Рассматривая возможности постнеклассического периода в аспекте современного познания, можно отметить, что он имеет преимущества, поскольку выделяет «человекомерность» научного знания, рассматривая это как глобальную тенденцию науки. Важно подчеркнуть, что эффективность постнеклассического периода связана с учетом всего комплекса антропологических факторов, развитием социальной среды, интерактивных межсубъектных коммуникаций. Таким образом, в постнеклассической науке утверждается, что мироздание, биосфера, ноосфера, общество и человек представляют собой единую целостность. При этом человек, познающий объект, находится не вне, а внутри него - он лишь часть, познающая целое. Здесь человек включается в контекст науки не только в качестве объекта исследований, а в качестве особого параметра порядка, влияющего на результат научного знания. В связи с этим, возникает необходимость рассмотрения феномена креативности личности и механизмов ее развития в различных контекстах в рамках принципиально нового методологического подхода - векторно-контекстуального.
Этимологические корни самого слова «вектор» и «контекст» следующие. Латинское слово «vector» трактуется как буквально несущий, движущая сила, «contextus» дает значение понятию как тесная связь, соединение. Как правило, контекст образуется не только связями, а группой факторов и связей, в которых доминирующим может оказаться какой-то один из видов связей, либо преобладающую роль будут играть группы факторов, связей или отношений.
По нашему мнению, векторно-контекстуальный подход - это интегративный подход, устанавливающий соотношение между феноменами «вектор», показывающего направление действия силы и «контекст», локализующего события или процессы в пространстве и времени. В контексте данного подхода развитие креативности личности определяется взаимодействием среды, многочисленных социальных, психологических и исторических факторов, при этом главной составляющей процесса развития креативности является, в первую очередь, направленная активность студентов, их действия, включенность в образовательный процесс. Из многочисленных акций, действий и интеракций складывается общий ход и интегральные результаты процесса развития креативности.
Анализируя представления о феномене «креативность», мы определяем креативные способности с позиций векторно-контекстуального подхода как ценностно-личностную созидательную категорию, которая будучи имманентной стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний, умений и навыков, сколько ориентированностью или направленностью личности на другого, способностью предвосхищать результат, вычленять в постоянном потоке восприятия значимые для нее фрагменты информации, изменять устоявшиеся стереотипы с целью получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений задач в различных контекстах.
Учитывая тот факт, что профессиональная деятельность специалистов гуманитарного профиля тесно связана с коммуникативным взаимодействием между людьми и профессиями социономного типа, в качестве ключевых среди личностных качеств специалистов гуманитарного профиля мы выделили способность к прогнозированию, профессиональную рефлексию, исследовательскую позицию, другодоминантность, необходимые для совершения деятельности и действий, направленных на созидание новых образовательных продуктов. В контексте совместно-диалогической деятельности участников образовательного процесса возникает пространство интеракции, которое включает обозначенные нами векторы (исследовательская позиция, другодоминантность, профессиональная рефлексия, способность к прогнозированию), при этом категория «вектор» здесь выступает как элемент психологического пространства личности, обладающий направлением и дихотомическими проявлениями - нарастанием или деструкцией. В этом случае образуется интеракция как исключительно феноменальное следствие взаимодополнения и взаимодействия упорядоченных контекстов - психологического, телесного, социокультурного, духовно-нравственного, образующих механизм развития креативности. Взаимодействие креативных способностей, системно связываемых в особую целостность с тенденцией к саморазвитию, образуют креативный потенциал личности.
Акцентируя свое внимание на психологической сущности феномена «креативные способности студентов вузов гуманитарного профиля» отметим, что постоянно изменяющаяся внешняя среда часто требует от человека разрешения новых задач и проявления креативных способностей. В этих условиях его адаптация может быть эффективной только при наличии способности прогнозировать определенные события ближайшего или отдаленного будущего, чтобы максимально эффективно действовать в новых условиях. Способность к прогнозированию, к предвосхищению будущего, основанного на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации, проявляется на разных уровнях познавательной деятельности: сенсорно-перцептивном, речемыслительном и уровне представлений [4]. Однако для того, чтобы прогнозирование было возможным, человек должен обладать способностью - вычленять в постоянном потоке восприятия значимые для него фрагменты информации.
В связи с этим еще одной важной составляющей креативных способностей является исследовательская позиция, которая характеризуется как свойство и проявление личности, позволяющее человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью.
Относительно коммуникативного взаимодействия для специалиста гуманитарного профиля определяющую роль играет постепенное вытеснение принципа деятельности принципом взаимодействия в коллективном творчестве, при этом влияние креативных способностей должно отражаться не только в мыслительной активности человека, его исследовательской позиции, но и в межличностном общении.
Другодоминантность - ориентированность или направленность личности на другого. Понятием «другодоминантности» как предпосылки подлинного «глубинного» общения Г.С. Батищев обозначает принцип, который выводит человеческого субъекта с его «своецентризмом» навстречу Другому и Другим. Соответственно этому, участник образовательного процесса наделяет своего партнёра презумпцией равенства себе: «один для другого - то же, что и другой для него, никакой выделенной позиции у субъекта нет. Другой познается в сопереживании, как мое другое я, как alterego» [3, с. 90]. Иными словами, развитие креативных способностей личности проходит наиболее эффективно, если в условиях совместного решения задач реализована доминанта на Другого, при этом результат деятельности по решению группой проблемной ситуации определяется совокупным вкладом характеристик всех членов группы, а не влиянием наиболее креативного участника дискуссии.
И наконец, в контексте профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля в современных условиях важным механизмом продуктивного мышления выступает профессиональная рефлексия (от латин. reflexio - обращение назад), которая представляет собой особую организацию процессов понимания происходящего в широком системном контексте (включающая оценку ситуации и действий, нахождения приемов и операций решения задач). Ее можно также рассматривать и как процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения). Кроме того, рефлексия может быть направлена на предмет деятельности, на саму деятельность, на действия или индивида, или других людей, на их взаимодействия. В процессе рефлексии обеспечиваются самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности. В то же время феномен рефлексии рассматривается как самопрезентация и самоанализ себя и своих чувств, помогает выявлению смыслов поведения и в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач. Как механизм саморегуляции, профессиональная рефлексия выполняет функцию не только многоуровневой обратной связи, но и организации, регулировки психических процессов «второго порядка», таких как прогнозирование, планирование и антиципация [2]. Многообразие функций, которые рефлексия выполняет в процессе мыследеятельности и в поведении и значимость ее роли в регулировании поведения и действий, дают все основания рассматривать рефлексию как важный элемент креативности личности, ее профессионально-личностной рефлексии, недостаточное развитие которой лишит его возможности конструктивно совершенствовать свое профессиональное мастерство, обозревать и наполнять новым содержанием «пространство своей внутренней духовной жизни, осознавать свою профессиональную деятельность и многообразный, сложный мир педагогической действительности в контексте социокультурных процессов и явлений.
Компаративистский анализ представленных выше подходов дает нам основание для выявления механизмов, лежащих в основе формирования креативных способностей личности. Под механизмом формирования креативных способностей личности мы понимаем объединенную, согласованную и скоординированную деятельность участников образовательного процесса, имеющую перманентный характер действий, а также комплекс внешних и внутренних факторов, образующих единое пространство интеракции, во взаимодействии с которым происходит развитие креативных способностей и профессиональное совершенствование личности. В качестве системообразующего начала в структуре креативных способностей выступает самость (Я) -целостный спектр психических явлений у человека, выражающая единство личности как целого. На рис. 1 представлена структура креативных способностей личности с позиций векторно-контекстуального подхода.
Рис.1.Структура креативных способностей личности с позицийвекторно-контекстуального подхода
Отметим, что в качестве факторов, обеспечивающих актуализацию креативных способностей, необходимо рассматривать, прежде всего, особенности совместной творческой деятельности, активизирующей воображение, мышление, а также внутреннюю мотивацию студентов. С точки зрения развития креативных способностей необходимо не только накопление знаний, но и приобретение самого разнообразного опыта, позволяющего формировать индивидуальные мнения, убеждения, развивать созидательное мышление, носящее конструктивный характер. Именно поэтому, важнейшими механизмами развития креативных способностей студентов вуза гуманитарного профиля в рамках векторно-контекстуального подхода выступают интерактивная образовательная среда, которая определяется нами как образовательный процесс, где студенты, опираясь на свой личностный потенциал, вовлечены в интерактивную учебно-познавательную деятельность, способствующую их саморазвитию и самоосуществлению. В этом контексте, в качестве важного педагогического требования к образовательному процессу выступают непрерывность, преемственность и включение студентов в самостоятельное управление творческим процессом, что позволит сформировать потребность в творческом поиске, сформировать исследовательскую позицию. При этом, акцент следует делать не только на интеллектуальную подготовку студентов, но и на развитие систем отношений взаимодействия индивидов и возможностей их самоопределения в этих отношениях. Отметим, что основной вектор при построении образовательного процесса предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. В связи с этим, для развития креативных способностей студентов вуза гуманитарного профиля особое значение приобретает дидактическое обеспечение названного процесса. Предлагаемый нами векторно-контекстуальный подход связан с созданием антрополого-психологической модели образовательной среды, ориентированной на развитие креативных способностей личности, взаимодействующей с различными контекстами, при этом наиболее эффективными методами, позволяющими обеспечить актуализацию креативного потенциала студентов, являются интерактивные технологии и методы, способствующие созданию пространства рефлексивного диалогического взаимодействия.
В нашем понимании, интерактивные методы(«inter» - это взаимный, «act» - действовать) - это те методы, которые обеспечивают, прежде всего, взаимодействие между преподавателем и студентами в процессе обучения, детерминацию личности участников образовательного процесса в сторону развития их креативных способностей, выработку умений ориентироваться в ситуациях альтернативного выбора, способствующих возникновению «изобретений» и «открытий» и обеспечивающих достижение высокого уровня обучения, предполагающего истинное творчество в процессе различных видов активности: физической, социальной и познавательной [5].
Наш опыт показал, что к наиболее эффективным интерактивным методам, способствующим развитию креативных способностей студентов вузов гуманитарного профиля выступает метод интерактивной игры, метод аналогий и метафор, метод анализа конкретных ситуаций (casestudy) и технология веб-квест.
Метод интерактивной игры (ролевые и деловые игры) выступает одним из особенно продуктивных, создающих оптимальные условия развития креативных способностей участников педагогического процесса. При этом, ситуация общения раскрывается как система взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. В интерактивной игре студент выбирает для себя в качестве партнера «значимого другого» и ориентируется в своих действиях и реакциях на его поведение, на то, как он сам воспринимается «значимым другим». В этом контексте, взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого»,представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Другим методом, способствующим формированию креативных способностей, выступает метод аналогий и метафор. По убеждению Аристотеля, «располагаясь посередине между непонятным и общеизвестным, метафора, больше чем что-либо, способствует знаниям» [1] . Всякий раз, оказываясь в новой ситуации, человек старается осмыслить ее, соотнося происходящее с чем-то уже знакомым. Когда он мыслит аналогиями, то переносит глубинную структуру известного ему класса объектов на неизвестный объект. Этот мыслительный процесс, согласно Дж. Халперну, называется структурным отображением, что означает создание в памяти сетевых структур, репрезентирующих понятия, при котором внутренние структурные связи и внешние признаки (физические характеристики), служащие основой для кодирования, являются общими для каждого понятия [6].
Метод анализа конкретных ситуаций (casestudy) является специфической разновидностью проектной технологии. В проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности студентов, тогда как в данном методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
Несомненно, объединение в новом взаимодействии различных способностей человека, информационных сетей, письменных, устных, аудиовизуальных способов коммуникации и ряда контекстов с течением времени подвергаются все большей трансформации. Такая потенциальная интерактивность меняет современную культуру, в результате чего рождается новая культура - культура виртуальной реальности и компьютерная коммуникация становится принадлежностью образованной части населения, помогая в решении профессиональных задач, охватывая сферу социальной активности.
Совершенным результатом обучения студентов в условиях современного вуза считается умение самостоятельно ставить задачу, прогнозировать ее результат, находить знания из различных источников, оценивать результаты своей деятельности и затем вновь формулировать новые задачи. Именно поэтому, следующим возможным решением проблемы развития креативных способностей студентов выступает технология веб-квест (Б. Додж, Т. Марч) - инновационная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность студентов с управляющей ролью преподавателя посредством информационно-коммуникативных технологий. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя поставленную педагогом учебную задачу. Названная технология сочетает проблемное задание с элементами ролевой игры. В процессе работы студент учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, обучается работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль), приобретает опыт участия в дискуссии. Результатом работы с веб-квестом, является появление культурных атрибутов, публикации минипроектов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет). В качестве критериев оценки веб-квеста рекомендуется использовать оригинальность проекта, его исследовательский характер, качество аргументации, проявление навыков работы в микрогруппе, качество текста и устного выступления (презентации).
Итак, интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия. Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются: принцип организации мыследеятельности; принцип организации смыслотворчества; принцип организации рефлексии и свободы выбора.
В качестве детерминант, оказывающих влияние на развития креативных способностей студентов вуза гуманитарного профиля выступают структурные компоненты креативных способностей, рассмотренных нами с позиций векторно-контекстуального подхода. Развитие названных способностей возможно через адекватное дидактическое обеспечение, в роли которого выступают интерактивные технологии и методы, позволяющие развивать способность к прогнозированию, исследовательскую позицию, другодоминантность, профессиональную рефлексию.
Рецензенты:
Царева Р.Ш., д.п.н., профессор, профессор, Стерлитамакский филиал НОУ ВПО «Восточно-экономическая юридическая академия», г. Стерлитамак.
Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор, профессор, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.