Результаты исследования. Безопасность - одна из интегративных категорий современной науки. Категориальный смысл безопасности обусловлен тем, что все сферы жизнедеятельности человека включают разного рода опасности. Как философская категория безопасность выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. Особое место среди проблем безопасности занимает формирование безопасности личности. С одной стороны, безопасность - одно из важнейших условий существования и развития личности. С другой, безопасность - одна из основных потребностей личности, которая, однако, выступает как активная сила только в критических, экстремальных ситуациях. Это обусловлено возрастанием интенсивности информационного потока, сильным социально-экономическим прессингом, негативно влияющим на состояние физического, психического и социального здоровья человека.
Выяснено, что в структуре процесса формирования безопасности личности можно выделить следующие компоненты:
1) информационно-психологическая безопасность - осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и умения, навыки информационно-психологической самозащиты;
2) социальная безопасность - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей, готовность к безопасному поведению;
3) имущественная безопасность - состояние защищенности личного имущества; обеспечение права частной собственности, наследования; свободы предпринимательской деятельности;
4) гражданская безопасность - осознание личностью негативных воздействий как на субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом;
5) физическая безопасность - формирование здорового образа жизни - соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены;
6) безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации, как такое взаимоотношение человека с объектами внешней среды, при котором незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества.
Различные аспекты безопасности личности и составляют предмет исследования психолого-педагогических наук.
Например, известный психолог Брюс Шнайер часть своих исследований посвятил чувству безопасности: откуда и как оно проявляется, чем отличается от реальности безопасности. По мнению Брюс Шнайера, в более общем смысле человек может быть в безопасности, даже когда он этого не чувствует. И человек может чувствовать себя в безопасности, когда в действительности это не так. Ощущение и реальность безопасности, несомненно, соотносятся друг с другом, но они определенно не являются одним и тем же. Так что, делает вывод Брюс Шнайер, лучше использовать два разных слова для описания этих явлений [9].
В большинстве случаев ощущение безопасности не совпадает с реальностью безопасности, вследствие того, что восприятие риска не совпадает с реальностью риска. Если исследование рисков сначала возникло из возможности удержания, безопасности и надежности технических систем и технологических процедур, то с изменением социально-экономических условий жизнедеятельности общества появились риски, новая размерность которых выражается в глобализации, сложности, объеме и необратимости.
Вследствие этого специалисты, изучающие восприятие риска, выяснили, что часто человек преувеличивает опасность рисков и придает ей меньшее, чем следовало бы, значение; уделяет внимание незначительным угрозам и не придает должного значения более опасным; переоценивает риски, выступающие объектом общественного внимания [1]. Многие из этих случаев могут быть объяснены нехваткой информации; преувеличением производящих сильное впечатление рисков и приуменьшением значения обычных; недооценкой рисков, на которые человек идет самостоятельно; переоценкой рисков, которые нельзя контролировать.
У Дэвида Ропейка и Джорджа Грея в книге «Риск: Руководство для принятия решений о том, что действительно безопасно и что представляет угрозу в окружающем мире» есть более длинный список ошибок, имеющих место при оценке опасности.
Например, большинство людей более обеспокоены рисками, которые являются для них новыми, чем теми, с которыми они уже свыклись за некоторое время; меньше опасаются естественных рисков, чем рисков, провоцируемых человеком; меньше опасаются рисков, которые они выбирают самостоятельно, чем тех, которые им навязываются; меньше опасаются рисков, если с этими рисками сопряжены еще и некоторые выгоды; больше опасаются рисков, в результате которых они могут умереть особенно ужасной смертью (быть съеденными акулой), чем тех, в результате которых они могут умереть менее драматично (болезни сердца); меньше опасаются рисков, над которыми они чувствуют некоторый контроль (вождение), и больше опасаются рисков, которые они не контролируют (полет на самолете или сидение в салоне в качестве пассажира, когда ведет кто-то другой); меньше опасаются рисков, исходящих от людей, мест, корпораций, правительств, которым они доверяют, и больше боятся рисков, которые связаны с источниками, которым они не доверяют. По мнению авторов, человек больше боится опасностей, о которых больше знает, и меньше боится тех рисков, о которых менее осведомлен [7].
Неотделимы проблемы безопасности личности и от теории воздействия. Примером областей, в которых используется воздействие, служит реклама, политическая пропаганда, психокоррекционные технологии в психиатрии. Все методы воздействия, технологии влияния имеют очень древнюю историю, сложились достаточно давно, в соответствии с теми задачами, которые человечество решало в своем выживании и развитии. Понятно, что профессионалы в процессе воздействия применяют свои способы достижения цели, которые в конечном итоге повлияют на дальнейшую адаптацию людей, с которыми они взаимодействуют.
