Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ORPHANS: HISTORICAL ASPECT

Gerasimova I.A. 1
1 FBO VPO "Moscow state University of culture and arts"
The article is devoted to the problem of prevention of deviant behaviour among orphans, by means of socio-cultural activities. Based on the educational potential of socio-cultural activities it is possible to create such conditions for the development, adaptation and inclusion in social work children and adolescents, which would contribute to the disclosure of personal potential, formation of values, to prevent deviations. The modern variety of leisure forms used in various cultural institutions are able to take into account the interests, the needs of young people. Socio-cultural activities perform several important tasks related to socialization and adaptation, creative development of the personality of the child, instilling a sense of respect and respect for national culture, traditions, customs; the formation of citizenship, which are implemented through awareness, culture-creative, recreational and Wellness, rehabilitation, prevention, communication functions. Should actively apply innovative forms of social and cultural activities that meet the requirements of the time.
cultural forms
leisure
creative development of personality
educational ideas
institutions
socio-cultural technologies
prevention of deviations
В современной России сохраняется большое количество сирот, беспризорных и безнадзорных детей, что представляет особую форму социальной патологии. Процессы модернизации российского общества происходят на фоне разрушения идеалов, переоценки ценностей и, зачастую, сопровождаются падением нравов, подрывом основ общественного и национального сознания. Кризис нравственности, ценностной обедненности является одним из факторов, ослабляющих социализирующие функции семьи, спровоцировавшим небывалый рецидив сиротства и детской безнадзорности в России. В свою очередь, недостаточная эффективность деятельности служб социальной опеки, медицины, образования и культуры до сих пор мало способствуют исправлению ситуации социального сиротства.

В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, нерезультативность механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей; недостаточную «персонифицированность» помещений; нехватку квалифицированных специалистов и невысокую оплату труда; недостаточность технологий психологической реабилитации, коррекционных программ; низкий уровень использования социально-культурных технологий, влияющих на развитие и формирование качеств личности (ценностных, творческих, духовных, коммуникативных, поведенческих); отсутствие взаимодействия и тесных контактов с различными социальными институтами; невысокий уровень участия детей в общественной жизни города, страны.

Для преодоления вышеперечисленных негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной и культурно-досуговой практики.

Исторический анализ свидетельствует, что в России на протяжении веков создавалась гибкая система государственного и гражданского призрения сирот, которая постоянно совершенствовалась, уточнялась, видоизменялась в зависимости от социального заказа общества, уровня развития отечественной педагогической науки и духовно-нравственной культуры. Теоретическими основаниями изучения проблем сиротства выступают подходы, нашедшие отражение в философских, медико-социальных, психолого-педагогических теориях социальной защиты, системы воспитания (И.И. Бецкой, П.П. Блонский, А.У. Зеленко, Н.М. Карамзин, В.П. Кащенко, Я. Корчак, Н.В. Рукавишников, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Ф. Одоевский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и др.); социально-педагогических концепциях активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, В.Д. Семенов, Л.Е. Никитина, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.); исследования в области социальной работы с семьей (И.В. Бестужев-Лада, П.Ф. Каптерев, А.Г. Корнилова, П.Ф. Лесгафт, В.П. Острогорский, И.А. Сикорский, А.С. Спиваковская, Г.Г. Силласте, П.А. Флоренский, Е.И. Холостова, С.Н. Чистякова и др.).

Наиболее целостно эволюция взглядов на проблемы девиантного поведения сиротства в российском обществе представлена в исследованиях Ю.В. Васильковой, Н.Н.Денисевич, И.В.Дубровиной, М.О.Дубровской, В.К.Зарецкого, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, А.М. Нечаевой, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Л.И.Смагиной, Н.Н.Толстых, А.Б.Холмогоровой, Л.М. Шипицыной и др. В современных научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот (Н.Ф. Велиханова, И.Ф. Дементьева, Г.М. Иващенко, В.И. Лопатина, Е.М. Рыбинский, Л.И. Смагина); взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами (З.В. Дорогонько, Ю.Б. Евдокимова, Н.Н. Касьянова, А.А. Лиханов, Г.Г. Силласте).

Все вышеперечисленные специалисты подчеркивают важность создания социализирующего поля для данной категории детей, выявления на ранней стадии проблем девиантного поведения детей и путей их решения, более тесного взаимодействия различных учреждений социальной и образовательной сферы, а также активной воспитательной деятельности, основанной на социально-культурных технологиях. Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие перед ними новых жизненных перспектив, создание условий для успешной социальной адаптации и самореализации через социальное творчество, формирование базовых ценностных ориентаций личности - все это способствует развитию молодых людей, их социальной ответственности и является основой профилактики девиаций.

