Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SUBJECTIVITY AS AXIOLOGICAL FACTOR OF PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL STUDENTS

Khabarova T.S. 1
1 The Orenburg state medical academy
The process of subjectivity establishment under the conditions of higher professional education in its task-oriented pedagogical organization has to become the establishment process and systemic development of personal-professional consciousness of medical students. Subjectivity is an axiological factor that has an influence on relation system and personal values, its establishment and life-sustaining activity on the whole. Subjectness establishment is a process of student’s personality transformation under the influence of acquired professionally significant axiological orientations. Subjectness of the medical students may be considered as the leading factor in personality formation of a medical student. Axiological orientations as selective personal relations towards different sides of reality are the most important components of personal structure, and become the predominant factor in behavior motivation and action therefore forming and developing the person in personality and profession.
activity
axiological orientations
axiology
development
subjectivity
Интенсивные преобразования в высшей школе, многочисленные образовательные программы требуют четкого понимания того, какие способы деятельности окажутся востребованными завтра. Решение задачи инновационного развития требует нового подхода к проблеме развития. Речь идет о качественно новом, ценностно ориентированном состоянии личности; о человеке, который способен реализовать самого себя, заглянуть в свое личностное и профессиональное будущее; о субъектности, для которой характерны активность, инициативность, преобразующие возможности. Аксиологический подход как методологическая база исследования проблем инновационного развития университетского образования позволяет определить содержание и характер ориентационно-ценностных технологий, обеспечивающих подготовку профессионалов новой формации, готовых, минимизируя риски, находить комплексные, как правило, уникальные решения проблем, которые обретают универсальное (глобальное) значение [5].

Цель нашего исследования заключается в раскрытии субъектности как особого аксиологического фактора личностно-профессионального развития студентов на примере вузовской подготовки врачей.

Изучение проблемы субъектности в ее взаимосвязи с социокультурными, личностными и профессиональными ценностями позволит решить ряд важных задач в личностно-профессиональном развитии специалистов на примере будущих врачей:

  • приобщение человека к миру в условиях определенных социальных требований и нормативов;
  • возможность самореализации личности, выходящей за пределы установленных рамок;
  • ценностное осмысление действительности и себя как субъекта;
  • важное использование субъектного развития личности как основы ее плодотворной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Разумность решения проблемы данного исследования зависит от понимания логики самого процесса развития, понятия субъектности, аксиологического подхода, ценностной ориентации. В исследованиях С.Л. Рубинштейна сформулирован принцип субъекта деятельности, согласно которому в деятельности субъект и проявляется и формируется. С. Л. Рубинштейн связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию. Все более глубокое познание объекта означает соответственно все более высокий уровень активности субъекта - его мотивации и способностей, качества его мышления как процесса. И наоборот, все более развитая активность - это все более глубокое проникновение в сущность объекта [1]. В теории деятельности А.Н. Леонтьева субъектность раскрывается через мотивационно-смысловую сферу личности. Деятельность, по мнению А.Н. Леонтьева, утратив мотив, может превратиться в действие или совсем другую деятельность с иным отношением к миру; наоборот, действие, подкрепленное мотивом, смыслом, целью, может приобрести самостоятельную силу и стать особой деятельностью. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта [9]. Б.Г. Ананьев рассматривает человека как субъекта практической и теоретической деятельности. Целостность и единство человеческого развития составляют его специфическое качество. Высшей интеграцией субъектности, по мнению Б.Г. Ананьева, является творчество. Высшей формой субъектности А.Г. Асмолов считает личностный смысл, придаваемый событиям и действиям. К.А. Абульханова-Славская, определяя структуру жизненного пути и характеристики его субъекта, отмечает, что в процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения. Т.А. Ольховая понимает под субъектностью аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества студента.

Исходя из проведенного теоретического анализа понимания субъектности, мы выявили, что изучение субъектности связано с анализом причинно-следственных, внутренних и внешних условий, которые определяют его формирование и развитие. Следовательно, задача нашего исследования состоит не в описании особенностей проявления субъектных качеств будущих врачей, а в понимании субъектности как важного динамического образования, способствующего развитию ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного процесса.

Человек представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, что предполагает стремление к тем или иным личностно-профессиональным целям, включая взаимодействие с внешними условиями и осуществление внутренней саморегуляции, саморазвития. Категория развития является одной из основополагающих категорий в рамках целого ряда наук. Значимой является позиция Н.Н. Нечаева, который под «развивающим» обучением понимает только обучение, адекватное мотивационно-потребностной сфере и, соответственно, задаче формирования необходимых способов деятельности, ставшей актуальной на данной ступени развития личности. Изменение способов деятельности оказывается возможным только при соответствующей «готовности» мотивационно-потребностной сферы, что в свою очередь есть результат изменений во всей системе отношений ребенка. Если же этого нет, то мы имеем дело с внешне очень похожим на развитие процессом, но принципиально от него отличным [6].

