Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SAFETY OF THE PERSONALITY AS INTEGRATIVE CATEGORY

Pugacheva A.S. 1 Andreeva S.A. 2
1 "The Kazan (Volga) federal university"
2 "Kazan State University of Architecture and Engineering"
In article safety of the personality as a condition of lack of danger is considered at interaction with objects of environment and process of providing legal guarantees of realization of constitutional laws and freedoms and life improvement of quality; aspects of safety the persons considered in psychology and pedagogical sciences are characterized: the essence of the concepts "feeling of safety", "feeling of safety", "perception of risk" is defined and their interrelation is found out; the interrelation between psychological interaction and safety of the personality is established; the analysis of the content of culture of safety and health and safety is carried out. It is defined that the health and safety can be considered and as area of scientific knowledge and as the subject, which contents make the general regularities of the dangerous phenomena both the corresponding methods and means of protection of the person in any conditions of his dwelling. It is found out that a condition of achievement of health and safety of the person scientists-teachers consider competence of people of the world of dangers and ways of protection against them necessary.
methods of protection of the person
health and safety
culture of safety
perception of risk
feeling of safety
feeling of safety
legal guarantees of realization of constitutional rights and freedoms
condition of lack of danger
safety of the personality
Актуальность исследования обусловлена возрастающим значением безопасности как глобальной ценности человечества. В условиях социальной трансформации в России самым незащищенным объектом безопасности является личность. Поэтому проблемы безопасности личности - это предмет исследований психолого-педагогических наук. Очевидно, это обусловлено тем, что безопасность личности - это не только процесс ее защиты, но и ее духовное состояние. Цель исследования - провести анализ безопасности личности как интегративной категории. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: охарактеризовать аспекты безопасности личности, рассматриваемые в психологической науке (определить сущность понятий «чувство безопасности», «ощущение безопасности», «восприятие риска» и выяснить их взаимосвязь); рассмотреть содержание культуры безопасности и безопасности жизнедеятельности с позиций педагогической науки. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи процесса и результата, интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические методы: научный анализ специальной литературы, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация.

Результаты исследования. Безопасность - одна из интегративных категорий современной науки. Категориальный смысл безопасности обусловлен тем, что все сферы жизнедеятельности человека включают разного рода опасности. Как философская категория безопасность выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. Особое место среди проблем безопасности занимает формирование безопасности личности. С одной стороны, безопасность - одно из важнейших условий существования и развития личности. С другой, безопасность - одна из основных потребностей личности, которая, однако, выступает как активная сила только в критических, экстремальных ситуациях. Это обусловлено возрастанием интенсивности информационного потока, сильным социально-экономическим прессингом, негативно влияющим на состояние физического, психического и социального здоровья человека.

Выяснено, что в структуре процесса формирования безопасности личности можно выделить следующие компоненты:

1) информационно-психологическая безопасность - осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и умения, навыки информационно-психологической самозащиты;

2) социальная безопасность - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей, готовность к безопасному поведению;

3) имущественная безопасность - состояние защищенности личного имущества; обеспечение права частной собственности, наследования; свободы предпринимательской деятельности;

4) гражданская безопасность - осознание личностью негативных воздействий как на субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом;

5) физическая безопасность - формирование здорового образа жизни - соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены;

6) безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации, как такое взаимоотношение человека с объектами внешней среды, при котором незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества.

Различные аспекты безопасности личности и составляют предмет исследования психолого-педагогических наук.

Например, известный психолог Брюс Шнайер часть своих исследований посвятил чувству безопасности: откуда и как оно проявляется, чем отличается от реальности безопасности. По мнению Брюс Шнайера, в более общем смысле человек может быть в безопасности, даже когда он этого не чувствует. И человек может чувствовать себя в безопасности, когда в действительности это не так. Ощущение и реальность безопасности, несомненно, соотносятся друг с другом, но они определенно не являются одним и тем же. Так что, делает вывод Брюс Шнайер, лучше использовать два разных слова для описания этих явлений [9].

В большинстве случаев ощущение безопасности не совпадает с реальностью безопасности, вследствие того, что восприятие риска не совпадает с реальностью риска. Если исследование рисков сначала возникло из возможности удержания, безопасности и надежности технических систем и технологических процедур, то с изменением социально-экономических условий жизнедеятельности общества появились риски, новая размерность которых выражается в глобализации, сложности, объеме и необратимости.

Вследствие этого специалисты, изучающие восприятие риска, выяснили, что часто человек преувеличивает опасность рисков и придает ей меньшее, чем следовало бы, значение; уделяет внимание незначительным угрозам и не придает должного значения более опасным; переоценивает риски, выступающие объектом общественного внимания [1]. Многие из этих случаев могут быть объяснены нехваткой информации; преувеличением производящих сильное впечатление рисков и приуменьшением значения обычных; недооценкой рисков, на которые человек идет самостоятельно; переоценкой рисков, которые нельзя контролировать.

У Дэвида Ропейка и Джорджа Грея в книге «Риск: Руководство для принятия решений о том, что действительно безопасно и что представляет угрозу в окружающем мире» есть более длинный список ошибок, имеющих место при оценке опасности.

