практик и конструктивная национально-государственная политика.
Очевидной осознанностью подобного факта Правительством РФ и администрациями наиболее продвинутых туристских регионов России явилось проведение в октябре 2013 года в городе Казани (Республика Татарстан) 2-го международного туристического форума «Ориентиры будущего» под девизом «чувствовать и опережать время», где обсуждались мировые тенденции и инновационные технологии развития туризма [9].
В продолжение поднятой на форуме темы, а также привлекая в качестве эмпирической базы экспертные отчеты Всемирного экономического форума, в частности, по глобальной конкурентоспособности сектора туризма и путешествий, а также прогнозные до 2030 года обзоры Всемирной организации по туризму (UNWTO), предпримем попытку рейтинговой оценки конкурентных позиций национального туризма и туристской дестинации Ставропольского края в пространстве страны, а также систематизацию стратегических факторов их определяющих в контексте соответствия общемировым туристическим трендам.
Анализ последнего (пятого) экспертного отчета Всемирного экономического форума по глобальной конкурентоспособности сектора туризма и путешествий за 2013 год, как нам показалось, отражает именно те критерии, которые являются значимыми в контексте привлекательности туристских дестинаций, служа ключевыми детерминантами потребительских предпочтений и стратегических ориентиров в секторе путешествий и туризма регионов страны [12].
К подобным критериям, объединенным в три субиндекса, слагающих общий индекс конкурентоспособности национального сектора путешествий и туризма, относятся количественные показатели и качественные экспертные оценки состояния законодательства и политики, бизнес-климата и инфраструктуры, ресурсных возможностей отрасли.
Как следует, из последних оценок в глобальном туристском рейтинге Россия среди 140 стран заняла в 2013 году срединную 63 позицию, опустившись на 4 пункта по сравнению с предшествующими оценками 2011 года [12].
При этом к конкурентным преимуществам России мировое экспертное сообщество традиционно относит национальные туристические активы - природные и культурные ресурсы, инфраструктурное обеспечение туризма за исключением наземного транспорта, а также национальное здравоохранение (последние оценки скорее отражают ситуацию в наиболее развитых регионах страны, нежели в большинстве субъектов РФ. - прим. авторов).
Между тем очевидный эвристический потенциал для разработки и реализации релевантных туристской проблематике стратегических решений несут рейтинговые оценки позиций России, к сожалению, большей частью удручающие, касающиеся государственного регулирования в туризме и смежных с ним сфер, ценовой политики, а также профессионально-образовательной компетентности и лояльности к туристам россиян. Как следует из последних оценок, национальный турсектор экстренно нуждается в приоритетном внимании со стороны государства, особенно в части имущественных гарантий инвесторам, оптимизации налогообложения и широкомасштабного продвижения отрасли, жестких экологических регламентах, обеспечения безопасности и гостеприимства туристов, адекватности ценообразования качеству услуг и роста кадрового потенциала отрасли.
Кроме того, подобные оценки, полностью корреспондирующие с низкими количественными показателями развития внутреннего и въездного туризма в России [8], со всей очевидностью демонстрируют важность вывода о том, что наличие туристских аттракторов, даже уникальных в мировом рейтинге о рангах, является необходимым, однако не достаточным условием привлекательности туристской дестинации, предполагая еще и наличие комфортной и доступной для ее посещения институциональной среды. Подобные выводы являются очевидными для туристских дестинаций регионального ранга.
Так, адаптируя и несколько упрощая к данному уровню обобщения рассмотренную выше индексную методику, нами была предпринята рейтинговая оценка конкурентных позиций туристских дестинаций Ставропольского края (см. табл. 1).
Таблица 1
Внутрироссийский рейтинг конкурентоспособности туристской дестинации Ставропольского края
№№ |
Показатели |
Рейтинг |
|
Законодательное регулирование и политика |
50(среднее) |
1 |
Политика, правила и нормы |
47 |
2 |
Устойчивость ОС |
42 |
3 |
Безопасность |
63 |
4 |
Здравоохранение и гигиена |
45 |
5 |
Приоритетность туризма в регионе |
н/д |
|
Бизнес-климат и инфраструктура |
37(среднее) |
6 |
Инфраструктура воздушного транспорта |
н/д |
7 |
Инфраструктура наземного транспорта |
31 |
8 |
Туристская инфраструктура |
14 |
9 |
Инфраструктура ИКТ |
40 |
10 |
Ценовая конкурентоспособность туризма |
65 |
|
Человеческие, природные, культурные ресурсы |
52(среднее) |
11 |
Человеческие ресурсы |
37 |
12 |
Доступность туризма |
н/д |
13 |
Природные ресурсы |
67 |
14 |
Культурные ресурсы |
53 |
|
Итого |
46 |
Результаты оценки, представленные в таблице 1, указывают на срединное положение
Ставрополья в рейтинге конкурентоспособности туристских дестинаций регионов России. При этом туристская дестинация края обладает сравнительными инфраструктурными преимуществами в наземном транспорте, банковской и санаторно-курортной сферах, в доступности интернет и спортивных услуг, имеет выгодные позиции в сфере высшего образования и обеспеченности врачами. Однако демонстрирует инфраструктурные дефициты в дорожном хозяйстве и природопользовании, относительно высокая загрязненность среды обусловила низкие показатели устойчивого развития туризма, а слабый приток инвестиций и низкая активность малых предприятий инициируют необходимость адекватных действий со стороны региональной администрации, в т.ч. в сфере туризма. При этом малая капитализация природных ресурсов дестинации вызвана низкой долей природоохранных территорий и уровнем лесистости, деградацией почвенного покрова и видового биоразнообразия, однако характеризуется наличием уникальных территориально локализованных природных объектов (например, Кавказских Минеральных Вод (КМВ)).
С учетом отмеченных обстоятельств, правомерно стратегические ориентиры развития туристской дестинации в Ставропольском крае связать с активным инфраструктурным ее обустройством, не только в контексте транспортной логистики, инженерных коммуникаций, гостиничного сектора, но также в сфере аттракции. Развитию последней способствует как наличие ресурсной базы в виде исторических, археологических, природных, ландшафтно-эстетических объектов и самобытной культуры народов Ставрополья, так и стимулирование на их основе познавательного, экологического, событийного и делового туризма.
Очевидно, что востребованность со стороны туристов Ставропольской дестинации, равно как и стратегические перспективы ее развития, во многом зависят не только от сугубо национальных факторов, но в не меньшей степени детерминированы влиянием глобальных трендов. К наиболее значимым из них профессиональное сообщество относит следующие.
Первое - поступательный рост туристских прибытий с сохранением в целом их географической архитектоники. Статистика свидетельствует, что отрасль туризма по экономическим показателям занимает второе место в мире после компьютерной индустрии. Начиная с 1950 года количество туристов непрерывно росло и к 2013 году увеличилось в 43,5 раза, составив 1,087 млрд чел. Подобный количественный рост отразился на поступлениях от туризма, доходы которого за последнее 60 лет выросли более чем в 600 раз (!!!), достигнув отметки в 1,159 трл долл. США в 2013 году [14]. Динамика мирового туризма впечатляет, но его будущие перспективы выглядят еще более очевидными.
В географическом отношении, по-прежнему, европейские страны продолжают лидировать в качестве доноров и реципиентов туристских потоков, однако, все более уступая свои позиции растущим странам, прежде всего, БРИКС[13].
Второе - детерминированность туризма кризисными процессами в экономике, природе, обществе, проявляющаяся в падении туристской активности, однако, при быстром восстановительном росте. Так, по данным UNWTO, кратковременные спады в отрасли, наблюдавшиеся в 1980-1982, 1990-1992, 2001 и 2009 гг., явились отражением кризисной финансово-экономической и политической ситуации в мире [5].
Например, в период общественно-политических волнений в арабских странах осенью 2011 года поток российских туристов в Египет сократился на 40 %, однако, вернув утраченные позиции уже к лету следующего года [7].
Третье - концентрация и транснационализация в туриндустрии. С одной стороны, подобная тенденция, порождая сетевые формы ведения бизнеса, способствует путем консолидации ресурсных возможностей и заключения стратегических альянсов сохранению конкурентных позиций турагентов в условиях высокорисковой рыночной среды. С другой, порождаемая ею монополизация создает угрозу автономной деятельности малым формам бизнеса, активно навязывая им франчайзинговые схемы, что, в общем-то, конструктивно на старте, а также с точки зрения унификации бизнес-процессов и утверждения международных стандартов туристского обслуживания, но одновременно порождает трудности в сохранении индивидуального корпоративного стиля и сервисного подхода.
Последние обстоятельства актуализируют острую необходимость внедрения конструктивных механизмов государственной поддержки малых форм турбизнеса, а также их интеграцию в предпринимательские объединения в формате саморегулируемых организаций. Имея в виду предприимчивость местных жителей, национальный колорит, ориентацию на развитие внутреннего туризма полагаем оправданным стимулирование малого турбизнеса в условиях Ставропольской дестинации.
Четвертое - НТП, прежде всего, связанный с развитием информационных технологий, использование которых позволило создать глобальные системы туристской навигации (например, Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre. - прим. авторов) для туркомпаний и интернет (или альтернативные) системы дистрибьюции туруслуг (например, Expedia.com, Orbitz.com, HRS.com, Travelocity.com, Hotels.com, Priceline.com, Hotels.su. - прим. авторов) для частных лиц; интернет-порталы с мобильной версией и туристические реестры на базе региональных туристско-информационных центров, виртуальные турпродукты и корпоративные сайты. Создание последних, например, в гостиничном бизнесе способствует годовому росту продаж на 12-20 %, а у некоторых отелей - до 50 % [3]. В перспективе для туристской дестинации Ставрополья возможно создание в формате геокэшинга электронных туристических карт, оздоровительных онлайн-туров, например, по санаториям КМВ, пр.
Кроме того, НТП существенным образом влияет на развитие транспортной инфраструктуры и туристической логистики, ведущих к росту мобильности населения, расширяющих как географию путешествий, так и экстремальные виды туризм, вовлекая в туристское пространство такие экзотичные дестинации, как, например, горы Кавказа (подобные проекты реализует «Северо-Кавказский горный клуб». - прим. авторов) [6].
В контексте инфраструктурного обеспечения стратегические приоритеты развития Ставропольской дестинации следует связать с обустройством туристической логистики, отвечающей, прежде всего, требованиям безопасности и информативности, например, посредством электронной туристической навигации и терминалов с «тревожными кнопками».
Пятое - устойчивое развитие туризма. Подобная постановка вопроса является вполне справедливой для отрасли, являющейся драйвером экономических процессов, фактором социальной стабильности, с одной стороны, и существенного воздействия на природную среду - с другой. Не случайно туризм поименован ООН в числе 10 глобальных секторов, которым предстоит первым осуществить зеленые отраслевые трансформации [2].
Следует отметить, что применительно к Ставропольской дестинации тренд озеленения туризма является особенно значимым, ибо, с одной стороны, природные ресурсы и экологические блага (климат, акватории, минеральные воды, лечебные грязи, растительные, горные ландшафты, пр.) являются важным фактором производства и значимой компонентой туруслуг, а, с другой, их уникальность и во многом ограниченность обусловливает особую экологическую статусность и специфический режим природопользования в туристских дестинациях, особенно оздоровительного типа.
Полагаем, что на Ставрополье тренд озеленения может быть реализован как в формате экологического, сельского туризма, так и в рамках комплексного проекта «Устойчивая "Зеленая" туристская дестинация Ставрополья», охватывающего зеленые направления во всех сферах жизнедеятельности местного сообщества, и, прежде всего, в сфере рекреации и туризма. Подобные зеленые проекты могли бы служить основой инновационного развития региона, стимулируя бизнес и научные исследования в таких смежных с туризмом «зеленых» областях, как фармацевтика, натуральная косметика, органическое земледелие, энергосбережение, Smart-технологии, рециклинг, зеленый дизайн.
Шестое - изменения в потребительских предпочтения туристов. Так, статистикой отмечено, что кризисные явления в экономике и обществе инициируют рост ближних путешествий в соседские страны либо внутренний туризм. Например, ныне четыре из пяти прибытий во всем мире происходят в регионе проживания туристов, и подобные диспропорции имеют тенденцию к росту [13].
Однако в контексте отраслевых трансформаций в туристской дестинации Ставрополья наибольшее значение имеет возрастная сегментация туристов на две категории - пенсионеров, ориентированных на оздоровительный отдых с элементами культурных активностей, и успешных, как правило, молодых людей, ограниченных во времени, финансово состоятельных, а потому весьма требовательных к насыщенности и качеству турпродукта. Очевидно, что располагаемые ставропольской дестинацией туристские ресурсы создают все предпосылки для подобной клиенториентированной диверсификации отрасли.
Равно как и успешному позиционированию Ставрополья в формате агро-, этнотуризма отвечают все более растущие туристские предпочтения активных видов отдыха, связанных с «национальными традициями - пейзажами - познавательным досугом», а оздоровительной профилизации Ставропольской дестинации способствуют традиционная забота населения о здоровье и патернализм государства по отношению к больным людям.
Седьмое - активное государственное регулирование и стратегическое позиционирование туризма, что вполне справедливо, имея в виду локомотивную роль отрасли в мировом и национальном масштабах. Как показывает зарубежная практика, формы государственного участия в туриндустрии отличаются разнообразием. Однако определенные позитивные закономерности, особенно в контексте заимствования инструментария в отечественной практике, следует обособить.
Прежде всего, системный характер развития туризма и смежных с ним отраслей, как показывает европейская практика [10], предусматривает скоординированную работу всех публичных структур в рамках туристской политики на государственном и региональном уровнях на начальных этапах ее формирования, а по мере реализации - на местном и корпоративном. Особый регулятивный статус в этом механизме занимают национальные туристические организации, основное назначение которых заключается в маркетинге и продвижении национального турпродукта [1].
Именно неэффективное позиционирование на мировом рынке российского туризма рассматривается экспертным сообществом в качестве «провалов» государственного регулирования отрасли и причины ее низкой конкурентоспособности. Подобные причинно-следственные связи следует иметь в виду в контексте продвижения Ставропольской дестинации, формируя о ней целостное видение как уникальном туристском товаре, используя разнообразие инструментов единой рекламно-информационной политики, разрабатываемой и реализуемой на базе регионального туристско-информационного центра, должного оказывать турагентам полный спектр информационно-маркетинговых услуг.
Между тем безальтернативными и эффективными инструментами развития туриндустрии, имея в виду ее сетевую форму организации и инфраструктурный характер, в мировой, а с недавних пор в отечественной практике признаются кластерный подход и государственно-частное партнерство (ГЧП) [4].
Как известно, на территории Ставропольской дестинации реализуется модель Северо-Кавказского туркластера, в рамках которого в формате особых экономических зон предусмотрен преференциальный режим хозяйствования для резидентов сроком на 49 лет. Полагаем, что подобные новации, сочетающие кластерный подход и особый режим хозяйствования, следует шире использовать в части предоставления региональных льгот участникам кластерных образований, создаваемых в рамках Ставропольской турдестинации.
Наконец, как показывает мировая практика [11], весьма эффективным инструментом согласования инвестиционных, а также имущественных интересов бизнеса и государства, прежде всего в контексте решения инфраструктурных проблем развития туризма, выступает механизм ГЧП. В целом последний правомерно рассматривать как качественно новую модель хозяйствования в Ставропольской туристской дестинации, возможные формы реализации которой представлены ниже (см. табл. 2).
Таблица 2
Механизм реализации государственно-частного партнерства в развитии туристской дестинации Ставропольского края
Формы ГЧП |
Собственность на объект ГЧП |
Эксплуатация и содержание |
Инвестиции |
Коммерческие риски |
Сроки |
Сфера применения |
Сервисные контракты (аутсорсинг) |
ГС* |
ГС, ЧС** |
ГС |
ГС |
1-3 года |
Маркетинг региона, благоустройство, озеленение территорий, обращение отходов, энергосбережение, экскурсионные туры, организация выставок, конференций, реставрационные работы |
Управляющие(менеджмент) контракты |
ГС |
ЧС |
ГС |
ГС |
3-5 (8) лет |
Обслуживание и содержание парковой, лечебно-оздоровительной, туристской инфраструктуры, архитектурных, природных памятников, зон отдыха, пр. |
Аренда и временная передача прав |
ГС |
ЧС |
ГС |
ГС, ЧС |
5(8) -15 лет |
Транспортные услуги, переработка от-ходов, водопроводно-канализационная инфраструктура, теплоснабжение туристской дестинации, пр. |
Концессионные соглашения |
ГС, ЧС |
ЧС |
ЧС |
ЧС |
15-30 лет |
Рекреационное природопользование, строительство и эксплуатация объектов туризма, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры туристских дестинаций, пр. |
Примечание: ГС* - государственный сектор; ЧС** - частный сектор.
Таким образом, в условиях высокой неопределённости и изменчивости внутренних факторов и внешних условий развития туризма национально-государственная и региональная политика, а также бизнес практика должны быть адаптированы к восприятию подобных изменений. Их комплексная и систематическая диагностика позволяет должным образом обеспечить учет глобальных трендов и национальной специфики, наметить территориально-отраслевые перспективы кластерных инициатив, консолидировать усилия государства и бизнеса и, наконец, служить «дорожной картой» для последовательной реализации на практике и продвижения туристических продуктов регионов России, в том числе Ставропольской дестинации.
Рецензенты:
Рудь Н.Ю., д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и таможенного дела Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск;
Штапова И.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск.