Профессия «Преподаватель» входит в группу риска по развитию синдрома эмоционального выгорания и заболеваний. О необходимости формирования культуры здорового образа жизни говорится в Федеральном законе от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В связи с этим нельзя оставить без внимания проблему ценностного отношения педагога высшей школы к здоровому образу жизни.
Понятие здоровья включает в себя отсутствие физических недостатков и болезней, высокий физический и психический потенциал, рассматривается как отражение культуры человека и его статуса. В.А. Епифанов пишет: «Для западной культуры здоровье – средство достижения конкретных целей, для восточной – способ слияния с миром, путь к единству и гармонии… Оптимальная модель, очевидно, в соединении противоположностей, в объединении разных элементов на всех уровнях: на философском – осуществление желаний и отказ от них, стремление покорить мир и слиться с ним, потребность доставлять радость себе и готовность радовать других; на методологическом – соединении гармонии и эффективности; на физическом – сочетание телесных радостей и работы, напряжения и расслабления» [4, с. 19].
Модель баланса, по Н. Пезешкиану, включает в себя четыре равнозначных и связанных между собой аспекта жизни: тело/ощущения (физическое и психическое самочувствие), деятельность/работа, контакты, фантазии/будущее (творчество, ценности религии, интуитивные способы жизни) [6]. Правомерным является рассмотрение параметров «здоровье» и «здоровый образ жизни» через призму таких аспектов, как «деятельность», «контакты», «творчество».
Многие авторы пишут о необходимости знания фундаментальных законов живой природы, которые, базируясь на общих принципах организации процессов во Вселенной, могут стать ключевыми для понимания того, как должны строиться аналогичные процессы в человеческом обществе [2, 3, 5, 7, 8]. Б.А. Астафьев считает необходимым глубинное знание нравственности, созвучное Всеобщим Законам Мира, нарушение которых вызывает дисгармонию личности [2].
«По большому счету всем болезни происходят от неудовлетворенных желаний. Чем глубже болезнь, тем глубже скрыты какие-либо устремления. Болезнь – это сигнал, о том, что вы забыли, кто вы есть на самом деле и каково ваше жизненное предназначение. Вы забыли о вашей созидательной энергии и оторвались от своего сущностного ядра. Ваша болезнь – это не более чем симптом. Заболевание представляет собой неудовлетворенное устремление. Спешите использовать болезнь для собственного освобождения…», – пишет Барбара Энн Бреннан [3, c. 24].
Н.В. Маслова считает, что знание Законов Мира и понимание того, что человек – частица Космоса, открывают пути к новым инструментам самокоррекции, саморегуляции и самовосстановления, к улучшению качества жизни и здоровья, что невозможно без заботы о среде обитания [2, с. 91-95].
Интересны данные ВОЗ о зависимости здоровья от социальной среды и условий жизни (50-60%), медицины (10%) и самого человека (35-40%). В этой связи актуальны слова выдающегося кардиохирурга Н.М. Амосова: «Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровыми. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше учитесь полагаться на себя…» [8, с. 27].
Л.И. Алешина выделяет три основных направления к определению ЗОЖ: философско-социологическое, определяющее его как интегральный показатель культуры и социальной политики общества, медико-биологическое, рассматривающее его как гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных гигиенических нормах, психолого-педагогическое, утверждающее ведущую роль мотивационно-ценностного отношения, сознания, поведения и ценностно-ориентированной деятельности личности для создания своей социокультурной макро- и микросферы жизнедеятельности [1].
Цель исследования: выявить и обосновать факторы ценностного отношения к здоровому образу жизни у преподавателей инженерного вуза.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы, документов), диагностический (анкетирование), статистический.
Материал исследования. Первый этап проводился с использованием опросника Бойко В.В. «Дезорганизующие эмоциональные реакции». Дополнительно в анкету ввели вопросы о наличии мышечно-энергетических зажимов. Опросили 19 слушателей (начинающие педагоги) и 14 преподавателей ЦППКП ИДПО ФГБОУ ВПО КНИТУ. По возрастному составу были выделены группы «до 35 лет» – 23 чел., «свыше 35 лет» – 10 чел. На втором этапе оценивалась неудовлетворенность достижениями в основных аспектах социальной жизни методикой Бойко В.В. Проведено анкетирование 19 слушателей и 17 преподавателей. На третьем этапе применялась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании ценностей-целей и ценностей-средств. Исследованием охвачено 14 слушателей и 8 преподавателей.
Полученные результаты и их обсуждение
На первом этапе исследовали дезорганизующие эмоциональные реакции (дисфункциональный стереотип поведения, при котором возникают кратковременные психические или соматические нарушения при восприятии значимых для личности воздействий) и мышечно-энергетические зажимы. Дезорганизующие эмоциональные реакции в разных выборках представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика дезорганизующих эмоциональных реакций у респондентов в различных выборках
Утверждения |
До 35 лет |
Больше 35 лет |
Преподаватель |
Слушатель |
При неблагоприятных ситуациях испытывают: |
||||
- боли в сердце |
22 |
30 |
21 |
26 |
- обострение хр. заболевания |
17 |
0 |
7 |
16 |
- аллергические реакции |
0 |
10 |
7 |
0 |
- головные боли, «звон» в ушах |
26 |
20 |
21 |
26 |
- изменение кровяного давления |
30 |
60 |
50 |
32 |
- резкое повышение аппетита или его потерю |
35 |
30 |
36 |
32 |
- расстройство ЖКТ |
30 |
0 |
7 |
32 |
- напряжение нервов до предела |
30 |
10 |
21 |
26 |
- изменение жизненной активности |
35 |
20 |
21 |
37 |
- эмоциональную опустошенность |
17 |
20 |
21 |
16 |
- «уход в себя» |
17 |
10 |
14 |
16 |
- прилив злости, агрессии |
17 |
10 |
0 |
26 |
- «приступ» упрямства |
9 |
10 |
0 |
16 |
- потливость тела, ладоней |
57 |
30 |
36 |
58 |
- сильное волнение, мешающее думать |
43 |
20 |
36 |
37 |
- психологический дискомфорт |
57 |
10 |
36 |
47 |
- «психологический стопор» |
9 |
10 |
21 |
0 |
Ощущают обычно сильное напряжение мышц |
52 |
20 |
36 |
47 |
Удовлетворены содержанием работы в целом |
74 |
70 |
57 |
84 |
Удовлетворены образом жизни в целом |
70 |
80 |
71 |
74 |
В группе «до 35 лет»: 57 % опрошенных испытывают «психологический дискомфорт» (10% – свыше 35 лет), 57% «потливость» (30% – свыше 35 лет), 43% «сильное волнение, мешающее думать» (20% – свыше 35 лет), 30% «напряженность нервов до предела» (10% – свыше 35), 30% «расстройство ЖКТ» (0% – свыше 35 лет), 17% «обострение хр. заболеваний» (0% – свыше 35 лет), 52% «сильное напряжение мышц» (20% – свыше 35 лет).
В группе «свыше 35 лет»: 60% «изменение кровяного давления» (30% – до 35 лет).
Выводы первого этапа исследования. В ответ на значимые внутренние или внешние факторы могут возникать сильное напряжение мышц и дезорганизующие эмоциональные реакции. Фактором, прогнозирующим соматизацию в отдаленные сроки, может служить «сильное напряжение мышц». Выявление мышечно-энергетических зажимов позволит своевременно выявить физиологическое и психологическое напряжение с лечебно-профилактической целью.
На втором этапе исследования оценивали неудовлетворенность основными аспектами социальной жизни в разных выборках, результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Неудовлетворенность достижениями в основных аспектах социальной жизни
№ утв. |
Неудовлетворенность |
Преподаватели (ср. значение) |
Слушатели (ср. значение) |
8 |
материальным положением |
2,24 |
1,79 |
15 |
сферой услуг и бытового обслуживания |
1,94 |
1,58 |
18 |
возможностью проводить отпуск |
1,65 |
1,68 |
9 |
жилищно-бытовыми условиями |
1,63 |
1,68 |
19 |
возможностью выбора места работы |
2,19 |
1,11 |
6 |
условиями профессиональной деятельности |
1,76 |
1,05 |
17 |
проведением досуга |
1,71 |
0,84 |
20 |
своим образом жизни в целом |
1,47 |
1,00 |
5 |
содержанием своей работы в целом |
1,53 |
0,84 |
4 |
взаимоотношениями с субъектами своей проф. деятельности |
1,24 |
0,95 |
7 |
своим положением в обществе |
1,35 |
0,68 |
1 |
своим образованием |
1,29 |
0,63 |
3 |
взаимоотношениями с администрацией на работе |
1,24 |
0,58 |
2 |
взаимоотношения с коллегами на работе |
1,12 |
0,53 |
14 |
отношениями с друзьями, близкими |
1,06 |
0,37 |
Неудовлетворенность достижениями в основных аспектах социальной жизни в группе «преподаватели» выше, чем в группе «слушатели» (начинающие преподаватели). Это позволяет сделать вывод о формировании синдрома эмоционального выгорания в группе лиц с большим стажем работы.
Рекомендации. Начинающим преподавателям и педагогам со стажем важно владеть навыками саморегуляции (адаптивные стратегии совладания Хайма и др.). Своевременная диагностика мышечных зажимов, выявление дезорганизующих эмоциональных реакций, осознание своего тела, мыслей и эмоций, адекватная оценка «Я-образа» позволят принять профилактические меры для предупреждения развития заболеваний.
Результаты третьего этапа исследования (изучение ценностных ориентаций по методике М. Рокича). Большинство респондентов умеют дифференцировать ценности, причем 45,5% опрошенных имеют сформировавшиеся механизмы дифференциации. Высокая степень сформированности дифференциации ценностей наблюдается у 62,5% «преподавателей» и 35,7% «слушателей». Ранжирование ценностей-целей представлено в таблице 3.
Таблица 3
Ранги ценностей-целей
Ценности-цели |
Ранг |
Ср. значение |
№ утв. |
Счастливая семейная жизнь |
1 |
4,91 |
15 |
Интересная работа |
2 |
4,86 |
4 |
Здоровье |
3 |
4,82 |
3 |
Любовь |
4 |
4,68 |
6 |
Познание |
5 |
4,64 |
11 |
Жизненная мудрость |
6 |
4,59 |
2 |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
7,5 |
4,5 |
16 |
Уверенность в себе |
7,5 |
4,5 |
17 |
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках |
9,5 |
4,41 |
13 |
Активная деятельная жизнь |
9,5 |
4,41 |
1 |
Наличие хороших и верных друзей |
11 |
4,32 |
8 |
Красота природы и искусства |
12 |
4,23 |
5 |
Материально обеспеченная жизнь |
14 |
4,14 |
7 |
Свобода как независимость в поступках и действиях |
14 |
4,14 |
14 |
Общая хорошая обстановка в стране |
14 |
4,14 |
9 |
Общественное признание |
16 |
4,05 |
10 |
Равенство (братство, равные возможности для всех) |
17 |
3,64 |
12 |
Удовольствие |
18 |
3,27 |
18 |
При ранжировании ценностей-целей первые три позиции занимают: «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «здоровье». Ценность-цель «здоровье» имеет высокую значимость для «слушателей» (4,78) и «преподавателей» (4,87). Ценность-цель «удовольствие» занимает последнее место в иерархической шкале (3,27 балла). Неужели мы разучились радоваться и получать от жизни удовольствие?
Ценность-цель «красота природы и искусства» (4,23 балла) занимает 12 место в ранговой шкале, состоящей из 18 аспектов. Анализируя далее данные корреляционного анализа, мы пришли к выводу, что в образовательном процессе для развития творческого потенциала стоит обратить внимание на формирование ценности-цели «красота природы и искусства».
Среди ценностей-средств первые позиции распредилились следующим образом: «ответственность» – 4,82, «образованность» – 4,77, «рационализм» – 4,59 балла, «жизнерадостность» – 4,59 балла, «честность и правдивость» – 4,59 балла, «эффективность в делах» – 4,55 балла, «воспитанность» – 4,5 баллов.
Результаты исследования корреляционных связей ценностей-целей и ценностей-средств представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Корреляционные связи ценностей целей и ценностей-средств.
Проведенный анализ показал связь составляющих модели баланса Н. Пезешкиана «Здоровье» и «Творчество» через такие ценности-средства, как «чуткость и заботливость» и «широта взглядов». Здоровье – чуткость и заботливость (r=0,44, p<0,05) – широта взглядов (r=0,66, p<0,01) – творчество (r=0,64, p<0,01).
Обнаружена взаимосвязь компонентов модели баланса «Творчество» и «Контакты» (в нашем исследовании к категории «контакты» отнесены такие ценности, как «общественное признание», «наличие хороших и верных друзей», «любовь»). Творчество – красота природы и искусства (r=0,72, p<0,01) – воспитанность (r=0,61, p<0,01) – наличие хороших и верных друзей (r=0,62, p<0,01) и любовь (r=0,55, p<0,01).
Найдена связь между компонентами модели баланса «Контакты» и «Деятельность/работа». Общественное признание – активная деятельная жизнь (r=0,59, p<0,01). Наличие хороших и верных друзей – независимость (r=0,61, p<0,01) - интересная работа (r=0,7, p<0,01). Любовь – материально обеспеченная жизнь (r=0,64, p<0,01).
Сделан вывод о взаимосвязи компонентов модели баланса «Здоровье» и «Деятельность/Работа». Здоровье – жизненная мудрость (r=0,55, p<0,01) – самоконтроль (r=0,65, p<0,01) – эффективность в делах (r=0,6, p<0,01). Здоровье – чуткость и заботливость (r=0,44, p<0,05) – широта взглядов (r=0,66, p<0,01) – независимость (r=0,61, p<0,01) – самостоятельность (r=0,66, p<0,01) – рационализм (r=0,60, p<0,01) – уверенность в себе (r=0,63, p<0,01) – эффективность в делах (r=0,55, p<0,01).
Таким образом, мы находим подтверждение жизнеспособности МОДЕЛИ БАЛАНСА, в которой прослеживаются взаимосвязи «Здоровье – Деятельность – Контакты – Творчество». Здоровый образ жизни невозможен без развития всех этих компонентов (рисунок 2).
Рис. 2. Взаимосвязь компонентов модели баланса.
Заключение. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у преподавателей инженерного вуза определяется влиянием совокупности медицинских, социальных, психологических факторов. Для ощущения полноты и качества жизни важно придерживаться модели баланса.
Наиболее значимое противоречие в работе педагога – соблюдение нравственности в условиях рыночных взаимоотношений. Нахождение баланса – одна из главных задач для успешной образовательной деятельности и здоровой жизни.
Если эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мыслей, переоценке жизненных ценностей и изменению стиля жизни в целом, закономерно сделать вывод о том, что преподаватель высшей школы должен занимать первые ряды в команде «Здоровый образ жизни».
Рецензенты:
Карпов А.М., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психотерапии и наркологии ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Казань.
Кондратьев В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности ИДПО ФГБОУ ВПО КНИТУ, г. Казань.