Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL FEATERS OF CHILDREN FROM THE FOSTER FAMILY TO SCHOOL

Vyatkina L.B. 1 Krasnov A.V. 1
1 Perm State Humanities and Educationl University
This article includes the theoretical part, in which we discuss problems of children from foster family. The most actual problem of 7-year children is readness to study at school. It depends on relations between children and parents. 50 6–7-year children and their parents (mothers) took part in this research. Children were from their native family and foster family. The results have shown the difference between children from native and foster family. Children from foster family have high level of intelligence and memory. They are more sensitive, sincerely and kind. They are ready to cooperate with parents and other children. Children from native family also have high level of intelligence and memory, but they prefer to be patronized by their parents. This interesting and actual research should be continued.
native family
foster family
relations between parents and children
readness to study at school
В течение последних лет в отечественной психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу и тесно связано с этим понятие психологическая готовность к школьному обучению. Трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяют успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление. Этим и определяется актуальность данного исследования.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Э.А. Лиштованная, А.А. Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется [1]. Однако много исследователей (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович, К.А. Климова и др.) [4] указывают на трудности, переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью (ученика). На фоне достаточного высокого интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов с взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-личностной готовности ребенка к школе. Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения, неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а, следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю, как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения. Важная роль в этом процессе принадлежит семье.

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье [2].

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития.

Для того чтобы подготовить ребенка к школе, не требуется дополнительного внимания - обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями, дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом, очевидно, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми.

Кроме того, функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение [5]. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в. других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что ребенок нуждается в родительской заботе и любви, в чувстве защищенности и доверии. Это дает ему семья, даже если это приемная семья.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной Среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности [3].

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми, в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения  как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

Данное исследование проводилось в 2012-2013 г. в г. Перми. В исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста и их родители: 25 кровных семей, 25 приемных семей.

В ходе исследования были использованы диагностические методики, направленные на определение уровня развития компонентов психологической готовности детей к обучению в школе, а также методика, определяющая тип детско-родительских отношений в каждой семье.

Результаты, полученные в ходе исследования, подверглись математической обработке. Были проведены сравнительный, корреляционный и дисперсионный анализы.

Сравнительный анализ позволил выделить значимые сходства и различия между показателями готовности к школьному обучению, личностными особенностями и детско-родительскими отношениями в исследуемой выборке. К сходствам относятся показатели «Абстрактное мышление», «Умеренность», «Беспечность», что объясняется возрастными характеристиками старшего дошкольника. Различия наблюдаются между показателями «Интеллект», «Творческое мышление», «Образная память», а также в детско-родительских отношениях «Удовлетворенность отношениями родителя с ребенком» и «Автономность и контроль».

Далее был проведен корреляционный анализ в каждой изучаемой выборке. В рамках данной статьи остановимся на описании полученных взаимосвязей в выборке детей из приемной семьи (рис. 1). Из показателей готовности к обучению в школе наибольшее количество значимых взаимосвязей (7) имеет показатель «Интеллект», который взаимосвязан с показателями: «образное мышление», «абстрактное мышление», «внимание», «беглость», «тщательность», «гибкость».

Рис.1 Взаимосвязь показателей готовности к обучению в школе с личностными особенностями детей и типом детско-родительских отношений (выборка детей из приемной семьи)

На развитие интеллекта влияют многие условия, такие как: концентрации внимания при выполнении различных заданий, способности адаптироваться в сложной жизненной ситуации, высказывать многообразие идей, порождать новые нестандартные идеи, усваивать отношения знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения особо эффективным оказывается использование наглядных моделей в отвлеченной и обобщенной форме, а затем применять полученные представления в конкретных условиях.

Среди показателей личностных особенностей наибольшее количество взаимосвязей имеет (4) показатель «чувствительность» по Р. Кеттелу, который отрицательно связан с показателями: «вербальное мышление», «логическое мышление» и положительно связан с показателями «открытость», «добросовестность» и «сотрудничество». Данные взаимосвязи отражают, как воспринимает и выполняет ребенок правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. В данных взаимосвязях приемные дети не пренебрегают своими обязанностями, они ответственны, добросовестны в зависимости от ситуации. Ребенок включен во взаимодействие, в семье признаются его права и достоинства, а также присутствует система единых требований, которая улучшает взаимодействие между родителем и ребенком. Но между тем эти дети в большей степени подвержены влиянием внешней среды, менее приспособлены к жизни в обществе из-за недостаточно сформированной эмоционально-личностной сферы.

Таким образом, в результате корреляционного анализа можно сделать вывод, что приемные дети имеют сложности адаптации к новым условиям, людям, в большей степени подвержены влияниям внешней среды, поэтому нуждаются в помощи и поддержке. Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, не способен к длительным интеллектуальным усилиям. Эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Испытывает трудности ставить приемлемые цели, организовать действия, делая их целедостигающими. Происходит интенсивное развитие мышления. Приемный ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем учится анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

Как правило, у этих детей ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития (т.е. ребенок не достигает возраста «школьной зрелости»).

Ребенок включен во взаимодействие, в семье признаются его права и достоинства, а также присутствует система единых требований, которая улучшает взаимодействие между родителем и ребенком. Потребность приемного ребенка во внимании и доброжелательности со стороны взрослого доминирует. Усвоение социального опыта стимулирует развитие личности ребенка, его социальной позиции.

В основе дисперсионного анализа лежит показатель детско-родительских отношений «удовлетворенность».

В обеих выборках взяты противоположные значения «высокая удовлетворенность» и «низкая удовлетворенность». При этом средние значения не учитывались.

Оказалось, что в экспериментальной группе (приемная семья), несмотря на высокую или низкую удовлетворенность родителей, для детей характерен низкий уровень развития интеллекта. В контрольной группе (кровная семья) уровень развития интеллекта ребенка зависит от удовлетворенности родителей. Чем выше показатель «удовлетворенности», тем выше у ребенка уровень развития интеллекта, и, наоборот, чем ниже показатель «удовлетворенности», тем ниже у ребенка уровень развития интеллекта.

Из полученного факта можно предположить, что на развитие интеллекта в большей степени влияют наследственные факторы. Так, в приемной семье были изучены время пребывания детей в приемной семье (от 11 месяцев до 6 лет), причины изъятия детей из кровной семьи (асоциальные семьи). Также немаловажную роль играет, в какой местности воспитываются приемные дети (большая половина из них воспитывается в сельской местности). Играют мотивы принятия ребенка в семью: самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги.

Таким образом, показатель «удовлетворенность» в приемной семье на развитие интеллекта не влияет. И наоборот, уровень развития интеллекта ребенка в кровной семье зависит от удовлетворенности родителей.

Статья подготовлена в рамках Проекта № 032-Ф программы стратегического развития ПГГПУ.

Рецензенты:

Жданова С.Ю., д.псх.н., заведующий кафедрой психологии развития ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь;

Щукин М.Р., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.