейших исследованиях, взяв эти принципы за основу, мы предлагаем создать программу для профилактики и коррекции социальных страхов у подростков, которая может быть использована в учебных заведениях педагогами, социальными педагогами и педагогами-психологами.
Рецензенты:
Серякова С.Б., д.п.н., профессор, зам. декана по учебно-методической работе, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;
Пушкарева Татьяна Владимировна, д.п.н., профессор, зам. декана по научной работе, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.