Общеизвестен факт, что здоровье подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества. От здоровья молодежи, в конечном итоге зависит благосостояние нации. Однако с каждым годом все более сложной проблемой становится сохранение здоровья учащейся молодежи. Анализ данных медицинских осмотров детей, поступающих в общеобразовательные учебные учреждения, указывает на изначально низкий уровень их здоровья. Отмечается также значительное снижение уровня физического развития и физической подготовленности детского контингента [1,5].
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей, поступающих в первый класс, имеют различные заболевания. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Хронические заболевания диагностируются у 40-50 % детей школьного возраста (третья медицинская группа), у 40 % имеются различные функциональные отклонения (вторая медицинская группа) и лишь около 20 % детей считаются здоровыми (первая медицинская группа) [4].
Увеличилось число болезней опорно-двигательного аппарата, нервной, эндокринной системы и органов пищеварения.
У каждого второго ребенка регистрируется функциональное нарушение различных органов и систем, у каждого пятого - общая задержка физического развития.
Интенсивные умственные нагрузки и отсутствие правильного соотношения между трудом и отдыхом детей способствуют тому, что только за время обучения в начальной школе существенно увеличивается количество детей, относящихся к третьей группе здоровья, выявляются клинически выраженные признаки вегетативно-сосудистых расстройств.
Важным показателем, характеризующим уровень здоровья детей младшего школьного возраста и школьников, является устойчивость к различным простудным заболеваниям в течение учебного года [3].
По мнению многих авторов, все усиливающаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения обусловлена низкой эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию, отсутствием у большинства школьников позитивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, низкой ценностной значимости навыков здорового образа жизни, сокращением их двигательной активности [2].
Основными отрицательными моментами существующей системы физического воспитания в общеобразовательной школе являются консервативность и авторитарность уроков физической культуры в целом, однородность используемых физических упражнений, низкая моторная плотность уроков, направленных на развитие физических качеств и двигательно-координационных способностей, отсутствие необходимого специального современного спортивного инвентаря и оборудования.
Понимание необходимости позитивного качественного изменения организационно-содержательных и технологических аспектов физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, особенно его здоровьесберегающего компонента, привело к появлению в последние годы целого ряда научно-методических публикаций, авторы которых предлагают различные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса: создание групповых объединений школьников по интересам в соответствии с их спортивными предпочтениями, проведение учебных занятий по общеобразовательным дисциплинам в режиме динамических поз, комплексирование содержания и технологий проведения различных видов и форм урочных, внеурочных, внеклассных занятий физическими упражнениями, в том числе и в домашних условиях, повышение доли рекреационных видов занятий, как в ходе обязательных, так и самостоятельных форм физического воспитания учащихся общеобразовательных школ [7].
Следует отметить, что значительный потенциал для сохранения здоровья учащихся всех возрастов средствами физической культуры и спорта заложен в исполнении Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) и Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы». Поступая в специализированные детско-юношеские спортивные школы, ребята начинают заниматься избранным видом спорта.
Как дополнительный вид физической активности и альтернатива традиционному физическому воспитанию в школе существует огромный перечень занятий в коммерческих клубах на тренажерах, огромный выбор фитнесс-услуг для детей разного возраста. Но, несмотря на большие возможности коммерческих видов досуга, современные школьники не получают там возможности необходимой самореализации, т.е. не принимают участие в соревнованиях, не выполняют спортивных разрядов. В связи с вышеизложенным, а зачастую и по экономическим причинам, дети делают выбор в пользу занятий в спортивных школах и спортивных клубах.
Одним из наиболее частых отклонений в состоянии здоровья детей является нарушение осанки. Как отмечалось многими авторами, у детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости, часты дискинезии желчевыводящих путей. Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. В связи с этим, коррекция дефектов осанки - не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов.
Авторами разработана и успешно внедрена в деятельность некоторых спортивных школ г. Уфы программа «Здоровей-ка», направленная на оздоровление и коррекцию осанки детей младшего школьного возраста при проведении учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки по спортивной аэробике. Занятия по программе «Здоровей-ка» проводились два раза в неделю по 2 часа с использованием упражнений лечебной физической культуры, шейпинга, стрейчинга и фитбол-гимнастики. Кроме того, один раз в неделю в течение одного часа проводилось занятие оздоровительного плавания.
Цель исследования доказать экономическую эффективность оздоровительной программы «Здоровей-ка». Для достижения поставленной цели нами проводилось изучение различных финансовых затрат по осуществлению реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию осанки у детей и их дальнейшее восстановление [6].
Исследования в данной области показали, что финансовые выплаты при традиционных видах реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями осанки на базе фитнесс-клубов и лечебной физкультуры в условиях поликлиники весьма велики.
Материал и методы исследования. Нами проводилось специальное выборочное анкетирование 34 родителей, дети которых имели нарушения осанки и являлись учащимися младших классов обычной общеобразовательной школы г. Уфы и проходили реабилитационное лечение в условиях лечебных учреждений в фитнесс-клубах города Уфы.
Результаты исследования и их обсуждение. Было установлено, что дети с нарушениями осанки чаще болеют простудными заболеваниями, поэтому их матери чаще выходят на «больничный лист по уходу за ребенком» в периоды эпидемий вирусных инфекций и других простудных заболеваний. Выплата финансовых средств государством по больничным листам в год для матери одного ребенка с нарушением осанки составляла в среднем 18,0-32,8 тысячи рублей (при среднем заработке 10-18 тысяч рублей).
Оплата больничных листов по «уходу за ребенком» по причине вирусных инфекций и прочих простудных заболеваний матерям детей без нарушений осанки составляла около 9,0-16,4 тысячи рублей.
Анкетирование родителей детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки показало, что большинство различных видов реабилитационного лечения опорно-двигательного аппарата у детей в настоящее время проводятся в условиях лечебных учреждений и в фитнесс-клубах города Уфы на коммерческой основе.
Таблица 1
Оплата больничных листов «по уходу за ребенком» родителям детей с нарушением и без нарушений осанки
Группы исследования |
Оплата 1 дня |
Частота заболеваемости |
Сумма (тыс. руб.) |
Матери детей с нарушениями осанки (при зарплате 10-18 тыс. руб.) |
450-820 руб. |
4 раза в год по 10 дней |
18-32,8 |
Матери детей без нарушений осанки (при зарплате 10-18 тыс. руб.) |
450-820 руб. |
2 раза в год по 10 дней |
9,0-16,4 |
Проведенные нами анкетные исследования по расчету финансовых затрат на оплату лечения и реабилитацию детей с нарушением осанки, не занимающихся по учебно-тренировочной программе «Здоровей-ка», выявили, что затраты могут составлять для родителей 76,0-100,6 тысяч рублей в год (при выполнении всей программы реабилитации) (табл. 2).
Таблица 2
Финансовые затраты на лечебные и реабилитационные мероприятия при нарушениях осанки у детей младшего школьного возраста, не занимающихся по программе «Здоровей-ка» (на 1 ребенка)
Виды лечебных и реабилитационных мероприятий |
Стоимость 1 дня (раза) |
Продолжительность |
Сумма в тыс. руб. |
Оплата занятий ЛФК |
1200-1500 руб. (1 занятие) |
Курс 10 дней 4 раза в год (40 акад.часов) |
48,0 -60,0 |
Массаж спины |
300-500 руб. |
Курс 10 дней 4 раза в год |
12,0-20,0 |
Оздоровительное плавание |
330-400 руб. (1 индивидуальное занятие с инструктором ЛФК) |
Курс 10 раз 4 раза в год |
13,2- 16,2 |
Медикаментозное лечение и витамины при простудных заболеваниях |
|
|
3,0-5,0 |
Итого |
76,0-100,6 |
В настоящее время подобное финансовое обеспечение существующей традиционной системы коррекции нарушений осанки и восстановления в условиях лечебных учреждений г. Уфы представляется достаточно сложным для многих родителей.
Часть детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, при постановке диагноза - «нарушение осанки», вынуждена по состоянию здоровья покидать секцию на первом году занятий, если родители не обеспечивают детям своевременное лечение. К сожалению, не всякая семья имеет возможность оплатить лечение детей с диагнозом «нарушение осанки» в условиях лечебных учреждений по полной программе. В более экономически выгодном положении находятся дети с нарушениями осанки, занимающиеся по учебно-тренировочной программе «Здоровей-ка».
По анализу проведенного анкетного исследования и расчета финансовых затрат на оплату лечения и реабилитации детей с нарушением осанки, занимающихся по учебно-тренировочной программе «Здоровей-ка», установлен размер оплаты лечения в сумме 5,2-7,0 тысяч рублей в год (табл. 3).
Таблица 3
Финансовые затраты на лечебные и реабилитационные мероприятия при нарушениях осанки у детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе «Здоровей-ка» (на 1 ребенка)
Виды лечебных и реабилитационных мероприятий |
Стоимость 1 дня (раза) |
Продолжительность |
Сумма в тыс. руб. |
Оплата занятий ЛФК |
- |
(акад.час.) |
- |
Массаж спины |
- |
- |
- |
Оздоровительное плавание |
80-100 руб. (1 тренировочное занятие) |
40 раз (1 раз в неделю в течение учебного года) |
3,2-4,0 |
Медикаментозное лечение и витамины при простудных заболеваниях |
|
|
2,0-3,0 |
Итого |
5,2-7,0 |
Выводы и заключение. Полученные результаты свидетельствуют об актуальности и экономической обоснованности внедрения оздоровительной программы «Здоровей-ка», включающей упражнения лечебной физической культуры, дополнительные виды физической активности и оздоровительное плавание в учебно-тренировочные занятия по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста с целью решения острой проблемы коррекции осанки.
Рецензенты:
Янгуразова З.А., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды Башкирского государственного университета, г. Уфа.
Галиев М.А., д.м.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды Башкирского государственного университета, г. Уфа.