Харитон Уруймагов родился в феврале 1864 года в с. Христиановское в крестьянской семье. Окончив начальную школу, в 1882 году он поступил в Тифлисское Николаевское начальное двухклассное училище, которое окончил с отличием 15 июня 1883 года.
В июне 1887 года Харитон Уруймагов с отличием окончил Кутаисско-Хонийскую учительскую семинарию и был направлен Советом Общества восстановления православного христианства на Кавказе учителем в церковно-приходскую школу с. Батакоюрт Северной Осетии. Через два года в качестве поощрения за отличную работу он был переведен в церковно-приходскую школу с. Дарг-Кох. Позже он работал учителем во многих осетинских селениях - Беслане, Зильги, Заманкуле, Садоне, Среднем Урухе, Гизели и других осетинских селениях.
В 1902 году, являясь заведующим церковно-приходской школой в с. Гизель, Х. Уруймагов участвовал в восстании гизельских крестьян против произвола сельского старшины Кундухова. После подавления восстания Х. Уруймагов оказался среди арестованных «за организацию и подстрекательство крестьян к выступлению». Проведя в заключении более пяти месяцев, он был оправдан решением Владикавказского Окружного суда и восстановлен в прежней должности учителя.
В годы первой русской революции (в феврале 1906 года) Х. Уруймагов вновь был арестован. В это время он работал в церковно-приходской школе с. Тулатово. Генерал-губернатор Терской области А. Колюбакин усмотрел в деятельности «Общества взаимопомощи учащих и учащихся в школах Осетии», членом правления которого был Х. Уруймагов, нарушения Устава при проведении собраний общества и «яркой политической пропаганде вредных идей» в его деятельности. Вмеcте с Уруймаговым был задержан и учитель Хумалагской церковно-приходской школы М. Гарданов, председатель того же общества. По приказу генерал-губернатора «Общество взаимопомощи учащих и учащихся в школах Осетии» было закрыто.
После нескольких месяцев тюрьмы X. Уруймагов продолжил работу учителя в с. Тулатово.
В 1909 - первой половине 1910 годах X. Уруймагов приложил большие усилия для возобновления деятельности Общества, которое было вновь открыто в июле 1910 года.
X. Уруймагов принял активное участие в учреждении в с. Христиановское общественной библиотеки с читательным залом. Он стал председателем правления общественной библиотеки. В декабре 1905 года был принят Устав библиотеки. С начала своей работы библиотека-читальня находилась под строжайшим надзором властей, а спустя два года была вовсе ими закрыта.
X. Уруймагов публиковал многочисленные статьи на педагогические темы в периодической печати Кавказа и центральных изданиях, оставив после себя богатое педагогическое наследие.
X. Уруймагов был педагогом, талантливым публицистом, просветителем и общественным деятелем. Он неоднократно избирался председателем Северо-Осетинского училищного Совета, демократического органа учительства Осетии, сформированного в июле 1917 года на I Всеосетинском учительском съезде.
X. Уруймагов скончался в апреле 1919 года в с. Христиановское.
В небольшой корреспонденции «Сел. Гизель» [3], опубликованной в 1898 году в газете «Терские ведомости», X. Уруймагов остановился на проблемах похищения девушек и калыма. Он указал на тесную связь этих устаревших обычаев. При минимальной плате за невесту в 300-400 руб. человеку среднего достатка нелегко было заплатить такую сумму, а бедному человеку - тем более. Невозможность выплаты калыма и приводила к похищениям девушек. X. Уруймагов привел один из случаев похищения девушки в с. Гизель. Автор корреспонденции пришел к следующему выводу: «Чтобы уничтожить обычай похищения девиц среди осетин, нужно раньше искоренить калым» [3]. В конце статьи он выразил сожаление в том, что немало интеллигентных осетин являлись защитниками существования калыма, назвав его «противохристианским обычаем».
В 1900 году X. Уруймагов посвятил проблеме калыма еще две статьи. В статье «Еще о калыме в Осетии» [4], опубликованной в газете «Терские ведомости» под псевдонимом «Хабос», X. Уруймагов обратил внимание читателей на роли священников и учителей в деле искоренения калыма. По его мнению, в этих целях священникам следовало воспользоваться внебогослужебными собеседованиями, основной целью которых являлось религиозно-нравственное развитие народа. Они стали практиковаться в 1895 году, но велись вяло, а в некоторых церквях - формально. X. Уруймагов писал: «Мы убеждены, что священники и учителя не сочтут большой тяжестью себе пополнение программы внебогослужебных собеседований вопросом о вредных народных обычаях, как, например, о калыме, имея в виду, что этим самым они выводят на свет своих братьев, коснеющих во мраке невежества. Если внебогослужебные собеседования с означенными дополнениями будут вестись аккуратно и под наблюдением надлежащего начальства, то смело можно надеяться, что обычай купли невест скорее и вернее придет в упадок, чем под влиянием репрессивных воздействий» [4].
