Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что в последние годы значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с функциональными и органическими пороками развития, в том числе детям с нарушениями слуха [1; 4]. Для детей потеря слуха сказывается на их физическом и психическом развитии. В частности, у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха отмечаются функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. На фоне этих нарушений наблюдаются вторичные изменения психики: отставание в развитии мышления и речи, что в свою очередь ведет к уменьшению объема получаемой информации, развитию познавательных процессов и, как следствие, снижению овладения двигательными навыками. Для коррекции психофизического развития и интеграции детей этой группы в современную социальную среду усилия педагогов должны быть направлены на активный поиск новых эффективных форм и методов обучения и воспитания, способствующих укреплению и сохранению здоровья [1; 6].
Анализ собственных исследований и данные других авторов свидетельствуют о трудностях решения проблемы, связанных с организацией процесса инклюзивного физического воспитания детей с нарушением слуха на основе традиционного подхода, что не позволяет педагогам дошкольных организаций в полной мере решить проблему улучшения их физического развития и повышения уровня физической подготовленности.
Одним из средств и форм решения проблемы инклюзивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостатки в развитии слуха, может стать фитнес. Направление детского фитнеса появилось недавно, и его популярность стремительно растет как среди специалистов в области физического воспитания дошкольников, так и среди родителей и их детей, посещающих детские сады.
Детский фитнес включает в себя комплексные программы оздоровительных мероприятий. Основу их составляют специальные физические упражнения, использование которых позволяет дозировать психофизическую нагрузку, корригировать параметры физического развития и физической подготовленности, способствует удовлетворению потребности детей в физической активности, повышает интерес их к занятиям, а также приобщает к здоровому образу жизни [3].
Цель исследования - выявить преимущества и сложности реализации наиболее известных фитнес-программ в системе инклюзивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме организации и проведения занятий физическими упражнениями со слабослышащими и глухими детьми; обобщение опыта адаптивного физического воспитания инвалидов по слуху; анализ мнений педагогов о целесообразности, перспективах, трудностях и особенностях реализации фитнес-технологий в системе инклюзивного физического воспитания детей с нарушением слуха.
Результаты и обсуждение. Анализ образовательных программ, наблюдений, опыт работы авторов в системе адаптивного физического воспитания, а также данные воспитателей, инструкторов по физической культуре дошкольных организаций и педагогов учреждений дополнительного образования, работающих со слабослышащими и глухими детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что в инклюзивных группах занятия фитнесом реализуются в основном по следующим фитнес-программам: классическая (базовая) аэробика (67%), танцевальная аэробика (53%), аквааэробика (44%), фитбол (33%), степ-аэробика (21%) и стретчинг (12%). В то же время использование перечисленных фитнес-программ в системе инклюзивного физического воспитания детей с нарушениями слуха имеет свои сложности и ограничения (таблица).
Характеристика и проблемы реализации фитнес-программ в системе инклюзивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Фитнес-программы |
Направленность и преимущества |
Проблемы в реализации |
Классическая и танцевальная аэробика |
развивает координацию движений, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, эмоционального фона занятий |
освоение двигательных действий затруднено вследствие недостаточно точной координации, снижена способность к сохранению статического и динамического равновесия, низкий уровень пространственной ориентировки, замедленная скорость двигательной реакции |
Степ-аэробика |
развивает координацию, способствует совершенствованию деятельности кардиореспираторной системы; возможность дозирования нагрузки по объему и интенсивности |
вследствие малого двигательного опыта, недостаточно точной координации и низкого уровня физической подготовленности затруднено изучение и овладение двигательными умениями и навыками |
Фитбол |
способствует формированию правильной осанки, снятию излишней нагрузки с позвоночного столба, развитию равновесия, силы и гибкости; возможность избирательного воздействия на отдельные группы мышц |
вследствие сниженной способности к сохранению статического и динамического равновесия и низкого уровня развития пространственной ориентировки трудности в выполнении двигательных действий |
Стретчинг |
способствует развитию гибкости, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушений осанки |
вследствие сниженной мышечной рецепции возникают сложности в выполнении двигательных действий, что ведёт к ухудшению точности движений |
Аквааэробика |
способствует нормализации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению двигательной активности, получению положительных эмоций; возможность закаливания организма |
трудности в освоении упражнений, вызванные недостаточно точной координацией движений и низкого уровня физической подготовленностью, а также сложностью их объяснения, ограниченными возможностями дактильной речи. |
Анализ данных, связанных с проблематикой реализации фитнес-программ с детьми с нарушениями слуха, показывает, что общими для всех педагогов являются трудности, связанные с освоением детьми двигательных действий. Среди основных причин специалисты выделяют у детей с нарушениями слуха низкий уровень двигательного опыта, физической подготовленности, развития координации, способности к сохранению статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, замедленную скорость двигательной реакции, сниженный уровень мышечной рецепции. Наряду с этим отмечается, что значительные трудности у детей возникают в понимании самих упражнений, вызванные сложностью их структурных композиций, неточным восприятием объяснений педагогов, что, с одной стороны, обусловлено ограниченными возможностями дактильной речи, а с другой - недоразвитием у глухих и слабослышащих устной речи.
Выводы. Популярность детского фитнеса в настоящее время стремительно растет. Занятия фитнесом способствуют удовлетворению потребности детей в физической активности и способствуют повышению интереса к занятиям физическими упражнениями, а также приобщению их к здоровому образу жизни и социальной интеграции в обществе.
Фитнес является феноменом современной физической культуры и обладает значительными адаптационными и интегративными возможностями. Современные фитнес-программы могут использоваться во всех видах физической культуры с детьми дошкольного возраста, включая и инклюзивное физическое воспитание.
Однако, несмотря на широкий арсенал фитнес-программ, приходится констатировать отсутствие программы занятий фитнесом, свободной от сложностей и ограничений в использовании в системе инклюзивного физического воспитания детей с нарушением слуха, что обусловливает актуальность научных исследований и потребность практики инклюзивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха в разработке развивающих методик, адекватных состоянию здоровья дошкольников, а также необходимость повышения квалификации педагогов, осуществляющих инклюзивное физическое воспитание в дошкольных организациях.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-36-01270.
Рецензенты:
Правдов М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ТМФКиС, ФГБОУ ВПО «Шуйский филиал «ИвГУ», г. Шуя.
Махов А.С., д.п.н., доцент, доцент кафедры ТМФКиС, ФГБОУ ВПО «Шуйский филиал «ИвГУ», г. Шуя.