Анализ отказов и неисправностей автобусов ЛиАЗ проводился на основе данных, предоставленных ООО «Автобусный парк» (г. Великий Новгород, ул. Хутынская, 10). По состоянию на 01.07.2013 г. в Великом Новгороде большая доля пассажирских перевозок (56,1 %) приходится на ООО «Автобусный парк» и 43,9 % на остальные предприятия: ОАО «ТД» (6,6 %), ООО «Автопрокат» (9,3 %), ООО «Городское ПАТП» (21 %), ООО АТП №3» (7 %).
Основным видом деятельности ООО «Автобусный парк» является перевозка пассажиров автобусами по городским маршрутам. На предприятии осуществляется ремонт и техническое обслуживание подвижного состава. Все виды работ по техническому обслуживанию и ремонту проводятся своими силами. Ежедневное обслуживание подвижного состава (осмотр, мойка, уборка, заправка, хранение) также проводится на территории предприятия.
Только за 2013 год был зарегистрирован 3271 отказ на линии автобусов ЛиАЗ, и, учитывая, что многие автобусы отработали около половины смены или ремонт был произведен в короткие сроки, имели место значительные финансовые потери для предприятия. Такое достаточно большое количество отказов на линии связано, скорее всего, с вероятностными ошибками диагностирования и недостатками в системе технического обслуживания, что несомненно требует совершенствования системы диагностики автобусов перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также совершенствования самой системы технического обслуживания. Также многие автобусы простаивают в ремонте продолжительное время из-за отсутствия нужных запчастей, что, в свою очередь, тоже влечет за собой финансовые потери. В связи с этим появляется необходимость принятия мер по уменьшению количества отказов на линии и невыходов автобусов на линию.
Статистические данные были предоставлены по 118 автобусам ЛиАЗ, в виде электронного журнала. Данный электронный журнал представляет собой набор не систематизированных записей по отказам и неисправностям автобусов, и поэтому одной из главных задач, которые ставились руководством ОАО «Автобусный парк», была систематизация и анализ этих данных с целью выявления наиболее «слабых мест». Методики проведения исследований и анализа результатов, а также промежуточные результаты исследований были опубликованы в ряде научных работ [1–5].
В электронном журнале содержится информация по всем отказам и неисправностям автобусов ЛиАЗ за период с 2011 по 2013 год. Помимо этого, в нем содержатся данные о марке автобуса, его гаражный номер, дата случая и время, наименование неисправности и системы (следует отметить, что наименование неисправностей и систем в журнал записывались со слов водителя), в которой произошел отказ или неисправность, время начала и конца ремонта. Пример страницы электронного журнала показан на рисунке 1.
Рисунок 1. Страница электронного журнала данных об отказах и неисправностях автобусов ЛиАЗ
Анализ данных электронного журнала проводился по следующим основным признакам:
-
количество отказов на линии, невыходов на линию и заявок на ремонт;
-
количество отказов на линии по системам;
-
количество невыходов на линию по системам;
-
количество заявок на ремонт по системам.
На рисунке 2 приведена гистограмма отказов на линии, невыходов и заявок на ремонт автобусов ЛиАЗ за 2011–2013 гг.
Рисунок 2. Гистограмма отказов на линии, невыходов и заявок на ремонт
В дальнейшем анализ проводился отдельно по отказам на линии, невыходам и заявкам на ремонт по отдельности с целью выявления агрегатов и систем с максимальным числом отказов. На рисунке 3 приведена гистограмма распределения отказов на линии по отдельным системам, узлам и агрегатам.
Рисунок 3. Количество отказов на линии по системам за 2011–2013 гг.
По приведенным данным максимальное число отказов было зафиксировано по следующим системам, узлам и агрегатам:
-
воздушная система;
-
двигатель;
-
резина;
-
ремни привода агрегата;
-
система охлаждения;
-
электрооборудование.
На рисунке 4 приведено распределение невыходов автобусов на линию по причине неисправности отдельных систем, узлов и агрегатов.
Рисунок 4. Количество невыходов по системам за 2011–2013 гг.
Основными причинами невыходов автобусов на линию являются неисправности следующих систем, узлов и агрегатов, «отсутствие водителя» не принималось во внимание, так это не может быть отнесено к отказам или неисправностям:
-
воздушная система;
-
двигатель;
-
кузов;
-
система охлаждения;
-
электрооборудование.
На рисунке 5 показано распределение заявок на ремонт по отдельным системам, узлам и агрегатам.
Рисунок 5. Количество заявок на ремонт по системам за 2011–2013 гг.
Из рисунка видно, что максимальное число заявок было зафиксировано по следующим системам, узлам и агрегатам:
-
воздушная система;
-
двигатель;
-
кузов;
-
освещение и свет;
-
система охлаждения;
-
электрооборудование.
По общей совокупности количества отказов на линии, невыходов на линию и заявок на ремонт по различным системам были выявлены три основные системы, по которым было зафиксировано наибольшее количество технических воздействий:
-
воздушная система;
-
двигатель;
-
система охлаждения;
-
электрооборудование.
При проведении дальнейших исследований именно им уделялось особое внимание. На рисунках 6–9, в качестве примера, приведены результаты анализа причин отказов на линии для данных систем.
Рисунок 6. Причины отказа автобусов ЛиАЗ на линии
Рисунок 7. Причины отказа автобусов ЛиАЗ на линии
Рисунок 8. Причины отказа автобусов ЛиАЗ на линии
Рисунок 9. Причины отказа автобусов ЛиАЗ на линии
Проведенный анализ позволил выработать рекомендации по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта автобусов ЛиАЗ в ООО «Автобусный парк», которые были представлены руководству предприятия.
Рецензенты:
Швецов И.В., д.т.н., профессор, академик Российской Академии Естествознания, заведующий кафедрой промышленной энергетики ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород;
Майоров В.А., д.т.н., профессор, профессор кафедры промышленной энергетики ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород.