Подходы к организации образовательного процесса с учётом того, что каждый ученик является субъектом деятельности, являются концептуальными. Непреходящей социальной потребностью в современном обществе является формирование личности школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности, а также субъекта преобразующей деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию. В соответствии с принципами развивающего обучения собственное развитие также должно быть осознаваемо учеником, обучение тем или иным мыслительным операциям, развитие способностей к логическому мышлению проводится учителем в явном виде, желательно с систематической диагностикой развиваемых качеств.
В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. При изучении любой школьной дисциплины учащиеся должны знать не только определения понятий, составляющих содержание данной науки, но и уметь анализировать, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию, выделять из общего частное, доказывать и опровергать, строить правильные умозаключения. Однако наблюдения показывают, что большое количество школьников не имеет достаточного уровня логических умений, необходимого для успешного обучения.
Эта проблема обусловлена тем, что в настоящее время развитие логического мышления учащихся проводится в образовательном процессе без определенной системы, недостаточно теоретически обоснованы и практически разработаны цели, содержание, средства, методы, формы развития рефлексивно обусловленного логического мышления. Учитель же в большей степени заинтересован в повышении степени овладения учащимися программным материалом, чем в глубокой и продуманной работе по развитию у школьников мыслительных операций, совершенствованию форм мышления, ознакомлению с законами логики, развитию способностей учащихся к осмыслению своих логических действий.
Следовательно, проведение целенаправленной работы по развитию логического мышления школьников требует расширения психологической подготовки как учителя, так и учащихся, поскольку они теперь в большей мере должны быть ориентированы на целенаправленное логическое развитие школьника, а не просто на углубление и пополнение знаний по предмету.
Сознательное и активное усвоение учебного материала требует от ученика понимания цели своей работы, умений и навыков учебной деятельности, самообразования. Сознательность предполагает реальную оценку своих возможностей. Этого можно достигнуть только лишь в результате самопознания: рефлексивной деятельности, направленной на отражение в сознании собственных способностей и конкретных возможностей и, в частности, своих логических умений и навыков.
Развитие у школьников рефлексии своей мыслительной деятельности, механизмов собственного мышления, осознания структуры мыслительных операций и форм мышления - необходимое условие для развития логического мышления.
Осознание учеником особенностей своего развития (в частности логического) является основой реализации его естественных внутренних возможностей для самосовершенствования. Одним из условий превращения школьников в творцов собственной личности является формирование у них качества готовности к познавательной деятельности. На наш взгляд, для того чтобы школьник осознавал свою мыслительную деятельность, мог стать истинным субъектом собственного логического развития, необходимо формирование у него готовности к развитию логического мышления и логической рефлексии, являющегося видовым качеством по отношению к готовности к познавательной деятельности.
Готовностью учащихся к развитию логического мышления и логической рефлексии мы называем целостное, динамическое качество личности, обеспечивающее его оптимальную деятельность по развитию логического мышления и логической рефлексии [7]. В построенной нами модели исследуемого качества готовности выделены компоненты, учитывающие содержательную, операционную и мотивационную подготовленность ученика.
При разработке и описании структуры и содержания системы формирования готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии были учтены следующие положения:
- Структура системы должна отражать и обеспечивать структуру готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии;
- Основные этапы формирования этого качества должны в целом соответствовать структуре и этапам педагогической деятельности, поскольку процесс формирования есть целенаправленный педагогический процесс.
Благодаря системности обеспечивается переключение с обезличенной подготовки всех по определенной учебной программе на конкретно-личностное познание, диагностику и логическое развитие каждого ученика в соответствии с предлагаемой индивидуально-личностной моделью логического мышления, учитывающей рефлексивную деятельность школьника. Учебный процесс при этом становится источником и мотивом приобретения не только учебных, предметных, но и психологических знаний о личности вообще и о себе в частности, о закономерностях учебного познания и управления им с позиции полученных знаний о себе.
В ходе экспериментальной работы нами установлено, что для формирования готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии необходимо выполнение следующих условий:
- Процесс формирования готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии должен быть оснащен системой средств, включающей в себя средства для самопознания и саморазвития учащихся.
- Целенаправленное развитие компонентов готовности происходит посредством содержания учебного предмета, содержания спецкурса, с учётом специальной организации рефлексивной деятельности учащихся на основе овладения ими методами самодиагностики и саморазвития.
В настоящее время необходима такая разработка организации учебной деятельности, которая направлена на формирование готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии с учётом специфики различных учебных предметов, с учетом возможности использования современных компьютерных технологий. Такой подход можно обосновать тем, что модернизация российского образования предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений введение современных информационно-коммуникационных технологий, а активное их внедрение выступает в качестве одного из способов модернизации существующей системы образования.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий:
- между достаточно высоким уровнем требований к логической культуре учащихся в процессе овладения основами наук и формирования базовых компетенций и низким наличным уровнем логического развития учеников, выявляемого на уровне выпускных и вступительных испытаний и дальнейшего обучения в образовательных учреждениях, в профессиональной деятельности и жизни;
- между широкими возможностями формировать логическую культуру учащихся на уроках (например, с помощью логических и предметных задач) и недостаточной разработанностью методических, технологических, технических, информационных аспектов, обеспечивающих развитие логического мышления и логической рефлексии, лежащих в основе логической культуры;
- между доступностью большого количества материалов (в том числе и интернет-ресурсов) по математике, логике, информатике, предназначенных для развития логического мышления, и их объективной полезностью для логического развития учащихся;
- между сравнительно высоким уровнем развития информационных технологий и недостаточной разработанностью подходов к проектированию информационного образовательного пространства с целью логического развития школьников.
