Современная парадигма образования ориентирована на постоянное участие человека в образовательном процессе – «образование через всю жизнь» (3L –Life Long Learning), что предполагает доступность учебных курсов того уровня, в том месте и в то время, где и когда это нужно и удобно обучающемуся [10; 13; 14].
Традиционно, расширение доступности образования обеспечивалось через сеть филиалов и представительств и систему дистанционного обучения.
В среднем, по данным статистки, на один вуз приходится 1,5 филиала, в том числе на один государственный вуз – 1,6 филиала, на один негосударственный – 1,3 филиала.
В качестве примера вузов, имеющих большую филиальную сеть, расположенную в различных регионах России, а также странах СНГ и ближнего зарубежья, можно назвать такие московские вузы, как Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (30 филиалов), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (63 филиала), Российский государственный гуманитарный университет (32 филиала), Российский государственный социальный университет (38 филиалов)[5].
При поддержке головного вуза и местных властей филиал может стать заметным игроком на региональном образовательном рынке. Однако на сегодняшний день не редка ситуация, когда у филиала недостаточно материально-технической базы, не хватает профессорско-преподавательского состава, слабое учебно-методическое обеспечение учебного процесса и полностью отсутствует научно-исследовательская деятельность. В результате, после проверок Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, такие филиалы могут оказаться в списке неэффективных вузов и лишиться свидетельства о государственной аккредитации и лицензии на ведение образовательной деятельности.
В последние пять лет Министерство образования и науки Российской Федерации ведет активную работу по реформированию системы образования. С 2006 г. по 2012 г. под его эгидой была сформирована группа Федеральных университетов, объединивших в своем составе несколько образовательных организаций – ведущих вузов региона, являющихся в настоящее время не филиалами какого-либо головного вуза, а равноправными партнерами [11].
На поверхности происходящих реформ высшего образования в Российской Федерации мы видим только некоторые структурные преобразования, а как меняется философия деятельности и методы управления современными университетами?
По Щедровицкому, современное поколение университетов, – это «университеты без стен», которые являясь полноценными участниками рынка, опираются на деловую сеть выпускников университета, осуществляют учебную, исследовательскую и консультационную деятельность [21].
Это особенность возрастает с усилением процессов глобализации. По Т. Фридману, в 2000 году мировая экономика вступила в третью стадию глобализации (глобализация 3.0.), уникальность которой состоит в том, что в процесс глобализации, кроме государств и корпораций, все активнее включаются отдельные люди и миниколлективы. Средством для этого явились непрерывно совершенствующиеся и развивающиеся программное обеспечение и глобальная волоконно-оптическая сеть.
В своей книге «Плоский мир: Краткая история 21-го столетия» Фридман пишет: «Сегодня происходит соединение всех мировых центров знаний в единую глобальную сеть … Глобализация 2.0. была эпохой вертикальной компьютеризации, ориентированной на командно-контролирующую модель, в которой компании организуются по принципу пирамиды. Глобализация 3.0. … опрокинула вертикальную ориентацию процессов, переместив ее в плоскость. Теперь необходимо умение наладить горизонтальное сотрудничество» [20].
Массовое распространение технологий беспроводной коммуникации позволяет людям работать в on-line режиме, когда и где угодно, тем самым обеспечивая пользователям сети Интернет абсолютную мобильность. Так, например, широкий доступ к огромному количеству открытых источников информации позволило миллионам людей из разных стран беспрепятственно сотрудничать при создании интеллектуальных продуктов.
Уникальные коммуникационные возможности, предоставляемые сетью Интернет, оказали принципиальное влияние на изменение экономики в целом и, в частности, на такую ее сферу, как высшее образование. Вузовские преподаватели и исследователи получили новые возможности организации сотрудничества как с коллегами, так и со студентами, в независимости от их местонахождения в конкретный момент времени.
Для обозначения новых форматов деятельности вузов, ориентированных на использование современных возможностей сети Интернет и иных инновационных информационно-коммуникационных технологий, в целом ряде научно-практических работ и организационно-методических разработок используется термин «распределенный университет», хотя в российской нормативной практике юридическое толкование данного термина пока еще отсутствует.
В указанной литературе можно выделить два основных подхода к определению понятия распределенного университета, актуальных в современных условиях перехода к сетевой экономике.
Первый подход основан на территориальном аспекте сетевизации и трактует понятие распределенного университета как образовательной организации, предоставляющей образовательные услуги через филиалы, созданные в различных регионах страны и за рубежом. Далее будем называть эту форму распределенных университетов «территориально-распределенной».