Например, большинство людей более обеспокоены рисками, которые являются для них новыми, чем теми, с которыми они уже свыклись за некоторое время; меньше опасаются естественных рисков, чем рисков, провоцируемых человеком; меньше опасаются рисков, которые они выбирают самостоятельно, чем тех, которые им навязываются; меньше опасаются рисков, если с этими рисками сопряжены еще и некоторые выгоды; больше опасаются рисков, в результате которых они могут умереть особенно ужасной смертью (быть съеденными акулой), чем тех, в результате которых они могут умереть менее драматично (болезни сердца); меньше опасаются рисков, над которыми они чувствуют некоторый контроль (вождение), и больше опасаются рисков, которые они не контролируют (полет на самолете или сидение в салоне в качестве пассажира, когда ведет кто-то другой); меньше опасаются рисков, исходящих от людей, мест, корпораций, правительств, которым они доверяют, и больше боятся рисков, которые связаны с источниками, которым они не доверяют. По мнению авторов, человек больше боится опасностей, о которых больше знает, и меньше боится тех рисков, о которых менее осведомлен [7].

Неотделимы проблемы безопасности личности и от теории воздействия. Примером областей, в которых используется воздействие, служит реклама, политическая пропаганда, психокоррекционные технологии в психиатрии. Все методы воздействия, технологии влияния имеют очень древнюю историю, сложились достаточно давно, в соответствии с теми задачами, которые человечество решало в своем выживании и развитии. Понятно, что профессионалы в процессе воздействия применяют свои способы достижения цели, которые в конечном итоге повлияют на дальнейшую адаптацию людей, с которыми они взаимодействуют.

Но на практике существуют ситуации, когда психологическое взаимодействие приводит к нежелательным результатам. Например, устанавливается такая взаимосвязь между психотерапевтом и его пациентами, которая приводит к психологической травме последнего. Преподаватель вместо развития личности студента может способствовать возникновению у него негативных установок и невроза. Это не всегда происходит преднамеренно, но является результатом не вполне грамотного использования арсенала воздействия, который существует [2].

В педагогической науке проблемам безопасности личности посвящены многие исследования. В частности, педагогов интересуют процессы безопасности жизнедеятельности и формирования культуры безопасности личности.

Необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности человека многие ученые-педагоги считают компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них [3]. Поэтому человек должен не просто обучаться основам безопасности жизнедеятельности, а проникнуться (осознать) необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитать в себе культурные начала поведенческой деятельности [4]. И в этой связи безопасность жизнедеятельности решает трудную задачу, которая состоит в идентификации опасностей.

По мнению О.Н. Русака, важным звеном в организации безопасности жизнедеятельности является образование, изучение «Безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета (БЖД) на всех специальностях. Без качественного образования невозможно поднять уровень культуры и компетентности в области безопасности [8]. Как учебная дисциплина «Культура безопасной жизнедеятельности» может рассматриваться как интегративная область научных знаний, создающая необходимые условия дальнейшего существования всей цивилизации через формирование безопасного общества, включающего специальные структуры и отношения, безопасный стиль жизни, власти и политики.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности может рассматриваться и как область научных знаний и как учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания [5].

Понятие «культура безопасности» еще только начинает формироваться. Но уже сейчас, находясь на стадии становления, представляет собой творческое применение современных мировоззренческих и методологических принципов к осмыслению путей достижения как безопасной цивилизации, так безопасности личности.

Под культурой безопасности часть ученых-педагогов понимает набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью [6]. Главной причиной социальных и иных катаклизмов остаются мировоззренческие характеристики современного человека, агрессивный тип сознания большинства людей. Поэтому, чтобы изменить мир, сделать его безопасным, надо преодолеть агрессивный образ мышления и поведения.

Необходимые компоненты культуры безопасности, согласно их концепции, - это предотвращение самоуспокоенности в процессе нормальной эксплуатации; понимание персоналом потенциального значения с точки зрения безопасности всех отключений от штатного регламента; признание приоритета в принятии решений; чувство ответственности конструкторов и проектантов; системный подход на всех этапах, не пренебрежение мелочами; неформальное отношение к опыту [2].

Другие исследователи понимают под культурой безопасности синтез знаний, чувств, традиций, идеалов, которые обеспечивают не только самосохранение социумов, но их развитие [2]. По их мнению, культура безопасности ставит целью интегрировать опыт, знания, навыки, типы организации жизнедеятельности, связанные с безопасностью, и передавать это от поколения к поколению, человека к человеку, одного общества к другому.

Исследуя проблему культуры безопасности в культурно-формирующем аспекте, ученые пришли к заключению, что соединение понятий «культура» и «безопасность» как раз и конкретизирует собственно культурное из всего содержания социальной жизни, является жизнесберегающим фундаментом человеческого единства. Позволяет задавать границы присутствия человека, определяемые локальными значениями смыслов ценностей культуры: экологической, экономической, социальной, политической, нравственной и других.

Поэтому вполне очевидно стремление ученых-исследователей к созданию многоуровневой непрерывной образовательной системы, в которой проблеме культуры безопасности отводится определяющая роль [2]. По их мнению, грамотное, образованное общество сможет учесть требования безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов окружающего мира, а также учесть природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные опасности и разработать адекватные защитные меры. А воспитание культуры безопасности - это «поиск человеческой универсальности», благодаря чему достигается целостность мировоззрения, мышление становится процессом поиска рациональности, непрерывного смыслообразования.

Обобщая изложенное, отметим, что безопасность личности - это состояние отсутствия опасности при взаимодействии с объектами внешней среды и процесс обеспечения правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод и повышения качества жизни [10]. Поэтому безопасность личности - это целенаправленная деятельность государственных и социальных институтов, граждан, опирающаяся на принципы законности; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимную ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграцию с международными системами безопасности. Но для эффективного обеспечения безопасности личность должна позиционировать себя как субъект безопасности и четко прогнозировать последствия своей деятельности. Для этого необходимо, чтобы у каждого человека была сформирована культура безопасности, включающая адекватное восприятие риска, чувство безопасности, методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.