Цель исследования
Целью исследования является обоснование необходимости формирования активной позиции студентов в процессе усвоения ими профессиональных знаний и выработки соответствующих умений и навыков; выявление факторов, влияющих на развитие мотивационной сферы будущих учителей в ходе профессиональной подготовки и путей совершенствования деятельности вуза в этом направлении.
Материал и методы исследования
В современной психологии понятие «мотив» трактуется по-разному:
- психическое явление, становящееся побуждением к действию (К.К. Платонов);
- переживание потребности и ее удовлетворение (С.Л. Рубинштейн);
- предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания (Л. И. Божович);
- то объективное, в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направлена деятельность. За мотивом всегда стоит потребность (А.Н. Леонтьев) и др.
Большинство ученых разделяют мотивы на внутренние и внешние. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, человек хочет бескорыстно проявить себя в данном виде деятельности), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (статус, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах, которые, в свою очередь, могут быть положительными (мотивы достижения, успеха) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
В нашем исследовании мы использовали понятие мотивации, которое шире понятия мотива и понимается как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности.
Мотивация изучается в разных аспектах и объясняется учеными-психологами по-разному:
- система причин и факторов, обеспечивающих регулирование и поддержку поведения человека [9];
- совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [10];
- психологическая структура, состоящая из потребности в учении, смысла учения, мотивов учения, цели, эмоций, отношений и интересов [8].
С точки зрения ученых (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина (Остапенко), Ю.Н. Кулюткин, А.А. Реан, В.А. Сластенин), студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется наличием у него соответствующих мотивов. Как показали результаты их исследований, учебную деятельность студентов характеризуют преимущественно два типа мотивации - мотивация достижения и познавательная мотивация [12].
В ходе нашего исследования мы опирались на:
- выводы, сделанные в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др., где мотивация признается первым и обязательным компонентом учебной деятельности;
- заключения, сделанные И.А. Зимней, о том, что основой учебно-познавательной деятельности человека является познавательная мотивация. Для ее возникновения нужно создание проблемной ситуации, а для ее развития - правильные взаимодействия и отношения студентов и преподавателей [6];
- мнение А.А. Вербицкого о том, что мотивацию достижения следует поставить на службу мотивации познавательной. Это обеспечит общее и профессиональное развитие личности специалиста [3];
- данные, полученные некоторыми исследователями (А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум и др.), которые позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного количества у учащихся необходимых знаний, умений и навыков [10].
Исходя из этого, а также учитывая данные психологической теории учебной деятельности, в частности, структурное строение мотивации и её типы, в качестве одного из показателей сформированности профессиональных компетенций будущих учителей химии с использованием информационных технологий мы выделили сформированность положительной мотивации овладения профессией учителя химии. Кроме того, в результате анализа теорий мотивации, мы пришли к выводу, что для формирования личных и профессиональных качеств учителя химии, которые станут для него основой успешной профессиональной деятельности, необходимо, чтобы этот процесс включал в себя:
- побуждающий этап, состоящий в активизации студентов к познавательной деятельности;
- направляющий этап, заключающийся в подборе ориентиров и направлений деятельности и осознании учебных целей;
- регулирующий этап, позволяющий определять иерархию видов деятельности, в соответствии с этим выстраивать общую стратегию учебной деятельности;
- смыслообразующий этап, обеспечивающий формирование личностных смыслов выполняемой деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Активизация познавательной деятельности студентов и формирование у них положительной мотивации к процессу овладения будущей профессией, с позиций нашего исследования, предполагает широкое использование информационных технологий, а также целенаправленную деятельность преподавателя по совершенствованию форм, методов и средств, обеспечивающих формирование у студентов интереса к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Что касается форм обучения, то основная из них - лекция - может быть преобразована в лекцию-визуализацию. В этом случае происходит объединение речи преподавателя с визуальным рядом (слайды, презентация, видеосюжеты и пр.), что позволяет продемонстрировать сложные химические явления и процессы, которые не всегда возможно показать в реальной действительности. Кроме того, в работах некоторых педагогов-практиков для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях предлагается метод предварительной проработки материала по тематике предстоящей лекции (Е. А. Полицинский, Е. А. Румбешта и др.). По их мнению, применение этого метода способствует формированию у студентов умений самостоятельно обучаться способам конспектирования, используя при этом средства интернет-технологий.
Профессиональная деятельность учителя требует от него активного осмысления своего предназначения в этой деятельности, что определяется тем, осознана или нет деятельность в целом (и насколько глубоко и полно принята). Осознание (или неосознание) зависит не только от знания, но и от отношения субъекта к конкретному предмету или явлению. С. Л. Рубинштейн отмечает: «... для человека как личности ... фундаментальное значение имеет сознание, не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности» [11]. Осознание учебных целей тесно связано с формированием ценностных ориентаций личности. В этом отношении нас заинтересовала предложенная Д. В. Кортиевой, В. В. Айрапетовой организационная форма с применением информационных технологий - «интернет-клуб» [7]. Данная форма позволяет студентам широко использовать интернет-технологии (интернет-газета, телепередача, видеоклип, коллаж, фильм и пр.) при выполнении самостоятельной работы, что создаёт благоприятные условия для активизации их познавательной деятельности, формирования у них ценностных ориентаций в ходе профессиональной подготовки. Ценностные ориентации студентов, в свою очередь, будут способствовать формированию профессиональной позиции учителя химии, благодаря чему будут осознано профессиональное предназначение, а профессиональная деятельность обретет четкий смысл.
В психологической и социологической литературе позиция определяется как:
- сложная система отношений личности к обществу в целом, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность [1];
- устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [5];
- концептуальные ориентации субъекта [14];
- определенная структура ожиданий, зависящая от занимаемого индивидом положения в системе общественных отношений [2].
С. Г. Вершловский позицию учителя связывает с отношением к обучающимся, к средствам и методам образования, с отношением к себе как к профессионалу [4].
С точки зрения А.К. Марковой, формирование состояние профессиональной позиции учителя зависит от уровня сформированности у него положительной мотивации к будущей профессии, осознания им смысла своего труда [8].
Исходя из анализа сущности понятий «позиция», «внутренняя позиция», «позиция личности», «позиция учителя», а также содержания профессиональной деятельности учителя химии, мы считаем, что его позиция представляет собой систему фундаментальных знаний, интеллектуальных, эмоционально-оценочных отношений к химической науке, к химическому образованию школьников и основывается на глубоком убеждении в значимости естественнонаучных знаний для школьников, понимании своего предназначения в процессе формирования личности ученика, овладения им соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Сформированность такой позиции, с нашей точки зрения, будет способствовать более успешному выполнению своих профессиональных функций, совершенствованию процесса химического школьного образования и т.д.
Что касается организационных форм, посредством которых происходит формирование профессиональной позиции, то здесь нельзя недооценивать значение педагогической практики. Школа предоставляет студентам непосредственные условия для погружения в огромный мир их будущего профессионального труда. Очень важно, чтобы студент имел возможность общаться с педагогами-мастерами, организовывающими учебный процесс на высоком профессиональном уровне, имеющими авторитет среди учеников и коллег.
Вопросы, связанные с реализацией гуманистических ценностей педагогической профессии, формированием опыта положительного эмоционального отношения к работе учителя химии, поиском своего предназначения в деле обучения и воспитания школьников, могут решаться и с использованием таких компьютерных технологий, как:
- веб-форум, суть которого заключается в том, что каждый практикант ведет свою тему (так называемую «ветку»), в которой он делится собственными мыслями, отвечает на вопросы сокурсников, получает рекомендации от руководителя педпрактики и т.д.;
- сообщество в социальных сетях. Данная форма позволяет студентам, в первую очередь, более непосредственно и открыто делиться впечатлениями от работы с детьми, обсуждать морально-этические стороны профессии и пр.;
- конкурс профессионального мастерства «Учитель химии», предполагающий работу экспертной комиссии по оцениванию методических умений студентов проводить уроки и внеклассные мероприятия, мотивировать школьников к изучению химии, участие в котором направлено не только на развитие профессиональных педагогических умений, но и формирование у студенческой молодежи положительной мотивации к овладению профессией учителя.
Выводы или заключение
Таким образом, в профессиональной подготовке будущих учителей химии важным направлением деятельности педагогического коллектива вуза является формирование у них мотивации к овладению профессией. Для дальнейшего совершенствования этого направления необходимо выбирать методы и средства, формирующие ценностное отношение личности к профессии, а также обеспечивающие развитие преимущественно внутреннего типа мотивации, выражающейся в наличии у неё потребности осознанного освоения профессиональных компетенций; положительное отношение к учебной деятельности; наличие познавательной потребности, имеющей в своей основе мотивы успеха, достижения.
Рецензенты:
Максимова О.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.