Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DIARY: EVOLUTION OF THE GENRE

Romashkina M.V. 1
1 Moscow State University n.a. M.V.Lomonosov
The diary as well as the autobiography and the notes is a part of memoir literature. In the current article it is described which features are highly important in the forming of the genre, which are more significant than the others, which genres preceded the diary, why they are connected with each other and how this genre has transformed in the modern literature. The development of the genre during the latest five centuries is also described in the article. The first diaries available to the reader are of XV century, but they can’t be called diaries in the modern sense of the word, as these are the descriptions of various diplomatic missions and travel journals. Later the authors make the diary a more private genre, though in modern literature it has changed significantly. Today the diary is one of the few literary genres, which are still interesting to the writers, literary critics and readers.
diary
memoirs
literary science

Ввиду большого количества разнообразных толкований термина «дневник» в литературоведеческой традиции различных стран, а также того факта, что данный жанр приобретает в современном мире все большую популярность, важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Целью исследования является последовательное выявление особенностей дневника в ряду других литературных жанров, а также анализ его развития за последние пять веков существования.

Материал исследования: дневниковые записи авторов различных стран (преимущественно Англия, Германия, Россия, Франция) и эпох (XV-XXI вв).

Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический.

Дневник как жанр наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. Несмотря на то что появление дневника относится к сравнительно позднему периоду, его следует рассматривать в контексте всей мемуарной литературы, так как жанры с течением времени трансформировались, приобретали новые черты, в то время как прежние формообразующие черты отходили на второй план. Наибольшего рассвета, распространения дневник достигает в конце XVII века, когда формируется особый интерес к личности автора, его внутреннему миру, мыслям, чувствам. Дневник как вид литературного жанра появляется немногим позже, в начале XVIII века («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна). Следует отметить, однако, что жанры, предваряющие дневник, жанры, без которых появление дневника было бы невозможным, к этому времени существуют довольно длительный период.

Важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Существует множество определений дневника, во многом похожих, однако каждое из них отмечает ту или иную особенность характерную для жанра.  Можно вывести следующие черты, присущие дневнику, проявление которых в том или ином постороннем жанре, будет сближать последний с дневником. Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Именно поэтому дневниковым записям свойственна, как замечает Анна Зализняк, «фрагментарность, нелинейность, нарушение причинно-следственных связей, интертекстуальность, авторефлексия, смешение документального и художественного, факта и стиля, принципиальная незавершенность и отсутствие единого замысла» [7, №106].

Таким образом, разные формообразующие черты дают нам возможность сравнить дневник с несколькими другими жанрами. «Искренность» при создании, ограниченное количество читателей / слушателей позволяет нам сопоставить дневник с исповедью. Датировка и связь с конкретным временем создания, своего рода «гиперактуальность» - с хрониками и связанными с ними жанрами (путешествиями, хождениями, путевыми дневниками). Ограниченное количество читателей также позволяет сопоставить дневники и письма, часто можно наблюдать, как мысли, проявившиеся в дневнике, разрабатываются и в письмах к различным адресатам (например, у Л.Н. Толстого или Ф. Кафки). Особенность создания дневников придает им фрагментарность, свойство, характерное также для жанра записок (поэтому, например, «Записные книжки» Лидии Гинзбург часто называют дневниками). О совпадении жанров дневника и записных книжек в творчестве писателей-«дневниководов» говорит также Анна Зализняк: «все, что пишет писатель, - это часть его профессиональной деятельности, любая запись в дневнике - потенциальный "пред-текст", материал, из которого потом делается "текст". Поэтому дневник писателя фактически мало чем отличается от "записных книжек" (записные книжки, в одном из значений этого термина, - жанр специально "писательский"). И именно потому, что дневник писателя всегда в той или иной степени ориентирован на последующий "художественный" текст, это не "настоящий" дневник, а текст иного типа» [7, №106]. Наконец, дневники - это личный опыт, что сближает жанр с автобиографией и отчасти ее более древней разновидностью, житийной литературой.

В Литературе исповедь проходит весьма долгий путь; жанр назван по одному из семи таинств (наряду с крещением, миропомазанием, евхаристией, браком, соборованием и рукоположением), после появления одноименной книги св. Августина, становится довольно распространенным в литературе. Исповедь считают «литературно-художественным произведением или частью его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира» [4, с. 162].

Ранние дневники (конец XVI - начало XVII века) ученые считают более близкими к жанру исповеди. Так, историк Вильям Халлер отмечает, что «дневник для пуритан становится замещением (substitute) исповеди» [8, с. 37]. Вместе с тем исповедь, в отличие от дневника, жанр априори направленный на последующее прочтение. Кроме того, в дневнике описаны любые события и поступки, впечатлившие автора, поэтому далеко не всегда это поступки, скрываемые от общества или им порицаемые, в то время как исповедь - жанр, предполагающий покаяние в содеянном. 

Исповедь принято также соотносить с автобиографией. Однако если автобиографии свойственно описание в первую очередь внешних событий, то исповедь, несмотря на изменения, которые претерпевает жанр с течением времени, описывает, прежде всего, переживания внутреннего мира.

Автобиография наряду с дневником является частью мемуарной литературы.  Однако «историчность» описанного, общая в дневниках и автобиографиях,  является и основным их отличием. Жанр дневника предполагает длительность творческого процесса, создание текста день ото дня, соотнесенность произошедшего события и сделанной записи, а значит - свежесть, «незамутненность» восприятия. Создатель автобиографии же подводит самим фактом создания подобного произведения своеобразный итог своей жизни, поэтому описываемые события зачастую происходят за много лет до написания.

Еще одно значимое отличие дневника от автобиографии состоит в том, насколько их тексты направлены на читателя, то есть предполагают дальнейшее прочтение. Если в случае автобиографии ответ на этот вопрос очевиден, дневники в этом отношении вызывают споры исследователей.

В то же время исследователи отмечают, что «автобиография - это обзор жизни, в котором автор воспринимает автобиографию как некую тренировку в оценке собственной жизни. Она максимально ретроспектива, в то время как дневник создается по мере возникновения тех или иных событий» [13].

Одной из важнейших отличительных черт дневника является особенность организации теста, непременная датировка, описание событий, еще не успевших стать прошлым. Этот способ структурирования повествования позволяет соотнести жанр дневника с хрониками. Однако системообразующим фактором в хрониках становится время, в дневниках же - жизнь и переживания автора. Значим также и тот факт, что хроники, как и дневники, получают художественный аналог в эпоху Возрождения, начиная с пьес-хроник Шекспира, и вплоть до произведений Дос Пассоса, в которых многие исследователи улавливают черты хроник.  Однако хроники не получают такого широкого литературного и художественного распространения, так как на ранних периодах своего развития остаются жанром «для избранных», в то время как развитие жанра дневника обусловлено постепенной «демократизацией» жанра, в результате чего авторами дневников становилось все большее количество людей.

Наконец еще один жанр, который нередко сопоставляют с дневником, это письма. Их сближает в первую очередь ограниченное количество адресатов. Кроме того, на страницах дневников и писем проблемам бытовым и мировым уделяется равнозначное внимание.  Вместе с тем, совокупный пласт писем того или иного автора - материал для исследования более широкий и разнообразный, поскольку письма являлись до середины XX века единственным способом заочной коммуникации, а значит, их писали в том или ином формате все грамотные люди. По письмам к разным адресатам одного и того же автора можно проследить как стилевые оттенки, так и особенности взаимоотношения с тем или иным адресатом.

Однако дневники можно рассматривать также как письма к самому себе. Если дневник принадлежит писателю, у читателя есть возможность проследить «чистый» авторский стиль, который иногда совпадает со стилем произведений, а иногда отличается.

Одной из разновидностей жанра дневника являются путевые дневники, ежедневное фиксирование происшествий того или иного путешествия. Путевые дневники - это слияние жанров дневника, поскольку в путевом дневнике также часто очень много личного, субъективного, а не объективного восприятия событий, и жанра путешествия. Путешествие, которое, как уже было отмечено выше, не является художественным жанром, оказалось очень продуктивным для развития художественной литературы. Помимо уже упомянутого путевого дневника, большое распространение получил также роман-путешествие, который сложился к XVIII веку, объединив в себе черты философского, авантюрного и психологического романов. В таких произведениях путешествие является «движущей силой» сюжета (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, 1719).

Итак, дневники оформляются как жанр мемуарной литературы сравнительно поздно. Однако формирование это занимает определённое время. Сегодня нам доступно более 300 дневников, собранных исследователями в книгу «Английские дневники» [8]. Сохранилось также 20 дневников XVI века. Причина такого резкого увеличения количества дневников, во-первых, в том, что стало больше грамотных людей (по данным сайта http://www.mcsweeneys.net/articles/literacy-rates с 20% мужчин и 5% женщин в XVI веке до 30% мужчин и 10% женщин в XVII веке). Во-вторых - растущий индивидуализм, интерес к собственному я, определяемый эпохой. Так, английский ученый Рой Портер связывает рост количества людей, ведущих дневники, с растущим индивидуализмом в Европейских сообществах [13]. Другие ученые, например, Вильям Хеллер, также отмечают значимость дневников для Пуритан начала XVII века, когда дневник «становится для них эрзацем исповеди» [13, с. 38]

Если обратиться к истории появления дневников, то в мировой литературе дневники восходят к Японии, где первые дневники датируются XI веком. В Индии подобные работы автобиографического характера датируются XVI веком, а в Китае - XII. В то же время нет оснований полагать, что эти работы были известны и, следовательно, оказали какое-либо влияние на западный мир. Поэтому источник автобиографических и дневниковых записей для европейцев лежит в древней Греции и Риме. Однако у современного исследователя дневника возникает следующая сложность. Дневник - жанр до последнего времени рукописный, интимный, а значит - не тиражируемый, существующий только в одной копии. Дневник подвержен уничтожению от любого катаклизма, пожара, наводнения, а значит сохранение записей - это задача, выполнение которой возможно только с случае осознания значимости данного документа для историка, литературоведа и проч.

Интерес к дневниковым записям появлялся во многих странах в разные периоды. Ранее всего эта работа начала вестись в Англии, где уже в начале XIX века Уильям Мэтьюз составляет библиографию дневниковых записей, созданных на территории Англии, Шотландии и Ирландии  в период с XV по конец XVII века. Мы также можем проследить историю создания разнообразных немецкоязычных дневниковых записей, начиная с XVI века.  Основной же пласт дневниковых записей, созданных на русском языке, относится к довольно позднему периоду, начиная со второй половины XVIII века. Однако и здесь исследователя зачастую ожидает разочарование. Многие документы были уничтожены, многие - хранятся в архивах, не всегда доступные широкому читателю.

Таким образом, история создания дневников насчитывает 5 веков, начиная с XVI века по настоящее время. Интересно проследить структурное и смысловое изменение формы и содержания дневника за этот период. Как уже упоминалось ранее, говоря о дневниках, мы основываемся на достаточно скудном материале. В нашем распоряжении на сегодняшний день имеется несколько (не более десяти)  дневников XV века, около 30 дневников XVI века, а, начиная с XVII века, жанр приобретает все большую популярность, англоязычные источники насчитывают уже более 300 текстов, аналогичная тенденция прослеживается и в других странах. Говоря о текстах, предшествующих XVII веку, не следует забывать, что современное слово «дневник» в этот период обозначается различными терминами. Так, наряду с привычным «Diary» в английских источниках также встречаются реже немецкое «Tagebuch», и чаще французское «Journal» и латинское «Diurnal». Все четыре слова обозначают дневник, в каждом из них есть отсылка к факту написания текста на ежедневной основе.  Однако данные обозначения могут выступать в одном и том же тексте как синонимы. Слова эти синонимичны, однако, возможно, указывают на характерные особенности тех или иных записей. Здесь необходимо также упомянуть о том, что авторы сами присваивают своим текстам принадлежность Дневниковому жанру, и это определение может быть зачастую ошибочным.

Дошедшие до нас, дневники XV - XVI  веков не могут называться дневниками в современном значении этого слова, так как в основе их либо придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки из путешествий (дневник Альбрехта Дюрера «Семейные хроники. Дневник из путешествия в Нидерланды 1520 - 1521 гг»).

К XVII веку тенденция несколько меняется. Дневниковые записи приобретают более «интимный», личный характер, из документа эпохи превращаясь в «оттиск» личности. Кроме того, дневник, как и вся литература, постепенно перестает быть жанром только высших социальных кругов. Помимо того, что уровень грамотности в Европе XVII века значительно возрастает, постепенно и бумага становится более доступной для «среднего класса», что вызывает повышенный интерес к жанру у все большего количества людей. Типичным примером здесь будет являться знаменитый дневник Семюэля Пайпса.  

