В связи с этим встает вопрос формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений (как важная составная часть родительской компетентности) в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и поиска наиболее эффективных форм работы с родителями таких детей, что требует отдельного исследования.
Материал и методика исследования. В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.
Результаты исследований и их обсуждение. В. О. Скворцова отмечает, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого [7, 139]. В качестве наиболее эффективных форм организации работы с родителями предлагаются: консультативно-рекомендательная работа; лекционно-просветительская работа; индивидуальные занятия с детьми и их родителями.
На важность работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, указывает Н. Г. Корельская, предлагая создать общественные объединения родителей детей-инвалидов [10, 453]. По мнению ученого, подобные объединения должны стать центрами по обмену опытом, поддержки, образования родителей и должны решать такие задачи, как:
- формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;
- формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
- формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом;
- личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.
Если в вопросах используемой формы работы с родителями детей с проблемами развития мнения большинства исследователей совпадают - считается эффективной клубная деятельность, то по содержанию и направлениям работы имеют разногласия.
Так, в работе «родительского клуба» Н. Г. Корельская [10] предлагает использовать традиционные и нетрадиционные формы работы: индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; организация выездных мероприятий: посещение театров, выставок и прочее; образовательные семинары; психологические тренинги; общественные акции, пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье, встречи с представителями власти; занятия в системе «ребенок - родитель - специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Использование групповой работы в рамках клубного объединения, по мнению В. М. Даринской [3], способствует гармонизации родительско-детских отношений, поскольку именно групповые занятия являются более эффективными и результативными в работе с родителями, чем лекции. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо сочетать как тренинги, так и лекционные занятия с родителями. Этого мнения придерживается и Я. В. Крючева [6], которая в рамках программа педагогической помощи родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития, «Школа для родителей», предлагает проведение лекционных и семинарских занятий, а также совместную деятельность родителей и детей, учитывая при этом уровень готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития.
Консультационно-рекомендательная и лекционно-просветительская деятельность осуществляется в семейном клубе «Радужка», организованном А. В. Соколовой [8]. Но работа клуба в большей степени направлена на работу родителей с детьми по коррекции познавательных процессов, зрения, речи, адаптации дошкольников с нарушениями зрения.
Детско-родительский проект в виде семейного клуба «Мамина школа», разработанный Е.А. Адониной [1], направлен на привлечение родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающем процессе и содержит не только работу с родителями, но и совместную деятельность детей и родителей.
Н.В. Видяпина [2] в своей работе предлагает использовать психологическую библиотеку; наглядный материал в папке-передвижке; тренинговые занятия курса «Счастливое детство»; групповую работу; цикл практикумов «Вместе с ребенком с нарушениями речи готовимся к школе»; изготовление «Шпаргалок для родителей».
С целью оказания психолого-педагогической помощи родителям детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости Т. В. Ковалева [4] также предлагает организовывать школу для родителей. Работа в «Школе родителей» направлена на профилактическую и разъяснительную работу с родителями по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ посредством игро- и арттерапии; выявление проблемных семей и работу с ними, защиту прав ребенка.
Учитывая существующий опыт организации работы социальных педагогов, психологов, дефектологов с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, и, принимая во внимание необходимость комплексного, систематического подхода к работе по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка с проблемами в развитии, нами была разработана программа занятий «Клуба успешных родителей».
В качестве задач клуба можно отметить:
- обучение способам построения конструктивных взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, различным навыкам межличностного общения;
- осуществление педагогического просвещения родителей, предполагающее получение ими знаний об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, механизмах семейных систем, влиянии каждого из членов семьи на актуальную ситуацию собственно в самой семье;
- переориентация родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающая исследование ими своих родительских позиций, развитие многомерности педагогического видения конструктивных родительско-детских и иных межличностных взаимоотношений, преодоление стереотипов поведения.
Основными направлениями в работе клуба являются:
- Организация педагогического, санитарно-гигиенического и культурологического родительского всеобуча.
- Ознакомление родителей с условиями, динамикой и спецификой осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
- Организация обмена опытом семейного воспитания и формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья положительных личностных и физических качеств, представлений и привычек здорового образа жизни.
- Проведение совместных мероприятий образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового, социально успешного и счастливого ребенка.
Работа клуба предполагает проведение занятий на протяжении трех учебных лет. Вначале группы родителей формируются в зависимости от возраста детей, далее группы объединяются, и формирующая работа проводится уже со всеми родителями вместе.