Вторая статья X. Уруймагова «Еще о калыме у осетин» [1] была издана в газете «Казбек». Автор видел причины калыма в неразвитости народа и узости его умственного кругозора. Главным средством избавления от этого устаревшего обычая X. Уруймагов считал просвещение народа: «Следовательно, прежде чем бороться с обычаем, с которым народ сжился, надо распространить в народе истинное просвещение, от которого зависят благосостояние, сила, могущество и производительность всякого народа. Распространителями просвещения у нас в Осетии являются наши училища, в них мы, осетины, должны видеть основных двигателей и виновников нашего умственного, нравственного и материального благосостояния. Эти училища, в лице нашей интеллигенции, которая свое первоначальное воспитание получает в них, и должны вывести нас на путь сознания того, что для нас вредно и что полезно» [1].
В статье «Старый, но вечно новый вопрос (Среди туземцев) [2] X. Уруймагов в 1915 году вновь поднял вопрос о проблемах калыма и похищения девушек. Он писал в статье: «Разорительность этого обычая, дурные от него последствия, а отсюда - деморализующее влияние его, вносимое им как во взаимоотношения отдельных семейств, так и целого общества настолько очевидны, настолько чувствительны и на экономическом благосостоянии населения, что осетинское общество не раз уже выступало в поход против этого зла...» [2].
Отметив, что борьба с калымом велась еще с 1860 года, он остановился на постановлении эльхотовского сельского общества, которое вынесло общественный приговор, ограничивающий калым до 200 рублей. Приведя обширную выдержку из текста по поводу вреда калыма и похищения девушек, составленного представителями осетинской сельской молодежи, X. Уруймагов поддерживал резко негативное отношение осетинской молодежи к калыму и похищению девушек, указав, что годовой бюджет осетинской семьи среднего достатка являлся размеру калыма (600 руб.).
Окончательное уничтожение калыма X. Уруймагов связывал с просвещением. Он писал: «Народное просвещение в самом широком значении этого понятия - вот тот умственный и духовный багаж, который несет нам время. Введение всеобщего обучения во всей империи, близкое к полному своему осуществлению в недалеком будущем - вот то радикальное средство, так сказать, противоядие, приняв которое, и туземцы сорвут с себя оковы гнетущих их сейчас дурных обычаев и старых традиций, отживших свой срок и право на дальнейшее существование и обращение в населении [2]. Он призвал осетинскую интеллигенцию поддержать протест против калыма.
В 1902 году под псевдонимом «Хабос» X. Уруймагов опубликовал в газете «Терские ведомости» статью «Похоронные обычаи у осетин» [5], в которой рассмотрел обряды посвящения коня у осетин. Он отметил, что эти обряды, как и все поминальные обычаи, связаны с верой осетин в загробную жизнь. По его мнению, обрядам посвящения коня в более давние времена предшествовал обычай прямой передачи покойнику коня - закалывание его.
X. Уруймагов рассмотрел существующий обряд посвящения коня, который состоял в том, что коня в полном убранстве приводили на погребальную церемонию, где старик-бæхфæлдисæг (буквально - «посвящающий коня») произносил посвятительную речь. Он привел текст посвятительной речи, в которой описывалась страна мертвых, в которой одни несли наказания за свои земные грехи, другие - блаженствовали за благодеяния, содеянные при жизни.
X. Уруймагов описал и заключительную часть обряда посвящения коня, при котором коня три раза обводили вокруг гроба, затем, вложив уздечку в правую руку покойника, брали положенную в гроб отрезанную косу вдовы и три раза ударяли ею коня со словами: «Да будете вы и конь, и плеть принадлежать одному господину», потом косу кладет обратно на место и произносит: «Будь светел, будь светел!» За ним народ как бы в один голос повторяет: «Будь светел, будь светел» [5]. После этого обряда коня уводили и начинали погребение покойного.
Описанные X. Уруймаговым обряды посвящения коня у осетин - уникального устного народного памятника осетин, конечно, были не первыми в литературе. Первым содержание посвятительной речи изложил в 1844 году академик А. Шёгрен. Первая краткая запись текста посвятительной речи была произведена В. Цораевым и опубликована А. Шифнером в 1868 году. Один из дигорских вариантов такого посвящения был записан В. Миллером со слов С. Кокиева во время поездки по Осетии и опубликовал его в своих знаменитых «Осетинских этюдах». Дигорский вариант памятника записал в 1897 году И. Собиев у сказателя Такка Хамикоева в с. Ногкау Дигорского ущелья.
Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения X. Уруймагова рассмотрены в кандидатской диссертации [6] и монографии [7] Р.А. Хатаевой.
Таким образом, X. Уруймагов внес весомый вклад в этнографию осетин. Его этнографические статьи имеют большую научную ценность. Они проливают свет на многие вопросы традиционной духовной культуры осетин конца ХIХ - начала ХХ в. [8]. X. Уруймагов ставил в своих работах такие животрепещущие вопросы, как отказ от кровной мести, умыкания девушек, калыма, дорогостоящих поминок и т. д.
При создании своих этнографических статей X. Уруймагов в качестве источников часто использовал устное народное творчество. Так, в одной из статей он изложил посвятительную речь при обряде посвящения коня покойному.
Рецензенты:
Канукова З.В., д.и.н., профессор, директор СОИГСИ, заведующий отделом истории ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ;
Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.