Современная система педагогического и дополнительного профессионального образования педагога характеризуется изменениями, вызванными ориентацией на достижение европейских образовательных стандартов. В данной связи требуется изменение парадигмы образования педагога; выявляется необходимость разработки новых подходов к изучению предметов, смена содержания, форм, методов, средств, технологий в отечественном педагогическом и дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающая условия для саморазвития педагога.
В современных исследованиях по истории педагогики отмечается необходимость выработки «концептуально-теоретических положений образовательной политики России на основе культурно-исторической преемственности и инновационного развития экономики» [1, с.6]. Ввиду сложности и многомерности характера исторически сложившихся взаимоотношений между центром и периферией российского многонационального государства историко-педагогические исследования призваны особое внимание уделить углубленному и всестороннему анализу соотношения национально-регионального и общероссийского компонентов в педагогическом образовании.
В историко-педагогической ретроспективе содержательно реализовывались следующие модели содержания педагогического и дополнительного профессионального образования педагога: государственная, православная, антропологическая, культурологическая, деятельностная, компетентностная.
Установлено, что государственная модель становления и развития системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога основана на следующих концептуальных положениях: приведение системы в соответствие с мировыми и европейскими стандартами; государственно-общественное управление образованием; регионализация образования.
Православная модель, представленная в основном в дореволюционный период, отражала следующие ключевые положения: необходимость организации учебных заведений по подготовке педагогических кадров, которые будут выступать подвижниками дела народного просвещения (К.П. Победоносцев); неразрывная взаимосвязь государства и церкви в подготовке педагогов (С.И. Миропольский); духовно-нравственное развитие и воспитание личности на основе православных ценностей.
Антропологическая модель основывается на следующих положениях: антропоцентризм и гуманизм, ориентированные на потребности общества и личности. Для антропологической концепции приоритетом являлась цель - «развитие человека, очеловечивание образования» [2, с. 155].
Культурологическая модель представлена следующими положениями: ориентация содержания образования на педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре.
Деятельностная модель ориентирована на инвариантную структуру конкретных видов деятельности: познавательной, целемотивационной, коммуникативной, преобразовательной, технико-технологической, эстетической и физической.
Компетентностная модель ориентирована на уход от знаниевой парадигмы. В основе лежат понятия компетенции и компетентности педагога.
Вместе с тем все же резонируя с более широким социально-политическим, научным, педагогическим контекстом в разработке исследуемой проблемы выделены и сущностно охарактеризованы ряд взаимосвязанных периодов. В основу периодизации были положены следующие критерии: особенности социального запроса к предметности разработки системы педагогического и дополнительного образования педагога; приоритетная направленность в педагогическом и дополнительном профессиональном образовании педагога; доминирующие научные направления в педагогике; создание, увеличение численности образовательных учреждений.
Становление и развитие системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога в Оренбуржье в XVIII - конце XX века включало в себя следующие этапы.
- Подготовительный этап (1744-1785), характеризующийся «внерегиональной» организацией подготовки педагогов для образовательных учреждений Оренбуржья.
- Начальный этап (1786-1864), представленный зарождением системы профессионального педагогического образования для начальной школы.
- Общественно-государственный этап (1865-1917), имевший интенсивный рост образовательных учреждений по подготовке и по дополнительному профессиональному образованию педагога начального и среднего звена, оформлением учительства как профессиональной группы. Инициатива в организации образовательных учреждений, в первую очередь, исходит от общества и его институтов.
- Советский этап (1917-1991), характеризующийся не только ростом числа педагогических учебных заведений, но и их качественному преобразованию. Система дополнительного профессионального образования педагога принимает упорядоченную институционально оформленную структуру.
- Инновационный этап (1991-2000), обладавший потенциалом в развитии системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога в контексте мирового и общеевропейского опыта. Разрабатываются и внедряются вариативные формы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога.