Второй подход ориентирован на информационно-технологический аспект сетевизации и предоставления образовательных услуг в формате дистанционных образовательных программ. При этом под распределенным университетом понимается учебное заведение, использующее современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие предоставлять обучающемуся весь комплекс научно-образовательных продуктов и услуг без его физического перемещения к месту их создания. Эту форму распределенных университетов предлагаем называть «виртуальной».
Ниже приведем некоторые примеры определения распределенных университетов указанных форм.
1. Распределенный университет, форма А – «территориально-распределенный университет»
Беляков В.С. дает определение распределенного университета, равнозначное традиционному пониманию филиальной сети вуза: «распределенный университет – головная организация, располагающая территориальными подразделениями, дающими возможность получить образование на местах практически такое же, как и в головной организации.
В качестве территориальных подразделений при этом понимаются филиалы, поскольку иные формы территориально-удаленных подразделений, в которых можно осуществлять образовательный процесс, законодательно не предусмотрены. В этом смысле распределенным можно считать любой вуз, имеющий филиалы» [1, с. 21].
Тихомирова Н.В. указывает на следующую особенность распределенных университетов: в этом типе образовательных учреждений «применяется гибкая и территориально-распределенная система получения образования. Так, Открытый университет Великобритании имеет 305 региональных центров в Великобритании и 42 – в других странах. Испанский национальный университет дистанционного образования имеет 53 региональных центра в Испании и Латинской Америки ... Открытый университет Израиля располагает более чем 100 региональными центрами. Национальный технологический университет США для обучения использует более 300 площадок (на базе 46 вузов США). Национальный открытый университет Индиры Ганди располагает 21 региональным центром, 376 учебными центрами» [17, с. 37].
На рисунке 1 приведена условная схема организации территориально-распределенного университета.
Рис. 1. Территориально-распределенный университет
2. Распределенный университет, форма Б – «виртуальный университет»
Фокина В.Н. и Жаркова Г.И. называют распределенным университетом «образовательный комплекс, состоящий из базовой части, владеющей дистанционными образовательными ресурсами, имеющей лицензии на образовательную деятельность и государственную аккредитацию образовательной организации, и центров/пунктов доступа к образовательным ресурсам. Распределенный вуз реализует образовательные программы различных уровней с использованием единой информационно-коммуникационной образовательной технологии, единого образовательного контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования» [19].
Развивая позицию Фокиной В.Н. и Жарковой Г.И., Исаев С.Н. отмечает, что создание новой формы образовательного учреждения – распределенного электронного университета, стало возможным благодаря внедрению технологий электронного обучения (E-learning) или обучения при помощи специфических средств сети Интернет и мультимедиа. Под распределенным электронным университетом Исаев С.Н. понимает «единый образовательный комплекс, включающий вуз, реализующий образовательные программы с использованием электронных технологий, а также его филиалы, представительства, центры и пункты доступа к образовательным ресурсам, связанные единой корпоративной сетью и реализующие образовательные программы на основе единой информационной образовательной среды, с использованием единого контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, имеющий экстерриториальную структуру (включающую реальное и виртуальное пространство)» [6].
Кисаева В.В., также как и Исаев С.Н., подчеркивает использование в распределенных университетах технологий электронного обучения. В своей работе она пишет: «распределенные университеты – образовательные системы, использующие, прежде всего, информационные технологии и Интернет как наиболее выраженную форму сетевого взаимодействия. При этом Интернет в образовательном пространстве рассматривается как инфраструктурная компонента, позволяющая при наличии достаточно ограниченного ресурса формировать возможности для подготовки кадров в широком территориальном разрезе» [7].
Как видно из приведенных выше определений, основу распределенного университета виртуального типа составляет использование современных информационно-коммуникационных технологий для формирования систем электронного обучения и внедрения в практику дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих доступ обучающихся к единой электронной информационно-образовательной среде вуза (рис. 2).
Рис. 2. Виртуальный университет
Деятельность распределенного университета виртуального типа осложнена следующими факторами:
- высокая трудоемкость перевода учебных материалов, сопровождающих образовательные программы в форму, пригодную для внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- усложнение технологий идентификации студентов при организации контроля освоения образовательных программ при использовании электронного обучения и дистанционных технологий организации образовательного процесса;
- необходимо большое количество преподавателей, готовых работать в дистанционном режиме и специалистов для обслуживания информационных коммуникационных сетей;
- громоздкая структура и территориальная удаленность организаций, входящих в сеть, снижает эффективность централизованного управления ими;
- ресурсы управления могут быть распределены не равномерно, что отрицательно скажется на уровне качества деятельности управляемых организаций.
Решение указанных затруднений позволит кардинально изменить соотношение традиционных и интерактивных компонент учебного процесса, повысить значимости самообразования и самоподготовки при использовании активно-деятельностных, личностно-ориентированных форм обучения и организовать выполнение студентами коллективных научно-образовательных проектов.
