Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CRITERIONS AND INDEXES OF THE EFFICIENCY OF A TEXTBOOK ON THE SENSE BASIS

Dzhalalov S.S. 1 Rudakova I.A. 1
1 Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)
Обоснована эффективность учебной книги на смысловой основе в рамках смыслоцентрированного подхода, согласно которому раскрытие смыслов в учебном процессе существенно зависит от смыслообразующей активности и смыслообразующих стратегий старшеклассника. Описаны критерии и показатели эффективности учебной книги нового поколения, предложенные учителями-практиками. Применительно к учебной книге на смысловой основе выделены общие критерии качества, среди которых: соответствие особенностям развития смысловой сферы обучающегося; развитие образно-символического мышления (эмоционального интеллекта); активизация зон актуального и потенциального развития; развитие эмоционально-чувственной сферы; развитие рефлексии; поддерживающий тип взаимодействия в системе «педагог – учебная книга – обучающийся»; смыслоцентрированный подход, через развитие процессов интериоризации и экстериоризации деятельности. Также предложены специфические критерии эффективности учебной книги на смысловой основе, в качестве которых выступают критерии развития навыков смыслового чтения у старшеклассников: коммуникативно-интерпретационный, образно-эмоциональный и рефлексивный.
Authors substantiate the efficiency of a textbook on the sense basis in the context of the sense-centered approach, according to which the opening of senses in educational process appreciably depends on sense-generative activity and sense-generative strategy of a senior pupil. In the article have been described criterions and indexes of efficiency of a textbook of the new generation, which were suggested by expert-teachers. Conformably to a textbook on the sense basis have been marked out general criterions of quality, among which: correspondence to the features of the development of a sense sphere of a pupil; development of the graphic-symbolical thinking (emotional intellect); activation of zones of actual and potential development; development of the emotional-sensible sphere; development of reflection; supporting type of interaction in the system “pedagogue-textbook-pupil”; sense-centered approach, through the development of processes of interiorization and exteriorization of activity. Also have been suggested specific criterions of efficiency of a textbook on the sense basis, such as criterions of development of skills of sense reading of senior pupils: communicative-interpretative, graphic-symbolical, reflexive.
general and specific criterions and indexes of efficiency of a textbook
sense reading
criterions and of efficiency of a textbook of the new generation
didactic potential of a textbook
textbook on the sense basis
В контексте развития нового психолого-педагогического направления - смысловой дидактики все еще остается проблемной зоной теоретическое обоснование учебной книги как дидактического средства, инициирующего смыслообразование обучающихся.

Дидактический потенциал такой учебной книги существенно зависит от смыслообразующей активности (предсмыслов, символической интуиции, перцептивного образа, образно-символических доминант и др.) обучающихся и их стратегий смыслообразования (смыслового восприятия, смысловой идентификации, смыслового обобщения, смыслового анализа, рефлексии) [1, с. 8].

Раскрытие смыслов как основы смыслообразования в образовательном процессе посредством учебной книги имеет особенности и индивидуальные траектории, связанные с ее текстовой и содержательной организацией (содержательный компонент), характером внутренней деятельности и источниками личностного знания, участвующими в «раскристаллизации» смыслов содержания (деятельностно-технологический компонент), педагогическими методами, адекватными смысловым действиям обучающегося (управленческий компонент).

Специфика учебной книги на смысловой основе порождает проблему выявления критериальной базы ее эффективности в учебном процессе.

В исследовании З.А. Мендубаевой показано, что для выделения критериев качества учебной книги нового поколения, необходимо учитывать соответствие структуры и содержания принципам гуманизации, проблемности, историзма; профессиональной и уровневой дифференциации; личностному принципу; отказ от избыточной информативности издания; создание междисциплинарных связей; введение справочного аппарата; ориентация на использование потенциала правого полушария головного мозга, что обеспечивается представлением информации в наглядной и доступной формах [5].

В.И. Панов и Т.В. Крупа предложили психодидактический подход к разработке критериев оценки электронных учебников, в числе которых отмечается и развитие смысловой сферы обучающихся [7].

Вместе с тем в рамках развития личностной сферы старшеклассников вопрос о критериях эффективности учебной книги остается не решенным, что свидетельствует о постановке цели их разработки и следующих задач исследования, которые можно решить в данной работе:

  1. Описать критерии и показатели эффективности учебной книги нового поколения, предложенные учителями-практиками.
  2. Выделить общие и специфические критерии эффективности учебной книги на смысловой основе.

