Остро встал вопрос об оплате труда профессионального спортсмена и тренера, так как, несмотря на специфику сферы физической культуры и спорта, ее эффективность как отрасли экономики во многом определяется возможностью систем оплаты труда выполнять свои функции, в первую очередь воспроизводственную и стимулирующую [1, 2].
Особая роль физкультуры и спорта представлена их влиянием на здоровье нации, что накладывает дополнительные обязанности на государство с точки зрения формирования соответствующих институтов. Концентрация государственных усилий на проведении Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи вызвала подъем спортивной деятельности профессиональных спортсменов, и увенчалась победой нашей команды, однако для перманентного развития сферы физической культуры и спорта необходима эффективная институциональная среда.
Постановка задачи
Основной целью данного исследования является определение основных институциональных ограничений развития трудовых отношений в сфере физической культуры и спорта в современной России. В качестве методов достижения цели использованы абстрагирование, наблюдение, обобщение, анализ и синтез.
Анализ состояния институтов трудовой деятельности спортсменов и тренеров
Развитие социально-трудовых отношений профессиональной деятельности спортсменов и тренеров определяется не только особенностями указанной сферы физической культуры и спорта как отрасли экономики, но также институциональными условиями ее развития.
Институты образуют две группы: правовые и условные (социально-культурные). Правовые нормы представляют собой формальный институт и предполагают принуждение. Они стоят над человеком. Согласие на их выполнение не требуется. Даже если фактическое принуждение не применяется, формально оно всегда имеется в виду. Условное правило, отражающее неформальный институт, предполагает согласие человека принять его, т.е. характеризуется моментом добровольности. Однако фактически невыполнение условных правил может обернуться для человека худшими последствиями, чем правонарушение, и потому практика применения условных правил может выглядеть еще большим принуждением, чем практика применения норм права [3, с. 11, 78, 79].
Спортивная подготовка как специфический трудовой процесс, в котором принимают участие профессиональные спортсмены и тренеры, нормируется федеральными стандартами спортивной деятельности по различным видам спорта, утверждаемым Приказами Министерства спорта Российской Федерации. Эти стандарты представляют собой нормативы профессионального труда спортсменов, определяющими переменные спортивных норм: предельные тренировочные нагрузки, минимальный и предельный объемы соревновательной деятельности, объем индивидуальной спортивной подготовки и т.п.
В приложениях к стандартам прописываются конкретные значения нормативов для различных этапов спортивной подготовки - высшего спортивного мастерства, совершенствования спортивного мастерства, тренировочного этапа и этапа начальной подготовки. В тех же стандартах прописываются требования к кадрам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и методики количественного расчета кадровой потребности на основе тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества лиц, осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных сооружений, на которых осуществляется спортивная подготовка.
Для отраслей экономики, осуществляющих выпуск стандартных товаров и услуг, выполнение подобных нормативов обеспечивает достижение запланированных значений показателей эффективности деятельности. Для профессионального спорта этого недостаточно. Как ни в какой другой отрасли результативность спортивной деятельности зависит от физических характеристик спортсменов как работников и их мотивации спортивной деятельности, которая не всегда имеет такую же сильную зависимость от уровня заработной платы, как в других отраслях. Очень большое влияние на формирование мотивации спортивной деятельности оказывает сложившееся отношение к спорту и физической культуре в обществе.
При этом имеются и органы, занимающиеся нормированием результатов спортивного труда - спортивные федерации. Результаты спортивной деятельности прописываются в Единой Всероссийской классификации, имеющей приложения, где отражены требования к спортивным результатам для различных видов спорта [12].
Современный правовой институт трудовых отношений спортсменов и тренеров в Российской Федерации определяется двумя основными предпосылками. Во-первых, влиянием спорта на развитие общества в целом и, в частности, на здоровье населения как элемент человеческого капитала. Во-вторых, объективным усилением внимания со стороны государства к сфере физической культуры и спорта в период интенсивной подготовки к Зимней Олимпиаде и Параолимпийским играм в Сочи в 2014 г.
Однако с точки зрения формального института, неизменно взаимосвязанного и с неформальными отношениями в рассматриваемых сферах жизнедеятельности общества, влияние спорта на здоровье населения представлено односторонне. Если федеральные правовые акты, регулирующие отношения в сфере физической культуры и спорта, отражают его тесную взаимосвязь со здоровьем нации, то правовые акты Министерства здравоохранения не рассматривают развитие спорта как фактор повышения уровня здоровья населения.
