Центральным звеном любой системы образования являются педагогические кадры и проблема подготовки учителя, формирования его профессиональной компетентности, общей и педагогической культуры, повышения его социального и государственного статуса является архиважной. Модернизация отечественной системы образования выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; ценностью становятся не знания как таковы, а возможность самореализации личности благодаря этим знаниям. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя - компетентной целостной личности, готовой к плодотворным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, созданию условий для всестороннего развития личности воспитанников и осуществлению своего человеческого и социального предназначения.
Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение Профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов. Противоречия, сложившиеся в отечественном образовании в последние десятилетия обуславливают принципиально новые требования к уровню подготовки педагогических кадров.
Эта негативная ситуация в образовании неотрывно связана с социально-экономическими проблемами Российской Федерации:
- обострение и усложнение характера национальных проблем, которые привели к потоку не только трудовой, но и этнической миграции;
- ухудшение здоровья нации, ведущее к увеличению числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- социальное расслоение общества, приводящее к появлению социально уязвимых детей; детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; детей с девиациями поведения;
- изменение социальной роли матери, утратившей материнский инстинкт и желанию женщины реализоваться в профессии и позднего рождения ребенка (как следствие: появление детей с синдромом Дауна, детей-аутистов, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
- информационно-технологический и социально-экономический прогресс привел к росту количества одаренных детей. Несмотря на положительность данного явления, эти дети составляют группу «патология» со знаком плюс;
- нововведения и частые изменения в образовательных программах, влияющие на качество образовательной среды в школе и состояние здоровья учащихся.
Оставшаяся в наследство от советской высшей педагогической школы система подготовки учителей, не решает выявленных проблем, так как современный учитель имеет недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки:
- не учитывает психологические особенности возрастного и индивидуального развития учащихся в процессе воспитания и обучения;
- не умеет организовать урок в деятельностной парадигме;
- не умеет организовать работу в группах;
- не владеет здоровьесберегающими технологиями;
- не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, администрация школы, психолог, социальный педагог, медицинский работник, родители и т.д.).
Новая логика подготовки учителя определяется Федеральным законом «Об образовании в РФ», Профессиональным стандартом педагога, ФГОС основного общего образования. Учитель сегодня должен владеть трудовыми действиями, обеспечивающими адресную работу с различными контингентами учащихся, направленную на решение их проблем. Практика личностно-ориентированного образования позволит вывести педагогическое образование на уровень живого взаимодействия, поставить интересы детей в центр педагогического процесса и своевременно реагировать на их потребности. Все это нашло отражение в требованиях проекта по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, который выполняют 13 вузов страны. В ходе работы по контракту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», цель которого - совершенствование методологических и педагогических подходов подготовки будущих педагогов посредством усиления практической направленности их подготовки на основе сетевого взаимодействия вуза и школы, коллектив разработчиков Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета предложил свои разработки.
В ходе реализации проекта были определены и детализированы концептуальные основы модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров, была разработана модель практико-ориентированной подготовки педагогических кадров, базирующаяся на понимании необходимости создания единого образовательного пространства вуза и школы, в границах которого осуществляется взаимное содействие качественному выполнению образовательных функций в процессе сетевого взаимодействия. В ходе анализа положений Профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и основного общего образования был разработан перечень компетенций как результат освоения выпускниками программы бакалавриата, интегрирующий требования Профессионального стандарта педагога, федеральных образовательных стандартов основного общего и высшего профессионального образования и структурированный на основе трудовых действий, прописанных в Профессиональном стандарте педагога. Практическая ориентированность педагогического образования обеспечивается установкой на формирование и развитие у будущих учителей компетенций, необходимых для реализации целенаправленной деятельности по управляемому развитию учащихся в соответствии с их наиболее выраженными особенностями, потенциально значимыми для общества, а также по формированию у них способности к саморазвитию.
Разработана базовая часть основной профессиональной образовательной программы, соответствующая федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки "Педагогическое образование" включающая:
Модуль 1. Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике.
Модуль 2. Дисциплины математического и естественно-научного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике.
Модуль 3. Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов.
Модуль 4. Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: исследовательская и экспериментальная деятельность учителя.
Модуль 5. Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования.
Перечень этих 5 модулей был определен техническим заданием государственного контракта. В процессе разработке в названия модулей внесённые уточнения (они указаны в названиях модулей после двоеточия), которые раскрывают особенности разрабатываемых модулей.
Однако предлагаемые модули не включают все предметы, которые представлены в федеральном стандарте высшего образования. Сохраняя идею модульности разрабатываемой основной профессиональной образовательной программы, нами был предложен модуль «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда», который включает предметы «Физическая культура», «Прикладная физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина «Физическая культура» реализуется в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения студентами нормативов физической подготовленности.
Содержание модуля «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда» направлено на формирование готовности будущего учителя к выполнению трудовой функции (3.1.2.) «Воспитательная деятельность», способности к трудовым действиям по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Для того что бы подготовить будущего учителя к названным трудовым действиям, студенты должны:
знать:
- знать роль и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствиях; причины возникновения природных, техногенных, экологических и социальных чрезвычайных ситуаций, влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной и жилой среды;
- правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
уметь:
- уметь формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; знать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах;
- уметь разрабатывать и реализовывать программу развития образовательной организации в целях создания здоровой, безопасной и комфортной образовательной среды;
- принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; правильно выбирать и пользоваться современными средствами индивидуальной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим.
- уметь организовывать самостоятельные систематические занятия физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; уметь оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
- уметь организовывать и проводить занятия физической культурой, активный отдых и досуг;
- уметь развивать двигательную активность обучающихся, для достижения положительной динамики в развитии основных физических качеств, формировать потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
- уметь вести наблюдение за динамикой развития физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- уметь выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
владеть:
- методами защиты в условиях чрезвычайных ситуаций и навыками практического использования средств индивидуальной защиты;
- приемами оказания первой, доврачебной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- навыками организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- владеть системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.
Данные модули апробируются в Елабужскои институте Казанского (Приволжского) федерального университета.
Рецензенты:
Зотова Ф.Р., д.п.н., профессор, проректор по научной работе и международной деятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань;
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, декан инженерно-технического факультета, Казанский федеральный университет, г. Елабуга.