Для решения первой исследовательской задачи проведен опрос 56 учителей из разных школ и проанализировано 50 обсуждений учителей на форумах, посвященных проблеме учебной книги нового поколения, как проведение общественной экспертизы.

Учителям школ были предложен открытый вопрос: описать достоинства и недостатки любого учебника, по которому они работают. В ходе анализа ответов учителей и анализа ответов участников форумов по проблеме учебников сначала была составлена ранговая шкала частотности ответов, затем таблица, в которой сгруппированы часто встречающиеся ответы, что позволило выделить основные критерии оценки качества учебной книги, предлагаемые учителями (табл. 1).

Таблица 1

Критерии качества учебной книги

Содержательный компонент

Деятельностно-технологический компонент

Критерии качества

1

Соответствие ГОС

Задания должны быть

Проблемные

Творческие

Практические

Тренировочные, включая подготовку к ЕГЭ

Разноуровневые

Полнота, точность, четкость,

2

Региональный компонент

Вопросы и тесты в конце параграфов

Конкретность

3

Интегрированное знание (смежные науки)

Тесты для ЕГЭ

Ориентация на интегрированность знаний

4

Ориентация на реальную жизнь

Рисунки интересные

Современные

Красочные

С аудиокассетами для интерактивных занятий

 

Дополнительная информация по современным проблемам науки

5

Новые понятия

 

Ориентация на разноуровневую подготовку учащихся

6

Научный язык

 

Доступность восприятия Отсутствие избыточной информации (термины)

7

Интересные сюжетные линии

 

Ориентация на включение учащихся в обучение

8

Логическая цепочка

 

От простого к сложному

9

Перечень дат

 

Дополнительные справочные и др. материалы

10

Памятки

 

Качество полиграфии

11

Структура языка

 

Отсутствие ошибок

В содержательном компоненте учебной книги должны быть реализованы следующие составляющие: соответствие государственным стандартам, учет и реализация регионального компонента и принципа интеграции, а также ориентация на реальную жизнь, с одной стороны.

С другой - в ответах речь шла о составе научной лексики («чтобы не вводились новые научные понятия как избыточные») и соотношении логики научного текста с композицией художественного текста («логическая цепочка и интересные сюжетные линии»).

С третьей стороны - в ответах были рекомендована дополнительная информация в виде памяток, перечней дат и проч.

В деятельностно-технологическом компоненте учебной книги ответы распределились в основном по двум группам: каковы должны быть вопросы и задания по содержанию (проблемные, творческие, практические, тренировочные, разноуровневые) и реализации принципа наглядности (красочные, современные, с приложением аудиокассет).

В таблице также отражены наиболее обобщенные критерии качества учебной книги, применительно к каждой «линии» компонентов, которые можно сгруппировать и отразить в содержательном и деятельностном компонентах.

Наиболее обобщенными критериями качества учебной книги со стороны содержательного компонента выступают, по мнению опрошенных: полнота, точность, четкость, от простого к сложному, конкретность, ориентация на интегрированность знаний, доступность восприятия, отсутствие избыточной информации (термины), дополнительная информация по современным проблемам науки и дополнительные справочные и др. материалы, отсутствие ошибок.

Со стороны технологического компонента критериями качества учебной книги выступают: ориентация на разноуровневую подготовку учащихся, ориентация на «включение» учащихся в процесс обучения, а также качество полиграфии.

Для решения второй исследовательской задачи был проведен теоретический анализ критериев качества учебника, в частности в исследованиях по педагогической диагностике (обобщенные критерии) и с позиций психодидактического подхода (специфические критерии).

Сравнение критериев качества учебника показало, что критерии, обоснованные в теоретическом исследовании З.А. Мендубаевой, могут быть дополнены конкретными показателями, отраженными в ответах учителей [5].

В исследованиях Панова В.И. и Т.В. Крупы в контексте психодидактического подхода к разработке критериев оценки электронных учебников были выделены психологические критерии качества учебника, в содержании которых отражены идеи продуктивного мышления; деятельностный подход, соответствие возрастным особенностям развития обучающегося, развитие познавательной сферы и продуктивного мышления и др. [7].

Применительно к учебной книге на смысловой основе нами выделены общие критерии качества учебной книги на смысловой основе, среди которых: соответствие особенностям развития смысловой сферы обучающегося; развитие образно-символического мышления (эмоционального интеллекта); активизация зон актуального и потенциального развития; развитие эмоционально-чувственной сферы; развитие рефлексии; поддерживающий тип взаимодействия в системе «педагог - учебная книга - обучающийся»; смыслоцентрированный подход, через развитие процессов интериоризации и экстериоризации деятельности.

В состав наиболее общих критериев качества учебной книги должны быть также введены:

  • фундаментальное (ценностно-смысловое ядро) интегрированного знания через модульное структурирование учебного содержания;
  • методическое обеспечение учебника, направленное на разработку заданий, разработанных с учетом направленности смыслов; характера внутренней деятельности и источников личностного знания обучающихся (задания открытого плана, в которых не содержится одного правильного ответа); а также на специфику взаимодействия в системе отношений «педагог - учебная книга - обучающийся» через систему групповых дискуссий.

В качестве специфических критериев эффективности учебной книги на смысловой основе при ее реализации в процессе обучения нами также предложены критерии развития навыков смыслового чтения у старшеклассников.

В теоретических исследованиях (Кучеренко М.А., Крайник О.М., Касперская О.В. и др.) проанализированы различные критерии развития умений понимания учебного текста, текстовых и рефлексивных умений старшеклассников, что позволило выделить основные критерии применительно к смысловому чтению.

Кучеренко М.А. для определения сформированности умений понимания учебного текста выделяет критерии: знание основных действий, из которых складывается выбранный способ осмысления, усвоение этих действий и перенос структуры действий по ступени абстракции, по количественным и качественным параметрам, что дало возможность выделить коммуникативно-интерпретационный критерий [4].

Крайник О.М. в основу текстовых умений полагает следующие идеи: в чем проблема теста? Каков мой комментарий к нему? Какой автор в тексте? Какой я в тексте? Касперская О.В. (2010) указывает, что основные ошибки в толковании смысла текста обусловлены отсутствием умений у учащихся определять эмоциональную тональность текста, соотнесения всех частей текста и наличием ошибок, искажений текста, что послужило основанием для выделения образно-эмоционального критерия [3].

В работах Островской В.В., Вагановой М.Ю. рассмотрены компоненты рефлексии (подходить к осмыслению проблемы с разных точек зрения, готовность понять другую точку зрения, умение ставить себе вопросы нравственного и философского характера) и рефлексивных трудностей, что дало основание для выделения рефлексивного критерия [6].

Применительно к смысловому чтению в ходе опроса старшеклассников на предмет их читательской активности и трудностей чтения были получены показатели к каждому критерию.

Образно-эмоциональному критерию соответствуют показатели: удивляться (эмоция непонятности, странности) тексту; читать рисунки, схемы, таблицы; структурировать и конструировать собственное высказывание посредством схем, рисунков (концепт образа).

Коммуникативно-смысловому критерию соответствуют показатели: полагаться на свой личный опыт; проблемизация содержания текста; «останавливаться» в тексте для дискуссии; воспроизводить выразительно текст (диалогизировать); иллюстрация примерами, характеризующими личное отношение автора к содержанию.

Рефлексивный критерий раскрывается следующими показателями: предвосхищать содержание текста; «видеть» себя в ситуации «здесь и теперь»; формулировать оценочные суждения на основе текста.

Научная новизна, теоретико-практическая значимость исследования.

  1. Показано, что в педагогической практике учителя дополняют теоретические исследования общими критериями качества учебной книги нового поколения.
  2. В теоретических исследованиях определены границы критериев качества и эффективности применительно к учебной книге.
  3. В рамках смыслоцентрированного подхода обоснованы общие и специфические критерии качества и эффективности учебной книги. Общие критерии описывают содержательные и технологические компоненты учебной книги. Специфические критерии отражают идею смыслообразующей активности и стратегий смыслообразования старшеклассников в процессе обучения.

Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2014/143.

Рецензенты:

Ермак Н.А., д.п.н., профессор кафедры «Социология и психология» Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) им. М.И. Платова, г. Новочеркасск.

Гребенникова В.М., д.п.н., профессор кафедры «Педагогика и психология» Кубанского государственного университета, г. Краснодар.