Согласно новому ФГОС ВПО, научно-исследовательская работа студентов является важной составляющей внеаудиторной самостоятельной работы. Под внеаудиторной работой разработчики стандарта понимают планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями, навыками и опытом творческой, исследовательской деятельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа рассматривается как обязательная для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом. Если для учебной самостоятельной работы студентов разработчики стандартов предлагают примерные нормы времени на выполнение, то для научно-исследовательской работы таковые нормы отсутствуют. Важными условиями для проведения НИРС признаются готовность студентов к творчеству, серьезная и устойчивая мотивация к исследовательской работе. Помимо этого, необходимыми условиями для организации НИРС называются наличие и доступность необходимого научно-методического и справочного материала, система регулярного контроля качества выполняемой работы, консультационная помощь научного руководителя. Сегодня, на наш взгляд, необходим поиск такой формы организации НИРС, которая бы смогла бы учесть и реализовать все вышеперечисленные условия.
В современной системе высшего образования одной из перспективных и актуальных форм организации НИРС признается проектная деятельность. Данная форма (метод проектной деятельности) активно внедряется как в учебном, так и во внеучебном процессе, включая научно-исследовательскую деятельность студентов.
Метод проекта в системе высшего образования представляет собой организацию совместных действий студентов для решения профессионально значимой проблемы, приводящих к возникновению определенного продукта. В его основу положена идея развития познавательных навыков студентов, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности [3, с. 23].
Метод проекта (проективное обучение) оценивается сегодня как перспективный, обладающий значительным научно-образовательным потенциалом. В современной отечественной высшей школе он признается одной из инновационных образовательных технологий [3, с. 23]. Вместе с тем необходимо заметить, что данный метод широко применялся в США еще в начале прошлого столетия. Именно тогда под влиянием философов-прагматистов, в частности Д. Дьюи, которому принадлежит высказывание: «Мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменение в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания»[1, с. 118], метод проекта получил популярность. В советской педагогической практике этот метод получил неоднозначную оценку. Реабилитация и активное обращение современных российских ученых-педагогов к методу проекта, на наш взгляд, служит убедительным подтверждением происходящего процесса смены отечественной образовательной парадигмы, вхождением российского вуза в единое образовательное пространство.
Метод проекта может быть представлен как форма обучения и как форма организации НИРС. И в том и другом случае он ориентирован, прежде всего, на активизацию самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов и применим при наличии действительно значимой научной проблемы, для решения которой необходим исследовательский поиск. Работая над научным проектом, студенты учатся отбирать знания, самостоятельно находить новую информацию, применять ее для решения прагматических задач, получать конкретный результат, отстаивать свою позицию, доказывать ее реальную состоятельность.
Достоинством проектного метода является формирование «проективного научного мышления» [3, с. 23], способствующего как самостоятельному овладению уже существующими знаниями, так и порождению новых, развитию творческих способностей учащихся. Еще одним преимуществом метода проектной деятельности является ее совместный характер: в процессе работы над проектом студенты осваивают технологии командной работы, коммуникативные и управленческие технологии, развивают умение сотрудничать в ходе группового решения проблем, принимать собственные решения и нести за них ответственность.
Представляется, что преимущества метода проектной деятельности способны обнаружить себя при исследовании проблемы, интегрирующей различные области знания (например, гуманитарное и естественнонаучное), а также объединяющей в одну команду студентов, обучающихся по различным направлениям ВПО. Подобный опыт апробации метода проекта на объектно-субъектной интегративной основе имеется на кафедре гуманитарных наук Тверской государственной сельскохозяйственной академии [2].
Темой проекта стало исследование региональной усадебной культуры, объединившее студентов экономического и технологического факультетов ТГСХА.
Тверская усадьба - характерный пример русской усадебной культуры, одной из главных особенностей формирования и бытования которой явилась многопрофильность. Подобно русской усадьбе, она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр. А потому исследование тверской усадьбы студентами аграрного вуза имеет не только чисто культурно-исторический интерес. Реконструкция хозяйственной стороны традиционной русской усадьбы, в частности тверской, - организация аграрного, животноводческого хозяйства - представляет собой полезный опыт, необходимый для понимания учащимися аграрного вуза современного сельского хозяйства (АПК).
Актуальность проекта по исследованию региональной усадебной культуры обусловлена местом расположения Тверской государственной сельскохозяйственной академии - территорией Сахарово, бывшей усадьбы генерала-фельдмаршала И.В. Гурко.
Основными этапами научно-исследовательского проекта стали: 1) разработка проектного задания, направленного на исследование региональной усадьбы как многопрофильного явления русской культуры; 2) составление плана работы, включающего определение средств и методов выполнения проекта (выездные экскурсии, сравнительно-исторический анализ русской усадьбы); 3) реализация проекта по организации и проведению комплексного исследования усадебной культуры на материале тверских усадеб XIX - начала XX - от сбора информации до составления конечного материала; 4) презентация и защита проекта в ходе научно-студенческой конференции, итогового круглого стола «Мир русской усадьбы».
На первом этапе (выработка проектного задания) были определены цель и задачи исследования. Цель - комплексное изучение региональной усадебной культуры - определила конкретные задачи: изучение культурно-исторической, хозяйственно-экономической, аграрной и животноводческой составляющей русской усадьбы. Примечательно, что общую стратегию исследования предлагали преподаватели - руководители проекта, а в определении конкретных задач инициатива исходила от студентов, самостоятельно выбиравших тот или иной аспект в изучении феномена русской усадьбы. Так, научно-практические знания, умения студентов-аграриев, экономистов, зоотехников нашли применение в исследовании не совсем привычного для них объекта, каковым явилась русская усадебная культура.
Второй этап предполагал выработку плана и методов работы. Основным методом явился, известный среди гуманитариев метод сбора и описания материала. Сбор материала осуществлялся «очно» - исследование усадьбы Сахарово, выездные экскурсии, включавшие посещение знаменитых тверских усадеб: Знаменское-Раек, Берново, и «заочно» - чтение научной и периодической литературы, посвященной проблеме русской усадьбы.
Третий этап - проведение комплексного исследования региональной усадебной культуры - нес на себе главную нагрузку, отвечающую за формирование у студентов исследовательских умений и навыков: умение самостоятельно найти недостающую информацию, умение самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов в решении проблемы, проводить сравнительно-исторический анализ, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Большое значение на этом этапе имело сотрудничество студентов между собой и с курирующим преподавателем. А потому на данном этапе особое значение придавалось выработке коммуникативных навыков, умения работать в сотрудничестве.
На четвертом этапе студенты апробировали результаты своих исследований в рамках научно-студенческой конференции и итогового круглого стола «Мир русской усадьбы». Заключительный этап продемонстрировал не только исследовательские, но и презентационные навыки студентов: навык монологической речи, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на вопросы, вести дискуссию.
Представляется, что использование проектного метода в организации НИРС даст новые возможности совершенствования профессиональной личностной подготовки будущих специалистов. Что в свою очередь будет способствовать становлению новой модели образования, ориентированной на подготовку личности, способной адаптироваться и самореализоваться в современной социокультурной реальности.
Рецензенты:
Живилов В.М., д.и.н., профессор кафедры гуманитарных и социо-экономических дисциплин, ВА ВКО, г. Тверь.
Афонасова М.В., д.э.н., профессор кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г. Томск.