Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ENSURING OF FINANCIAL STABILITY AND SOLVENCY OF INSURANCE COMPANIES

Minakov V.F. 1 Radchenko M.V. 2 Singeleytsev M.V. 2
1 FGBOU VO «Saint Petersburg State University of Economics»
2 FGBOU VPO «Financial University under the Government of the Russian Federation» Krasnodar branch of Financial University
In article the current state of a problem of ensuring financial stability and solvency of insurance companies is investigated. It is established that effective management of financial stability and solvency of insurance companies requires definition of economically reasonable insurance tariffs, insurance reserves, own means (capital), reinsurance and control of financial performance (specialized depositary, internal control, internal audit; external audit). It is revealed that the state has limited opportunities of regulation of financial stability and solvency of insurers, and also still there is no technique of early identification and elimination of problems of insurers. On insurers pressure from vessels is carried out and supervisory authorities, penalties therefore prompt reduction of the insurance market is observed become tougher. In this regard change of legislative norms in system of insurance is actual.
reinsurance
insurance reserves
insurance rates
solvency
Financial stability
insurance company
Insurance
Современная российская система страхования развивается с конца 1980-х годов из государственных монополий: Госстраха СССР и Ингосстраха - их финансовая устойчивость обеспечивалась государством.

В настоящее время страховую отрасль в России представляют государственные и негосударственные страховые компании, универсальные и специализированные, российские и с участием иностранного капитала, рыночные и кэптивные (аффилированные, отраслевые). На 30.06.2014 в России было зарегистрировано 400 страховых организаций.

Страховому бизнесу присущи как риски по страховым операциям [1], так и риски инвестиционной деятельности [5], что и определяет необходимость разработки и использования специальных инструментов и методик оценки финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков. Государство устанавливает концепцию страхования, при этом законодательство [2] призвано соответствовать его экономической сущности.

В данной работе рассматривается современное состояние решения названных проблем.

1. Гарантии обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ред. от 21.07.2014 (далее - Закон № 4015-1) гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.

1.1 Экономически обоснованные страховые тарифы

Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, а также других условий страхования, в том числе наличия франшизы и её размера в соответствии с условиями страхования (п. 2 ст. 11 Закона № 4015-1).

Тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются государством. При заключении договоров обязательного страхования страховщики не вправе изменять установленные значения базовых тарифных ставок и поправочных коэффициентов.

Государственный контроль страховых тарифов предполагает оперативное отслеживание факторов, влияющих на стоимость страховых услуг. Необходим постоянный мониторинг и регулярная корректировка значений.

Результатом ошибочной политики стал кризис на рынке ОСАГО, проявившийся в 2012 г. Тогда резко возросло количество и размер штрафов, накладываемых различными государственными органами на страховщиков, суды стали обязывать их осуществлять выплаты по нестраховым случаям, размеры выплат завышались. В итоге страховое сообщество признало ОСАГО нерентабельным. Для спасения своего бизнеса страховщики стали предпринимать действия, находящиеся на грани закона: удалять офисы урегулирования убытков на сотни километров от крупных городов, уклоняться от приёма заявлений о выплатах, а к началу 2014 года приобрести полис ОСАГО стало затруднительным. В июле 2014 года страховые суммы по ОСАГО были повышены более чем в три раза. После длительных дискуссий Центробанк пошёл на уступки страховщикам и прибег к непопулярной мере - повышению тарифов по ОСАГО на 23-30 % (указание ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У).

Есть примеры перегибов в другую сторону. Источником сверхприбылей для страховщиков стало обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Сборы по ОПО за 2013 г. составили 9,2 млрд руб., выплаты - 279 млн руб.

Из сказанного можно сделать вывод, что государственное регулирование страховых тарифов по обязательным видам страхования не является эффективным. В то же время расчёт тарифов по обязательному страхованию не может быть переложен на страховщиков, поскольку это приведёт к злоупотреблениям. Решением может стать осуществление актуарных расчётов объединениями страховщиков.

Страховые тарифы по добровольному страхованию (базовые тарифные ставки и коэффициенты к ним или предельные значения коэффициентов) рассчитываются страховщиками на основании статистических данных, содержащих сведения о страховых случаях, страховых выплатах, об уровне убыточности страховых операций (п. 2 ст. 11 Закона № 4015-1).

Здесь важна борьба с демпингом. Политика демпинга страховой организации свидетельствует о её нежелании исполнять будущие обязательства по выплатам.

Замечено, что те страховщики, которые планируют скорый уход, начинают «пылесосить рынок», то есть заключать договоры страхования (преимущественно «моторных» видов: каско и ОСАГО) по заниженным тарифным ставкам.