3. Распределенный университет, форма В – «электронный сетевой университет»
Наиболее эффективным, на наш взгляд, является не только простое обеспечение доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам университета, но и привлечение к созданию и реализации образовательных программ вузов-партнеров, расположенных в различных регионах страны, так, например, как это реализовано во Всемирном технологическом университете.
Бубнов Г.Г., Малышев Н.Г. и Солдаткин В.И. отмечают: «ВГУ, как университет распределенного типа, ведет подготовку по образовательным программам высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования, как самостоятельно, так и в соответствии с договорами о сотрудничестве с другими вузами (вузами-партнерами)» [3, с. 213].
В конце прошлого века по уже понятным причинам акцент в исследованиях зарубежных экономистов сместился от простой интеграции организаций к инновационному стратегическому партнерству, т.е. созданию инновационных структур и институтов сетевого типа, а сетевые формы организации получили широкое распространение в различных сферах экономики. Так, использование сетевого подхода в начале нынешнего века стало доминирующим направлением и в деятельности ведущих западных университетов [8; 9].
Стратегическое партнерство организаций, по мнению А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина, может представлять собой «… как координацию деятельности по важным и перспективным направлениям, так и выражаться в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов, в результате чего возникает солидарная ответственность за работу по использованию этих ресурсов» [4, с. 206].
Российские ученые Ю.С. Богачев, А.М. Октябрьский и Д.А. Рубвальтер определяют сетевую структуру как «объединение физических и юридических лиц, функционирующих в структурах различной организационно-правовой формы, координирующих свою деятельность и совместно использующих финансовые, материально-технические, интеллектуальные и иные ресурсы для решения конкретных проблем развития сектора науки и инноваций в сфере высоких технологий на федеральном и региональном уровнях» [2, с. 63].
Для обозначения этой формы распределенных университетов предлагается использовать термин «электронный сетевой университет» в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит: «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [18].
В состав электронного сетевого университета могут войти не только существующие в вузе филиалы, но и другие региональные вузы, научно-исследовательские центры, инновационные предприятия (венчурные предприятия, бизнес-инкубаторы, стартапы, технопарки), бизнес-организации, расположенные в различных регионах России (рис. 3). Также должно быть предусмотрено вхождение в состав инновационного партнерства иностранных участников (юридических и физических лиц) и создан специальный центр проектного управления образовательными программами, научными исследованиями и разработками для формирования долговременных взаимовыгодных отношений между участниками распределенного университета.
Рис. 3. Электронный сетевой университет
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что под электронным сетевым университетом сегодня следует понимать научно-образовательный комплекс, реализующий программы высшего и послевузовского образования с использованием технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и представляющий собой инновационное стратегическое партнерство университета, научно-исследовательских, производственных, инновационных и предпринимательских предприятий и организаций, расположенных как в пределах одной страны (региона), так и на территории других государств (регионов).
Распределенный университет сетевого типа, основанный на концепции инновационного партнерства, имеет следующие особенности (составлено автором с использованием материалов [12; 15]):
-
наличие в качестве структурных подразделений территориально удаленных центров доступа к общим информационно-образовательным ресурсам в Российской Федерации и (или) за рубежом, объединенных посредством информационных коммуникационных технологий;
-
функционирует единая корпоративная информационно-коммуникационная сеть и единая электронная система администрирования учебного процесса;
-
реализация основных и дополнительных образовательных программ высшего и послевузовского образования на основе единой информационно-образовательной среды с использованием технологий on-line обратной связи с преподавателями;
-
реализована дистанционная идентификация студентов и преподавателей при обращении к корпоративной информационной системе, поддерживающей образовательный процесс;
-
действует электронная библиотека, содержащая полнотекстовые документы, а также учебно-методические материалы, сопровождающие учебный процесс, по всем дисциплинам всех образовательных программ, и имеющая связи с ведущими библиотеками других университетов, библиотеками региона и страны, постоянно доступная преподавателям и обучающимся в удаленном режиме;
-
имеется система on-line доступа к контрольно-измерительным материалам для проведения процедур объективного мониторинга освоения обучающимися предлагаемых образовательных программ;
-
члены сети участвуют в совместных научно-образовательных и инновационных проектах, что позволяет более эффективно использовать ресурсы участников сети, усиливает их заинтересованность в совместных разработках и приводит к повышению эффективности функционирования всего комплекса.
В 2010 году Тихомировой Н.В. была сформирована модель трансформации традиционного университета в электронный распределенный, интегрированный в информационное пространство [16].
Эта модель затрагивает только образовательный процесс и не рассматривает другие стороны деятельности вуза. Мы предлагаем уточнить предложенную классификацию с учетом вышеприведенных определений: использовать вместо термина «электронный распределенный» термин «виртуальный», а также ввести в модель понятие «электронного сетевого университета» с соответствующими характеристиками(табл. 1).
Таблица 1
Модель трансформации традиционного вуза в территориально распределенный научно-образовательный комплекс
Тип Признаки |
Традиционный |
Территориально-распределенный |
Виртуальный |
Электронный сетевой |
Источник финансирования |
Бюджетные средства |
Бюджетные и внебюджетные средства |
Внебюджетные средства в сочетании с бюджетными (выполнение государственных контрактов) |
Внебюджетные средства в сочетании с бюджетными (выполнение государственных и негосударственных контрактов) |
Система управления |
Линейно-функциональная |
Функционально-процессная Процессная |
Матрично-проектная |
Процессно-проектная Маркетинг менеджмент |
Образовательный процесс |
Групповое обучение |
Групповое обучение с элементами индивидуальной ориентации |
Индивидуально-ориентированный по программам, предлагаемым образовательной организации |
Индивидуально-ориентированный по программе, формируемой самим обучающимся |
Доминирующий носитель информации |
Бумажный |
Бумажный и электронный |
Электронный в сети группы участников |
Электронный с использованием открытого доступа к ресурсам сети |
Территориальная структура |
Единый кампус, расположенный в одном территориальном образовании (территориально обособленная) |
Головная организация, сеть филиалов и представительств (территориально распределенная) |
Головная организация – «вуз-репликатор», сеть филиалов, представительств, центров и точек доступа, объединенных единой информационной сетью (территориально распределённая, объединенная единой информационной средой) |
Головная организация – «вуз-интегратор» Вертикальное и горизонтальное инновационное партнерство ? сеть образовательных, научных и бизнес-организаций (территориально распределённая, объединенная единой информационной средой) |
Электронный сетевой университет, также как и виртуальный, имеет в своей основе электронную информационную среду, объединяя при этом не только отдельных пользователей (обучающихся), но и различные организации, юридически не являющиеся филиалами головного вуза. Преимущественное использование всех возможностей, предоставляемых современным уровнем развития информационных коммуникационных технологий, позволяет характеризовать данную форму распределенного университета как «электронный сетевой».
Механизм реализации стратегии формирования и развития распределенного университета сетевого типа направлен на решение трех стратегических задач:
-
создание технологической базы нового поколения на базе создания сети, объединяющей научные лаборатории организаций, входящих в научно-образовательный комплекс университета;
-
активизация реализации инновационных научно-образовательных проектов с использованием потенциала образовательных, научно-исследовательских и бизнес-организаций регионов России;
-
формирование центров компетенций, создание и поддержка малых инновационных предприятий, конкурентоспособных на региональном и общероссийском рынке.
Выводы
Формирование распределенных вузов в формате электронных сетевых университетов может способствовать решению следующих задач:
1) в области образования:
-
обеспечению расширения доступа к высшему образованию различных слоев населения, в том числе людей с ограниченными возможностями;
-
круглосуточному доступу студентов к образовательным ресурсам, размещенным в информационной сети университета, обеспечивающему возможность неограниченного повторного просмотра изучаемого материала;
-
повышению качества подготовки студентов за счет внедрения на своей базе лучших практик вузов-партнеров;
2) в области научных исследований:
-
привлечению к проведению совместных научно-исследовательских проектов партнеров из других регионов, обладающих необходимым материальным и интеллектуальным капиталом, и имеющих возможность непосредственно изучать региональные рынки с точки зрения запросов потребителей и всех заинтересованных сторон;
3) в области управления университетом:
-
повышению конкурентоспособности каждого участника сети;
-
формированию новых устойчивых связей в сфере образования, науки и предпринимательства для реализации всех трех современных миссий университета;
-
диверсификации источников финансирования деятельности научно-образовательного комплекса и рост финансовых поступлений за счет географического расширения области деятельности.
Таким образом, формирование механизма реализации стратегии построения и развития распределенного университета сетевого типа позволит использовать синергетический эффект объединения усилий различных организаций, расположенных в различных регионах России и странах ближнего и дальнего зарубежья для решения современных задач развития научно-образовательного пространства и предложения на образовательный рынок уникальных научно-образовательных продуктов, а на рынок труда – высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.
Статья подготовлена в рамках выполнения внутреннего гранта ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» на 2014 г. Тема НИР: «Развитие механизмов сетевого управления распределенным университетом на примере ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Рецензенты:
Скоробогатых И.И., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой маркетинга федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва.
Титов В.А., д.э.н., профессор кафедры информационных технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва.