Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL PROPAEDEUTICS OF FAMILIES’ SOCIAL PROBLEMS AT THE ACTIVITY OF DISTRICT SPECIALIST ON SOCIAL WORK

Kuznetsova A.G. 1
1 Tobolsk State Social Pedagogical Academy n.a. D.I. Mendeleyev
The article contains brief survey of directions of activity of specialist on social work as the subject of social work. We made the analysis of theoretical sources, concerning concept characteristic of terms “problem”, “social problem”, “types of citizen and families’ social problems”, “propaedeutics”, “pedagogical propaedeutics”. Approaches to determining of social problems’ types are taken into consideration. Types of social problems are correlated with category of client of social service’s organization. We made interscientific analysis of concept “propaedeutics”. The content of concept “pedagogical propaedeutics” is correlated with directions and character of activity of district specialist on social work. The content of term “pedagogical propaedeutics of families’ social problems” is made more precise to activity of district specialist on social work.
problem
social problem
types of citizen and families’ social problems
propaedeutics
pedagogical propaedeutics
pedagogical propaedeutics of social problems
district specialist on social work
social work on district principle
Обращение к понятиям «пропедевтика», «педагогическая пропедевтика» и «педагогическая пропедевтика социальных проблем семей» продиктовано необходимостью определить их сущность применительно к социальной сфере, в части соотнесения их с содержанием и характером пропедевтической деятельности с гражданами и семьями специалиста по социальной работе.

Социальная работа реализуется через создание комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию гражданам и семьям разнообразных услуг [2].

Развитие сферы социального обслуживания населения дает основу новым формам организации деятельности специалистов.

Одним из направлений развития социального обслуживания в регионах России стала организация социальной работы по участковому принципу.

Участковая социальная работа как способ организации социальной работы с населением понимается в каждом регионе и территории по-своему. Основной признак - работа специалиста по социальной работе на определенном территориальном участке муниципального образования. Социальная работа по участковому принципу может быть организована по-разному, например, в достаточно узком направлении, как работа с гражданами пожилого возраста или с несовершеннолетними, или с семьями, имеющими в составе несовершеннолетних детей и т.д. Участковая социальная работа может быть также организована с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. Более того, социальная работа по участковому принципу может являть собой деятельность, результатом которой будет общая оценка уровня благополучия территории, и определять направления срочной социальной помощи и профилактической работы с населением.

Практические данные о направлениях участковой социальной работы дают основание полагать, что ее направление зависит от стратегии и тактики руководства территорией. Многообразие направлений участковой работы характеризует многообразие существующих проблем в обществе и категорий граждан и семей, нуждающихся в помощи и поддержке. Кроме того, это также свидетельствует об актуальности данного вида деятельности и его успешности.

Специалист по социальной работе - субъект социальной работы, как правило, работник системы государственных социальных служб, учреждений или организаций, который имеет целью своей профессиональной деятельности изменение основных характеристик жизненных ситуаций клиентов, с целью преодоления возникших трудностей [4, с.13].

Изначально, участковый специалист по социальной работе имеет дело с процессом выявления проблем семей и граждан.

В своей практической деятельности специалист по социальной работе основывается на интегративной области знания - теории социальной работы, которая как практико-ориентированное знание развивается, опираясь на базовые положения педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, валеологии, истории и других наук. В связи с этим требования к профессиональным знаниям также носят интегративный характер [4, с.34].

Оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс трансформации социума в целом. В ряде случаев, особенно при использовании методов индивидуальной работы с клиентом, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности [4, с.33].

Деятельность специалиста направлена на предварительное изучение социальных проблем граждан и семей и организации оказания комплексной своевременной помощи и поддержки в преодолении жизненных трудностей и предотвращению их возникновения.

Существуют разные подходы к характеристике социальных проблем в современном обществе. В материалах свободной энциклопедии (википедии) понятие «проблема» - это, в широком смысле, сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая разрешения.

Согласно философскому определению, проблема, в узком смысле, рассматривается как ситуация, характеризующаяся недостатком средств для достижения некоторых целей.

Выше перечисленные определения понятия «проблема», как в широком, так и в узком смысле отражают смысловой компонент рассматриваемого далее понятия «социальная проблема».

Обратимся к его определению: «социальная проблема» - это вопрос или ситуация, которые не прямо или косвенно влияют на человека и с точки зрения всех или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными, требующими коллективных усилий по их преодолению.

В научной литературе существуют разные подходы к определению понятия «социальная проблема».

По мнению И.В. Бестужева-Лады, наиболее распространенная интерпретация понятия «социальная проблема» - это разрыв между действительным и желательным, создающий своеобразное поле неопределенности. Любое социологическое исследование, прогностическое в частности, - это, прежде всего, научное исследование социальных проблем, которым подчинен выбор соответствующих предметов исследования.

Характерные особенности социальных проблем он выделяет следующие:

  1. решение проблемы одного уровня вызывает появление более сложных проблем более высокого уровня;
  2. связь с конкретно-исторической обстановкой данного общества на данном этапе его развития;
  3. решение социальной проблемы обязательно связано с социальной целью (подразумевается сознательная целенаправленная деятельность людей).

Структурными компонентами механизма генезиса социальной проблемы считает таковые:

  1. социально-экономическая обстановка, существовавшая, когда социальные проблемы были существенно иными;
  2. социальные институты, созданные в реальных условиях для решения проблем;
  3. возникновение новой социально-экономической обстановки (по мере решения проблем);
  4. растущая неадекватность старых институтов в новой обстановке (назревание проблемы);
  5. осознание необходимости создания новых институтов для решения новых, назревающих проблем (путей решения проблемы) [9].

Таким образом, И.В. Бестужев-Лада определяет следующие типы социальных проблем: глобальные, региональные и локальные; традиционные и новые; текущие и перспективные.

Однако следует иметь в виду, что попытки составления перечней социальных проблем, какими они предстают перед исследователями, дают мало конструктивного в плане их анализа, диагноза и прогноза, пока не выделен основополагающий критерий систематизации, сведения проблем в определенную систему [10].

В теории социальной работы социальная проблема рассматривается как противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом. В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Важно отметить, что прежде чем стать проблемой социальное противоречие должно пройти через сознание субъекта, поэтому следует выделить три элемента: люди, которые оценивают данную ситуацию как проблемную; условия, в которых проблема возникла; деятельность, связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.

В современной науке существует целый ряд теоретических подходов к социальной проблеме: структурно-функциональный, конфликтологический, психодинамический, ситуационный и др. Активно в последние десятилетия развивается конструкционистский подход к социальной проблеме (Дж. Бест, Дж. Китсьюз, М.Спектор, Дж. Холстайн и др.), когда их рассматривают не как угрожающие обществу объективные условия, а как деятельность индивидов и групп, привлекающую внимание к этим обстоятельствам и требующим изменения социальной и индивидуальной ситуаций [13].

Существующие в российском обществе социальные проблемы можно объединить в группы: социально-экономические, социально-правовые, социально-политические, социокультурные, духовно-нравственные и др.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, в теории социальной работы введено понятие «целевая группа» как обобщение понятия «клиент», которые объединены сходными жизненными проблемами [7, с.51].

В данном исследовании, по нашему мнению, более уместна именно эта позиция, так как в организации социальной работы в учреждениях социального обслуживания определяющим является категория гражданина или семьи, обратившихся за помощью и поддержкой.

Таким образом, проблемы сгруппированы по категориям граждан и семей: проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5, с.39-40]; проблемы выпускников детских домов, проблемы молодых семей, проблемы семей, имеющих в составе детей с ограниченными физическими возможностями, проблемы неполных семей, проблемы многодетных семей и т.д.

В процессе непосредственной разносторонней работы с гражданами и семьями деятельность специалиста носит педагогико-пропедевтический характер.

Существуют разные толкования понятия «пропедевтика» и «педагогическая пропедевтика». Понятие «пропедевтика» используется в таких отраслях знания, как философия, педагогика, медицина. Рассмотрим их определения.

Пропедевтика, согласно определению толкового словаря русского языка, - это введение в какую-либо науку, сообщение предварительных знаний о чем-либо [12, c.478].

В словаре философских терминов пропедевтика - это введение в какую-нибудь науку, предварительный курс, систематически изложенный в сжатой, элементарной форме [11, с.450].

В соответствии с новейшим философским словарем, пропедевтика (греч. предваряю) - это сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому изучению соответствующей дисциплины (А.Н. Шуман) [3, с. 803].

Статья философского энциклопедического словаря трактует пропедевтику (от греч. предварительно обучаю, подготовляю), как подготовительные занятия, введение в науку. Как жанр философской литературы пропедевтика представляет собой вводный материал, элементарно, систематически и кратко излагающий учение [14, с. 540].

Пропедевтикой в философии называется дисциплина, которая должна «предварять» изучение конкретных наук как специальных отраслей знания [8].

Сравнение содержания статей разного рода словарей позволяет сделать вывод о примерной однозначной направленности толкования понятия пропедевтика в качестве предварительного, подготовительного, краткого, систематизированного изложения материала.

В сфере медицины пропедевтикой принято считать вводный курс в клиническую медицину, который учит не лечить, а распознавать болезни, прививает навыки профессионального мышления.

В значении введения в изучение дисциплин общеобразовательного цикла пропедевтика прочно входит в практику педагогической деятельности начального и среднего образования.

В исследованиях по педагогике рассматривается также понятие «педагогическая пропедевтика». В ряде работ сущность его сводится к определению его «как особого вида организации деятельности школьников, направленного на формирование основ научной поисковой деятельности...» (А.В. Колмогорова).

Существует также мнение, что педагогическая пропедевтика является основой профилактической деятельности педагога.

Педагогическая пропедевтика в образовательном учреждении предстает как интеграционная концепция профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи ... в технологическом плане пропедевтика представляет целостную социально-психологическую практику, культурно-деятельностную и духовную активность педагога, направленную на оптимизацию культурно-образовательной среды, понимание и продуктивное решение проблем учащихся... [1, с.76].

Таким образом, представляется возможным соотнести понятие педагогическая пропедевтика с понятием общая профилактика, как «вариант профессиональной деятельности, предполагающий осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением» [6, с.275].

Результаты анализа литературы привели в нашем случае к выводу, что содержание понятий «пропедевтика» широко используется в разных науках, но не соотнесено с научными исследованиями в социальной сфере. Термин «педагогическая пропедевтика социальных проблем», в отношении семей, не охарактеризовано в словарях или определениях авторов научных трудов.

На основании результатов анализа содержания и направлений использования понятий «пропедевтика» в философии, педагогике, медицине, и «педагогическая пропедевтика» в педагогической деятельности, с учетом содержания и направлений деятельности участкового специалиста по социальной работе, по нашему мнению, возможна экстраполяция философской и педагогической интерпретации понятия пропедевтика как материал, элементарно, систематически и кратко изложенный. А также уместно применение содержания понятия педагогическая пропедевтика в социальной сфере в значении предотвращения, общей профилактики возникновения или повторного появления социальных проблем граждан и семей, что является одним из направлений деятельности участкового специалиста по социальной работе.

Таким образом, в контексте данного исследования нами предлагается рассматривать педагогическую пропедевтику социальных проблем граждан и семей в качестве трех толкований:

  1. как предварительное изучение социальных проблем отдельных категорий граждан и семей с целью выработки умения распознавания проблем и организации оказания своевременной помощи и поддержки в преодолении жизненных трудностей;
  2. как сокращенное систематическое изложение информации в элементарной форме (первичное информирование) о системе социальных учреждений и государственных служб, предоставляемых услугах, порядке обращения, времени работы и др., с целью активизации внутренних ресурсов граждан и семей для самостоятельного решения их собственных проблем и их предотвращения;
  3. как деятельность специалиста по социальной работе по предварительному изучению социальных проблем отдельных категорий граждан и семей, их первичному информированию с целью активизации внутренних ресурсов граждан и семей для самостоятельного принятия решений и общей профилактики появления проблем.

Педагогико-пропедевтическая деятельность участкового специалиста по социальной работе, соответственно, подразумевает осуществление мероприятий и действий по предварительному изучению социальных проблем семей, по реализации информационно-профилактической работы, а также по оказанию помощи, поддержки и содействия специалиста как субъекта социальной работы в решении проблем и их предотвращению, то есть деятельность по реализации общей, первичной, вторичной профилактики в работе с семьями.

Таким образом, нами уточнено содержание понятия «педагогическая пропедевтика социальных проблем» применительно к характеристике сущности деятельности участкового специалиста по социальной работе с семьями.

Рецензенты:

Яркова Т.А., д.п.н., профессор, ФГ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева», зав. кафедрой педагогики и социального образования, г. Тобольск;

Суртаева Н.Н., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева», г. Тобольск.