Этап с 1744 по 1785 г. в развитии педагогического и дополнительного образования педагога в Оренбуржье необходимо рассматривать как приготовительный, так как перед региональными властями стояла главная задача - обеспечить социально-экономическое развитие Оренбуржья. Формой подготовки педагогических кадров являлось привлечение из других регионов, а также из числа ссыльных.
Выделим, что социально-экономические потребности диктовали создание и увеличение численности образовательных учреждений. Этап с 1786 до 1864 года - это период развития учебного дела в Оренбургской губернии, включенной в состав Казанского учебного округа (начало XIX в.). В 1862 году вБирском уездном училище открылся первый педагогический класс. Таким образом, до второй половины XIX века педагогическое образование выступало косвенной формой подготовки педагогических кадров. Именно в этот период осуществлялась выработка «новых концептуальных основ образовательной политики» [3, с. 119], реализуемой органами государственной власти.
Во второй половине XIX - начале XX века в Российской империи сложились следующие типы и формы профессионально-педагогического образования: учительские институты (3 года обучения) [4]: учителя для городских школ; учительские семинарии (3 года, с 1905 г. - 4 года: учителя для начальных сельских училищ; высшие педагогические учебные заведения (4 года): учителя для средних школ, гимназий, прогимназий;земские учительские школы (3 года): учителя для «инородческих» начальных училищ; женские епархиальные училища (6 лет): учительницы для церковноприходских школ, школ грамоты, домашние учителя; церковно-учительские школы (3 года): учителя для начальных училищ всех разрядов; второклассные школы (3 года): учителя для школ грамоты; краткосрочные педагогические курсы (1 - 2 года): учителя для начальных училищ; высшие женские курсы (2 - 3 года): учителя для начальных школ, старших классов средних учебных заведений; педагогический экстернат: учителя начальных школ, домашние наставники.
В целом для данного периода характерно повышение уровня качественной подготовки педагога, закрепление практикоориентированной направленности. Основной тип учебного заведения для начальной школы - учительские семинарии [5].
Основными тенденциями развития системы педагогического и дополнительного образования педагога в Оренбуржье во второй половине XIX - начале XX века явились: развитие системы средних учебных заведений для подготовки учительских кадров; реализация общеобразовательной, психолого-педагогической и методической подготовки будущего учителя; практикоориентированность в подготовке педагога; религиозная направленность педагогического образования; наличие разветвленной сети усовершенствования профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров; активная деятельность учителей-подвижников.
В советский период (1917-1991) произошло увеличение численности педагогических учебных заведений. В 1919 г. по решению Наркомпроса РСФСР Отделом образования Оренбургской губернии был открыт Институт народного образования, имевший целью подготовку работников для всех отраслей народного образования. Учебные планы учительских институтов с начала 20-х годов до 30-х годов XX века составлялись каждым учебным заведением самостоятельно.
Педагогические учреждения Оренбургской губернии при подготовке советского учителя, как и подобные учреждения в целом по стране, ориентировались на овладение учащимися программ, разработанных научно-педагогической секцией Государственного ученого Совета (ГУСа). Данные программы требовали от учителей разносторонних знаний в различных областях науки. Но особенно подчеркивалось значение для нового учителя овладения естествознанием. В качестве аргументации приводилось высказывание видного историка и обществоведа М.Н. Покровского о том, что настоящий марксист должен быть прежде всего естественником.
Программа ГУСа требовала от учителя новых методических навыков работы, изучения метода комплексного преподавания. В результате учебный материал концентрировался вокруг трех проблем: труд, общество, природа. Основное внимание уделялось трудовой деятельности человека, которая должна была изучаться в связи с природой как объектом этой деятельности и общественной жизнью как следствием деятельности. Это преподносилось как элемент революционной педагогики.