К XVII веку также относится и один из немногочисленных памятников дневникового творчества на русском языке - это дневники Марины Мнишек, а также памятник Армянской истории, дневник Закария Акулисского, описывающий торговые путешествия в восточные (Иран, Турция) и европейские (Италия, Франция, Голландия) страны, их обычаи, природу, природные катаклизмы, пережитые автором в этих странах. Этот дневник велся в период с 1647 года по 1687.  Однако, в указанных примерах не затрагивается личность создателя текста, даже его отношение к происходящим событиям. Поэтому книга скорее относится к жанру хроник или путевых заметок.

Следующие несколько веков - это расцвет дневникового жанра. В этот период появляется все многообразие дневников. Тексты создаются как для того, чтобы быть прочитанными читателем сразу по мере создания («Дневники» братьев Гонкур, «Дневник Писателя» Достоевского), и, напротив, для того, чтобы быть уничтоженными (Дневники Кафки, Дневник Серена Киркегора в период с 1840 - 1850 год), личные дневники ведут большинство писателей (Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Льюис Кэрол, Вальтер Скотт итд), политические деятели (Теодор Рузвельт, королева Виктория, Николай II), актеры, музыканты, художники (то есть представители искусства, не имеющие прямого отношения к созданию текстов (П.И.Чайковский, Вацлав Нижинский, Фрида Кало). Примечательно, что в XX веке словно представляется невозможным, чтобы знаменитый политический деятель не вел дневник, поэтому возникают дневники-подделки, такие как Дневник Адольфа Гитлера. Это период, когда упомянутый выше разрыв между сохранившимися дневниками в разных странах значительно сокращается (мы говорим о европейском материале), количество материала для исследователя достаточно велико. В этот период продолжается тенденция, начавшаяся еще в XVII веке, когда написание дневников постепенно перестает быть прерогативой высшего общества.

Однако увеличившееся количество материала вытесняет дневники простых обывателей из поля научного интереса исследователей. Если дневники XV-XVII века - материал для изучения не только и не столько литературоведа, сколько один из немногочисленных источников информации для историка, социолога, лингвиста, то о более позднем периоде существует целый ряд прочих свидетельств, поэтому все больше внимание исследователей (и значит читателей) концентрируется на дневниках людей, прославившихся в той или иной области. Вместе с тем, в XX веке во Вторую Мировую Войну можно наблюдать обратный процесс, когда Анна Франк, Этти Хильсам, Отто Вульф, Нина Луговская становятся известны широкому читателю только благодаря своим дневникам, описывающим пережитое во время войны.

Дневники XVIII - XX века отличает от предшествовавших периодов еще одна особенность. В конце XVII - начале XVIII века в литературе появляется новый жанр; дневниковые записи оказываются настолько популярны, что становятся объектом для подражания писателей, возникают первые художественные дневники. С этого момента у создателей частных дневников появляется еще один ресурс для подражания, художественные дневники.

Поскольку дневники, как упоминалось ранее, жанр интимный, говорить о частных дневниках, написанных в последние годы еще слишком рано, мало что уже вышло в печать. Однако в последние десятилетия появляется новая разновидность дневниковых записей, веб-дневники, блоги. Каждый желающий может создать свой дневник-блог, добавлять туда записи, сам определять, кого он допускает быть своим читателем. Значимое отличие этого жанра от жанра дневников заключается в том, что это уже не интимный жанр, поскольку большое количество читателей блога является показателем его успешности. В последние годы даже появляется новая профессия «блоггер». Новые дневники продолжают тенденцию предыдущих веков по максимальной демократизации жанра, сейчас любой обладатель выхода в интернет может вести свой блог. Таким образом, дневник в настоящий момент - один из немногих живых литературных жанров, с течением времени он претерпевает определенные изменения, однако интерес исследователей и читателей к жанру не угасает.

Выводы

Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Различные формообразующие черты позволяют рассматривать дневник как эволюцию ряда других жанров, являющихся частью мемуарной литературы.

Рецензенты:

Клинг О.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Теории Литературы Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва;

Липгарт А.А., д.ф.н., профессор кафедры Английского языкознания Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва.