Современный стиль жизни европейского общества, да и мирового сообщества в принципе, строится вокруг основных «вех», выстраиваемых средствами массовой информацией, средствами рекламы, насаждаемыми через различные источники коммуникации стереотипами.
Современный человек есть собрание сформированных установок, сообразно которым осуществляются все действия в рамках личной жизни, семейно-бытовых отношений, любовных отношений, взаимодействия в профессиональной сфере и так далее [7].
Показателен тот факт, что изначально формирование образа жизни и соответствующего ему стиля осуществлялось со стороны государства. Идеологи социализма, скажем, направляли немалые средства и усилия на то, чтобы в обществе правильными, понятными и приемлемыми были условия, события и вещи, воздействовать на которые было бы просто, удобно и эффективно. В сущности, одни группы населения никуда не рвались и ничего не хотели, другие готовы были в меру «шевелиться», третьи всем этим управляли сверху. В результате общество представляет собой структуру, для которой ограниченное число идеалов и правил становится нормой, выше которой «прыгать» не нужно, да и невозможно.
Несколько иную ситуацию мы наблюдаем в обществе двадцать лет спустя. Сегодня стиль жизни коренным образом изменился. И дело тут не в государственных перестройках, смене власти, режимов и так далее. Один только технический прогресс «бросил» общество вперед на много шагов.
Изучение стиля жизни в качестве одной из категорий культуры позволяет выделить основные его черты и сравнить их с аналогичными чертами иных временных периодов. В частности, можно выявить современные тенденции воздействия источников информации на структуру общества и принятые в нем стереотипы.
Особенно хочется выделить тот факт, что государственное регулирование общественных процессов, описанное выше, сменилось в современном информационном мире на регулирование со стороны корпораций, коммерческих структур.
Сама неклассическая культура охотно соглашается с утверждением, будто бы просветительские воззрения на актуальные социально-гуманитарные феномены являются категорией весьма ограниченной.
Культура этого типа находится в постоянном поиске феноменов и институций, соразмерных ее потребностям.
Что мы видим в результате на уровне стиля жизни современного человека? Видим, во-первых, массу потребителей. Личность в данном случае стремится якобы к просвещению и развитию. На деле же лишь включается в общую массу, в толпу, одолеваемую единым общим желанием - взять.
Так, заглядывая в информационные просторы Интернета, мы видим огромное количество призывов купить, получить, посмотреть бесплатно. Стимуляция личностных устремлений и желаний в данном случае производится повсеместно и постоянно.
Во-вторых, мы видим, что масса потребителей не желает развиваться. (Я думаю, есть у социологов общее название этого эффекта!!!) Мало кто жаждет стать космонавтом, организовать эффективную рабочую артель, создать предприятие, которое станет не просто коммерчески выгодным (желательно как-нибудь само по себе), но и будет общественно полезным.
Общество потребления не вырабатывает в ходе жизнедеятельности эффективных техник саморегуляции.
Данное положение особенно актуально для России и, в принципе, стран, некогда входивших в состав СССР. Особый менталитет граждан здесь сложился под воздействием ряда исторических факторов, сбросить со счетов которые не представляется возможным [6]. Несколько «светлее» ситуация в западных странах, однако тенденции «общества потребления» актуальны и там в полной мере.
Для постнеклассической культуры все вышесказанное оказывается своего рода фундаментом. Она приходит к новому пониманию природы реальной действительности. Практически здесь «исчезает» реальность в классическом ее понимании. Ее заменяют комбинации из языковых игр и различных культурных текстов [7].
На практике: новые черты культуры отражают стиль жизни современного человека - уход в виртуальную реальность от реалий жизни, создание альтернативных миров. В современном обществе потребления реклама и другие элементы коммерческих коммуникаций являются мощным инструментом, формирующим потребности и стили жизни. Что позволяет заранее запрограммировать рынок, поймать в ловушку свободу воли потребителей, которые, стремясь к идентичности, приобретают символические ценности (свободу, здоровье, красоту, престиж), не осознавая, что они никогда не будут иметь длительного действия [3]. Люди при помощи технических средств (телефоны, айфоны, айпады, нетбуки, ноутбуки и прочее) создают себе некую среду, в которой строят отношения сообразно своим представлениям о мире. В большинстве случае объективная реальность и созданный виртуальный мир разительно отличаются.
Практически постнеклассическая культура дает человеку не некую предметную действительность, а мыслительную конструкцию, симуляцию. Границы между вымыслом и объективно существующими предметами стираются при помощи самых разных средств.
Информационные технологии традиционное деление действительного и воображаемого ставят под большой вопрос в принципе. Если есть возможность создать уникальное мифологическое пространство - зачем нужна реальность в ее голом «объективном» виде?
Симулятивные модели реальности приводят современного человека к некой «гиперреальности». Причем тут мы не только видим соответствующим образом структурированные пространства, предметы, явления, но и отношения и взаимодействия [5].
Современное общество - легко управляемо. Поскольку люди в нем готовы на многое для создания определенного стиля жизни, корпорации легко подчиняют их порывы, мотивы и поведение. Коммерческая реклама, распространяемая информация и вектор воздействия СМИ на общество формируют выгодные им установки.
Впитывая через различные источники информации установки определенного стиля жизни, люди сообразно ему строят свой быт, поведение и привычки. Таким образом, на основе проанализированных источников можно утверждать, что погруженный в социальное пространство человек неизбежно создает вокруг себя организованную пространственную сферу. Сфера эта, с одной стороны, включает в себя идейные представления, символические модели, а с другой - воссоздающую деятельность человека, так как мир, искусственно создаваемый людьми - агрокультурный, архитектурный и технический, - коррелирует с их символическими моделями. Связь здесь взаимная: с одной стороны, структура поселений копирует пространственный образ универсума, а с другой, - этот образ универсума строится по аналогии с созданным человеком миром культурных сооружений [4]. Поскольку общество потребителей создает такие шаблоны, соответствовать которым может далеко не каждый - у многих появляются личные комплексы, проблемы с коммуникацией. А личная проблема, разрастаясь, становится общественной, рано или поздно.
Созданная в эпоху постнеклассической культуры модель поведения людей определяет действительный тип их поведения. Нельзя назвать данную тенденцию позитивной. Если в социалистических обществах образ и стиль жизни формирует государство - оно вынуждено действовать в определенных рамках, обеспечивая собственную стабильность. Что же касается стиля жизни, определяемого корпорацией, то здесь мы не можем ставить четких границ. Чем больше общество потребляет, активнее стремится к наживе, больше акцентирует внимание на придуманном блестящем мире, тем лучше живется тем, кто управляет этими процессами.
Культурное сознание в постнеклассический период отличает одна общая тенденция: человек погружается в существующие или же сконструированные различные мифологические реальности. Практически современная культурная среда сформировала стиль жизни, который в первую очередь является предметом экономического обмена и лишь потом инструментом общественного, политического и прочих воздействий [5].
Есть любопытная цитата Н.А. Бердяева, который писал о человеке то, что мы можем справедливо отнести и к определению стиля жизни как феномена постнеклассической культуры: «Человек познает как извне данную ему реальность то, что порождено им самим» [1]. И в целом можно утверждать, что мы создаем стиль жизни сами. Каждый человек. Каждый день. Заново.
Рецензенты:
Харченкова Л.И., д.п.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург.
Проскуряков М.Р., д.фил.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.