В современных условиях повышение внимания к опыту подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами подготовки педагогов-хореографов к управлению. История развития педагогической практики и теории показывает, что содержание и методика подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом постоянно менялись, следуя за изменениями, которые происходили в обществе и содержании образования, поэтому педагогическое исследование проблемы было выстроено с учетом событий, происходивших в истории и культуре России.
В «Советском энциклопедическом словаре» под культурой понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [10, с. 668].
Подготовка будущих педагогов-хореографов к управленческой деятельности формируется в социокультурном пространстве - «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [3, с. 19]. Социокультурное пространство - явление не только социальное, но и культурное, поэтому требует анализа культурно-исторических предпосылок возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.
Под культурно-историческими предпосылками возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению будем понимать объективно существовавшие (или существующие) социокультурные и психолого-педагогические условия, отражающие исторически определенный уровень развития общества с присущими ему ценностями и эволюцию теоретических представлений о подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.
Ученые выделяют пять основных групп культурно-исторических предпосылок развития того или иного предмета познания. К первой группе культурно-исторических предпосылок относятся основные характеристики культурно-исторической, общественно-экономической ситуации. Ко второй группе - социальный заказ на формирование готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третья группа предпосылок характеризует культурное наследие, культурные нормы и ценности, которые оказывают влияние на организацию подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению. К четвертой группе предпосылок относятся результаты теоретического изучения процесса подготовки педагогов-хореографов к управлению, труды отечественных и зарубежных ученых, позволяющие проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значение для дальнейшего развития и углубления исследований по данной проблеме. Пятая группа предпосылок - результаты практического освоения формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.
Учитывая периодизацию А.С. Ахиезера [1], считаем целесообразным ограничить генезис исследуемой проблемы началом XX века. В истории ее становления и развития нами выделено три периода: 1) начало XX века - до начала 60-х; 2) начало 60-х - до 1992 года; 3) с 1992 года - по настоящее время. Охарактеризуем подробнее указанные три периода, выделяя на каждом этапе культурно-исторические предпосылки.
Первый период - начало XX века - до начала 60-х годов - это период революционных потрясений, экономического подъема и спада, победы и поражения России в Первой мировой войне; становления и развития социалистического общества; возникновения детских и молодежных объединений (пионерская и комсомольская организация).
Каждый исторический период вносил коррективы в отношения субъектов управления, методы стимулирования, масштабы организации самого процесса, но только в XX веке появились и стали развиваться научные подходы к управлению.
Именно в этот период в США возникает управление как наука, научная дисциплина. Возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основатель научного менеджмента - Фредерик Уинслоу Тейлор [12], его заслуга состоит в том, что он реализовал сформулированные им принципы управления на практике.
Данный период характеризуется тем, что ученые, педагоги, практики ищут эффективные формы педагогического влияния на деятельность коллектива средствами самоуправления. Однако в хореографических коллективах идеи управления и самоуправления не получили должного распространения, а вопросы специальной образовательной подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом не рассматривались.
С середины 30-х по 50-е годы активно развивается детское самодеятельное танцевальное творчество. Причинами этого являются: создание системы смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей; появляются внешкольные учреждения и культурно-досуговые центры, осуществляется шефская помощь профессиональных артистов, балетмейстеров в формировании детского репертуара.
С конца 50-х годов начал осуществляться процесс научной разработки современной системы танцевального воспитания актера (хореографа), это определило направление теоретических и практических разработок, осуществляемых педагогами. Изучалась личность педагога-хореографа, ее соматические характеристики, специальные способности, педагогическое мастерство, научная организация труда.
Теоретическое наследие педагогов-хореографов (Н.И. Тарасов [11], В.Д. Тихомиров [13], Ф.В. Лопухов [7] и др.) является на сегодня одним из главных источников изучения хореографического искусства. Они призывали к активным занятиям танцем, которые, наряду с физическими спортивными упражнениями, приносят большую пользу для здоровья. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что к концу данного периода проблема подготовки хореографов к профессиональной деятельности стала актуальной. Несмотря на то что еще не было исследований по формированию готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, все же к отдельным аспектам данной проблемы возник научный интерес.
Таким образом, первый период развития исследуемой нами проблемы характеризовался, во-первых, стабильным функционированием и развитием хореографической сферы деятельности; во-вторых, началом формирования исследовательских изысканий в педагогической практике хореографа; в-третьих, отсутствием социального заказа на формирование готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом; в-четвертых, недостаточностью общепедагогического интереса к подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.
К окончанию первого периода сформировались следующие предпосылки:
1) появились новые тенденции в рассмотрении культуры как средства социализации человека;
2) сложились традиции отечественной танцевальной культуры;
3) появились попытки осмысления понятия «управление»; укрепления учебно-воспитательной работы с жизнью, изучения роли самоуправления;
4) повысился интерес исследователей к методологическим основам управления;
5) имелось психолого-педагогическое наследие отечественных и зарубежных педагогов.
Второй период - начало 60-х - до 1992 года - это период строительства коммунистического общества, холодной войны, застоя, активности пионерской и комсомольской организаций, деятельности органов самоуправления.
В эти годы правительством страны приняты значимые для педагогической общественности нормативные документы. Так, например, в 1972 году выходит постановление ЦК КПСС, Совета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», в 1987 году - «О мерах по улучшению подготовки и использованию научно-педагогических и научных кадров» и др.
Развитие педагогической науки, усложнение педагогического процесса вызвали необходимость обратиться к управлению. Вопросы управления в этот период ставились и решались многими исследователями (Ю.К. Бабанский [2], Ю.А. Конаржевский [5], В.А. Сластенин [9], В.А. Якунин [14] и др.).
Анализ проводимых исследований в данный период показал, что понятие «управление» уже приобрело устойчивый контекст использования и вошло в научный оборот. Однако работ, посвященных подготовке педагога-хореографа к управлению творческим коллективом, пока было крайне мало.
В 1962 году по инициативе Ф.В. Лопухова при Лениградской консерватории было открыто балетмейстерское отделение. Открытие хореографических кафедр сыграло большую роль в создании учебных и научно-теоретических трудов. Именно в этот период в России выходят в свет монографии, пособия, программы Р.В. Захарова [4], Л.М. Лавровского [6] и др. С данного момента начинается целенаправленное изучение процесса подготовки педагогов к управлению хореографическим коллективом. Авторы рассматривают значимость деятельности хореографа, пути формирования деятельности, анализируют ее результаты, неповторимое своеобразие творчества, придают большое значение художественному чутью и интуиции.
В 1968 году в Челябинской государственной академии культуры и искусств была создана кафедра хореографии в СССР - это была третья кафедра после Ленинграда и Москвы. В 70-е годы началось формирование системы вузов искусств и культуры. Выпускник вуза в соответствии со стандартными нормативами был изначально ориентирован на профессиональную деятельность в сфере любительского (самодеятельного) хореографического творчества, которое имеет некоторую специфику, отличную от профессионального балета.
В 80-е годы изучаются современные направления в хореографии. Появляются новые учебные предметы: «современный танец» и «джаз-модерн танец», а также была осуществлена первая научная разработка, посвященная вопросам обучения актера «джаз-модерн танцу».
Для периода с конца 80-х годов характерно повышение внимания к проблеме творчества. Осуществляется поиск новых подходов к решению проблем творчества. Стали более целенаправленно использоваться общенаучные методы: управленческий, информационный, системный, комплексный и др.
Под влиянием выхода трудов в области теории хореографии, теории управления, теории социально-культурной деятельности произошли существенные изменения и начался новый поворот в исследовании проблем подготовки педагогов-хореографов, внимание научной общественности привлекли идеи демократизации и гуманизации общества. Однако проблема подготовки педагога-хореографа к управлению творческим коллективом не стала предметом целенаправленного исследования.
Таким образом, второй период исследуемой проблемы характеризуется, во-первых, актуализацией понятия «управление»; во-вторых, реформированием системы высшего профессионального образования; в-третьих, появлением первых научных изысканий в области подготовки хореографов; в-четвертых, отсутствием исследований в области формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.
К окончанию второго периода сформировались следующие предпосылки:
1) в стране сложились условия для распада СССР;
2) закладывались теоретические основы для осуществления управления;
3) появились зарубежные и отечественные исследования, посвященные управлению коллективом и подготовке специалистов к управленческой деятельности;
4) в партийных и правительственных документах находили отражение результаты научных исследований, что служило толчком для дальнейшего развития научной мысли.
Третий период - с 1992 года - по настоящее время - это период перестройки, научно-технического прогресса, демократии, модернизации образования. С одной стороны, повышается роль информационных технологий, с другой - усиливаются проявления крайнего индивидуализма, отчуждения от государства, от коллектива, семьи и даже от самого себя. Это приводит современное общество к духовно-нравственному кризису.
В конце 1990-х годов сценические и танцевальные площадки заполнили «металлические» ритмы, агрессивность, отчужденность. В детский репертуар проникает стиль шоу. Но тем не менее танцевальное творчество в своем развитии продвигалось вперед. Особое внимание руководители детских творческих коллективов уделяют художественно-эстетическому воспитанию детей и подростков через включение в активную учебно-творческую деятельность.
Начало XXI века по праву может считаться новым этапом развития проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управленческой деятельности. В этот период встал вопрос о необходимости знаний в сфере управления творческим коллективом, это обусловлено исчезновением школ-искусств, любительских коллективов при Дворцах культуры и популярностью частных школ танцев, танцевальных объединений, развитием танцевальных направлений при фитнес-клубах. В таких условиях педагог-хореограф решает не только вопросы, связанные с репетиционным процессом и графиком работы коллектива, но и осуществляет функции обеспечения материально-технической базы, функции менеджера (планирование, организация, мотивирование), т.е. в целом управление не только учебно-развивающим процессом, но и руководство персоналом и всей организацией.
Теория управления существенно дополняется теорией педагогического менеджмента, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью.
Знаковым событием данного периода явилась интеграция зарубежной и российской систем образования, присоединение России в 2003 году к Болонскому процессу, в ходе которого неизбежно глубинное реформирование национальных образовательных систем, что привело к необходимости изучения проблемы подготовки специалистов к управлению.
Проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований.
В этот период учеными рассматривались проблемы в сфере художественного творчества; подготовки будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач; диалогического взаимодействия в педагогической среде как показатель профессиональной компетентности педагога; приоритетных задач высшего профессионального образования в современной теории и практике; управления качеством образовательных услуг, формирования педагогической установки будущего педагога-хореографа.
Однако следует отметить, что в исследованиях отсутствуют сквозные единые проблемы, ведущие идеи, которые бы обеспечивали подготовку будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.
Между тем в 2012 году утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (070000 «Культура и искусство», по направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство» (квалификация (степень) «бакалавр»). Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Несомненно, проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом является актуальной.
Итак, третий этап становления исследуемой проблемы характеризуется, во-первых, реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений; во-вторых, наличием социального заказа на подготовку будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом; в-третьих, принятием новых ФГОС ВПО в сфере культуры и искусства; в-четвертых, значительным увеличением исследований в области подготовки педагогов-хореографов к управленческой деятельности.
К окончанию третьего периода сформировались следующие предпосылки:
- подписание Россией Болонских соглашений, предполагающих реформирование системы высшего профессионального образования;
- уточнение понятий «управленческая деятельность», «профессиональная подготовка»;
- научное обоснование новых подходов к содержанию подготовки специалистов к управленческой деятельности.
Анализируя историю становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, выделим три основных периода. Первый период (начало XX века - до начала 60-х годов) характеризуется стабильным функционированием и развитием хореографической сферы деятельности, началом формирования исследовательских изысканий в педагогической практике хореографа, но отсутствием социального заказа и недостаточностью общепедагогического интереса к подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Второй этап (начало 60-х - до 1992 года) характеризуется актуализацией понятия «компетентность» для профессионального образования, реформированием системы высшего образования и появлением первых научных изысканий в области профессиональных компетенций, но отсутствием исследований в области формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третий период (с 1992 года - по настоящее время) характеризуется реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений, наличием социального заказа, принятием новых ФГОС ВПО в сфере культуры и искусства, а также значительным увеличением исследований о подготовке будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности.
Таким образом, проведенный научно-исторический анализ показал, что культурно-историческое развитие общества, развитие проблемы подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом не только обусловили актуальность обозначенной проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения.
Рецензенты:
Гревцева Г.Я., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск.
Соколова Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.