Во второй половине 1930-х гг. в Оренбургской области стало развиваться заочное обучение. За педагогическими училищами закреплялись определенные районы. Так, в конце 1930-х гг. за Чкаловским педучилищем было закреплено 19 районов, за Бузулукским - 12 районов и т.д. В каждом районе открывались один или два консультационных пункта при местных средних школах. Каждого вновь принятого на работу учителя обязывали поступать в педагогическое училище на заочное отделение для получения среднего педагогического образования.
Подготовкой педагогических кадров для средних школ занимались высшие педагогические учебные заведения. Однако подготовка учителей на полных курсах педагогических вузов требовала длительных сроков и больших материальных затрат, этим объясняется обращение к дореволюционной практике открытия учительских институтов.
Учительские институты готовили учителей-предметников с незаконченным высшим образованием. В конце 1930-х гг. в Чкаловской области существовало 3 таких института, где обучалось более 1000 студентов. Выпускники учительских институтов в дальнейшем могли завершить свое образование в педагогическом институте на заочном отделении, куда они принимались без экзаменов на третий курс.
С 1935г. при поступлении в вуз отменялись социальные ограничения, что содействовало демократизации высшей и средней специальной школы. 23 июня 1936г. вышло постановление СНК СССР и ЦК ВПК (б) «О работе высших учебных заведений и руководства высшей школой», которое определяло единое правило приема, начало и конец учебного года, упорядочивало руководство высшей школой.
С 1958 г. провозглашен курс на оптимизацию системы среднего педагогического образования. С конца 50-х годов XX века вузовские программы переориентированы на подготовку учителей широкого профиля (пединституты перешли на пятилетний срок обучения).
В период с 1950 до конца 1980-х гг. для системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога в Оренбуржье характерно совершенствование и расширение сети школ, укрепление их учебно-материальной базы, увеличение качественного и количественного состава учительских кадров и, как следствие, повышение уровня образовательного процесса.
С целью обеспечения школ педагогическими кадрами в 1950-1980-е гг. в стране существовала система распределения молодых специалистов после окончания ими педагогических учебных заведений. На бюро обкомов партии изучаемого региона постоянно заслушивались вопросы о явке молодых специалистов на места распределения.
30 ноября 1961 г. принято Постановление Совета Министров СССР «Обеспечить школы кадрами учителей», в котором условием успешного развития народного образования провозглашалась подготовка высококвалифицированных учителей. Это способствовало развитию заочного обучения в педвузах страны.
Несмотря на прилагаемые усилия, имело место невыполнение плана распределения на Южном Урале в период 1960-1980-е годы, так как количество выбывших самовольно и не явившихся на работу составляло в среднем 20-25%. Исходя из данных, мы констатируем, что жесткая система распределения частично решала кадровую проблему. Административные методы заставили большинство молодых учителей ехать по месту распределения.
Организационными формами повышения профессионального уровня учителя в рамках образовательного учреждения выступали: педагогический совет, методические объединения, самообразование.
Реализация положений Закона 1958 г. и школьная реформа 1984 г. способствовала структурной реорганизации Оренбургского педагогического института за счет разделения и открытия факультетов, новых специальностей, кафедр.
В 70-е годы XX века были приняты нормативно-правовые документы, регламентировавшие развитие системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога: «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972); «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972), способствующие проведению массовой аттестации учителей в 1976 г.; «О дальнейшем улучшении условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973), положивший начало систематической и последовательной работе по подготовке учителей в Оренбургском пединституте; «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977), наметивший программу развития школьного образования.
Постановление Пленума ЦК КПСС от 10 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» конкретизировало необходимость повысить уровень подготовки педагогических кадров, усовершенствовать систему повышения квалификации. Идеи этого Пленума были расширены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» (15 мая 1984 г.) за счет увеличения приема на заочные и вечерние отделения педагогических институтов учителей начальных классов и других работников со средним педагогическим образованием.
Проблема развития системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога в Оренбуржье развивалась в контексте Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР: «О совершенствовании планирования подготовки специалистов и улучшении использования выпускников» (27 января 1978 г.); «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» (6 апреля 1978 г.); «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979 г.); «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» (1981 г.).
В 1980-е гг. отмечался незначительный рост учителей с высшим образованием, который был вызван текучестью кадров. Оренбургская область имела 90% учителей с высшим образованием. Этот показатель был одним из самых низких в Российской Федерации. Например, в соседней области - Челябинской, данный показатель составлял 97,9%.
На данном этапе развивалась система дополнительного профессионального образования педагога в Оренбуржье. В 1924 г. при Губоно создано Губернское методическое бюро, занимавшееся руководством переподготовкой и повышением квалификации работников образования Оренбургской губернии.
В 1935 г. открыт Оренбургский институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО), а в октябре 1938 года на его базе и областного методического кабинета был создан Институт усовершенствования учителей (ИУУ). Главная задача - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, оказание методической помощи учителям и другим работникам народного образования.
С начала 1990-х годов процесс повышения квалификации рассматривался как процесс, позволяющий учителю приобрести личностно значимый опыт образования, ориентированного на построение и преобразование педагогами своей деятельности с учетом меняющихся ценностных оснований и целевых ориентиров современного образования.
В 1998 году изменился социально-правовой статус Оренбургского областного института усовершенствования учителей. Он переименован в Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования.
С начала 1990-х годов Оренбургский ИУУ ресурсно обеспечивал развитие инновационных процессов в региональной системе образования - создавал областные экспериментальные площадки (школа-колледж №45, школа-лицей №43, муниципальный высший естественно-гуманитарный колледж на базе средней школы №22, негосударственное образовательное учреждение Оренбургский центр непрерывного образования «Образование» и др.).
Инновационный этап (1991-2000) реализовывал замысел развития системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога в контексте мирового и общеевропейского опыта. Для развития системы педагогического и дополнительного образования педагога в Оренбуржье характерна диверсификация, введение современных структур управления, внедрение государственных образовательных стандартов, информационно-коммуникационных технологий обучения, открытие новых специальностей, непрерывность образования.
В 90-е годы XX века подготовка педагогических кадров характеризуется снижением эффективности работы высших и средних профессиональных учебных заведений, в том числе к возрастанию дефицита педагогических кадров.
Отметим, что развитие системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога в Оренбуржье в советский период отражало общие закономерности развития педагогической науки и делало акцент на социально-нормативную и идеологическую линию.
В 90-е гг. XX века традиции отечественной школы, в том числе системы педагогического и дополнительного профессионального образования педагога, развивались в русле поддержки авторских программ и проектов в учреждениях образования, увеличения степени свободы всех участников образовательного процесса.
В 90-е годы XX века в среднем профессионально-педагогическом образовании также обозначились изменения: усовершенствование содержания образования на основе интеграции и гуманизации; направленность на развитие и обеспечение непрерывности получения высшего педагогического образования; изменение структуры средних педагогических учебных заведений, а также их статуса (реорганизация педагогических училищ в колледжи). Подготовка педагогов по сопряженным учебным планам в системе профессионального педагогического образования (колледж - вуз) позволяла сократить сроки обучения, получить специальность и расширить возможности личного роста педагога.
Отметим, что за 1960-1990-е гг. численный состав педагогов в Оренбургской области увеличился в 2 раза. За период с 1950 по 1996 г. значительно улучшился уровень образования учителей: состав кадров с высшим педагогическим образованием в Оренбургской области увеличился с 14,6 до 70,5%.
Отметим, что в ходе реформы 1990-х гг. в Российской Федерации появился новый вид высшего учебного заведения - педагогический университет, призванный обеспечить преемственность, непрерывность и открытость системы педагогического образования, соединить научное исследование и практическую подготовку кадров для сферы образования.
Рецензенты:
Рындак В.Г., д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, кафедра общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, заведующий, г. Оренбург;
Аллагулов А.М., д.п.н., доцент, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Оренбург.