Актуальность темы обусловлена важностью исследования вопроса о конкретных ареальных контактах алан с сопредельными народами. Изучение этого вопроса позволит более четко представить комплексную картину взаимоотношений предков осетин с соседними этносами и государствами.
Целью исследования является изучение сведений об аланах-осетинах в эпическом произведении иранских народов «Шахнаме».
Материалом исследования послужили опубликованные тома поэмы Фирдоуси «Шахнаме», а также некоторые исследования по истории и филологии Ирана и др. Работа выполнена с использованием историко-сравнительного метода и традиционных для исторического исследования принципов объективности и системности.
Иранские языки и диалекты объединяются в одну группу на основании общности их происхождения. Не позднее начала I тысячелетия древнеиранские племена распадаются на отдельные группы, из которых мы знаем скифов (саков), мидийцев и персов.
Скифы (саки) занимали в свое время огромную территорию. И были мощнейшей группой племен древности, скифы порой решали судьбы великих держав античности и влияли на ход истории [2, с. 10].
Сарматы заметно утеряли эту роль, хотя великие державы античности продолжали серьезно считаться с ними.
В последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья выделились аланы.
К середине I в.н.э. аланы стали одной из существенных военных сил на юге восточной Европы.
В первые века н.э. аланы оказались в самой гуще сложных исторических событий, связанных с так называемым Великим переселение народов. Отдельные группы аланов в ходе многочисленных и грандиозных этнических передвижений оказались в Армении и Мидии (I-II вв. н.э.), в Крыму (с III в.), в придунайских областях (с IV в.), а в V веке - даже на территории Галлии, Испании в Северной Африке (вместе с вандалами) [5, с. 153].
Разбросанные на огромной территории эти группы аланов вскоре утеряли иранскую речь и ассимилировались с окружающим населением. Это не означает, однако, что после первых веков нашей эры уже не существовало ираноязычного населения на южнорусской равнине (к востоку от Дона) и на Северном Кавказе.
Многочисленные источники свидетельствуют о том, что свидетельствуют о том, что оставшиеся аланы продолжали говорить на иранских диалектах [5, с. 154].
К концу VII века аланы входят в состав Хазарского каганата, сохранив при этом частичную самостоятельность. После разгрома каганата аланское государство контролировало большую часть Северного Кавказа.
Среди аланов выделяются несколько группировок «алан» и «ас». Важнейшая из них - асы. С XIII века эти этнонимы нередко взаимозаменяются.
В 1222 и 1238-39 гг. Алания была разгромлена монголо-татарами. Окончательный разгром связан с походами Тимура в конце 14 века.
Позднее аланы играли локальную роль и на развитие истории уже не оказывали существенного влияния. Потомки алан - осетины оказались малочисленным народом, которому порой грозило исчезновение.
Роль осетин в XVII-XVIII веках свелась к минимуму даже в пределах Кавказа. Большинство иранских народов обладает богатой эпической традицией. Наиболее богато эпос представлен у осетин и персов. У осетин издавна бытует нартовский эпос. На персидском языке создана эпическая поэма Шахнаме.
Шахнаме построена как история царей, преемственно сменявших друг друга на престоле Ирана. Поэма отражает исторические представления современников Фирдоуси [1, с. 228].
В Шахнаме неоднократно упоминаются разные народы. Из иранских народов часто всего упоминаются аланы.
Склоняется каждый пред ним властелин.
Ты землю аланов, Хазарский весь край.
Отныне владением нашим считай.
[7, с. 255].
И горный Дербенд, и аланов страну
Лохраспу отдам я, закончив войну.
До Кафа, до тех величавых хребтов
Всем будет владеть безраздельно Хосров.
[7, с. 262].
Персидская империя Сасанидов (ок. 224 г.) распространило свое влияние до Южного Кавказа, так что Армянское и Иверийское царство испытывали возрастающую иранизацию и нередко управлялись иностранными династиями, поставленными их могущественными соседями. На севере эта экспансия достигала Дарьяла и Дербента, имевших стратегическое значение, поскольку через них проходили единственные военные дороги через Кавказский хребет.
В эпоху создания Шахнаме аланы были влиятельным народом на Кавказе, и иранцам нередко приходилось иметь дело с ними. Разумеется, Фирдоуси не знал о генетическом родстве иранцев и аланов и, основываясь на народной памяти, отразил в своей поэме некоторые моменты ирано-аланских отношений:
Меж тем размышлял Менучехр: «Воевать
Раздумает Сельм. Верно, двинет он рать
К стенам Эланана; про славу и честь
Забыв, поспешит он в твердыне засесть.
[6, с. 139].
В Шахнаме под названием Эланан подразумевается «крепость аланов». Скорее всего, речь идет о Дербентской крепости на Кавказе.
В поэме повествуется, что во времена Сасанидов, аланский царь якобы даже претендовал на престол Ирана:
Лишь весть о кончине царя разнеслась,
Дошла до вождей именитых, - тотчас
Элана глава, царских войск пехлеван,
Воинственный, златовенчанный Шугнан,
Биверд - все сказали: мол, царство мое,
От праха до звезд все пространство - мое!