Методики расчёта тарифных ставок по рисковым видам страхования утверждены 21 год назад распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью от 08.07.1993 № 02-03-36 и с тех пор не пересматривались.

Страховой тариф по конкретному договору добровольного страхования определяется по соглашению сторон (п. 2 ст. 11 Закона № 4015-1).

Как видно, в тексте Закона содержится явное противоречие. С одной стороны, актуарный расчёт осуществляется на основе статистических данных по утверждённой государством методике. С другой стороны, при заключении договора стороны определяют тариф по своему усмотрению. На практике это реализуется путём умножения рассчитанной базовой ставки тарифа на произвольные «поправочные» коэффициенты.

Таким образом, непосредственное государственное регулирование страховых тарифов как по обязательным, так и по добровольным видам страхования не является эффективным способом контроля за финансовой устойчивостью и платёжеспособностью страховщиков.

1.2 Страховые резервы

Страховые резервы - это специальные частные фонды, из которых производятся выплаты при наступлении страховых случаев. Поэтому страховщики и государство обязаны относиться к ним с повышенным вниманием.

Страховые резервы формируются в рублях (в силу прямого указания п. 1 ст. 11 Закона № 4015-1).

Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утверждены приказом Минфина России от 11.06.2002 № 51н.

Страховые резервы включают: резерв незаработанной премии (РНП); резервы убытков; резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ); резерв произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ); стабилизационный резерв (СР); резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков по ОСАГО в последующие периоды; иные страховые резервы.

Средства сформированного фонда не лежат бездвижно на счетах, а размещаются в прибыльные активы.

Это означает, что к страховым резервам предъявляются дополнительные требования диверсификации, возвратности, доходности (прибыльности) и ликвидности.

Порядок размещения страховщиками средств страховых резервов утверждён приказом Минфина России от 02.07.2012 №100н.

Структурные соотношения активов и резервов также установлены государством. Например, стоимость слитков золота, серебра, платины и палладия, а также памятных монет Российской Федерации из драгоценных металлов не может быть более 10 % от суммарной величины страховых резервов, а стоимость приобретённых акций различных организаций - не более 20 %.

1.3 Собственные средства (капитал)

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 4015-1 собственные средства (капитал) страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включают в себя: уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Эти средства также инвестируются на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, утверждены приказом Минфина России от 02.07.2012 № 101н.

Активы, принятые в покрытие страховых резервов, не могут быть приняты в покрытие собственных средств страховщика. Если часть стоимости актива принята для покрытия страховых резервов, оставшаяся часть стоимости может быть принята для покрытия собственных средств страховщика.

Таблица 1

Виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщика

Вид активов

применяется для покрытия

Страховых резервов

Собственных средств

федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы РФ

+

+

государственные ценные бумаги субъектов РФ

+

+

Муниципальные ценные бумаги

+

+

Акции

+

+

облигации (кроме государственных и муниципальных, а также жилищных сертификатов и ипотечных ценных бумаг)

+

+

простые векселя юридических лиц (кроме векселей собственников страховщика)

Только банков

все

Жилищные сертификаты

+

-

инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов

все

с ограничениями

Банковские вклады (депозиты)

+

+

Сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления

+

+

Недвижимое имущество

+

+

доля перестраховщиков в страховых резервах

+

-

депо премий по рискам, принятым в перестрахование

+

-

Дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов

+

-

Денежная наличность

+

+

денежные средства в валюте РФ на счетах в банках

+

+

денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках

+

+

слитки Au, Ag, Pt и Pd, а также памятные монеты РФ из драгоценных металлов

+

+

Ипотечные ценные бумаги

+

+

займы страхователям по договорам страхования жизни

+

-

активы, необходимые для осуществления финансово-хозяйственной деятельности (за исключением недвижимого имущества)

-

+

дебиторская задолженность страховщиков, возникшая в результате расчетов по прямому возмещению убытков по ОСАГО

-

+

Отложенные налоговые активы

-

+

дебиторская задолженность по налогам и сборам (включая авансовые платежи и переплату по ним)

-

+

дебиторская задолженность по причитающемуся к получению (начисленному) процентному (купонному, дисконтному и пр.) доходу

-

+

Из приведённой таблицы видно, что активы должны обладать всем диапазоном ликвидности: от наличных денег до недвижимости.

1.3.1 Уставный капитал

Требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций установлены п. 3 ст. 25 Закона №4015-1.

С 2011 года они составляют: 60 млн руб. - для осуществления исключительно медицинского страхования; 120 млн руб. - для осуществления рискового страхования без страхования жизни и перестрахования; 240 млн  руб. - для осуществления страхования жизни, а также страхования жизни в сочетании со страхованием от несчастных случаев и болезней; 480 млн руб. - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Повышение требований в 2011 году было резким - в 4 раза. Тогда это привело к ликвидации (реорганизации) многих страховых организаций.

Для сравнения: в настоящее время размер собственных средств (капитала) банка по общему правилу должен быть не менее 300 млн  руб.

1.3.2 Соотношение активов и обязательств

Соотношение принадлежащих страховщикам активов и принятых обязательств должно находиться в допустимых пределах.

В настоящее время действует Порядок расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утверждённый приказом Минфина России от 02.11.2001 №90 н.

Оценка производится путём сопоставления нормативной и фактической маржи платёжеспособности.

Фактический размер маржи платежеспособности страховщика не должен быть меньше нормативного размера маржи платежеспособности страховщика.

Фактический размер маржи платежеспособности страховщика рассчитывается как сумма: уставного (складочного) капитала; добавочного капитала; резервного капитала; нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет;

уменьшенная на сумму: непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет; задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный (складочный) капитал; собственных акций, выкупленных у акционеров; нематериальных активов; дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.

Нормативный размер маржи платежеспособности страховщика по страхованию иному, чем страхование жизни, равен наибольшему из двух показателей, умноженному на поправочный коэффициент. Первый показатель рассчитывается на основе страховых премий (взносов). Второй показатель - на основе страховых выплат. Методика расчёта этих показателей приводится в указанном приказе Минфина России.

Расчет соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платёжеспособности производится страховщиком ежеквартально.

В случае нарушения страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств она обязана представить в орган страхового надзора план оздоровления финансового положения, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора.

С 2011 года орган страхового надзора наделён правом принимать решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации. Такое решение может быть принято, например, если организация не исполняет или ненадлежащим образом исполняет план восстановления ее платежеспособности (п. 3 ч. 1 ст. 183.5 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства от 22.07.2013 №1293-р, декларирует постепенный переход на принципы «Платёжеспособность II» («Solvency II»).

1.4 Перестрахование

Четвёртая гарантия финансовой устойчивости и платёжеспособности, названная в Законе, - перестрахование. «Страхование страховщиков».

Страховщик уплачивает часть полученной страховой премии перестраховщику, а перестраховщик, в свою очередь, формирует свои страховые резервы и принимает на себя часть обязательств.

Ретроцессия - перестрахование второго уровня, «перестрахование перестраховщиков».

Перестрахование преследует благородные цели: ограничить колебания убыточности для страховщика (год от года она колеблется в определённых пределах); защитить страховщиков и их клиентов на случай значительной катастрофы (когда колебания могут выйти за обычные пределы и стать опасными для страховщика).

Однако и здесь существуют свои проблемы.

Перестрахование - преимущественно трансграничная деятельность. По утверждению А.В. Савельева, «доля зарубежных перестраховщиков на нашем рынке превалирует» [4].

Из этого следует самая крупная проблема: финансовая безопасность государства. В случае международной напряжённости существует риск невыплаты со стороны иностранных партнёров.

Другое следствие - незаконный вывод средств за границу.

Вторая проблема: уклонение от уплаты налогов. Агентская деятельность подменяется перестрахованием. Так называемое фронтирование: страховщик передаёт перестраховщику не часть, а все 100 % обязательств по договорам страхования.

Перестрахование нереальных рисков также является проблемой, поскольку проверить все заключенные договоры входящего перестрахования в крупной перестраховочной организации не представляется возможным, а иностранные организации вообще не поднадзорны российским органам.

Указанные проблемы непосредственно не влияют на финансовые показатели конкретных организаций, однако бросают тень на перестрахование.

2.  Контроль за финансовыми показателями

До недавнего времени контроль за составом и структурой активов, принимаемых в покрытие как страховых резервов, так и собственных средств страховщиков, законодатель возлагал исключительно на орган страхового надзора.

Такой подход показал себя неэффективным, поскольку орган страхового надзора не имел технической возможности осуществлять непрерывный контроль за финансовыми показателями поднадзорных организаций.

Как следствие, орган страхового надзора неспособен был диагностировать признаки финансовой болезни страховщиков на ранней стадии.

Активы выводились за границу незаметно для государства.

В результате даже крупные страховщики (например, ОАО «Росстрах» в 2011 году или ОСАО «Россия» в 2013 году) в силу различных причин уходили с рынка, не оставив средств для расчётов с кредиторами.

Чтобы сделать контроль более чутким, государство поручило его частным лицам (спецдепозитарий, внутренний контроль и аудит, внешний аудит). Соответствующие изменения были внесены в Закон № 4015-1 в 2013 году.

2.1 Специализированный депозитарий

С 01.01.2015 ценные бумаги, принимаемые для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, должны будут учитываться и (или) храниться в частной организации - специализированном депозитарии (ст. 26.2 Закона № 4015-1).

Специализированный депозитарий будет обязан:

1) осуществлять ежедневный контроль над соответствием состава и структуры активов требованиям нормативных актов; 2) осуществлять учет и хранение ценных бумаг страховщика, хранение документов; 3) осуществлять контроль над определением стоимости активов; 4) взаимодействовать с органом страхового надзора; 5) осуществлять иные функции, предусмотренные законом; 6) нести ответственность за свою деятельность как перед страховщиками, так и перед государством.

2.2 Внутренний контроль

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономические субъекты (к которым относятся и страховщики) обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Понятие внутреннего контроля определяется в информационном письме Минфина России №ПЗ-11/2013: «процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета».

При этом порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта, особенностей его системы управления.

Для страховщиков законодатель избрал самый строгий порядок. Они обязаны создать в своей структуре специальные подразделения - системы внутреннего контроля (ст. 28.1 Закона № 4015-1).

Указанная статья не содержит требований к правилам внутреннего контроля. Названы только основные цели: 1) эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности; 2) эффективность управления активами; 3) эффективность управления рисками страховщика; 4) достоверность, полнота, объективность отчетности и своевременность её составления и представления; 5) соблюдение работниками страховщика этических норм, принципов профессионализма и компетентности; 6) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Последнее из перечисленных направлений внутреннего контроля страховщиками уже освоено.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» страховщики обязаны отслеживать т.н. «подозрительные» (термин законодательно закреплён) операции, наличие террористов и иностранных публичных лиц среди клиентов, а также заниматься прочей, несомненно, полезной, но не относящейся к страхованию деятельностью.

При этом списки террористов и критерии «подозрительности» операций финансовая разведка регулярно обновляет. Страховщики за обновлениями поспевают не всегда, за что караются штрафами [3].

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ осуществляется формально и нужен страховщикам, чтобы «отделаться» от госорганов, а госорганам - чтобы отчитаться перед ФАТФ.

Если другие направления внутреннего контроля будут осуществляться так же, то он станет очередной обузой для страховщиков.

2.3 Внутренний аудит

Над системой внутреннего контроля поставлен внутренний аудит (ст. 28.2 Закона № 4015-1).

Внутренние аудиторы наделяются широкими полномочиями: 1) осуществлять проверки по всем направлениям деятельности страховщика, включая деятельность филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, а также любого структурного подразделения страховщика и (или) работника страховщика; 2) получать от руководителей и работников структурных подразделений страховщика документы, материалы и информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; 3) иметь доступ ко всем документам, материалам и информации, в том числе информационным компьютерным файлам, без права внесения в них изменений.

По результатам проведенных проверок внутренние аудиторы составляют квартальные отчеты, которые представляются в органы управления страховщика, и годовые отчеты, которые предоставляются на ежегодном общем собрании акционерам (участникам).

2.4 Внешний аудит

Перечисленные меры по контролю за финансовой устойчивостью и платёжеспособностью законодатель не считает достаточными.

В соответствии с новой редакцией ст. 29 Закона № 4015-1 годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика подлежит также обязательному внешнему аудиту и опубликованию в Интернете.

3. Общие выводы

В настоящее время государство имеет весьма ограниченные возможности регулирования финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков.

Страховой надзор радикально реформируется. Функции страхового надзора переданы «мегарегулятору» - Центробанку.

Часть функций страхнадзора переложена на частные лица (спецдепозитарии, внешний аудит) и на самих страховщиков (внутренний контроль и аудит).

Но основного сделано не было: у государства по-прежнему нет методики раннего выявления и устранения проблем страховщиков.

Вместо поддержки в лице государства страховщики встречают давление со стороны судов и надзорных органов. Ужесточение штрафных санкций отнюдь не способствует повышению финансовой устойчивости и платёжеспособности страховых организаций.

В результате страховой рынок стремительно сокращается.

Крупные страховщики («Ингосстрах», СК «Альянс») отчитываются об убытках.

Российская «ГУТА-Страхование» добровольно свернула продажи. Голландская Achmea заявила о продаже СК «Оранта» самарской страховой группе «Компаньон». Швейцарские Zurich Financial Services ищут покупателя на СК «Цюрих». Это только в 2014 году.

На фоне этих фактов о российском страховом рынке можно сказать: «Спасибо, что живой!»

Рецензенты:

Акинин П.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансов Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь;

Парфенов А.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург.