Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATIONAL EDUCATIONAL SPACE OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PUPILS: INFORMAL ASPECT

Boyarinov D.A. 1
1 Smolensk State University
The article discusses current approaches to informal learning, examines the potential of informational educational space of pupils’ personal development in relation to the implementation of the ideas of informal education, identifies the relevant requirements to information educational space. There are five basic properties of the educational space of personal development of students who generate ideas of informal education. Firstly, the educational environment of personal development of students should represent a flexible, adaptable, personalized informational environment. The unified system of informational exchange as the main structural element of the space should contain tools of individualization and adaptation taking into account the characteristics of a particular subject. There should be mechanisms for the reflection of space attitudes, and personal meanings of subjects. Secondly, the educational area of personal development of students should provide an environment of interpersonal communication, the exchange of personal viewpoints that create conditions for mutual enrichment and further personal development of the main subjects of the space - the participants of informational interaction. Thirdly, the informational educational environment of personal development of students should provide an opportunity to involve the participants of the activity in the various forms of activities, such as specific training in particular and social in general. In this case, the student must take a variety of roles, have an opportunity for a meaningful reflection of its activities, and correspond to the functions he performs. Fourth, the informational educational environment of personal development of students should provide conditions for the formation of a dynamic system of its subjects, micro and macro groups that implement various, intersecting and personally meaningful tasks. The subjects of the space should have a certain freedom of choice of groups and forms of interaction in them.
synergy
informal education
personal development
information educational environment
Последние десятилетия характеризуются значительным развитием идей «life long learning» - обучения на протяжении всей жизни. Формируется понимание того, что обучение не заканчивается по достижении человеком определённого возраста или социального статуса, а просто видоизменяется и приобретает новые формы. Соответственно развивается интерес к таким видам образования, как неформальное и информальное. Ещё одна актуальная тенденция, характеризующая современный этап развития педагогики - проектирование и реализация информационных образовательных пространств. Естественным образом возникает вопрос реализации идей информального обучения в условиях информационного образовательного пространства. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые аспекты данной проблемы.

Цель исследования - рассмотрение потенциала информационного образовательного пространства личностного развития учащихся применительно к реализации идей информального образования, выявление соответствующих требований к информационному образовательному пространству.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического характера с учетом специфики каждого этапа работы: метод системно-структурного анализа; методы педагогического конструирования, моделирования, проектирования; теоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических трудов по проблеме исследования; изучение научной периодической печати по теме исследования; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта.

Результаты

Современные взгляды на характер и формы педагогического процесса характеризуются определённым стремлением к выходу за рамки традиционных концепций, характерных для формального образования. При этом всё большее внимание со стороны научной общественности уделяется таким видам образования, как неформальное и информальное. Понятие «информальное образование» является достаточно новым для отечественной педагогики и не имеет пока единого устоявшегося определения. Применительно к целям настоящего исследования нам представляется наиболее целесообразным остановиться на следующем определении: «информальное образование - это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [9]. Некоторые исследователи особо выделяют роль среды, прежде всего информационной, в процессе информального образования [2, 10]. При этом отмечается, что целеполагание индивида и его воля, играющие ключевую роль в формальном образовании, в рамках информального образования зачастую имеют гораздо меньшее значение. Основная роль переходит к информационной среде, в которую погружен индивид в процессе информального образования. При этом познавательный аспект взаимодействия с информационной средой рассматривается в качестве основного компонента информального образования. Ход информального образовательного процесса зависит от информационной среды и определяется её основными параметрами.

При рассмотрении феномена информального образования возникает определённое противоречие. С одной стороны, в рамках традиционных представлений о педагогическом процессе он рассматривается как специально организованный и целенаправленный. С другой стороны, в рамках информального образования педагогический процесс имеет не всегда целенаправленный, а часто и стохастический характер.

Возникает вопрос о способах преодоления этого противоречия и соответствующих формах организации педагогического процесса. Мы полагаем, что необходим прежде всего анализ той информационной среды, в которой происходит взаимодействие субъектов информального образования. В частности, если в качестве такой информационной среды выступает информационное образовательной пространство, то каковы его возможности применительно к обеспечению информального образования, какими свойствами в этой связи оно должно обладать?

Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся мы рассматриваем на двух уровнях - концептуальном и технологическом.

На концептуальном уровне информационное образовательное пространство личностного развития учащихся выступает как коммуникативная информационно-образовательная среда, отражающая личностные установки и личностные смыслы субъектов и создающая условия для их вовлечения в разнообразные формы совместной деятельности.

На технологическом уровне информационное образовательное пространство личностного развития учащихся выступает как комплекс электронных обучающих систем, баз знаний различной направленности, систем компьютерных телекоммуникаций и сетевого взаимодействия, интегрированных педагогических технологий, инструментов дистанционного мониторинга и управления, к которому обеспечен доступ пользователей посредством сети Internet в соответствии с их статусом.

В рамках такого подхода основным структурным элементом информационного образовательного пространства личностного развития учащихся выступает единая система информационного обмена. Она и должна служить стержневым элементом инфраструктуры неформального образования и социализации в рамках такого пространства, предоставляя субъектам пространства площадку для реализации определённых видов социальной активности, взаимодействия с референтными социальными группами, самоактуализации [4,5].

При этом в рамках образовательного пространства личностного развития учащихся будут реализовываться формы и технологии организации учебного процесса, характерные для формального и неформального обучения. Вся остальная социальная и информационная активность в рамках сервисов, обеспечиваемых образовательным пространством, будет относиться к информальному образованию.

Следовательно, для того чтобы образовательное пространство личностного развития учащихся обеспечивало реализацию идей информального образования, оно должно обладать рядом свойств. К наиболее важным, на наш взгляд, относятся следующие.

1. Образовательное пространство личностного развития учащихся должно представлять собой гибкую, адаптируемую, индивидуализированную информационную среду. Единая система информационного обмена, как основной структурный элемент пространства, должна содержать в себе инструменты индивидуализации и адаптации с учётом особенностей конкретного субъекта. Должны присутствовать механизмы отражения пространством личностных установок и личностных смыслов субъектов.

2. Образовательное пространство личностного развития учащихся должно обеспечивать среду межличностного общения, обмена личностными смыслами, создающую условия для взаимообогащения и дальнейшего личностного развития основных субъектов пространства - участников информационного взаимодействия.

3. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся должно предоставлять субъектам возможность вовлечения в разнообразные формы деятельности как специфически учебной, так и, шире, социальной. При этом учащийся должен выступать в различных ролях, иметь возможность для содержательной рефлексии своей деятельности, степени соответствия выполняемым функциям.

4. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся должно обеспечивать условия для формирования динамической системы его субъектов, микро- и макрогрупп, реализующих различные, взаимопересекающиеся и личностно значимые задачи. Субъекты пространства должны обладать определённой свободой выбора групп и форм взаимодействия в их рамках. Структура групп должна быть гибкой, основанной прежде всего на неформальных связях.

5. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся должно использовать синергетический эффект в плане развития личностного потенциала своих субъектов. Должны создаваться, в частности, особо благоприятные условия для личностного развития всех без исключения субъектов, в том числе учащихся с ограниченными возможностями. В рамках системы информационного обмена и, шире, всего пространства они должны обладать большей социальной мобильностью и коммуникативными возможностями, чем вне его. Ранее мы уже отмечали значительный потенциал информационного образовательного пространства применительно к проблеме реализации принципов синергетики [1].

Реализация отмеченных выше свойств в процессе проектирования информационного образовательного пространства личностного развития учащихся должна обеспечиваться, в том числе, за счёт разработки и интеграции соответствующих педагогических технологий и педагогических сценариев взаимодействия субъектов этого пространства.

Ещё один аспект информального обучения в рамках информационного образовательного пространства личностного развития учащихся - реализация идей инклюзивного образования. В настоящее время инклюзивное образование является доминирующим подходом к решению проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями. В России эта проблема привлекает к себе значительное внимание как научного сообщества, так и государства. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, уделяет много внимания этой проблеме. В частности, мероприятие 10 (создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) содержит пункт, предусматривающий обеспечение права граждан на выбор образовательного учреждения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий, в том числе в общеобразовательных учреждениях [8]. Мероприятие 11 «Плана действий...» - «Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной и этнокультурной составляющей, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» [8] полностью посвящено этой проблеме. В результате реализации «Плана действий...» предполагается достижение следующих основных показателей, в том числе по разделу IV: рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста - с 30 до 70 процентов [6,8].

В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указывается: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [7]. Среди «Основных направлений развития общего образования» выделяется пункт 4 - «Изменение школьной инфраструктуры», в котором, в частности, указывается, что «Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов» [7].

В основе инклюзивного обучения - создание условий для развития каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям [9]. Исключительно значимым компонентом инклюзивного образования является также создание условий для совместного обучения всех детей, включая и детей с ограниченными возможностями. Другими словами, полноценная и всесторонняя реализация идеи инклюзивного обучения невозможна без создания единого образовательного пространства для всех учащихся. В такой роли и должно выступать информационное образовательное пространство личностного развития учащихся.

Формируемая образовательная среда, включающая в себя автоматизированные рабочие места обучающихся, объединённые посредством современных сетевых технологий, позволяет в значительной степени снять барьеры, являющиеся следствием ограниченных возможностей части учащихся. При этом обеспечиваются широкие возможности коммуникации с другими обучающимися, преподавателями. Таким образом, фактически создаётся виртуальная социальная среда, в которой будет проходить обучение и социализация детей с ограниченными возможностями.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся при выполнении определённых требований может представлять собой эффективную среду не только формального и неформального, но и информального образования. Информальное образование создаёт предпосылки для наиболее эффективного изменения установок и моделей поведения обучающихся. При этом оно в условиях информационного образовательного пространства личностного развития учащихся основано на свободной повседневной коммуникации, обеспечиваемой единой системой информационного обмена и интегрированными в неё педагогическими технологиями. Отметим также, что информальное образование в рамках информационного образовательного пространства личностного развития учащихся обладает большими возможностями в плане инклюзии, что соответствует современной гуманистической парадигме образования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Смоленской области грант № 14-16-67012.

Рецензенты:

Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск;

Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.