Но на практике существуют ситуации, когда психологическое взаимодействие приводит к нежелательным результатам. Например, устанавливается такая взаимосвязь между психотерапевтом и его пациентами, которая приводит к психологической травме последнего. Преподаватель вместо развития личности студента может способствовать возникновению у него негативных установок и невроза. Это не всегда происходит преднамеренно, но является результатом не вполне грамотного использования арсенала воздействия, который существует [2].
В педагогической науке проблемам безопасности личности посвящены многие исследования. В частности, педагогов интересуют процессы безопасности жизнедеятельности и формирования культуры безопасности личности.
Необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности человека многие ученые-педагоги считают компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них [3]. Поэтому человек должен не просто обучаться основам безопасности жизнедеятельности, а проникнуться (осознать) необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитать в себе культурные начала поведенческой деятельности [4]. И в этой связи безопасность жизнедеятельности решает трудную задачу, которая состоит в идентификации опасностей.
По мнению О.Н. Русака, важным звеном в организации безопасности жизнедеятельности является образование, изучение «Безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета (БЖД) на всех специальностях. Без качественного образования невозможно поднять уровень культуры и компетентности в области безопасности [8]. Как учебная дисциплина «Культура безопасной жизнедеятельности» может рассматриваться как интегративная область научных знаний, создающая необходимые условия дальнейшего существования всей цивилизации через формирование безопасного общества, включающего специальные структуры и отношения, безопасный стиль жизни, власти и политики.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности может рассматриваться и как область научных знаний и как учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания [5].
Понятие «культура безопасности» еще только начинает формироваться. Но уже сейчас, находясь на стадии становления, представляет собой творческое применение современных мировоззренческих и методологических принципов к осмыслению путей достижения как безопасной цивилизации, так безопасности личности.
Под культурой безопасности часть ученых-педагогов понимает набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью [6]. Главной причиной социальных и иных катаклизмов остаются мировоззренческие характеристики современного человека, агрессивный тип сознания большинства людей. Поэтому, чтобы изменить мир, сделать его безопасным, надо преодолеть агрессивный образ мышления и поведения.
Необходимые компоненты культуры безопасности, согласно их концепции, - это предотвращение самоуспокоенности в процессе нормальной эксплуатации; понимание персоналом потенциального значения с точки зрения безопасности всех отключений от штатного регламента; признание приоритета в принятии решений; чувство ответственности конструкторов и проектантов; системный подход на всех этапах, не пренебрежение мелочами; неформальное отношение к опыту [2].
Другие исследователи понимают под культурой безопасности синтез знаний, чувств, традиций, идеалов, которые обеспечивают не только самосохранение социумов, но их развитие [2]. По их мнению, культура безопасности ставит целью интегрировать опыт, знания, навыки, типы организации жизнедеятельности, связанные с безопасностью, и передавать это от поколения к поколению, человека к человеку, одного общества к другому.
Исследуя проблему культуры безопасности в культурно-формирующем аспекте, ученые пришли к заключению, что соединение понятий «культура» и «безопасность» как раз и конкретизирует собственно культурное из всего содержания социальной жизни, является жизнесберегающим фундаментом человеческого единства. Позволяет задавать границы присутствия человека, определяемые локальными значениями смыслов ценностей культуры: экологической, экономической, социальной, политической, нравственной и других.
Поэтому вполне очевидно стремление ученых-исследователей к созданию многоуровневой непрерывной образовательной системы, в которой проблеме культуры безопасности отводится определяющая роль [2]. По их мнению, грамотное, образованное общество сможет учесть требования безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов окружающего мира, а также учесть природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные опасности и разработать адекватные защитные меры. А воспитание культуры безопасности - это «поиск человеческой универсальности», благодаря чему достигается целостность мировоззрения, мышление становится процессом поиска рациональности, непрерывного смыслообразования.
Обобщая изложенное, отметим, что безопасность личности - это состояние отсутствия опасности при взаимодействии с объектами внешней среды и процесс обеспечения правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод и повышения качества жизни [10]. Поэтому безопасность личности - это целенаправленная деятельность государственных и социальных институтов, граждан, опирающаяся на принципы законности; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимную ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграцию с международными системами безопасности. Но для эффективного обеспечения безопасности личность должна позиционировать себя как субъект безопасности и четко прогнозировать последствия своей деятельности. Для этого необходимо, чтобы у каждого человека была сформирована культура безопасности, включающая адекватное восприятие риска, чувство безопасности, методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.