Поэтому отношение к воспитанию, как к общественному явлению - объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которым понимают интеграцию человека в систему социально-культурных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), подразумевающее усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [6].

Теория и методика воспитания как наука имеет долгую историю становления, в ходе которой люди, пытаясь осмыслить свое существование и свой социальный опыт, вели поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания, форм и методов профилактики девиаций среди подрастающего поколения

Важное значение для развития теории воспитания имели работы выдающегося педагога Я.А. Коменского, обосновавшего принцип природосообразности, согласно которому «изучение законов духовной жизни человека надо заимствовать от природы», для чего «необходимо исходить из наблюдения над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Особо стоит обратить внимание на научные изыскания, связанные с воспитанием и профилактикой девиаций среди детей и подростков педагога Я. Корчака, где главными понятиями выступает ребенок как личность, целью воспитания является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и творческих способностей. Следует выделить новационную педагогическую систему Н.В. Рукавишникова, который основывался на методе предупреждения и надзоре, выделяя основные направления в воспитании, связанные с физическим трудом, образованием и содержательным досугом [4]. Большой интерес представляют воспитательные идеи, выдвинутые отечественными педагогами, такими, как З. Н. Гинзбургом, А. С. Макаренко, М. М. Пистрак, С. М. Ривес, В. Н. Сорока-Росинским, С. Т. Шацким, Н. П. Шульманом и др., которые связаны с осмыслением роли окружающей социальной среды как решающего фактора воспитательного процесса.

В XX в. авторитетной стала теория культурно-исторического развития личности Л. С. Выготского, в которой особое место уделялось общению и совместной деятельности, что способствовало усвоению образцов социального поведения и формированию основных психологических структур. Создание воспитательной системы, в которой оптимальным образом взаимодействуют образовательное учреждение, природная и социальная среда, занимала особое место в педагогической теории и практике С. Т. Шацкого. Развивающее влияние воспитательной системы будет тем выше, чем активнее дети включаются в изучение и преобразование окружающей среды [5]. Среди педагогов, посвятивших свой талант воспитанию сирот, малолетних преступников в сложные годы становления советского государства, выделяются имена А.С. Макаренко и В.Н. Сороко-Росинского, чья практическая деятельность привнесла в педагогику огромный вклад. В отечественной педагогике следующими специалистами - А.И. Донцовым, Ю.М. Гординым, В.М. Коротовым, Б. Т. Лихачевым, В. А. Сухомлинским, Л. И. Уманским и другими, была выдвинута и последовательно разработана идея детского коллективного воспитания как «научно организованной системы нравственно воспитывающей детской жизни» (И. Ф. Козлов).

Современный этап развития теории и методики воспитания (В. И. Андреев, Е. П. Белозерцев, Т. Н. Мальковcкая, Л. И. Новикова, И. П. Подласый, С. А. Смирнов, B. C. Селиванов, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.) ориентирует специалиста на гуманистическое воспитание и социальное взаимодействие с личностью, что предполагает решение следующих задач: приобщение воспитанников к системе общечеловеческих ценностей; выявление творческого потенциала каждой личности; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам и нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду; формирование культуры межличностного общения, основанное на толерантности и чувстве национального достоинства.

Особенно важными и ценными, с нашей точки зрения, являются исследования, связанные с воспитательным процессом в области социально-культурной деятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, профилактики девиантного поведения, коррекционной и реабилитационной деятельности, а также новые парадигмы воспитательной деятельности в социально-культурной сфере, разработанные специалистами вузов культуры и искусств: Ю.П. Азаровым, Л.А. Акимовой, Н.К. Баклановой, И.А. Герасимовой, М.Н. Гусловой, З.В. Дорогонько, И.Н. Ерошенковым, А.Д. Жарковым, В.П. Исаенко, Т.Г. Киселевой, М.В. Комаровой, Ю.Д. Красильниковым, Т.В. Кузнецовой, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздоковой, А.Н. Неустроевой, А.Н. Пыхаревым, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцовым, А.А. Сукало, Г.М. Сысоевой, И.А. Тушевской, Л.К. Фортовой, В.И. Черниченко, В.М. Чижиковым, Н.Н. Ярошенко.

Социально-культурная деятельность, по своей сути, является воспитательной деятельностью; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного и творческого потенциала. В процессе этой деятельности направленно изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность [3].

Социокультурная сфера в качестве приоритетной области профилактической деятельности в интернатных учреждениях позволяет рассматривать несколько причин.

Во-первых, социокультурная сфера привлекательна для воспитанников, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентации) и служат ведущими регуляторами поведения, социально-культурная деятельность рассматривается в качестве ключевой сферы социализации воспитанников интернатных учреждений [2].

Во-вторых, социально-культурная деятельность как «обусловленная нравственно- интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» обеспечивает «вовлечение человека в мир культуры; в систему ... сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок» [1].