В качестве цели Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. обозначено создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта [9]. Последнее напрямую связано с развитием спорта, в том числе и как со специфической отраслью экономики. В Федеральном законе о физической культуре и спорте также обозначена прямая взаимосвязь между спортом и здоровьем. Так, под физическим воспитанием в Законе понимается процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры, осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни закреплено в полномочиях Российской Федерации и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта [16].
Политика же формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний, представленная по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, включает в себя нормативные акты, направленные на борьбу против табака, злоупотреблений алкоголем, обеспечение здорового питания и диспансеризацию населения [7, с. 68-71]. Подобный взгляд Министерства на вопросы здоровья не обеспечивает необходимого внимания врачей к физической культуре и спорту. Как следствие, имеется недооценка населением физической культуры и спорта как факторов формирования здорового образа жизни, что отражается на развитии соответствующей сферы как специфической отрасли экономики.
На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного Вы делали за последние 12 месяцев для сохранения и поддержания своего здоровья и самочувствия, не считая лечения?», по данным Всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного НИУ ВШЭ и Левада-Центром в 2011 г. [7, с. 52].
1 - гулял, бывал на свежем воздухе,
2 - старался следить за своим весом, не переедать,
3 - старался больше отдыхать, не перенапрягаться, избегать стресса,
4 - принимал витамины, минеральные вещества, БАДы,
5 - самостоятельно занимался физкультурой и спортом/бег, лыжи, велосипед,
6 - ходил н занятия в фитнес-клуб, спортзал, спортивные группы,
7 - принимал контрастный душ, обливался, закаливался и пр.,
8 - использовал диету для похудения по показаниям врача,
9 - ездил в санаторий, профилакторий,
10 - ничего не делал.
Рис. 1. Формы поддержания здоровья населением России
Только 8 % респондентов ответили, что ходили на занятия в фитнес-клуб, спортзал или спортивные группы. При добавлении к ним людей, которые самостоятельно занимались физкультурой, получаем 24 %. Тогда как, например, в Европе в среднем 40 % граждан минимум раз в неделю занимаются спортом. Почти 2/3 европейцев поддерживают форму, много ходя пешком или работая в саду. Среди них выделяются шведы и ирландцы, 1/5 часть которых занимается спортом не менее 5 раз в неделю [4].
Корреляция отношения населения к физической культуре и спорту с уровнем здоровья подтверждается расчетами индексов развития человеческого потенциала. Так, по данным Организации объеденных наций по уровню здоровья Швеция и Ирландия разделяют 7 место в мире, тогда как Российская Федерация находится лишь на 55 [6, с.166].
Процесс подготовки к Олимпийским и Параолимпийским играм 2014 г. вызвал существенное изменение формального института трудовых отношений спортсменов и тренеров в Российской Федерации. Федеральным законом от 28.02.2008 № 13-ФЗ в Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) была введена глава 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», которая в дальнейшем подвергалась изменениям в соответствии с Федеральными законами от 17.06.2011 № 146-ФЗ, от 29.02.2012 № 16-ФЗ, от 28.07.2012 № 136-ФЗ и от 25.11.2013 № 317-ФЗ [15].
Положения главы регулируют трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (далее - спортсмены), а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (далее - тренеры).
Существенным отличием условий заключения трудовых договоров со спортсменами по сравнению с работниками, не отнесенными ТК РФ к отдельным категориям работников, является допустимость высоких физических нагрузок для спортсменов в случае, если у них нет на это медицинских противопоказаний, необходимость получения разрешения от основного работодателя на работу по совместительству, увеличение периода времени, за который подается заявление об увольнении до 1 месяца и возможность выплаты работодателю компенсации при досрочном расторжении договора со стороны спортсмена. Кроме того, спортсмену предоставляются дополнительные гарантии при его временном переводе к другому работодателю. В целом нормы трудового права защищают спортсмена и тренера в условиях, отличающихся от стандартных трудовых отношений. Они закрепляют необходимость предоставления работодателем дополнительных гарантий, связанных со спецификой спортивной деятельности: обеспечение страхования жизни и здоровья спортсмена, медицинского страхования в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг, сохранение за спортсменом и тренером места работы и среднего заработка на период проезда к месту расположения спортивной сборной команды Российской Федерации и обратно, а также в связи с участием в составе указанной команды в спортивных мероприятиях.
