Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTORS AFFECTING THE FORMATION POSITIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN SPORTS TEAMS

Neretin A.V. 1 Komarov A.P. 1 Tamozhnikov D.V. 1
1 Volgograd State Academy of Physical Education
The factors influencing the formation of positive socio-psychological climate in the team sports, and consider ways to optimize it. The structure of trainers’ competence of creating positive social and psychological climate in sport team and the criteria of formation have been revealed: awareness of the importance of the competence for a professional coach; knowledge of the theoretical foundations of the sports community; availability of communication and organizational skills; susceptibility to coach the internal state of the athlete, his personality, value-semantic field; ability to control the degree of its impact on another person; ability to timely and psychologically reasonably regulate the relations between the athletes and implement them in productive activities; perceptual skills, experience empathy, pedagogical intuition. Conducted formative experiment, analyze the results, confirming the need for a sports coach in this direction.
social and psychological climate
competence
sports team
structure of competence
competency criteria of formation
professionally-oriented situation

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены успешно взаимодействовали на поле, гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе большое искусство и большой педагогический труд [4].

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах, формирования благоприятного социально-психологического климата спортивных команд. В XXI веке в спорте на первый план выдвигается проблема обучения тренеров методам социально-психологического обеспечения всех процессов и форм психологической работы со спортсменами и эффективному решению спортивно-воспитательных задач с учетом закономерностей межличностного общения в совместной спортивной деятельности.

Практическая потребность комплектования спортивных коллективов, управления этими коллективами, формирования межличностных отношений ставит тренеров в весьма затруднительную ситуацию, где здравого смысла и педагогического мастерства уже явно не хватает, а требуется знание психологических законов и закономерностей формирования социально-психологического климата коллектива.

Благоприятный психологический климат не складывается сам собой, в особенности, если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для комплектования и эффективного функционирования спортивной группы необходимо управление квалифицированным специалистом. В теории и методике подготовки футбольной команды, психологическая подготовка, как отдельного спортсмена, так и команды в целом представляет собой скрытый резерв повышения эффективности соревновательной деятельности, оптимизации учебно-тренировочного процесса, формирования внутренней мотивации, развития личности и увеличения вариативности возможностей управления коллективом [2].

Результаты и их обсуждение. Сложность управления заключается в специфичности объекта управления – спортивной команды, которая не имеет достаточно формализованной жесткой структуры взаимодействий и в которой очень многое зависит от неформализуемых межличностных отношений, которые с трудом поддаются прямому воздействию и могут возникать спонтанно. Нельзя говорить, что сфера взаимоотношений совсем лишена каких-либо причин. Они возникают, когда для этого создаются соответствующие условия. Поэтому необходимо выделить такие признаки групповой деятельности, которые можно произвольно изменять и тем самым создавать необходимые для формирования положительного социально-психологического климата условия [5]. На схеме представлены слагаемые социально-психологического климата и факторы, на него влияющие.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Оптимизация социально-психологического климата в спортивной команде – важный ресурс ее игровой эффективности. Специфика командной спортивной деятельности требует от тренера постоянного анализа динамики отношений спортсменов с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Оптимальный социально-психологический климат в спортивной команде оказывает прямое положительное влияние на эффективность соревновательной деятельности спортивной команды, а также на динамику раскрытия таланта отдельных спортсменов, которым необходима определенная атмосфера, чтобы проявлять свои способности в ходе соревновательных игр, чувствуя поддержку команды [1].

В рассмотрении данного вопроса мы пошли дальше и проанализировали возможности тренера как компетентного специалиста решить проблему формирования положительного социально-психологического климата. Компетентность тренера в данном вопросе представляется нам совокупностью специальных знаний, умений, навыков и психолого-педагогических качеств личности, обеспечивающей повышение эффективности решения профессионально-педагогических задач по совершенствованию подготовленности спортсменов посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной команде [3].

По данным диагностирующего эксперимента, проведенного на курсах повышения квалификации спортивных тренеров, можно заключить, что лишь 26 % практикующих тренеров способны решать проблему саморазвития спортивного коллектива и целенаправленно формировать положительный социально-психологический климат в команде. Лишь 17 % – при этом основываются на знании психологии спортсменов и перцептивных способностях, что является необходимым условием высокого уровня сформированно­сти данной компетентности. Решение этой задачи затрудняют дефицит научных исследований в области подготовки будущих тренеров к данной сфере деятельности, отсутствие достаточно эффективных научно-практических разработок по подготовке тренеров к созданию детско-юношеских спортивных коллективов.

Рассматривая структуру компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде, можно выделить следующие компоненты: 1) мотивационно-смысловой, характеризующий принятие будущим тренером значимости данной сферы его профессиональной деятельности; 2) когнитивный, включающий психолого-педагогические и специальные знания об особенностях спортивного коллектива и закономерностях его формирования; 3) конструктивный, связанный с проектированием ситуаций поддержки психологического климата, со способностью тренера планировать и организовывать мероприятия по созданию положительного социально-психологического климата в ходе учебно-тренировочного процесса; 4) деятельностно-организационный, предполагающий владения технологиями нормализации и поддержания социально-психологического климата; 5) рефлексивный, связанный с оценкой состояния и изменений в психологическом климате спортивной команды, с самоорганизацией и психологической саморегуляцией самого тренера.

Анализ характеристик данного качества и наблюдений за его проявлениями позволили выделить критерии сформированности данной компетентности: осознание значимости данной компетентности для профессионального тренера; знание теоретических основ развития спортивного коллектива; наличие коммуникативных и организаторских способностей; восприимчивость тренера к внутреннему состоянию спортсмена, к его личностной, ценностно-смысловой сфере; умения контролировать степень своего воздействия на другого человека («чувство меры»); умения своевременно и психологически обоснованно регулировать отношения между спортсменами и реализовывать их в продуктивной деятельности; перцептивные умения, опыт эмпатии, педагогической интуиции.

Модель компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде представлена на схеме (рис. 2).

Рис. 2. Модель компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата

Для экспериментального подтверждения необходимости формирования компетентности в создании положительного социально-психологического климата у тренеров и определения направлений экспериментальной работы нами был проведен сравнительный анализ уровня развития рефлексивного компонента данной компетентности у студентов и тренеров по футболу, имеющих определенный опыт работы (I, II и высшая квалификационные категории). Исследование проводилось на базе АНО «Регионального центра подготовки специалистов в сфере футбола «Волгоград», в рамках курса получения тренерами аттестационной квалификации уровня «С» по европейской системе лицензирования.

Данное исследование показало, что наличие практического опыта работы не всегда определяет уровень компетентности в социально-психологической сфере работы со спортивной командой. Причиной здесь может выступать то, что приобретенный в ходе практической деятельности опыт предполагает наполнение профессиональных ситуаций личностным смыслом и закрепляет выполнение одних ситуаций в ущерб другим. Без стремления к комплексному развитию всех компетентностей, необходимых для профессионального роста, тренер определяет круг наиболее важных сторон подготовленности спортивный команды, на которые он делает основной акцент. И когда опыт сформирован, он начинает постепенно становиться сдерживающим фактором, барьером на пути дальнейшего профессионального развития.

Следующим шагом стало тестирование тренеров и студентов по методикам, результаты которых отражают сформированность рефлексивного компонента компетентности в создании положительного социально-психологического климата: тест «Знаете ли вы психологию юных спортсменов» и тест на выявление уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко) [2]. В тестировании приняли участие 52 тренера по футболу I, II и высшей квалификационной категории и студенты 2-4 курсов ФГБОУ ВПО «ВГАФК», специализации – футбол.

Интерес представляют результаты второго теста. Мы сравнили показатели эмпатических способностей тренеров, имеющих профессиональный опыт работы с командами не менее трех лет и студентов, участвующих в экспериментальной программе. Этот тест предполагает дифференциацию результатов по нескольким составляющим эмпатических способностей, таких как: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность эмпатии; идентификация в эмпатии. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития эмпатических способностей

Характеристики эмпатических

способностей

Превосходство ср. арифм. по группам в %

тренеры

студенты

1.

Рациональный канал эмпатии

23,4

 

2.

Эмоциональный канал эмпатии

 

14,3

3.

Интуитивный канал эмпатии

2,7

 

4.

Проникающая способность эмпатии

17,1

 

5.

Идентификация в эмпатии

 

7,6

6.

Установки, способствующие эмпатии

 

3,9

Разница средних показателей набранных единиц, выраженная в %, показывает превосходство в различных характеристиках эмпатических способностей, выраженность одного из каналов эмпатии у групп респондентов. Общий уровень эмпатических способностей у тренеров средний, но, анализируя данные таблицы, можно отметить, что они превосходят студентов по уровню развитости рационального канала эмпатии на 23,4 % и по проникающей способности эмпатии на 17,1 %. Эти характеристики эмпатических способностей являются наиболее важными для профессиональной деятельности тренера. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека – его состояние, проблемы, поведение, что является важным компонентом для восприимчивости тренера внутреннего состояния спортсмена и возможности психологического воздействия на него. Проникающая способность в эмпатии отражает коммуникативные свойства тренера, которое позволяет создать атмосферу открытости, доверительности, положительного настроя в общении. Оптимизация общения спортсменов и создание благоприятной атмосферы в коллективе зависит от коммуникативной компетентности самого тренера, поэтому данное свойство также является определяющим в готовности к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде. Студенты достоверно превосходят профессиональных тренеров в таких компонентах эмпатии, как эмоциональный канал эмпатии и идентификация в эмпатии, которые позволяют отождествлять себя с собеседником, чувствовать себя на его месте и устанавливать эмоциональное соответствие. Это важные элементы для осуществления первоначального контакта с группой при умении в дальнейшем рационально использовать эти процессы для управления спортсменами. Проведенное тестирование доказывает, что практический опыт работы вносит свои коррективы в структуру сформированности компонентов изучаемой компетентности и определяет направления для развития необходимых способностей и умений будущих тренеров.

В заключении можно отметить, что рассматриваемая компетент­ность является значимой частью профессионального мастерства спортивного тренера, и сформированность всех ее компонентов позволяет системно и педагогически обоснованно вести работу по созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде, что в итоге повышает эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Данное направление перспективно для использования в системе подготовки будущих тренеров к созданию и поддержанию положительного социально-психологического климата в спортивной команде как одного из приоритетных направлений профессионального образования специалиста спортивной сферы.

Рецензенты:

Шамардин А.А., д.п.н., профессор кафедры теория и методика футбола Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград;

Сериков В.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.