Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON DEVELOPMENT OF POSITIVEMOTIVATION AMONG PROSPECTIVE CHEMISTRY TEACHERS FOR MASTERING THEIR PROFESSION

Adaev I.A. 1
1 I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
The goal of this article is to study the process of motivation development among prospective chemistry teachers for mastering their profession. Professional teacher training is a structurally complex process; it has various directions and sophisticated goals, and thus requires students to develop and sustain motivation for mastering their profession. The author believes that information and communication technology has a potential for development of this kind of motivation in students. The article reveals the step-by-step process of developing positive motivation in students for mastering chemistry teacher profession, which includes intensification of student learning activities, development of milestones for recognition of learning goals, determination of activity hierarchy in overall learning strategy, developing personal purposes of learning activities, etc. The author gives a definition for chemistry teacher’s professional attitude, justifies a selection of organizational forms for development of professional attitude.
prospective chemistry teacher
teacher’s professional attitude
motivation
intensification of learning activities
informational technologies
Овладение профессией учителя требует сегодня от студентов педагогических вузов самообразовательных усилий в учебной деятельности. Это обусловлено политикой государства в области образования, ориентирующей на повышение уровня подготовки выпускников педагогических вузов; переходом к образовательным стандартам третьего поколения, придающим большое значение самостоятельной работе студентов; нежеланием выпускников работать в школах и т.д. Данные, приведенные в исследованиях ученых, посвященных проблеме формирования положительной мотивации у обучающихся, показывают, что при выборе профессии у студентов не всегда наблюдается активная позиция в процессе профессиональной подготовки к будущей профессии, отсутствует ярко выраженный мотив к успешному овладению её, а иногда преобладают и меркантильные мотивы, что не способствует качественной профессиональной подготовке [13].

Цель исследования

Целью исследования является обоснование необходимости формирования активной позиции студентов в процессе усвоения ими профессиональных знаний и выработки соответствующих умений и навыков; выявление факторов, влияющих на развитие мотивационной сферы будущих учителей в ходе профессиональной подготовки и путей совершенствования деятельности вуза в этом направлении.

Материал и методы исследования

В современной психологии понятие «мотив» трактуется по-разному:

  • психическое явление, становящееся побуждением к действию (К.К. Платонов);
  • переживание потребности и ее удовлетворение (С.Л. Рубинштейн);
  • предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания (Л. И. Божович);
  • то объективное, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направлена деятельность. За мотивом всегда стоит потребность (А.Н. Леонтьев) и др.

Большинство ученых разделяют мотивы на внутренние и внешние. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, человек хочет бескорыстно проявить себя в данном виде деятельности), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (статус, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах, которые, в свою очередь, могут быть положительными (мотивы достижения, успеха) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

В нашем исследовании мы использовали понятие мотивации, которое шире понятия мотива и понимается как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности.

Мотивация изучается в разных аспектах и объясняется учеными-психологами по-разному:

  • система причин и факторов, обеспечивающих регулирование и поддержку поведения человека [9];
  • совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [10];
  • психологическая структура, состоящая из потребности в учении, смысла учения, мотивов учения, цели, эмоций, отношений и интересов [8].

С точки зрения ученых (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина (Остапенко), Ю.Н. Кулюткин, А.А. Реан, В.А. Сластенин), студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется наличием у него соответствующих мотивов. Как показали результаты их исследований, учебную деятельность студентов характеризуют преимущественно два типа мотивации - мотивация достижения и познавательная мотивация [12].

В ходе нашего исследования мы опирались на:

  • выводы, сделанные в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др., где мотивация признается первым и обязательным компонентом учебной деятельности;
  • заключения, сделанные И.А. Зимней, о том, что основой учебно-познавательной деятельности человека является познавательная мотивация. Для ее возникновения нужно создание проблемной ситуации, а для ее развития - правильные взаимодействия и отношения студентов и преподавателей [6];
  • мнение А.А. Вербицкого о том, что мотивацию достижения следует поставить на службу мотивации познавательной. Это обеспечит общее и профессиональное развитие личности специалиста [3];
  • данные, полученные некоторыми исследователями (А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум и др.), которые позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного количества у учащихся необходимых знаний, умений и навыков [10].

Исходя из этого, а также учитывая данные психологической теории учебной деятельности, в частности, структурное строение мотивации и её типы, в качестве одного из показателей сформированности профессиональных компетенций будущих учителей химии с использованием информационных технологий мы выделили сформированность положительной мотивации овладения профессией учителя химии. Кроме того, в результате анализа теорий мотивации, мы пришли к выводу, что для формирования личных и профессиональных качеств учителя химии, которые станут для него основой успешной профессиональной деятельности, необходимо, чтобы этот процесс включал в себя:

  • побуждающий этап, состоящий в активизации студентов к познавательной деятельности;
  • направляющий этап, заключающийся в подборе ориентиров и направлений деятельности и осознании учебных целей;
  • регулирующий этап, позволяющий определять иерархию видов деятельности, в соответствии с этим выстраивать общую стратегию учебной деятельности;
  • смыслообразующий этап, обеспечивающий формирование личностных смыслов выполняемой деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Активизация познавательной деятельности студентов и формирование у них положительной мотивации к процессу овладения будущей профессией, с позиций нашего исследования, предполагает широкое использование информационных технологий, а также целенаправленную деятельность преподавателя по совершенствованию форм, методов и средств, обеспечивающих формирование у студентов интереса к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Что касается форм обучения, то основная из них - лекция - может быть преобразована в лекцию-визуализацию. В этом случае происходит объединение речи преподавателя с визуальным рядом (слайды, презентация, видеосюжеты и пр.), что позволяет продемонстрировать сложные химические явления и процессы, которые не всегда возможно показать в реальной действительности. Кроме того, в работах некоторых педагогов-практиков для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях предлагается метод предварительной проработки материала по тематике предстоящей лекции (Е. А. Полицинский, Е. А. Румбешта и др.). По их мнению, применение этого метода способствует формированию у студентов умений самостоятельно обучаться способам конспектирования, используя при этом средства интернет-технологий.

Профессиональная деятельность учителя требует от него активного осмысления своего предназначения в этой деятельности, что определяется тем, осознана или нет деятельность в целом (и насколько глубоко и полно принята). Осознание (или неосознание) зависит не только от знания, но и от отношения субъекта к конкретному предмету или явлению. С. Л. Рубинштейн отмечает: «... для человека как личности ... фундаментальное значение имеет сознание, не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности» [11]. Осознание учебных целей тесно связано с формированием ценностных ориентаций личности. В этом отношении нас заинтересовала предложенная Д. В. Кортиевой, В. В. Айрапетовой организационная форма с применением информационных технологий - «интернет-клуб» [7]. Данная форма позволяет студентам широко использовать интернет-технологии (интернет-газета, телепередача, видеоклип, коллаж, фильм и пр.) при выполнении самостоятельной работы, что создаёт благоприятные условия для активизации их познавательной деятельности, формирования у них ценностных ориентаций в ходе профессиональной подготовки. Ценностные ориентации студентов, в свою очередь, будут способствовать формированию профессиональной позиции учителя химии, благодаря чему будут осознано профессиональное предназначение, а профессиональная деятельность обретет четкий смысл.

В психологической и социологической литературе позиция определяется как:

  • сложная система отношений личности к обществу в целом, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность [1];
  • устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [5];
  • концептуальные ориентации субъекта [14];
  • определенная структура ожиданий, зависящая от занимаемого индивидом положения в системе общественных отношений [2].

С. Г. Вершловский позицию учителя связывает с отношением к обучающимся, к средствам и методам образования, с отношением к себе как к профессионалу [4].

С точки зрения А.К. Марковой, формирование состояние профессиональной позиции учителя зависит от уровня сформированности у него положительной мотивации к будущей профессии, осознания им смысла своего труда [8].

Исходя из анализа сущности понятий «позиция», «внутренняя позиция», «позиция личности», «позиция учителя», а также содержания профессиональной деятельности учителя химии, мы считаем, что его позиция представляет собой систему фундаментальных знаний, интеллектуальных, эмоционально-оценочных отношений к химической науке, к химическому образованию школьников и основывается на глубоком убеждении в значимости естественнонаучных знаний для школьников, понимании своего предназначения в процессе формирования личности ученика, овладения им соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Сформированность такой позиции, с нашей точки зрения, будет способствовать более успешному выполнению своих профессиональных функций, совершенствованию процесса химического школьного образования и т.д.

Что касается организационных форм, посредством которых происходит формирование профессиональной позиции, то здесь нельзя недооценивать значение педагогической практики. Школа предоставляет студентам непосредственные условия для погружения в огромный мир их будущего профессионального труда. Очень важно, чтобы студент имел возможность общаться с педагогами-мастерами, организовывающими учебный процесс на высоком профессиональном уровне, имеющими авторитет среди учеников и коллег.

Вопросы, связанные с реализацией гуманистических ценностей педагогической профессии, формированием опыта положительного эмоционального отношения к работе учителя химии, поиском своего предназначения в деле обучения и воспитания школьников, могут решаться и с использованием таких компьютерных технологий, как:

  • веб-форум, суть которого заключается в том, что каждый практикант ведет свою тему (так называемую «ветку»), в которой он делится собственными мыслями, отвечает на вопросы сокурсников, получает рекомендации от руководителя педпрактики и т.д.;
  • сообщество в социальных сетях. Данная форма позволяет студентам, в первую очередь, более непосредственно и открыто делиться впечатлениями от работы с детьми, обсуждать морально-этические стороны профессии и пр.;
  • конкурс профессионального мастерства «Учитель химии», предполагающий работу экспертной комиссии по оцениванию методических умений студентов проводить уроки и внеклассные мероприятия, мотивировать школьников к изучению химии, участие в котором направлено не только на развитие профессиональных педагогических умений, но и формирование у студенческой молодежи положительной мотивации к овладению профессией учителя.

Выводы или заключение

Таким образом, в профессиональной подготовке будущих учителей химии важным направлением деятельности педагогического коллектива вуза является формирование у них мотивации к овладению профессией. Для дальнейшего совершенствования этого направления необходимо выбирать методы и средства, формирующие ценностное отношение личности к профессии, а также обеспечивающие развитие преимущественно внутреннего типа мотивации, выражающейся в наличии у неё потребности осознанного освоения профессиональных компетенций; положительное отношение к учебной деятельности; наличие познавательной потребности, имеющей в своей основе мотивы успеха, достижения.

Рецензенты:

Максимова О.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.