Принимая во внимание актуальность темы, была сформулирована проблема нашего исследования: каковы педагогические условия педагогического проектирования индивидуального информационного пространства для развития рефлексивно обусловленного логического мышления школьников.
Цель исследования - обоснование, разработка и апробация эффективных подходов к развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся с применением информационных технологий.
Объектом исследования является процесс использования современных информационных технологий для развития логики мышления учащихся.
Предмет исследования - эффективность использования локального информационного образовательного пространства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие логического мышления и логической рефлексии школьников будет наиболее эффективным, если созданы педагогические условия, реализация которых осуществляется систематически, без увеличения учебной нагрузки на учеников, за счет специально разработанного информационного образовательного пространства с учетом индивидуальных особенностей, способностей и образовательных запросов учащихся.
Исходя из цели исследования, перед нами ставятся следующие задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической и методической научной литературы по проблеме исследования с целью определения базовых понятий и методической основы работы.
- Спроектировать информационную образовательную систему для реализации педагогических условий повышения эффективности развития логического мышления и логической рефлексии школьников в ходе реального образовательного процесса, способствующих развитию у учащихся таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация; способствующих совершенствованию логических форм мышления, формированию законов (принципов) правильного мышления, практических навыков аргументации, доказательства, применения логики научного познания.
- Разработать учебно-методические материалы для формирования у школьников умений и навыков решения логических задач; составить диагностические задания, направленные на выявление уровней развития логического мышления и логической рефлексии.
- Создать дополнительное мультимедийное методическое обеспечение формирования логической культуры учащихся.
- Проверить эффективность содержания, средств и методов указанной информационной образовательной системы в реальном учебном процессе.
Методологической основой исследования являются:
- теории личностно ориентированного подхода в обучении (И.С. Якиманская [10]);
- положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (С.Л. Рубинштейн [9]);
- положения теории готовности к познавательной деятельности (Г.Е. Алимухамбетова [1]);
- положения теории педагогической рефлексии (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская [3]);
- положения теории готовности к развитию логического мышления и рефлексии (Е.В. Морозова [7,8]);
- концепции информатизации образования (С.П. Грушевский [2], Максимова Н.А. [4,5]).
В настоящее время нами разработаны и апробированы [6]такие компьютерные средства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся, как:
- тестирующая программа «Проверь свой уровень логического мышления!»,
- электронное учебное пособие «Учимся доказывать!»,
- сайт «Логика для школьников»,
- интерактивный электронный задачник «Учимся решать текстовые задачи!».
Тестирующая программа «Проверь свой уровень логического мышления!» является средством оптимизации работы учителя по диагностике уровня логического мышления и логической рефлексии. В основу создания программы положены такие методики, как «Выделение существенных признаков», «Классификация понятий», «Сложные аналогии», «Исключение понятий». Также тестирующая программа «Проверь свой уровень логического мышления!» может использоваться учениками для самодиагностики, с целью дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.
Электронное учебное пособие «Учимся доказывать!» разработано с целью успешного формирования приёмов открытия фактов и поиска доказательств математических предложений, для проведения систематической и целенаправленной самостоятельной работы учащихся. Пособие включает в себя: тест на определение исходного уровня сформированности приёмов открытия фактов и поиска доказательств математических предложений, обучающие уроки, в ходе которых учащиеся знакомятся с основными приёмами доказательства, тест на определение итогового уровня сформированности приёмов доказательства математических предложений.
Сайт «Логика для школьников» способствует не только развитию логического мышления и рефлексии, но и формированию логической культуры школьников в целом. В структуре сайта имеются такие вкладки, как «Теория», «Задачи с решением», «Реши сам», «Тесты», «Афоризмы», «Персоналии». Кроме обучающих логических задач и упражнений, имеются ссылки на флэш-игры, позволяющие учащимся проводить логические операции, применять логические формы мышления в процессе игры, что способствует развитию интереса к обучению.
Интерактивный электронный задачник «Учимся решать текстовые задачи!» способствует развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся через текстовые задачи. Работа с электронным задачником помогает устранению таких учебных проблем, как неумение школьника провести анализ условия задачи, неспособность составления учащимся математической модели по тексту задачи, трудности в организации поиска решения текстовой задачи. В указанном электронном пособии представлен ряд задач по таким разделам, как: задачи на повышение и понижение концентрации, задачи на смешивание растворов различной концентрации, задачи на высушивание, задачи на работу.
Особенность обучающих задач заключается в том, что к каждой задаче прилагаются подсказки, которые помогают ученику разобраться с решением. При необходимости учащиеся могут пользоваться встроенным калькулятором прямо в задачнике.
Все компьютерные средства могут быть использованы учащимися с целью дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.
В ходе апробации указанных компьютерных средств выявлена положительная динамика уровня овладения учащимися основными логическими операциями и формами мышления, что нашло отражение в повышении уровня развития логического мышления и логической рефлексии учащихся, а также в повышении логической культуры школьников в целом.
Дальнейшее направление нашей деятельности связано с углублением и уточнением некоторых научно-теоретических вопросов, связанных с поставленной проблемой исследования, с практической разработкой проблемы профессиональной подготовки учителя к организации деятельности, направленной на формирование готовности школьников к развитию логического мышления и логической рефлексии с учетом использования локального информационного образовательного пространства на целостном системном уровне.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Администрацией Смоленской области научного проекта №14-16-67011.
Рецензенты:
Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск;
Евдокимова Г.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой прикладной математики ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.