Таблица 1
Коэффициент линейной регрессии, характеризующий среднегодовое изменение объема отправления грузов ж/д и автомобильным транспортом в ФО с 2005 по 2012 г. (млн тонн)
Среднегодовое изменение объема отправления грузов железнодорожным транспортом |
Среднегодовое изменение объема отправления грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности |
|
РФ |
0,61 |
-1,4 |
ЦФО |
-0,13 |
-0,1 |
СЗФО |
-0,04 |
-0,6 |
ЮФО |
2,81 |
-0,9 |
СКФО |
-1,23 |
-2,8 |
ПФО |
-0,17 |
-1,9 |
УФО |
0,95 |
0,3 |
СФО |
0,51 |
-0,5 |
ДФО |
1,92 |
-0,2 |
Из данных таблицы 1 видно, что положительное среднегодовое изменение объема отправленных грузов ж/д транспортом в РФ сопровождается отрицательным среднегодовым изменением объема отправки грузов автомобильным транспортом, так же, как и в ЮФО, СФО и ДФО. ВЦФО, СЗФО СКФО и ПФО наблюдается отрицательная динамика отправления грузов как ж/д, так и автомобильным транспортом. Если тенденция уменьшения количества отправляемых грузов ж/д и автомобильным транспортом в ЦФО, СЗФО и ПФО незначительна и ее отчасти можно объяснить логистикой, то тенденция снижения количества отправляемых грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в СКФО очень негативна и может оказать дополнительную дестабилизирующую роль в развитии ситуации в этом регионе. Только в УФО наблюдается положительная динамика отправленных грузов, как ж/д, так и автомобильным транспортом.
Таблица 2
Среднегодовое изменение объема отправления грузов железнодорожным и автомобильным транспортом субъектов РФ с 2005 по 2012 г. (млн тонн)
Среднегодовое изменение объема отправления грузов |
Автомобильный транспорт |
Железнодорожный транспорт общего пользования |
-40--30 |
1(РИ) |
0 |
-30--20 |
1 |
0 |
-20--10 |
4(РСОА, ЧР) |
3(Калужская область, Республика Калмыкия, ЧР) |
-10--0 |
56(РД, КБР,СК) |
41(вт.ч. РИ, КБР, РСОА,СК) |
0-10 |
15 |
19(вт.ч. РД, КЧР) |
10-20 |
4 |
3 |
20-30 |
2 |
2(Астраханская область, Амурская область) |
30-40 |
0 |
2(Брянская область, Республика Адыгея) |
90-100 |
0 |
1(Курганская область) |
Общий итог |
83 |
77(за исключением Ненецкого и Чукотского АО, Республик Алтай и Тыва, Камчатского края, Магаданской области) |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в 62 и 44 субъектах, соответственно, при отправке грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, наблюдаются тенденции к уменьшению количества грузов. Наибольшее увеличение потока грузов из Курганской области произошло в последние годы, что, во-первых, требует отдельного изучения, а во-вторых, свидетельствует о нарастании различий среди субъектов РФ по этому важному показателю.
Таблица 3
Среднегодовое изменение объема грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности и среднегодовое изменение объема удельного веса ФО в грузообороте автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности с 2005 по 2012 г.
Среднегодовое изменение грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности с 2005 по 2012 г. (млн тонн) |
Среднегодовое изменение удельного веса грузооборот аавтомобильного транспорта организаций всех видов деятельности ФО относительно РФ с 2005 по 2012 г., % |
|
РФ |
1,8 |
|
ЦФО |
4,2 |
-0,2 |
СЗФО |
9,5 |
0,1 |
ЮФО |
1,1 |
-0,2 |
СКФО |
-1,9 |
-0,1 |
ПФО |
0,1 |
-0,3 |
УФО |
6,2 |
0,0 |
СФО |
1,9 |
-0,4 |
ДФО |
0,1 |
-0,2 |
Из данных таблицы 3 видно, что в целом по РФ наблюдается положительная динамика, т.е. увеличение грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности. При этом отрицательная динамика наблюдается только в СКФО. Можно заметить, что тенденция увеличения удельного веса грузооборота автомобильного транспорта наблюдается только в 1 федеральном округе - СЗФО. Тенденция снижения удельного веса грузооборота автомобильного транспорта также наблюдается практически во всех остальных округах, за исключением УФО.
