На этапе происходящих трансформационных преобразований в экономике крупным шагом в развитии новых форм кооперации и интеграции явилось образование производственных объединений в промышленности, агрохолдингов в сельском хозяйстве и различных крупных формирований и в других отраслях экономики. Образование объединений позволило обеспечить более тесную кооперацию производства как в рамках конкретного предприятия, так и в масштабах подотраслей. Создание организационных условий для более тесных производственных связей обеспечило возможность углублять специализацию и на этой основе повышать эффективность производства.
Анализ показывает, что на данном этапе тенденция образования крупных формирований привела к развитию кооперации и интеграции в основном в отраслевом аспекте. В то же время в условиях усиления конкуренции в экономике большое значение приобретает развитие форм межотраслевой кооперации и интеграции. В настоящее время широкое распространение получает такая форма межотраслевого взаимодействия, как хозяйственно-договорные связи, развивается система контрактации, которые становятся главными инструментами развития межотраслевых отношений в экономике [3].
Вместе с тем решение большинства сложных проблем сельских муниципальных районов не может быть достигнуто на основе традиционных хозяйственно-договорных связей. И прежде всего потому, что хозяйственные договора регулируют только товарно-денежные отношения, оставляя за пределами процесса заключения договоров социально-экономическое развитие сельских территорий. Разобщенность планов развития крупных формирований и сельских муниципальных районов не обеспечивает необходимого уровня и качества жизни проживающего населения на местах и, как следствие, не определяет методов решения производственных и социальных территориальных проблем [1].
Комплексное развитие сельских муниципальных районов как объектов управления предполагает рациональную территориальную концентрацию межотраслевых вспомогательных и обслуживающих производств, формирование общих для группы предприятий объектов производственной и природоохранной инфраструктуры, и на этой основе комплексное использование природных ресурсов, упрочение налоговой базы для решения социальных вопросов (жилищное строительство, развитие культурно-бытового обслуживания населения, формирование зон отдыха и т. д.).
На сегодняшний день отраслевая концентрация производства в условиях трансформационных процессов в экономике не сопровождается концентрацией территориальной [4]. Практически каждый крупный субъект предпринимательства имеет собственное вспомогательное и обслуживающее производство, инженерные сети и объекты производственной инфраструктуры. Следствием этого являются распыление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, низкая эффективность их использования, отраслевые различия в удовлетворении социальных потребностей населения.
В условиях преимущественно отраслевой системы формирования кооперированных и интегрированных предприятий наиболее целесообразным средством решения таких проблем комплексного развития сельских муниципальных районов, как формирование территориально-производственных комплексов и социальных центров, развитие централизованной общехозяйственной и природоохранной инфраструктуры является объединение ресурсов субъектов предпринимательства и территориальных органов на основе кооперации и интеграции.
Кооперация предприятий в решении территориальных проблем осуществляется в настоящее время, например, в ипотечном жилищном строительстве путем передачи ипотекой соответствующих средств местным органам управления, которые в этом случае являются единым заказчиком.
Потенциально высокая эффективность объединения ресурсов обусловливает целесообразность значительного расширения практики кооперации и интеграции для решения и других проблем развития сельских муниципальных районов. Однако министерства и перерабатывающие предприятия, особенно при формировании крупных объединений, неохотно идут на кооперацию и интеграцию с субъектами малого и среднего предпринимательства других отраслей [2].
Негативные проявления отраслевой разобщенности территориально-хозяйственной деятельности объясняются, главным образом, отсутствием эффективных механизмов согласования управленческих решений непосредственно производственно-хозяйственными организациями в сочетании с перегрузкой органов управления объединения координационной работой и недостаточно развитыми методами межотраслевой координации со стороны территориальных органов управления, особенно по отношению к предприятиям, зарегистрированным в других муниципальных образованиях.
Одним из средств, призванных обеспечить устойчивое развитие субъектов предпринимательства разных отраслей и территорий, является разработка комплексных планов экономического и социального развития сельских муниципальных районов. Вместе с тем комплексные территориальные планы не обеспечивают необходимой согласованности действий предприятий в решении межотраслевых территориальных проблем. Недостатки комплексных территориальных планов заключаются также и в том, что они не охватывают всех межотраслевых проблем, возникающих на данной территории, мероприятия комплексного плана носят рекомендательный характер, и, что существенно, комплексный план представляет собой простую сводку показателей автономно разработанных отраслевых планов. В то же время рост числа субъектов предпринимательства, вызванный развитием рыночных отношений в экономике, означает одновременно углубление специализации управленческого труда по объектам и функциям управления. Однако процесс развития форм кооперации управленческого труда отстает от углубления его специализации, усугубляя тем самым негативные проявления отраслевой разобщенности.