В исследованиях Т.А. Ольховой представлены механизмы становления субъектности студента в университетском образовании. Особое внимание уделяется определению ресурсов личностного и профессионального роста студента университета и их ценностно-смысловому содержанию. Изучая становление субъектности студента университета, Т.А. Ольховая выделяет три уровня индивидуально образовательных маршрутов студентов:

  • базовый уровень (характеризуется только достижением образовательных ориентиров, представленных в стандартных учебных специальностях);
  • вариативный уровень (предполагает отражение взаимосвязи личностного и профессионального развития студента, но выбранные образовательные задачи не всегда содержат ценностно-смысловые характеристики);
  • аксиологический уровень (является результатом ценностного самоопределения студента в проблемном поле личностно-профессионального развития, самостоятельного выбора внутренней планки требования к самоосуществлению) [10].

Именно в ходе учебной деятельности в вузе изменяется сам ее характер, меняется ее смысловая сторона. В процессе образовательной деятельности студент становится ее субъектом, происходит восхождение от абстрактного понимания специфики своей будущей профессии к конкретным ценностно-обоснованным действиям, которые обеспечивают личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. Учебно-профессиональная деятельность и сформированная образовательная субъектность выступают платформой для потенциального развития профессиональной субъектности. Именно в пространстве учебно-профессиональной деятельности обнаруживается доминирующее начало саморазвития, самоактуализации, самореализации личности в период студенчества. С нашей точки зрения, важнейшим показателем и одновременно определяющим фактором развития профессиональной субъектности будущих врачей выступает система ценностных ориентаций и мотивов индивида, актуализирующая цели достижения профессионального успеха.

Ценностный подход к изучению личностно-профессионального развития студентов медицинского вуза позволяет увидеть личностный аспект ориентации человека на ценности будущей профессии. К понятию «ценностные ориентации» в своих исследованиях обращались В.Г. Алексеева, В.П. Бездухов, В.П. Выжлецов, И.В. Дубровина, А.В. Кирьякова, Т.Н. Мальковская, В.И. Мясищев, Т.А. Ольховая, В.А. Ядов и др. Впервые данное понятие ввел Т. Парсонс в своей модели построения общества. Б.Г. Ананьев считает, что ценностные ориентации составляет направленность личности на те или иные ценности. В.А. Ядов отмечал, что ценностные ориентации определяют деятельность и поведение человека, подчиняя себе действие других уровней системы личности. По мнению В.П. Выжлецова, ориентация задает общее направление деятельности. А.В. Кирьякова понимает под ценностными ориентациями уровень, определяющий смысл жизни человека, его позицию по отношению к жизни вообще и к жизни людей. Указывает на то, что ценностные ориентации являются критериями для оценки результатов, достигнутых в деятельности студентов, для оценки сложившихся межличностных отношений. Ценностные ориентации соединяют и мобилизуют мотивы, цели и намерения личности [4]. Ценностно-ориентированная деятельность отличается наличием одновременно общественного и индивидуального в личности. С одной стороны, любая деятельность невозможна без знания, умений, определенного сложившегося социального опыта, с другой стороны, ценностно-ориентированная деятельность всегда самостоятельна и предполагает эмоционально-ценностное отношение к опыту, к жизни и ее целям, к людям, к себе. Ценностные ориентации являются определяющим фактором личностно-профессионального развития. Данные теоретические предпосылки позволяют сделать вывод, что аксиологическое содержание личностно-профессионального развития будущих врачей включает в себя ряд задач:

  • анализ актуальной системы ценностей врачей;
  • формирование устойчивой мотивации к личностно-профессиональному развитию;
  • активизация субъектной позиции студента медицинского вуза;
  • актуализация гуманистического содержания ценностей медицинской профессии;
  • оценка, анализ имеющихся и усваиваемых ценностей профессионально-медицинской деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации, как избирательные отношения личности к различным сторонам действительности, являются важнейшими компонентами структуры личности, становятся доминирующим фактором в мотивации поведения и деятельности, тем самым формируя и развивая человека в личностном и профессиональном плане.

Большое значение имеет готовность будущих врачей принять на себя управление своей профессиональной деятельностью и определить ее направление. Важно не только то, насколько студент усвоил систему профессионально направленных ценностей, ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности, но и то, в какой мере она стала для него значимой, т.е. приобрела субъективный, ценностно-личностный смысл. Еще древние греки утверждали, что «ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Ценности порождаются не только временем и пространством, но и являются результатом человеческой деятельности, осмысления человеком своего места в мире. В процессе успешной учебной деятельности происходят прогрессивные структурные изменения личности, развиваются аксиологические инварианты личностно-профессионального становления, ориентированные на высокое качество выполнения своей будущей профессиональной деятельности. Ценностные, жизненные и профессиональные ориентации становятся единой системой, что дает возможность активного личностно-профессионального становления. На новый уровень развития выходят такие характерные параметры, как ценностные отношения, уровень субъективного самоконтроля и устойчивости, целостность осознания себя в будущей профессиональной деятельности врача. Ценности - основа становления субъектности. Субъектность - личностный процесс, когда человек в процессе какой-либо деятельности, в учебной в том числе, выстраивает собственную систему поведения и наполняет ее содержанием, присвоив именно те ценности, которые стали глубоко значимыми для него собственными ценностями и позволяют обрести и реализовать смысл собственной жизни. Ценностно-смысловые ориентации, определяющие центральную позицию личности студента, представляют собой процесс наделения действительности субъективной значимостью и смыслом. В зависимости от этого учебная деятельность приобретает конкретное направление, представляя собой ценностное профессиональное самоопределение. Поэтому развитие профессиональной субъектности будущих врачей возможно за счет раскрытия мотивационно-ценностной основы.