Таблица 4
Среднегодовое изменение грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности субъектов РФ с 2005 по 2012 г. (миллионов тонно-километров)
Среднегодовое изменение грузооборота автомобильного транспорта |
Количество субъектов |
-30--20 |
1(Республика Адыгея) |
-10-0 |
25(РД, РИ, КБР, РСОА, ЧР,СК) |
0-10 |
35(КЧР) |
10-20 |
11 |
20-30 |
6 |
30-40 |
2(Калининградская область, Томская область) |
40-50 |
1(г.Санкт-Петербург) |
60-70 |
1(Еврейская автономная область) |
120-130 |
1(Псковская область) |
Общий итог |
83 |
По данным таблицы можно выделить 26 субъектов (в число которых входят все субъекты СКФО, за исключением КЧР), у которых среднегодовое изменение грузооборота отрицательно. Особое внимание нужно уделить местным властям Республики Адыгея. Из субъектов, увеличивающих скорость изменения грузооборота, выделим Псковскую область, опыт которой необходимо передавать другим субъектам.
Таблица 5
Среднегодовое изменение объема перевозки пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом ФОРФ с 2005 по 2012 г.
Регион |
Среднегодовое изменение объема перевозки пассажиров ж/д транспортом общего пользования |
Среднегодовое изменение объема перевозки пассажиров автобусами (миллионов человек) |
РФ |
-1,83804 |
-1,55931 |
ЦФО |
-0,84788 |
-2,92121 |
СЗФО |
-2,35195 |
-2,24109 |
ЮФО |
-1,20912 |
0,142164 |
СКФО |
-0,96562 |
-0,99334 |
ПФО |
-4,24519 |
-0,72807 |
УФО |
-3,3803 |
-3,47842 |
СФО |
-5,18114 |
0,051983 |
ДФО |
-3,41144 |
-0,02868 |
Из приведенных данных видно, что только в ЮФО и СФО и только автобусами увеличивается объем перевозки пассажиров. Отсюда следует крайне неутешительный вывод о том, что нарастает региональная разобщенность РФ.
Таблица 6
Среднегодовое изменение объема перевозки пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом субъектов РФ с 2005 по 2012 г.
Среднегодовое изменение объема перевозки пассажиров |
Железнодорожный транспорт общего пользования |
Автомобильным транспортом |
<0 |
66(РД, РИ, РСОА,СК) |
62(РИ) |
>0 |
11(КБР, КЧР, ЧР) |
21(все субъекты СКФО, за исключением РИ) |
Общий итог |
77(за исключением Ненецкого и Чукотского автономных округов, Республик Алтай и Тыва, Камчатского края, Магаданской области) |
83 |
Из данных таблицы следует, что только в 11 субъектах РФ (в том числе в КБР, КЧР и ЧР) увеличивается объем перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, а в 21 субъекте РФ (в том числе во всех субъектах СКФО, кроме РИ) увеличивается объем перевозки железнодорожным транспортом общего пользования.
Таблица 7
Среднегодовое изменение пассажирооборота автобусов и изменения числа автобусов на 100 000 человек населения
Регион |
Скорость изменения пассажирооборота автобусов |
Скорость изменения числа автобусов на 100000 человек населения |
РФ |
-0,40243 |
-0,38141 |
ЦФО |
-1,82939 |
1,566416 |
СЗФО |
-0,0766 |
1,334776 |
ЮФО |
0,641996 |
-0,46296 |
СКФО |
-0,8368 |
-2,10714 |
ПФО |
0,067315 |
-1,29052 |
УФО |
-1,71444 |
-1,7134 |
СФО |
0,971934 |
-1,62003 |
ДФО |
0,26756 |
-1,0582 |
Пассажирооборот автобусов растет только в СФО, ЮФО, ДФО и ПФО (по мере убывания). Обеспеченность автобусами больше всего уменьшается в СКФО, а возрастает только в ЦФО и СЗФО.
Таблица 8
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), приходящийся на экономическое направление «транспорт и связь» (миллионов рублей)
Транспорт и связь |
|||
2010г. |
2011г. |
2012г. |
|
РФ |
669712 |
730872 |
878273 |
ЦФО |
387187 |
453166 |
463866 |
СЗФО |
57130 |
83955 |
107622 |
ЮФО |
40009 |
32092 |
60604 |
СКФО |
2160 |
298 |
138 |
ПФО |
49932 |
50545 |
91288 |
УФО |
57445 |
89345 |
90435 |
СФО |
57716 |
23233 |
42129 |
ДФО |
18133 |
-1762 |
22191 |
Из данной информации следует, что среднероссийский рост сальдированного финансового результата превышен в СЗФО, ПФО, УФО и ЮФО.Только в ДФО наблюдается отрицательное значение сальдированного финансового результата. В СФО, как и в СКФО, значение сальдированного финансового результата в 2012 г. по отношению к 2010 г. уменьшилось. Доля СЗФО, ПФО и УФО в общероссийском значении сальдированного финансового результата увеличилась.
Таблица 9
Среднегодовой темп роста тарифов на грузовые перевозки с 2005 по 2012 гг. (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
СКФО |
127,8005 |
ПФО |
118,1319 |
СЗФО |
116,4462 |
РФ |
114,0691 |
УФО |
113,1946 |
ЦФО |
113,0043 |
СФО |
112,3023 |
ЮФО |
110,8282 |
ДФО |
109,8437 |
Наибольший темп роста тарифов на грузовые перевозки в СКФО, совместно с ПФО и СЗФО они превосходят среднероссийский темп роста тарифов.
Таблица 10
Доля инвестиций, ОФ и ВРП в соответствующих значениях РФ
Доля инвестиций в основной капитал относительно всех инвестиций в РФ |
Доля ОФ относительно всех ОФ в РФ |
Доля ВРП регионов относительно РФ |
|
РФ |
100 |
100 |
100 |
ЦФО |
14,84 |
22,43 |
30,76 |
СЗФО |
15,37 |
11,30 |
11,31 |
ЮФО |
8,53 |
6,63 |
7,46 |
СКФО |
0,95 |
2,38 |
2,03 |
ПФО |
8,93 |
17,86 |
14,46 |
УФО |
9,58 |
24,13 |
16,20 |
СФО |
5,39 |
9,78 |
10,45 |
ДФО |
14,78 |
5,49 |
6,87 |
Из данных таблицы видно, что наибольшая доля инвестиций в 2011 г. в СЗФО, а наименьшая, не превышающая 1 %, в СКФО, причем доля различий достигает 16,2 раза. Больше всего ОФ в ЦФО, а меньше в СКФО, доля различий достигает 10,2 раза. ВРП имеет наибольшее значение в ЦФО, а наименьшее в СКФО, доля различий достигает 15,2 раза.
Проведем анализ ВРП [7] всех ФО по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» с помощью производственных функций в 2011 г. и получим следующее уравнение для всех ФО: . Данные анализа говорят о том, что уравнение значимо, коэффициенты эластичности тоже, свободный член уравнения отсутствует. Значения множественного R и R-квадрат свидетельствуют о том, что 99,9 % вариации результирующего признака ВРП объясняется вариацией ОФ и занятостью по виду экономической деятельности «Транспорт и связь». Другими словами, 99,9 % изменений ВРПФО описывается регрессионным уравнением, а 0,01 % - другими причинами.
Таблица 11
Удельный вес ОФ по виду деятельности «Транспорт и связь» на конец 2012 г. (в % от общего объема ОФФО)
РФ |
28,6 |
ЦФО |
18,7 |
СЗФО |
32,3 |
ЮФО |
30,2 |
СКФО |
25,4 |
ПФО |
32 |
УФО |
38,3 |
СФО |
28,9 |
ДФО |
35,2 |
Из данных таблицы следует, что среди ОФ ФО наибольшее значение доли ОФ по виду деятельности «Транспорт и связь» имеет в УФО и ДФО, а наименьшее - в ЦФО и СКФО.
Таблица 12
Степень износа ОФ и удельный вес полностью изношенных ОФ по виду деятельности «Транспорт и связь» на конец 2012 г. (в процентах)
|
Степень износа ОФ |
Удельный вес полностью изношенных ОФ |
РФ |
39,3 |
10,5 |
ЦФО |
36,2 |
10,9 |
СЗФО |
38,4 |
9,8 |
ЮФО |
41,6 |
10,1 |
СКФО |
56,5 |
20,8 |
ПФО |
49,9 |
14,1 |
УФО |
44,4 |
12,8 |
СФО |
36 |
7,3 |
ДФО |
26,4 |
4,2 |
Данные таблицы свидетельствуют, что в СКФО как степень износа, так и удельный вес полностью изношенных ОФ наиболее высок, а низок - в ДФО.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Увеличение объема отправленных грузов ж/д транспортом в РФ сопровождается снижением объема отправки грузов автомобильным транспортом, так же, как и в ЮФО, СФО и ДФО. В ЦФО, СЗФО СКФО и ПФО наблюдается отрицательная динамика отправления грузов как ж/д, так и автомобильным транспортом. Если тенденция уменьшения количества отправляемых грузов ж/д и автомобильным транспортом в ЦФО, СЗФО и ПФО незначительна и ее отчасти можно объяснить логистикой, то тенденция снижения количества отправляемых грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в СКФО очень негативна и может оказать дополнительную дестабилизирующую роль в развитии ситуации в этом регионе. Только в УФО наблюдается положительная тенденция динамики отправленных грузов как ж/д, так и автомобильным транспортом. В большинстве субъектов (соответственно в 62 и 44 субъектах) при отправке грузов автомобильным и железнодорожным транспортом наблюдаются тенденции к уменьшению количества отправки грузов. В целом по РФ наблюдается увеличение грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности, за исключением СКФО. В СЗФО увеличивается удельный вес грузооборота автомобильного транспорта, в УФО практически не изменяется, во всех остальных ФО снижается. В 26 субъектах (в число которых входят все субъекты СКФО, за исключением КЧР) грузооборот автомобильного транспорта в рассматриваемый период снижается, что требует принятия неотложных мер. Поскольку только в ЮФО и СФО увеличивается объем перевозки пассажиров автобусами, то можно сделать вывод о том, что нарастает региональная разобщенность населения РФ. Пассажирооборот автобусов растет только в СФО, ЮФО, ДФО и ПФО (по мере убывания). Обеспеченность автобусами больше всего уменьшается в СКФО, а возрастает только в ЦФО и СЗФО. В рассматриваемый период наблюдается трудосберегающий (интенсивный) рост, что свидетельствует о низкой производительности труда и требует принятия неотложных мер, особенно в трудоизбыточных регионах. Наиболее высокая среди ФО в СКФО степень износа ОФ сопровождается наибольшим снижением сальдированного финансового результата в 2012 г. по отношению к 2010 г. и наибольшим темпом роста тарифов на грузовые перевозки. Наибольшие различия среди ФО в 2011 г. наблюдаются по инвестициям, затем по ВРП и ОФ. То есть можно констатировать, что отсутствует сбалансированная политика по сближению дифференциации регионов и очевидна необходимость мероприятий по выравниванию обеспеченностью ОФ транспортных организаций.
Рецензенты:
Гезиханов Р.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Юсупова С.Я., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.