Обеспечение гарантии сельского муниципального района в решении сложных, имеющих межотраслевой характер территориальных проблем, целесообразно реализовывать на основе организации совместного управления. Производственная кооперация, таким образом, должна быть дополнена кооперацией управленческого труда, т. е. совместно организованным процессом управления взаимодействием субъектов предпринимательства разной отраслевой принадлежности в достижении производственных, социальных и экологических целей комплексного развития сельских муниципальных районов.
Организационно-экономические условия развития кооперации управленческого труда должны обеспечить реализацию совместного управления использования имеющихся ресурсов для достижения общей цели, совместное планирование или совместную координацию деятельности по реализации целей развития сельского муниципального района, достигаемых за счет автономных усилий разноотраслевых субъектов предпринимательства. Практически это целесообразно осуществлять на основе заключения договоров сотрудничества, обязывающих стороны к совместной производственно-организационной деятельности.
Организация совместного управления на договорной основе - кооперационного взаимодействия в управлении - будет стимулировать дальнейшее развитие демократического начала в управлении, инициативу и самостоятельность производственно-хозяйственных организаций. Кооперационное взаимодействие в управлении призвано обеспечить эффективную организацию горизонтальных связей между субъектами предпринимательства разных отраслей экономики, и на этой основе стимулировать дальнейшее развитие межотраслевой кооперации, полнее удовлетворять социальные потребности населения, обеспечивать согласованность интересов вспомогательных и обслуживающих предприятий, взаимность прав и обязанностей партнеров, долгосрочный и многосторонний характер сотрудничества.
Целесообразность применения кооперационного взаимодействия в управлении субъектами предпринимательства определяется полным или частичным сочетанием следующих условий:
- существование общей цели в деятельности субъектов предпринимательства разных отраслей;
- доказанная высокая экономическая эффективность организации совместной деятельности по достижению общей цели;
- целесообразность объединения имеющихся ресурсов на территории;
- отсутствие органа в существующей системе управления, способного выполнить задачу по организации совместной деятельности;
- длительность существующих процедур согласования межотраслевых решений.
Кооперационное взаимодействие в управлении может осуществляться в различных формах в зависимости от характера решаемых проблем.
При кооперировании в области ипотечного жилищного строительства, формирования территориальных зон отдыха, создании объектов и сетей общехозяйственной и природоохранной инфраструктуры кооперационное взаимодействие в управлении может быть основано на существующих полномочиях муниципальных органов управления. При этом муниципальные органы управления должны стать интегрирующими центрами совместной деятельности. Их функциями могут быть организация кооперационного взаимодействия в управлении решением указанных проблем, т. е. заключение договоров с заинтересованными предприятиями и организациями, а также объединение ресурсов на основе долевого участия, распоряжение объединяемыми ресурсами на стадии строительства путем выполнения функций единого заказчика, руководство эксплуатацией введенных в действие объектов.
При необходимости создания предприятий централизованного производственного межотраслевого обслуживания, производства продукции межотраслевого применения, объектов централизованной производственной и природоохранной инфраструктуры для группы предприятий функции кооперационного взаимодействия в управлении могут быть возложены на отдельный субъект предпринимательства, который должен осуществлять кооперирование долевых средств и распоряжение ими на стадии строительства и эксплуатации в соответствии с потребностями предприятий-пайщиков на основе заключенных договоров. Для выполнения субъектом предпринимательства межотраслевых функций необходимо, чтобы договор об объединении ресурсов включал условия, обеспечивающие организацию совместного управления централизуемыми видами производственной деятельности в соответствии с потребностями сторон и на долгосрочную перспективу. Организационной формой совместного управления может стать создание на договорной основе коллегиального органа - территориального совета директоров или совета представителей предприятий-участников, наделенных необходимыми полномочиями. Существенное значение имеет то, что такой коллегиальный орган должен обладать правом принятия решений, обязательных для исполнения организациями в части выполнения межотраслевых производственных функций, а не являться чисто совещательным органом.
Таким образом, повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательства разных отраслей, улучшение качества жизни жителей сельских муниципальных районов обуславливают необходимость поиска путей сочетания положительных сторон муниципального кооперационного взаимодействия в управлении с преимуществами централизованного отраслевого управления.
Рецензенты:
Закирова А.Р., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Казанского ГАУ, г. Казань;
Мухаметгалиев Ф.Н., д.э.н., заведующий кафедрой «Организация сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ, г. Казань.