Специфика профессии врача требует пристального внимания к личности и субъектности студента медицинского вуза. Мы рассматриваем субъектность как аксиологический фактор (условие) личностно-профессионального развития будущих врачей. Важная социальная роль врача выдвигает особые требования к нравственно-ценностным категориям студентов и ценностному отношению к будущей профессии. Важно вспомнить и назвать имена великих людей, посвятивших себя данной профессии и оставивших бесценный след: Н.М. Амосов, В.М. Бехтерев, С.П. Боткин, Н.Н. Бурденко, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Шарль-Робер Рише, Л.М. Рошаль, Ганс Гуго Бруно Селье, С.Н. Федоров, Фрейд, А. Швейцер и др. Это, конечно же, не весь список выдающихся врачей, биография и заслуги которых говорят о сверхважности профессии врача, которая подразумевает под собой выполнение не только прямых обязанностей по сохранению жизни и здоровья пациентов. Врач современного мира, да и во все времена, это еще и менеджер, политик, экономист, социолог. Настоящий профессионал должен с готовностью выдвигать новые идеи, демонстрируя при этом критичность восприятия и мышления, обладать творческим воображением, иметь разнообразные интеллектуальные интересы, уметь контролировать собственное состояние, определять приоритеты профессионального развития. Поэтому с момента поступления в медицинский вуз у студента необходимо стимулировать тягу к познавательной, научно-исследовательской деятельности, воспитывать основные черты социально адаптированного врача: гуманизм, осознание врачебного долга, высокой нравственности, уважения личности. Технический прогресс, изменивший диагностический потенциал труда врача, расширение социальной сферы деятельности накладывают на субъект-субъектный характер медицинской профессии и субъект-объектные черты. Следовательно, важными требованиями к специалисту являются: стремление к самосовершенствованию, наличие у него готовности к сферхнормативам профессиональной деятельности, утверждение профессиональных ценностных ориентаций уже на этапе обучение в вузе. Процесс социального взаимодействия, который неотделим от деятельности врача, - это постоянный процесс понимания себя и других, управления собой и другими. Эти составляющие играют особую роль для представителей профессий «человек - человек». Студентов медицинского вуза должно отличать самодостаточность, самоуверенность, желание доминировать, контролировать ситуацию, высокое самомнение, связанное со стремлением к конкуренции и к успеху, планомерность следования своей цели. Личностный профиль студентов медицинского вуза представлен активной жизненной позицией, хорошей адаптированностью в социально-управленческих ситуациях, развитыми моральными и эстетическими принципами.

Аксиологический потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности - творческий, преобразующий жизнь, когда личность выражает, реализует себя не только в порядке разрешения ситуации, но и в порядке встречного, преобразующего ситуацию отношения к жизни, ее ценностного понимания и самореализации [4]. Рост эффективности учебной и, как следствие, в будущем профессиональной деятельности связан с ростом потенциала человека. Желание своего будущего, ориентация на высокие профессиональные достижения и есть желание своего развития как индивида, как личности, как субъекта будущей профессиональной деятельности. Во время учебной деятельности в медицинском вузе у студента происходит реализация внутренних потенциалов развития личности, личностная самоактуализация и в итоге - повышение степени соответствия качеств студента нормативной модели врача-профессионала. В ходе профессионально-личностного развития формируются такие новообразования, как личностный смысл профессии, профессиональное мышление, постпроизвольность высших психических функций, профессиональное общение [12]. Эффективность будущей профессиональной деятельности студентов-медиков, а также методов и способов деятельности, взаимоотношения с пациентами, управления персоналом, во многом определяется ценностно-смысловой сферой.

Таким образом, недостаточный уровень сформированности субъектности, как аксиологического фактора личностно-профессионального развития будущего врача, может отрицательно сказаться на личностной активности студента, ценностном отношении к себе и к профессии, на развитие профессионально значимых и личностных качеств специалиста. Научиться правильно мыслить и действовать возможно лишь, если личность способна организовать себя и свое время, соединить свою индивидуальность с условиями жизни и ее развитием. При аксиологическом подходе субъектность определяет путь развития, который характеризуется осмысленностью жизни, активной позицией в мире, отношением к себе, к миру, к другому человеку как ценности.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики, Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.