[8, с. 216].
В реальности аланы никогда не претендовали на иранский престол. Правда, существовала легенда, согласно которой Сасанидский правитель Хосров Парвиз был сыном «блудницы» и воспитывался по закону курдов, т.е. свободных и необузданных людей. Под ними, скорее всего, подразумевали аланов, ибо Хосрова Парвиза называли Алан-шахом. При Сасанидах алан-шахами назывались правители области, расположенной в Закавказье между Курой и Араксом [9, с. 629].
В осетинском фольклоре сохранилось слово «аллон» вкладываемое обычно в уста великанов. Речь шла о народности самого героя (в осетинском нартовском эпосе - осетина). Следовательно, «аллон» является одним из самоназваний осетин в прошлом. Так аланами осетин называли и многие их соседи, в том числе иранцы. Фирдоуси в Шахнаме пишет об аланах следующее:
Бесчестье же нам не пристало сносить
До края аланов домчавшись, узрел
Забытый пустырь, разоренный предел.
Царь молвил мужам: «Заслужу я позор,
Коль дольше пребудет в Иране разор.
Нас недруги могут за то поносить,
Бесчестье же нам не пристало сносить».
Посланца избрал среди знати своей
Из мудрых и красноречивых мужей.
Так молвил: «Скачи с наступлением дня,
Правителям войску скажи от меня:
Открыто и тайно известья дошли.
Блюстители верные мне донесли.
Что вы похвалялись: мол, нам не указ
Кесра! Горстка праха Иран, мол для нас ...
Дождались вы ныне прихода Касры;
Разбили мы ставку, палатку, шатры.
[9, с. 54]
В поэме пишется, что аланы - народ воинственный, мужественный, владеют арканом и копьем. Живут аланы в горных районах.
Здесь ширь да высоты, воинственный строй
Владеет арканом, копьем и стрелой.
В ущельях, в пещерах - засады у вас,
И горы родные - ограды у вас,
И все же сюда мы войною пришли,
Хоть войско и вождь не из этой земли».
Посланец, до места домчась, передал
Слова, что владыка Ирана сказал.
Сошлись именитые тут же бойцы,
Аланов советники и мудрецы.
[9, с. 54]
По мнению автора поэмы, жизнь алан протекала в одних походах. Согласно поэме, аланы грабили иранцев, угоняли стада и брали в плен жителей.
Их жизнь протекала в набегах одних,
И в мыслях добра не бывало у них.
В страх ввергли Иран, отнимали добро,
Одежды и золото, и серебро;
Влекли, угоняли, не зная стыда,
И жен, и мужей, и детей, и стада...
Слова, что владыка земли говорил
Открыто и тайно, посол повторил.
Внимают ему - нет на знатных лица,
Смутились от слов Нуширвана сердца.
И знать, и воители тут же пришли
С повинной, богатую дань принесли.
Рабыни, одежды, со златом мощны,
Горячие, лучших кровей скакуны
Доставлены шаху. И кто постарей
Из красноречивых и мудрых мужей.
Все в горести к Нушинравану пришли,
Былого стыдясь несказанно, пришли.
Коль разумом светлым воитель ведом -
Ему не придется терзаться стыдом...
Со щедрыми теми дарами пришли
Аланы к шатру властелина земли.
Ниц падают, землю целуют пред ним.
Льют слезы, раскаяньем каждый томим.
И царь благосклонно помиловал их.
Не стал вспоминать о злодействах былых.
[9, с. 54-55].
Судя по следующему отрывку, аланы жили к западу от Ирана:
Двенадцать призвал еще тысяч других
Немало благих наставлений им дал.
В путь к землям аланов немедля послал,
Заката рубеж поручил ограждать,
В страну да не вторгнется чуждая рать.
[9, с. 461].
Кроме аланов из кавказских народов в Шахнаме упоминаются только армяне. Как местность (край) описывается Азербайджан (Азербадган). Сами азербайджанцы как народ (этнос) в поэме не фигурируют [4, с. 393].
Не упоминается в Шахнаме также Грузия и грузины [3, с. 229]. Шахнаме, по сути, является свод эпических и мифологических преданий Ирана. Поэма создана в X веке - это период формирования иранских народов. В это время аланы играли видную роль в исторических судьбах Восточной Европы и были хорошо известны иранцам (персам) и другим авторам источников (византийских, арабских, армянских и др.).
При этом в разных источниках аланы называются асами, ясами, осами, т.е. осетинами [5, с. 154].
Давно установлено тождество между аланами и осетинами. Осетинский язык является прямым продолжением языка аланов, а язык аланов восходит к языку скифов [3, с. 229].
Название «Грузия» впервые встречается в III веке в сасанидских надписях как страна «Гурзан». Следовательно, этимологию слова «Грузия» следует искать, скорее всего, в иранских языках.
Рецензенты:
Гацалова Л.Б., д.фил.н., ведущий научный сотрудник отдела осетинского языкознания ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ;
Фидарова Р.Я., д.фил.н., главный научный сотрудник отдела фольклора и литературы ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.