План занятий на первый учебный год:
Занятие 1 - «Знакомство». Цель: познакомить родителей и педагогов друг с другом и с правилами работы в группе;
Занятие 2 - «Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель: сформировать у родителей представление о существующих типах семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятие 3 - «Мы родом из детства». Цель: изучить истории семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; способствовать формированию у родителей представлений об особенностях детского поведения и детского восприятия мира.
Занятие 4 - «Родитель - это звучит гордо». Цель: актуализировать родительские роли среди участников клуба; помочь изучить собственную способность смотреть на мир глазами детей.
Занятие 5 - «Ребенок во мне». Цель: обучить навыкам активного слушания, сформировать осознанное представление об особенностях детей; обучить приемам принятия ребенка с проблемами в развитии.
Занятие 6 - «Профилактика созависимости». Цель: формировать представления о здоровом образе жизни; способствовать профилактике созависимого поведения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; провести работу с семьями, в которых есть те, кто употребляет психоактивные вещества.
Занятие 7 - «Праздник семьи». Цель: обучить навыкам сотрудничества и необходимости поддержания равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; закрепить позитивный опыт неформального общения; создать атмосферу взаимопонимания и доверия между участниками клуба и членами семей.
План занятий на второй учебный год:
Занятие 1 - «Стили взаимодействия с детьми». Цель: познакомить родителей и педагогов между собой и с правилами, существующими в клубе; способствовать осознанию существующих родительских установок, деление их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком; научить различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Занятие 2 - «Внутренний ребенок». Цель: закрепить знания об «ошибочных целях» поведения; обучить навыкам активного слушания.
Занятие 3 - «Права личности родителя». Цель: сформировать осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений с ребенком; способствовать овладению навыком использования «Я-высказываний» применительно к тем проблемам, которые непосредственно касаются жизни родителей или одного из родителей.
Занятие 4 - «Детское поведение». Цель: сформировать у родителей представления об особенностях детского поведения и восприятия мира.
Занятие 5 - «Правила общения». Цель: создать условия для использования родителями имеющегося у них опыта доверительных отношений, возможности осуществления самоанализа; развитие умений слушать и слышать другого человека; способности принимать друг друга.
Занятие 6 - «Воспитание в семье». Цель: познакомить с содержанием и необходимыми условиями для эффективного (благоприятного) прохождения основных этапов формирования личности; способствовать осознания своих невербальных и вербальных проявлений эго-состояния.
Занятие 7 - «Язык принятия» и «язык непринятия». Цели: познакомить с понятием «принятие» ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя, как определить «язык принятия» и «язык непринятия».
Занятие 8 - «Особенности самоуважения взрослого и ребенка». Цель: познакомить с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, с таким понятием, как «неформальное общение»; обучить навыкам поддержки; закрепить навык активного слушания; способствовать осознанию играемой ребенком роли в структуре семьи.
Занятие 9 - «Дисциплина в семье». Цель: способствовать осознанию родителями психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; пониманию логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения.
Занятие 10 - «Контроль в семейном воспитании». Цель: способствовать осознанию неэффективных стратегий родителей; обучить методике передачи ребенку ответственности за свою жизнь.
Занятие 11 - «Конфликты и способы их решения в условиях семьи». Цель: познакомить родителей с понятием «конфликт»; определить основные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях; обучить способам выхода из конфликтной ситуации.
Занятие 12 - «Праздник Семьи». Цель: отработать навыки сотрудничества и осуществления равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; закрепить существующий позитивный опыт неформального общения; создать атмосферу взаимопонимания и доверия внутри клуба и между членами семьи.
План занятий на третий учебный год:
Занятие 1 - «Методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель: расширить представления родителей о методах и приемах воспитания в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; обучить конструктивным способам взаимодействия с ребенком с проблемами развития.
Занятие 2 - «Безусловная любовь». Цель: обучить родителей приемам принимающего поведения; способствовать повышению значимости безусловного принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
Занятие 3 - «Роль родителей в подготовке домашних заданий». Цель: обучить родителей приемам выполнения домашних заданий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Занятие 4 - «Права ребенка - это актуально». Цель: сформировать у родителей представление о правах детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятие 5 - «Праздник Семьи». Цель: отработать и закрепить навыки сотрудничества и осуществления равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; закрепить позитивный опыт неформального общения; создать атмосферу взаимопонимания и доверия внутри клуба и между членами семей.
Занятия построены таким образом, что в конце каждой встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми.
Резюме. Для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско-детских взаимоотношений. Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Конструктивные родительско-детские взаимоотношения как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», проект № 13-36-01236.
Рецензенты:
Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Петрова Т.Н., д.п.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.