Тем не менее один вопрос остался в ТК РФ открытым, и более остро он стоит для спортсменов, чем для тренеров. Как известно, система оплаты труда проявляет себя во всех гранях в том случае, если она является основным источником существования работника. В этой связи встает вопрос о том, кого считать профессиональным спортсменом, то есть работником, зарабатывающим на свою жизнь спортом. До 1988 г. Международный олимпийский комитет (МОК) запрещал участие в Олимпиадах профессиональных спортсменов, а спортсмены-любители имеют в качестве основного средства существования заработную плату по основному (неспортивному месту работы), то есть для них оплата спортивного труда не может рассматриваться как основное средство воспроизводства рабочей силы спортсмена. Определение профессионального спортсмена до настоящего времени отсутствует в Олимпийской хартии, которая признает, что занятие спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, что подразумевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры [10, с.9].
В Трудовом Кодексе Российской Федерации нет понятия «профессиональный спортсмен», но имеется понятие «профессиональное заболевание», которое используется в статье 348.3 «Медицинские осмотры спортсменов», что косвенно подтверждает тот факт, что Трудовым Кодексом регулируется именно профессиональная спортивная деятельность.
Определение профессионального спортсмена имеется в Модельном законе о профессиональном спорте, принятом на 28-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в Санкт-Петербурге 31.05.2007. Модельный закон не является в полном смысле слова законодательным актом, так как содержит лишь рекомендуемые нормы и практикуется в основном в США (для штатов) и в СНГ (для государств - участников Содружества).
В соответствии с указанным Модельным законом профессиональный спорт определяется как профессиональная спортивная деятельность физического или юридического лица, участвующего в спортивных соревнованиях, с целью достижения высоких спортивных результатов и получения прибыли.
Профессиональный спортсмен - физическое лицо, для которого занятия профессиональным спортом являются основным видом деятельности, заключившее трудовой договор в области профессионального спорта (контракт о спортивной деятельности) и получающее вознаграждение (включая заработную плату) за подготовку к спортивным соревнованиям, участие в них и показанные результаты.
Профессиональный тренер - физическое лицо, прошедшее специальную подготовку и имеющее соответствующее подтверждение на право работать на основании трудового или гражданско-правового договора, исполнение которого предусматривает проведение с профессиональными спортсменами спортивных учебно-тренировочных занятий, обучение их безопасным и эффективным приемам и методам тренировок для достижения спортивного результата, разработку перспективных, текущих и индивидуальных планов подготовки профессионального спортсмена и контроль за их исполнением.
Для профессиональных спортсменов и тренеров оплата труда должна выполнять все свои функции в полном объеме, включая возможность обеспечения воспроизводства спортивной рабочей силы и рост производительности спортивного труда. Правовое регулирование оплаты осуществляется на федеральном уровне установлением общих принципов формирования систем оплаты труда и минимальных уровней зарплат, которые не могут обеспечить ни стимулирующей, ни воспроизводственной функции заработной платы [11]. Стимулирующие выплаты в соответствии с предлагаемой системой оплаты труда также не выполняют своей функции. Например, их доля заметно снижается при увеличении персональных повышающих коэффициентов [1]. При этом в каждом субъекте Российской Федерации осуществляется оплата труда спортсменов и тренеров, в большей степени исходя из возможностей регионов, поэтому заметны значительные расхождения по методам расчета стимулирующих надбавок, составляющих большую часть заработной платы спортсменов и тренеров. Характерно, что для профессионального спортсмена оплата труда производится по наивысшим ставкам, принятым в сфере физической культуры и спорта, наравне с заработной платой руководителей высшего звена, что является особенностью профессионального спорта [13, с. 154]. А для тренеров диапазон ставок велик, так как они работают не только в спорте больших достижений, но и в обычных детских спортивных школах, на деятельность которых оказывает большое внимание недостаточное внимание к физической подготовке со стороны населения в целом.
Выводы
Институциональные условия формирования трудовых отношений в специфической отрасли экономики - сфере физической культуры и спорта, во многом определяют как эффективность отечественного спорта, так и уровень здоровья населения. При этом Министерство спорта Российской Федерации постоянно декларирует рост здоровья населения как основную задачу развития спорта.
Однако значительная институциональная проблема видится в отсутствии внимания к физической культуре и спорту со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации. Как следствие, население нашей страны не уделяет должного внимания физическим упражнениям, что привело к общему низкому уровню здоровья нации.
Социально-трудовые отношения, в которые вступают профессиональные спортсмены и тренеры, не имеют строгих стандартов их регулирования, в результате чего на практике складываются в определенной степени хаотично, не позволяя существующим системам оплаты труда обеспечить непрерывную эффективную спортивную деятельность.
Разработка стандартов спортивной подготовки на мировом уровне позволит повысить эффективность функционирования сферы физической культуры и спорта по всем показателям.
Рецензенты:
Зубарев Ю.А., д.п.н., к.э.н., профессор, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и экономики, ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.
Гончарова М.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики, Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Плеханова», г. Волгоград.