Методические аспекты компьютеризации спортивно-педагогической подготовки являются предметом исследования в работах И.М. Беляевой [1], О.Б. Дмитриева [2], И.В. Дмитриева [3], П.К. Петрова [6], Е.А. Широбакиной [8], И.А. Яцынина [9] и других авторов. Предлагаемые способы применения ИКТ в учебной деятельности, как правило, обеспечивают иллюстративно-объяснительную и контролирующую функцию. В свою очередь, известно, что основным преимуществом компьютеризации обучения в профессиональном образовании является возможность автоматизировать процессы формирования специальных профессиональных компетенций. Это так называемая «тренинговая» функция ИКТ [4]. Накопленный практический опыт преподавания спортивно-педагогических дисциплин пока еще не располагает сведениями о формах и методах компьютеризации учебной деятельности, направленной на выработку умений применять знания в различных ситуациях. Таким образом, существует проблема определения педагогически оправданных средств и методов компьютеризации учебной деятельности по спортивно-педагогическим дисциплинам. В качестве способа ее решения предложим изучение потребностей образовательного процесса в компьютерных технологиях.
Цель исследования: изучить потребности образовательного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам в компьютерных технологиях учебного назначения.
Методы и организация исследования. Сбор сведений осуществлялся при помощи анкетного опроса. В качестве респондентов были приглашены 170 преподавателей, занятых в проведении занятий по различным видам спорта со студентами специальностей физической культуры и спорта. Социологический инструментарии был специально разработан для проведения настоящего исследования.
Характеристика респондентов: средний возраст - 43,8±1,07 года; стаж работы в вузе - 18,7±1,03 лет; ученые степени и звания имеют 23,5%.
Результаты и их обсуждение
Потребность в психологии рассматривается как внутренний побудитель активности человека, осознание отсутствия блага, предмет удовлетворения нужды [5, с. 21-35]. Особенностью потребностей в сфере информатизации образовательного процесса является то, что они подчинены закономерностям учебной деятельности и интегрированы в систему поиска способов ее улучшения.
Представим процесс формирования специальных компетенций как совокупность относительно самостоятельных видов учебной деятельности, объединенных общей целью. Каждый структурный элемент обеспечивает решение специфических задач, имеет систему средств и методов, а также показатели, характеризующие результативность работы студента. Для того чтобы выявить типичные затруднения преподавателей в организации и реализации практико-ориентированного обучения, им было предложено указать частоту применения отдельных видов учебной деятельности. Опираясь на опыт преподавания теории и методики вида спорта, мы сформулировали 11 вариантов видов учебной деятельности, результаты которых гарантированно востребованы на практике:
1) анализ техники двигательных действий с целью выделения основы, ведущего звена и деталей;
2) качественная характеристика наблюдаемого двигательного действия (правильно или неправильно);
3) фиксация, на основе наблюдения за упражнением, какие элементы техники выполняются с ошибкой;
4) диагностика выявленных ошибок в технике выполнения упражнения по шкале: грубая, значительная или погрешность;
5) характеристика причин искажения техники;
6) подбор специальных упражнений для решения конкретных задач процесса обучения двигательным действиям (в зависимости от этапа обучения, индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.);
7) проведение комплексов упражнений, направленных на обучение технике (элемента техники) двигательных действий;
8) принятие решения на основе анализа двигательных тестов о дальнейшем содержании процесса обучения;
9) подбор специальных упражнений, направленных на исправление ошибок в технике
10) дозирование и контролю нагрузки в процессе занятий физическими упражнениями;
11) судейство соревнований (элементы судейской практики).
Педагогические умения, основанные на знании техники двигательных действий, представлены вариантами учебной деятельности №№ 1-5. Выработка умений анализировать наблюдаемую технику двигательного действия с целью поиска ее содержательных элементов (вариант № 1), качественной оценки (вариант № 2) и выделения ошибок (вариант № 3) осуществляются в практике спортивно-педагогической подготовки с примерно одинаковой частотой: «применяется всегда» - 14,1-15,9%; «применяется часто, но не всегда» - 29,4-37,6%; «применяется по возможности» - 38,2-42,9%; «применяется очень редко» - 8,8-10%; «не применяется» - 0-2,9%. Умение анализировать технику вида спорта предполагает выполнение более сложных операций: диагностика выявленных ошибок (вариант № 4) и характеристика источников возникновения ошибок (вариант № 5). Всегда используют эти виды учебной деятельности в своей работе лишь 8,5% респондентов, «часто, но не всегда» - 15,9-23,5%, «по возможности» - 37,6%, «очень редко» - 25,3-29,4%, «не применяется» - 5,3-8,8%. Работа с ошибками в технике на этапе начального обучения требует особых условий обучения, которые не всегда могут быть созданы на практических занятиях. Принято считать, что данный вид учебной работы должен выполняться в ходе выполнения программ практик, когда студенты заняты в проведении уроков и тренировочных занятий.
Учебная деятельность, ориентированная на формирование умений применять физические упражнения для обучения двигательным действиям, представлена вариантами №№ 6-10. Обучение студентов проектировочным умениям (вариант № 6) практикуют в своей работе на уровне «часто» - 17,1% преподавателей, «часто, но не всегда» - 34,1%, «по возможности» - 34,1%, «очень редко» - 11,8%. Несколько более распространенным видом учебной работы является проведение студентами комплекса упражнений (вариант № 7): «часто» - 21,2%, «часто, но не всегда» - 42,9%, «по возможности» - 27,1%, «очень редко» - 7,1%. В содержании учебно-методической подготовки студентов данные виды учебной деятельности являются базовыми. Дальнейшее освоение программного материала предполагает выработку умений решать ситуативные задачи. Данная учебная деятельность связана с выполнением достаточно технологически сложных операций. Учебные задания, основанные на принятии решения по итогам результатов двигательных тестов (вариант № 8), можно отнести к категории редко используемых: на уровне «часто» получено лишь 1,8% ответов, «часто, но не всегда» - 20,6%, «по возможности» - 33,5%, «очень редко» - 26,5% и «не применяется» - 17,6%. Подбор упражнений, нацеленных на исправление ошибок в технике (вариант № 9): «часто» - 11,2%, «часто, но не всегда» - 32,4%, «по возможности» - 32,9%, «очень редко» - 21,2%, «не применяется» - 2,4%. Работу по дозированию и контролю физической нагрузки (вариант № 10) студенты выполняют: «часто» в 16,5% случаях, «часто, но не всегда» - 25,9%, «по возможности» - 27,6%, «очень редко» - 24,1%, «не применяется» - 5,9%. В сопоставлении покажем результаты учебной деятельности, методические аспекты которой достаточно очевидны - выполнение элементов судейской практики (вариант № 11). В варианте «часто» накоплено 21,2% ответов, «часто, но не всегда» - 24,7%, «по возможности» - 35,9%, «очень редко» - 15,3%, «не применяется» - 2,9%.
Данные, полученные на основании оценок, выставленных преподавателями, показывают, что виды практической деятельности, осуществляемой в рамках учебно-методической подготовки, связаны с определенными затруднениями. Из установленного нами перечня видов учебной деятельности лишь проведение студентами комплексов упражнений (вариант № 7) было охарактеризовано преподавателями как достаточно распространенное (сумма ответов «часто» и «часто, но не всегда» составило 64,1%). Другие, не менее важные для подготовки будущего специалиста, виды обучения применяются реже. Причиной является сложная природа дидактических процессов, сопровождающих формирование у будущих специалистов педагогических знаний и умений в области методики преподавания вида спорта. Отметим, что одним из общеизвестных достоинств компьютеризации образования является имитационное моделирование процессов и явлений, которые сложно реализовать в обычных условиях учебной деятельности. Для этого необходимо перевести сущностное содержание мыследеятельности, направленной на выработку практических компетенций, в формат компьютерной программы.
На современном этапе развития информатизации спортивно-педагогической подготовки отчетливо проявляется недостаток однозначных научных сведений, иллюстрирующих педагогическую целесообразность внедрения компьютерных технологий. На этом фоне целесообразно изучить ожидания преподавателей от применения средств ИКТ в образовательном процессе. Преподаватели характеризовали вероятность получения результатов, обусловленных применением ИКТ, с помощью шкалы оценочных суждений. Собранные сведения показаны в таблице.
Предполагаемые результаты информатизации учебного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам, %
Информатизация учебного процесса позволит: |
Затрудняюсь ответить |
Не будет такого результата |
Вероятность |
|||
очень низкая |
средняя |
высокая |
очень высокая |
|||
1) облегчить доступ студентов к учебно-методической информации |
2,9 |
0,6 |
3,5 |
17,1 |
44,7 |
31,4 |
2) обеспечить наглядность техники двигательных действий |
2,4 |
0,0 |
4,7 |
19,4 |
37,1 |
36,5 |
3) обеспечить наглядность тактики в спортивных играх |
6,3 |
0,0 |
3,2 |
17,5 |
47,6 |
25,4 |
4) автоматизировать контроль знаний студентов |
5,3 |
2,4 |
13,5 |
28,2 |
38,2 |
12,4 |
5) автоматизировать выработку у студентов профессиональных умений |
5,3 |
4,1 |
14,7 |
38,2 |
31,2 |
6,5 |
6) снизить загруженность преподавателя «непродуктивными» видами деятельности |
7,1 |
2,9 |
12,9 |
30,0 |
27,1 |
20,0 |
7) повысить качество спортивно-технической подготовки |
2,9 |
5,3 |
10,6 |
25,9 |
38,2 |
17,1 |
8) повысить качество учебно-методической подготовки |
2,4 |
0,0 |
4,1 |
21,8 |
46,5 |
25,3 |
9) повысить качество судейской подготовки |
3,5 |
0,6 |
11,8 |
37,1 |
32,4 |
14,7 |
Анализ полученных данных позволил сформировать три группы результатов. В первую группу отнесены показатели, обладающие, по мнению преподавателей, максимальной вероятностью реализации. Наибольшее количество ответов из группы «высокая вероятность» и «очень высокая вероятность» было выставлено в пользу следующих результатов: повышение доступности для студентов учебно-методической информации - 76,1%; обеспечение качества наглядности техники двигательных действий - 73,6% ответов; обеспечение качества наглядности тактики в спортивных играх - 73%. Это в совокупности должно, по характеристике наших респондентов, оказать позитивное влияние на качество учебно-методической подготовки студентов (71,8%). Вторая группа результатов объединяет те, которые имеют 50% вероятность: повышение качества спортивно-технической подготовки (55,3%); автоматизация контроля знаний студентов (50,6%); повышение качества судейской подготовки (47,1%); снижение загруженности преподавателя за счет уменьшения «непродуктивных» видов производственной деятельности (47,1%). Третья группа результатов с низким уровнем ожидания. К ней отнесена возможность автоматизации выработки у студентов профессиональных знаний и умений. Этот вариант ответа получил лишь 37,7% оценок высокой и очень высокой вероятности.
Большинство преподавателей трактуют компьютеризацию спортивно-педагогической подготовки с позиций оптимизации информационных процессов, осуществляемых в учебной деятельности. Обеспечение наглядности по своему технологическому назначению в структуре учебной работы также имеет информационное происхождение. Можно утверждать, что преподаватели отводят ИКТ вспомогательную функцию. Это означает, что данная технология не способна в настоящее время интегрироваться в структуру основных процессов, осуществляемых в ходе специальной профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта. Отсюда очевидным является факт невозможности обеспечить при помощи существующих технологических решений принципиально более высокий качественный уровень обучения студентов. В свою очередь, как показывают результаты опроса, 81,2% опрошенных преподавателей применяли бы на своих занятиях средства обучения, функционирующие на базе компьютерной техники. 74,7% готовы участвовать в разработке таких дидактических средств. Компьютерное обеспечение на рабочем месте оказывается низким. Лишь у 21,2% преподавателей рабочее место оборудовано компьютером. Личный компьютер имеется у 89,4% респондентов.
Таким образом, данные, полученные в ходе опроса, указывают на относительно низкий уровень компьютеризации основных дидактических процессов, сопровождающих спортивно-педагогическую подготовку. Существующие на данный момент формы применения ИКТ не способны обеспечить качественно более высокую эффективность учебной работы. Причем данная ситуация фиксируется несмотря на существование определенных достижений в теории и практике информатизации высшего физкультурного образования. Возможной, наиболее очевидной, по нашему мнению, причиной такой ситуации является то, что подавляющее большинство методических разработок проектировались без предварительного исследования потребностей практики спортивно-педагогической подготовки в средствах ИКТ.
Изучение опыта преподавания спортивно-педагогических дисциплин показывает, что ведущей направленностью образовательного процесса является формирование у студентов комплекса компетенций, вырабатываемых в ходе спортивно-технической и учебно-методической видов подготовки. Соответственно, именно эти виды подготовки должны стать основными объектами для внедрения информационно-технологического обеспечения.
Выводы. Потребности образовательного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам в средствах ИКТ обусловлены следующими обстоятельствами:
- средства компьютерной визуализации предоставляют значительно более широкие возможности в предъявлении студентам информации учебного назначения о технике двигательных действий и соревновательной тактике;
- в условиях дефицита учебного времени, отводимого соответствующими программами подготовки специалистов, на освоение вида спорта существенно возрастает роль инструментов, которые оптимизируют информационные процессы образовательного содержания (сбор, накопление, хранение, предъявление учебной информации, а контроль эффективности ее освоения);
- при помощи ИКТ может быть выполнено моделирование тех видов производственной деятельности, которые сложно или невозможно реализовать с помощью традиционных методических подходов.
Выработку у студентов умений применять знания в видах деятельности, связанные с обучением технике двигательных действий, следует считать главным требованием к содержанию и функциям компьютерной программы учебного назначения, специфически предназначенной для применения на занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам. Данные, изложенные в настоящем исследовании, позволили конкретизировать требования к назначению и функциям программной оболочки, а также порядку оформления учебного контента автоматизированной обучающей системы по спортивно-педагогическим дисциплинам [7].
Рецензенты:
Барков В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», г. Гродно.
Врублевский Е.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры и спорта УО «Полесский государственный университет», г. Пинск.