В-третьих, прикладная культурология как наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой, этикой и использующая их методики и технологии, обеспечила социально-культурную деятельность необходимым инструментарием по практическому воздействию на сознание и поведение несовершеннолетних с целью выявления, изменения и формирования социально-регулятивных механизмов поведения личности (правосознание, ценностные ориентации, стереотипы поведения, стиль общения и т.д.).

В соответствии с вышесказанным, можно констатировать, что именно специально созданные социально-культурные условия в интернатных учреждениях способствуют развитию коммуникационных, познавательных, творческих, адаптационных навыков подрастающего поколения. Включение сирот и подростков в активную досуговую деятельность через общение личности с искусством или через непосредственное участие в различных социально-культурных мероприятиях позволит сформировать правильные ценностные ориентиры, нравственные позиции, эстетическое восприятие, духовно обогатит и раскрепостит молодого человека, предупредит девиации. Согласно концепции Ю.А. Стрельцова, достаточно часто, в сфере свободного времени, реализуются следующие виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуро-творческая, социально-творческая [7]. Подрастающее поколение, особенно дети сироты, стремятся к познанию всего нового, овладению теми или иными навыками, которые впоследствии помогут им успешно самоидентифицироваться, профессионально реализоваться, выполнить гражданский долг, проявить социальную активность, развить творческий потенциал, сформировать ценностные и культурные ориентиры.

В ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 г. прослеживалось четкое понимание влияния социально-культурной деятельности на организацию и содержание свободного времени всех граждан России. В докладе говорится о том, что функционал, технологии и формы социально-культурной деятельности направлены на предоставление культурных благ населению и, в связи с этим, решает задачи сохранения, создания и распространения нематериальных культурных ценностей. В процессе социально-культурной деятельности происходит не только удовлетворение, но и формирование потребности практически всех категорий населения в интеллектуальном, творческом и культурном развитии.

Для того чтобы учесть интересы и запросы подрастающего поколения, необходимо изменить расстановку приоритетных направлений в досуговой сфере, художественной культуре и искусстве, образовании, физической культуре и спорте, социально-культурной реабилитации и профилактике девиантных форм поведения. Воспитательный потенциал социально-культурной деятельности способствует созданию условий для личностного роста и удовлетворению культурных запросов, духовных потребностей детей сирот и подростков, развитию инициативы и реализации творческого потенциала их участников. Наиболее востребованными формами социально-культурных мероприятий активного включения детей сирот, подростков в социальное творчество являются: фестивали, всероссийские конкурсы, тематические выставки, ярмарки, арт-акции, экскурсии.

Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей, Министерством образования и науки РФ не первый год проводится всероссийский конкурс детского художественного творчества детей-сирот «Созвездие». Данный конкурс направлен на интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дальнейшее укрепление духовно-нравственного, гражданского и художественного воспитания подрастающего поколения; способствует социализации детей-сирот, творческому развитию личности ребенка, воспитанию чувства уважения и бережного отношения к национальной культуре, традициям, обычаям и обрядам, выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в области художественного творчества.

Начиная с 2010 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут воспользоваться льготой бесплатного посещения государственных учреждений культуры, а это значит, что ребята будут вовлечены в инновационные формы информационно-просветительных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных, рекреационных, реабилитационных, профилактических и иных досуговых мероприятий. В последнее время в учреждениях культуры (многофункциональных культурных центрах, кинотеатрах, музеях, библиотеках, театрах, заповедниках и парках, творческих кластерах) активно применяются следующие формы социально-культурных мероприятий: мастер-классы; лектории; тематические вечера; театрализованные представления; салонные и гостиные мероприятия; конкурсы и игровые программы; читательские, зрительские и иные конференции; литературные гонки; марафоны культурных событий; фестивали культур; литературные ярмарки; блиц-турниры; вечера встреч; квест-игры; ток-шоу; флеш-мобы; ретроспективный показ документальных и художественных фильмов и многие другие.

Вовлечение сирот, подростков в социально-культурную деятельность позволяет не только сформировать необходимые жизненные навыки и умения, но и развивать личностные императивы; помочь раскрыть творческие способности и стимулировать социальную активность; воспитать уважение, доброжелательность, гуманизм; поддерживать социальные ценности (как материальные, так и духовные); дать возможность развивать коммуникативные качества; способствует выбору достойного поведения [2].

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет специалисту всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом в интернатных учреждениях. Проблемы воспитания успешно решаются при широком использовании социально-культурных технологий, способствующих эффективной профилактике девиантных форм поведения среди детей и подростков.

Рецензенты:

Шарковская Н.В., д.п.н., профессор кафедры социально-культурной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», г. Химки;

Стрельцова Е.Ю., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и истории народной художественной культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», г. Химки.