Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PRINCIPLES OF CREATION OF THE MAINTENANCE OF SUBJECT MATTERS BY PREPARATION FOR PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Nuzhnova S.V. 1
1 Troitsk branch "Chelyabinsk State University"
In article the problem of creation of system of preparation for professional mobility in educational process of higher education institution is considered. Creation of system is considered from a position of anthropological approach in combination with humanistic, akmeologichesky, synergetic and competence-based approaches. The model of system assumes three stages (preparatory, forming and correctional) formations of readiness for professional mobility. The system consists of several subsystems, realization of basic courses and elective courses is basic of which. The principles of creation of the maintenance of basic courses and elective courses are allocated (formation of world outlook values, an orientation for self-determination in professional activity, formation of fundamental knowledge and the generalized ways of activity, an orientation on informative independence, a personal orientation, activization of creative activity, formation of communicative competence). Need of use of adaptive and modular technology of realization of basic courses and elective courses when forming readiness for professional mobility is proved. The principles of creation of adaptive and modular technology are allocated. Possibilities of creation of integrative courses and the principles of their construction are considered.
adaptive and modular technology of realization
principles of creation of the maintenance of courses
preparation stages
system of preparation
approaches
professional mobility
В современных условиях, когда постоянные социально-экономические и технические инновации являются определяющими характеристиками общественного развития, основной задачей профессионального образования становится подготовка специалистов, способных адаптироваться к сложной, быстро меняющейся окружающей действительности. Современный специалист должен быть готов к освоению новых знаний и технологий, к постоянному повышению своей квалификации, к освоению смежных и совершенно новых профессий. Другими словами, он должен быть готов к  профессиональной мобильности.

Поэтому возникает проблема создания образовательной системы, в рамках которой будущий специалист не только получит знания, необходимые для обеспечения его мобильного поведения, но и приобретет компетенции, позволяющие выработать индивидуальную стратегию своей профессиональной деятельности и успешно реализовать свой потенциал в условиях нестабильного рынка труда информационного общества.

В результате проведенных нами исследований мы пришли к выводу, что построение системы содействия формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза на основе антропологического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим, синергетическим и компетентностным подходами позволяет процесс подготовки мобильных специалистов сделать более успешным.

Систему подготовки к профессиональной мобильности студентов вуза мы рассматриваем как открытую, целостную, вероятностную социально-педагогическую систему, обеспечивающую оптимальные условия для развития готовности студента вуза к профессиональной мобильности в социально-экономических условиях современного общества [5].

Разработанная нами модель системы подготовки к профессиональной мобильности предполагает реализацию трех этапов процесса формирования и развития готовности студентов вуза к профессиональной мобильности.

Первый этап - подготовительный, это этап адаптации студентов в новых условиях образовательной среды вуза, детерминированной общей целью -  формированием и развитием готовности к профессиональной мобильности.

Второй этап - формирующий. На этом этапе происходит включение студента в процесс собственного профессионального становления, что дает ему возможность активно продвигаться по индивидуальной траектории развития готовности к профессиональной мобильности.

Третий этап формирования и развития готовности к профессиональной мобильности - это оценочно-коррекционный этап. Он предполагает активное включение студента в процесс профессиональной самоактуализации и профессионального самоопределения [6].

В основе мониторинга развития исследуемого качества личности на каждом этапе подготовки студентов вуза к профессиональной мобильности лежит модель выпускника вуза, готового к профессиональной мобильности, включающая: личностный (ценностно-смысловая, персональная, валеологическая компетенции, компетенция саморегуляции); социальный (социально-правовая, коммуникативная, информационная, языковая компетенции) и специальный компоненты (общепрофессиональная, интеллектуальная, организационно-деятельностная компетенции) [4].

Разработанная нами модель системы подготовки к профессиональной мобильности объединяет различные подсистемы, такие как организация различных видов практик, научно-исследовательская работа студентов, курсовое и дипломное проектирование, учебно-воспитательная работа и т.д. При этом успешная реализация этой модели возможна только через функциональное единство всех элементов педагогической системы, однако основная нагрузка в этом процессе приходится на систему базовых дисциплин и курсов по выбору.

Рассмотрим возможные варианты формирования выделенных нами  структурных блоков готовности к профессиональной мобильности (личностный, социальный, специальный) и их интеграции в рамках указанного компонента. При этом могут быть использованы следующие подходы:

  • органичное включение обозначенных вопросов в содержание и технологию дисциплины, при котором процесс формирования готовности к профессиональной мобильности происходит параллельно с освоением содержания курса;
  • создание специальных курсов, содержание и технологии которых ориентированы исключительно на достижение поставленной нами цели.

Логично предположить, что в рамках базовых курсов возможна реализация лишь первого подхода. Поэтому, прежде всего, раскроем особенности построения содержательного компонента этих курсов в аспекте темы исследования.

Содержательный компонент базисной части плана построен на основе Государственных стандартов по данной дисциплине. Однако, кроме обязательного образовательного минимума, он включает и те знания, которые преподаватель считает необходимым дать сверх стандартного уровня. Именно подбор содержания курса в «дополнительной» его части дает нам возможность включить в качестве полноценной цели курса «формирование готовности к профессиональной мобильности».

Использование антропологического подхода в сочетании с гуманистическим, синергетическим, акмеологическим и компетентностным подходами, обобщение личного педагогического опыта и опыта преподавателей университета позволило нам выделить те принципы отбора содержания варьируемой части базовых курсов, опора на которые даст возможность сделать процесс развития готовности к профессиональной мобильности более эффективным. К ним относятся принципы: формирования мировоззренческих ценностей, фундаментализации, направленности на самоопределение в профессиональной деятельности, формирование коммуникативной компетенции, направленности на познавательную самостоятельность, а также принципы личностной направленности и активизации творческой деятельности. Остановимся на их реализации более подробно:

  • принцип направленности на формирование мировоззренческих ценностей предполагает: формирование системы нравственных ценностей, которая является культурно-нравственным стержнем личности, позволяющим ей самоопределяться и выживать в сложных современных условиях; на формирование синергетической позиции, позволяющей рассматривать постоянное состояние неопределенности как норму, а не как исключение из правил, что дает возможность полноценно жить и трудиться в условиях информационного общества;
  • принцип направленности на самоопределение в профессиональной деятельности ориентирует содержание дисциплин на формирование мотивационной готовности студента к самореализации своего личностного потенциала в трудовой деятельности;
  • принцип направленности на формирование фундаментальных знаний и обобщенных способов деятельности предполагает формирование базовых, метопрофессиональных («опорных», «ведущих») знаний и обобщенных способов деятельности, составляющих содержательное ядро профессионального самоопределения и является основным компонентом профессиональных компетенций, обеспечивающих в дальнейшем мобильность специалиста;
  • принцип направленности на познавательную самостоятельность студентов предполагает включение в содержание базисных курсов материала, создающего мотивационную, информационную и инструментальную основу самостоятельной работы студентов;
  • принцип личностной направленности предполагает, прежде всего, гуманитаризацию содержания базисных курсов; придание личностного смысла презентуемого материала, связь его с опытом и проблемами студентов;
  • принцип активизации творческой деятельности студентов, который основан на положении, что в той или иной степени каждый человек способен к творчеству и данная способность в значительной мере может быть развита путем использования в рамках учебных программ, специальных приемов и методов. Рассматривая творчество как многостадийный процесс, позволяющий человеку полноценно существовать в ситуациях неопределенности и отсутствия стандартного решения, мы отдаем предпочтение материалу: вызывающему у студентов личный интерес, чувство удовлетворения и перерастающий со временем во внутреннюю творческую мотивацию; воспитывающему самостоятельность мышления, терпимость к неопределенности, нацеленность на успех, толерантность; обучающему задавать необходимые вопросы и определять наличие задачи, формулировать и переформулировать её условие, осуществлять отбор информации, необходимой для достижения цели; стимулирующему у студентов поиск различных путей решения проблемы; анализ сложной ситуации и выбор одного из многих вариантов выхода из неё, исходя из рассмотрения последствий принимаемых решений; требующему продуцирование идей, исходя из своего субъектного опыта; развивающему способность совершенствовать свой творческий продукт, придавать ему завершенный вид, проявлять настойчивость при неудачах;
  • принцип направленности на формирование коммуникативной компетенции  заставляет нас ориентироваться на следующие положения: формирование мотивационной основы сотрудничества на основе личностной значимости процесса общения; воспитание терпимого отношения к особенностям другого, к чужому мнению, чужим идеям; овладение формами и навыками совместного решения учебно-профессиональных задач, ведения деловой беседы, регуляции поведения, взаимного восприятия, понимания и познания; освоение процессов приема и передачи информации, связанных с особенностями изучаемого курса.

При реализации образовательных программ в рамках педагогической системы содействия развитию готовности студентов вуза к профессиональной мобильности нами использовалась адаптивно-модульная технология обучения, различные аспекты которой рассмотрены в работах Е. Аленичевой [1], А.В. Артёмова [2], Р.С. Бекировой [3] и др.

Использование адаптивно-модульной технологии при реализации базовых курсов и курсов по выбору строится на следующих принципах: направленность на формирование и развитие компетенций, входящих в состав готовности к профессиональной мобильности (личностных, социальных, профессиональных); создание условий для рефлексии выполняемой учебно-профессиональной деятельности и её результатов; учет индивидуальных особенностей уровня обученности каждого студента; направленность на обеспечение самостоятельности планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; фасилатация со стороны преподавателя развития готовности к профессиональной мобильности; обеспечение интеграции компонентов готовности к профессиональной мобильности.

Выбор адаптивно-модульной технологии обусловлен рядом особенностей, позволяющих при реализации базовых курсов оптимизировать подготовку к профессиональной мобильности: формирование каждого из компонентов готовности к профессиональной мобильности и их интеграцию за счет группировки модулей учебного материала; построение индивидуальной траектории развития готовности к профессиональной мобильности для каждого студента на основе самостоятельного выбора студентами того или иного варианта модульной программы в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня обученности; формирование познавательной самостоятельности студентов как основы самореализации в профессиональной деятельности на основе усиления консультативно-координирующей функции преподавателя; использование активных методов формирования и развития готовности к профессиональной мобильности без ущерба для полноты и глубины освоения базового учебного материала.

Кроме того, данная технология значительно расширяет возможности оптимизации рассматриваемого процесса не только на уровне реализации базовых курсов, но и на уровне всей системы развития готовности к профессиональной мобильности: создание гибких учебных программ и рабочих планов, что способствует быстрому реагированию на требования рынка и современным тенденциям развития технологий; переход к нелинейным, гибким методам организации учебного процесса; создание благоприятных условий для синтеза индивидуальных учебных планов в сфере междисциплинарных наук, что способствует реализации синергетического подхода в образовании; свобода выбора освоения новых, не связанных с выбранной специальностью курсов, модули дисциплин должны быть максимально унифицированы для предоставления возможности прохождения их наибольшим количеством студентов смежных специальностей; увеличение степени участия и роль студента в планировании собственной учебы, что способствует формированию умений выбирать целевые и смысловые установки в своей жизнедеятельности; стимулирование творческой работы студентов, активизация исследовательской деятельности, выходящей за рамки обязательного минимума учебного плана.

Указанное выше позволяет осваивать студентам (особенно на старших курсах) не только основную образовательную программу, но и знакомиться (осваивать) с образовательными программами смежных или совершенно новых профессий.

Так как адаптивно-модульная технология, наряду с неоспоримыми достоинствами, обладает и некоторыми недостатками, выявленными в ходе проведенных нами исследований (сложность создания методического сопровождения; трудности формирования коммуникативной и корпоративной компетенции студентов, которые являются важной составной частью профессиональной мобильности; низкая подготовленность преподавателей к реализации рассматриваемой технологии), то мы считаем важным использовать принцип дополнительности, интегрируя адаптивно-модульную технологию с технологиями: знаково-контекстного обучения; личностно ориентированного обучения; проблемного обучения и др.

Таким образом, реализация базовых курсов нами будет осуществляться посредством модульно-адаптивной технологии, в интеграции с технологиями знаково-контекстного, личностно ориентированного и проблемного обучения. Основными принципами построения этой технологии являются:

  • целевая установка на профессиональное саморазвитие и самоопределение личности в условиях нестабильного рынка провинции;
  • создание условий для максимальной реализации потенциальных возможностей каждого студента, достигаемое через нелинейность и варьируемость педагогических структур, формирующих готовность к профессиональной мобильности;
  • активизация осознанной саморегуляции произвольной активности студентов через стимулирование их выхода в рефлексивную позицию;
  • фасилитация процесса формирования готовности к профессиональной мобильности со стороны преподавателя.

Приведенные выше принципы отбора содержания и построения технологии обучения позволяют в рамках базовых курсов осуществлять целенаправленную работу над формированием и развитием у студентов готовности к профессиональной мобильности. Однако крайне недостаточное количество времени, отведенное на освоение материала, определяемого Государственным стандартом, не позволяет уделять поставленным проблемам должного внимания, если студент не владеет формами групповой работы, у него недостаточно для его возраста и статуса сформированы навыки учебной деятельности, развита эмоционально-волевая сфера и др.

Указанные выше и ряд других субъективных и объективных причин заставили нас искать скрытые резервы образовательного процесса, одним из которых является система дополнительных курсов. В данном случае слово «система» нам кажется особенно важным. Мы считаем, что именно интеграционные свойства системно введенных в программу курсов явились определяющим фактором, позволившим нам решить ряд проблем, казавшихся трудно выполнимыми в рамках базисных курсов.

Учебные программы дополнительных курсов выполняют еще одну функциональную нагрузку - они являются основой построения индивидуальной траектории формирования готовности к профессиональной мобильности. Именно здесь в большей степени, чем при изучении базисных курсов, появляется возможность максимально учесть субъектный опыт, интересы, наклонности, мотивы студента, а, следовательно, повысить мотивацию профессиональной самореализации в условиях нестабильного рынка труда.

На наш взгляд, целесообразно использовать, наряду с системой дополнительных курсов, ещё и интегрированные курсы, направленные на углубление и расширение межпредметных знаний, формирование межпредметных умений, развитие таких интегральных психических процессов, как целеобразование, планирование, прогнозирование, принятие решения. Последние обеспечивают организацию и регуляцию дальнейшей профессиональной и учебно-профессиональной деятельности выпускников на основе синтеза и координации аналитических процессов, что крайне важно для продуктивной профессиональной мобильности.

Интеграция может достигаться за счет сочетания различных типов, форм, способов, объектов изучения. Это позволяет достигать более высокого уровня обобщений, углубления и расширения предметного материала и методов переработки информации. Опыт преподавания интегрированных курсов и анализ литературных источников позволил нам выделить основные принципы их построения:

  • направленность на формирование ключевых компетенций и фундаментальных знаний как основы освоения новых областей деятельности;
  • формирование целостного образа мира и профессии в нем, что позволит выпускнику с большей легкостью преодолеть психологические барьеры, возникающие при необходимости освоения смежных профессий или карьерном росте;
  • развитие синергетического восприятия мира, способствующего формированию умений принимать решения и действовать в ситуациях неопределенности и непредсказуемости;
  • создание условий для творческого самовыражения студентов в ходе их квазипрофессиональной деятельности (при выполнении творческих проектов, участии в учебно-деловых играх и др.);
  • создание на занятиях ситуации успеха как стимулятора, побуждающего студента к дальнейшей активности в учебно-профессиональной деятельности.

Эти же принципы сохраняются и при организации научно-исследовательской работы студентов, их деятельности во время учебной и производственной практик и внеучебной деятельности.

Рецензенты:

Лежнева Н.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Троицк.

 Старченко А.С., д.п.н., директор Троицкого естественно-научного лицея № 13, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Академия ветеринарной медицины», г. Троицк.