Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PEDAGOGICAL MODEL OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION OF STUDENTS BY SOCIO-CULTURAL ACTIVITY PROJECTS

Sudorgina L.E. 1
1 The Orel State Institute of Art and Culture
The author’s pedagogical model of cross-cultural communication of students by means of socio-cultural activity projects is presented in the article. The need for successful cross-cultural communication for students is focused. The social need of high schools in theoretical basis and practical realization of socio-cultural potential of projects which may become the basis for successful cross-cultural communication of students in the sphere of extra-curricular activities is actualized in the article. The social need is the foremost thing while creating pedagogical model of cross-cultural communication of students. Taking into consideration the social need of cross-cultural communication we actualized the main aim of the pedagogical system – development of adequate cross-cultural communication of students based on free creative self-realization of all the participants of social-cultural projects.
creativity
socio-cultural projects
cross-cultural communication
students
Комплексный теоретико-эмпирический анализ в рамках исследуемой проблемы развития межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи позволил выявить противоречия между:
  • социальной потребностью в подготовке выпускников высшей школы, способных к реализации межкультурного взаимодействия в рамках профессиональной и социально-культурной деятельности в обществе, и недостаточным уровнем готовности студенческой молодёжи к его осуществлению;
  • потребностью студенческой молодёжи в межкультурном взаимодействии и отсутствием педагогических путей и условий его развития средствами проектных технологий в процессе внеучебной деятельности вузов.

Налицо и потребность высшей школы в теоретическом обосновании и практической реализации социально-культурного потенциала проектных технологий, который мог бы выступить основой для развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи во внеучебной деятельности.

В процессе педагогического моделирования мы опирались на работы А.П. Аношкина, С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, В.М. Монахова и др. На основе данных источников видно, что отправной точкой при разработке педагогической модели развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи является социальный заказ. Это обусловлено социальной сущностью межкультурного взаимодействия представителей различных стран и народов как объективной составляющей современного общества.

Уяснение требований социального заказа к процессу межкультурного взаимодействия определило общую цель моделирования и разработки педагогической системы - развитие адекватного межкультурного взаимодействия среди студенческой молодежи на основе построения диалоговых отношений и конструктивного сотрудничества для свободной творческой самореализации всех участников данного процесса посредством социально-культурного проектирования.

Далее были сформулированы основные задачи педагогической деятельности: во-первых, формирование у студенческой молодежи системы мотивов, личностных смыслов и принципов межкультурного взаимодействия на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, психолого-педагогических и социально-культурных знаний. Во-вторых, - освоение обучающимися основополагающих навыков конструктивного сотрудничества и совместной творческой деятельности с культурных позиций с представителями других народов.

На этапе проектирования педагогической модели были намечены основные направления диагностики студенческой молодежи с последующим педагогическим анализом результатов. Данный анализ стал следующим шагом, который позволил определить проблемное поле и исходный уровень сформированности представлений и навыков межкультурной коммуникации у студенческой молодёжи. Исходя из эмпирических данных, уточнялись и конкретизировались основные направления взаимодействия, определялись ведущие формы и методы социально-культурной деятельности для работы со студентами.

Разработанная нами педагогическая модель развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи (см. рисунок 1) включает в себя взаимосвязанные и дополняющие компоненты: целевой, содержательно-функциональный, организационно-процессуальный, критериально-результативный, которые обеспечивают системную организацию внеучебной деятельности посредством применения проектных технологий и оказывают влияние на процесс межкультурного общения и сотрудничества студентов на критериально заданной основе.

Целевой блок заключается в конкретизации цели и задач развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи. Исходя из поставленных задач, были определены принципы и подходы к процессу развития межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи средствами проектных технологий во внеучебной деятельности.

Содержательно-функциональный блок педагогической модели включает в себя конкретные направления деятельности преподавателя и студентов как активных субъектов процесса развития межкультурного взаимодействия.

Основу содержания педагогической деятельности по развитию межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи образует авторская программа «Диалог молодёжи - диалог культур». Она направлена на обеспечение продуктивного диалога между обучающимися, представляющими разные народы, во внеучебной деятельности. Реализация данной программы рассчитана на один учебный год, в процессе которого обосновывается выделение трёх основных этапов работы студентов под руководством педагога-координатора: 1. вводный, ориентационный этап; 2. регулирующий, закрепляющий этап; 3. итоговый, аналитический этап.

Также в содержание рассматриваемого блока включены проектные технологии социально-культурной деятельности. Применение данных технологий необходимо для выработки у студентов навыков самостоятельного ориентирования с культурных позиций в информационном пространстве, познавательной и творческой деятельности, организации коллективной работы и межкультурных коммуникаций. С этой целью нами предлагается тематика и виды социально-культурных проектов, которые могут быть использованы во внеучебной деятельности студентов. В процессе участия обучающихся в разработке и реализации данных проектов поддерживается как развитие творческих способностей и выработка основополагающей системы конструктивных навыков межкультурной коммуникации, так и формирование личной потребности в позитивном и толерантном межкультурном взаимодействии с представителями других народов.

В организационно-процессуальный блок модели входят комплекс педагогических условий, этапы реализации, формы и методы проектно-технологического подхода к процессу развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи.

Мы предположили, что процесс межкультурного взаимодействия приобретёт эффективность, если будет разворачиваться на основе регулярно поступающей студентам информации о своей родной и других этнических культурах. Одновременно с этим требовалось соединить данную информацию с ситуацией её самостоятельного поиска и анализа, освоения и осмысления, а затем претворения в содержании социально-культурного проекта.

Именно потому педагогическая система, направленная на создание необходимых условий для развития навыков межкультурного взаимодействия, должна включать в себя творческие объединения студенческой молодежи, основанные на принципе активного включения в процесс познания социально-культурной, духовно-нравственной и психологической сущности межкультурного взаимодействия. Однако данные объединения не должны быть направлены только на обучение студенческой молодежи навыкам коммуникации. Их целью является развитие целостного и адекватного межкультурного взаимодействия, основанного на духовно-нравственных и социально-культурных ценностях, на понимании и осознании социальной и личностной значимости диалога культур и сущности процесса межкультурного сотрудничества в интересах гуманистического развития общества в целом. При этом требуется формирование у студентов основополагающих конструктивных навыков общения и творческой совместной деятельности с представителями других народов.

Также в процессе деятельности проектно-творческого объединения представляется необходимым оказание психолого-педагогической помощи студенческой молодежи в преодолении негативного восприятия и установлении прочных социально-культурных связей между представителями разных этнических культур. Для этого педагогу и студентам требуется совместно «потрудиться» над созданием комфортной развивающей среды как основы социально-культурного проектирования во внеучебной деятельности.

Исходя из этой цели, определяются следующие частные задачи: анализ социально-культурной ситуации в студенческой группе (проектно-творческом объединении); выявление источников и установление причин возникновения трудностей и конфликтных ситуаций в процессе межкультурной коммуникации; организация коллективной и групповой работы обучающихся в рамках подготовки социально-культурного проекта; активизация личностных ресурсов студента на основе добровольности участия и творческой самореализации в социально-культурной деятельности.

Процесс формирования ориентации обучающихся на социально-культурные и духовно значимые ценности в данном случае может быть представлен как постепенное расширение жизненного пространства, в котором личность строит и реализует определенную «траекторию своего движения» сообразно культурным ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение и деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от социально-культурной личностной направленности.

Мы определили, что в рамках нашей педагогической работы структурной составляющей является проектно-творческое объединение студенческой молодежи, основанное на принципе активного включения в процесс познания и освоения социально-культурной и духовно-нравственной сущности межкультурного взаимодействия. При этом процесс межкультурного взаимодействия обучающихся будет успешным, если система взаимодействия будет включать в себя информационно-формирующий блок о культурных особенностях разных народов. Далее на этой основе у студенческой молодежи будет стимулироваться ценностное осмысление сущности культурного диалога и сотрудничества, а также формироваться конструктивные навыки взаимодействия и совместной творческой деятельности.

Важными задачами работы студенческого проектно-творческого объединения являются оказание помощи студентам, представителям разных народов, в установлении социально-культурных связей и адаптации в социальной среде, приобретении гармоничного мироощущения в окружающем социуме. То есть посредством создания комфортной развивающей ситуации в процессе межкультурного взаимодействия пробуждается самоактуализация и субъектная позиция студентов в отношении своей жизни и профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

Этап непосредственной реализации педагогической программы «Диалог молодежи - диалог культур» предусматривает обязательное выявление действенности социально-педагогического процесса. С этой целью на основе сравнительно-сопоставительного теоретического анализа источников по проблеме исследования нами были разработаны компоненты межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи и критериальный аппарат, позволяющий их комплексно оценить.

Предложенные критерии и соответствующие им показатели выявляют когнитивную и поведенческо-деятельностную готовность студентов к межкультурному диалогу посредством четырех компонентов: мотивационно-ценностного (позитивная мотивация на межкультурную коммуникацию, личное ценностное отношение к культурным традициям разных народов и др.); информационно-аналитического (осознанное восприятие и принятие межкультурных различий, аналитико-ориентационные умения в поиске и презентации информации о разных культурах и др.); социально-коммуникативного (готовность к диалогу с представителями различных этнических культур, разнообразие коммуникативных навыков и др.); творческо-деятельностного (активное сотрудничество в проектной деятельности с представителями других народов, творческое самовыражение посредством социально-культурного проектирования и др.).

Таким образом, критериально-результативный блок педагогической модели строится на базе критериев сформированности у студенческой молодежи компонентов межкультурного взаимодействия. При этом содержательное наполнение критериев и их качественные характеристики позволят определить индивидуальный уровень (высокий, средний, низкий) готовности обучающихся к межкультурному диалогу и сотрудничеству с представителями разных народов.

Рис. 1. Педагогическая модель развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий во внеучебной деятельности

Заключение

Комплексным итогом специально организованной педагогической работы в целях развития межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи средствами проектных технологий социально-культурной деятельности должны стать сформированные у обучающихся ценностное и толерантное отношение к особенностям разных этнических культур, а также основополагающие конструктивные навыки межкультурной коммуникации и сотрудничества с представителями других народов. А это, в свою очередь, будет способствовать формированию готовности личности к практическому применению социально-коммуникативных знаний и навыков, полученных в процессе организации социально-культурного проектирования, в разных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности и межличностном общении.

Рецензенты:

Лабейкин А.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орел.

Митяева А.М., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орел.