Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ANALYSIS OF THE INTERACTION OF HIGH SCHOOL AND COMPANIES IN MATTERS OF DEVELOPMENT OF NEW TECHNOLOGIES

Guschin A.V. 1 Lnogradskiy L.A. 2
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university»
2 Limited Liability Company «Version»
В статье приводятся значимость и обоснования изменений в содержании и формах современного образования, в условиях глобальной информатизации государства и общества. Представлены позиции современных учёных и педагогов в направлении обоснования трансформаций в педагогическом образовании, вызываемых социокультурной, технологической и образовательной сферой. На основании проведённого анализа научных работ в области информатизации образования раскрыта перспективная оценка развития общества, определены требования к педагогическому корпусу, программам подготовки педагогов, дана характеристика педагогического образования нового типа. Особое внимание уделяется методологическим проблемам педагогического образования, а именно – становлению методологических суждений в направлении формирования самосознания и социализации подрастающего поколения. Констатируются авторские выводы результатов исследованной проблемы, направленные на активное изучение, создание и развитие информационно-технологического обеспечения образовательного процесса педагогического образования.
The article presents the significance and justification of changes in the content and forms of modern education in a global information society and the state. Position presented modern scientists and educators in the direction of study in teacher education transformations caused by the socio-cultural, technological and educational fields. On the basis of the analysis of scientific papers in the field of education informatization disclosed forward-looking assessment of development of society, the requirements to the teaching corps, training programs for teachers, given the characteristics of a new type of teacher education. Particular attention is paid to the methodological problems of teacher education, namely the establishment of methodological judgments towards the formation of identity and socialization of the younger generation. Are ascertained findings author studied the problem results aimed at active learning, creation and development of information technology support the educational process of teacher education.
information society
information technology
teacher education

Система педагогического образования представляет собой ведущую область социальной деятельности, участвующей в основе становления различных системных, ментальных и социальных эффектов в жизни общества, таких как:

  • формирование этнокультурной, гражданской и общечеловеческой позиции;
  • изменение социальной стратификации и дифференциации общества в целом;
  • возникновение и становление ценностей, традиций, установок и норм поведения различных социальных групп населения;
  • становление и развитие спектра социальных, личностных и профессиональных компетентностей, определяющих социализацию, индивидуализацию и профессионализацию личности человека в социуме и профессиональной деятельности;
  • развитие человеческих возможностей как главного показателя конкурентоспособности страны в мировом масштабе.

Изменения в содержании и формах педагогического образования прямым образом связаны в историческом развитии человечества со становлением как культуры, так и социума в целом. Социокультурный тип педагогического образования представляет собой интегральную характеристику образования, присущую конкретному общественному развитию в определённый исторический период. Данный тип педагогического образования можно представить как целостность ведущих составляющих педагогического процесса, присущих определённому типу общества [5].

Появление и бурное развитие информационных и коммуникационных технологий не только изменило общество за последние десятилетия, но и создало глубинные предпосылки для его дальнейшего изменения. Резкое упрощение коммуникационных процедур привело к скачкообразному увеличению объемов доступной информации во всех сферах деятельности и в быту. Как следствие, процессы «производства» знаний и формирования личностной позиции во многом заменились на процессы информационного импорта готовых мнений и позиций. Личность становится зависимой от интернет-пространства, которое по своему содержанию не идентично пространству общественных мнений.

Молодое поколение вместе с постоянно растущими объемами информации должно получать и новые способы ее поиска, отбора, компоновки и структуризации. Отсюда качественно меняются требования ко всему процессу обучения и роли педагога в образовательном процессе.

Цель исследования - аргументировать необходимость и особенности функциональных и институциональных изменений в педагогическом образовании на современном этапе развития общества и технологий.

В ходе подготовки статьи авторами применялись теоретические и эмпирические методы исследования социально-исторического, дидактического и методологического аспектов рассматриваемой проблемы.

Результаты исследования

Информационный тип развития педагогического образования дает возможность освоить не только способы использования тех или иных элементов информационной культуры, но и выйти на совершенно новую форму интеллектуального и поведенческого моделирования на уровень изменений культурных кодов и мировоззрения человека. Становление информационного типа коммуникации в педагогическом образовании представляет собой трудоёмкий и длительный процесс, отражающий основные этапы эволюции информационного общества, который развертывается стадиально и в соответствии со сменой социокультурных типов педагогического образования.

Значимой ценностью являются информационные инновации, принципиально новые оригинальные идеи, подходы к педагогической и иной деятельности человека. Под влиянием информатизации обычными становятся постоянная модификация и эффективизация педагогического процесса. Непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий превращается в ведущий фактор развития педагогического образования, профессиональной и социальной жизни современного человека.

Педагогическое сообщество понимает, что изменения в педагогическом образовании должны затрагивать все направления деятельности педагогических вузов. Возникает проблема системного прогнозирования и проектирования развития педагогического образования. Кроме этого, педагогическое образование начинает рассматриваться как немаловажный фактор, конструирующий адекватное будущее [4].

Согласно позиции М. Вебера, материальная рационализация (рационализация конкретно чего-то) заменяется формальной рационализацией (рационализация как самоцель). В педагогическом образовании появляется значительная доля рационализированного знания о мире как инструменте его преобразования [3].

Оценивая перспективу развития общества, желательно планировать подготовку ученика «под ключ», то есть под особенности того общества, в котором выпускнику придется жить и трудиться. С учетом изменения общества имеет смысл говорить о диапазоне требований (начало при старом состоянии, завершение в новом). Соответствующим образом возникают требования к педагогическому корпусу, программам подготовки педагогов и так далее. Другими словами, требуется не просто адаптировать систему образования к текущему состоянию общества, но и работать с опережением на десятилетия вперед, что можно обозначить как «супер-адаптацию».

Реализация этих требований чрезвычайно важна, ибо недополученное в процессе обучения гражданин будет наверстывать в процессе своей профессиональной деятельности, снижая темп своего развития, качество произведенной продукции, совершая ошибки, наносящие моральный и материальный ущерб и так далее. Однако для реализации этих требований необходимо иметь достаточно достоверный прогноз будущих состояний общества или вектора его развития. Поскольку это задача практически нерешаемая, можно заменить ее более простой - нужно точно представлять качественное отличие общественной структуры будущих периодов от структуры современного общества.

В самом деле, если новое качество будет определено, а его появление теоретически обосновано, возможен превентивный запуск всей педагогической цепочки, результатом которого будет как минимум готовность педагогов будущего к возникающим вызовам. Даже сама возможность появления новых ситуаций дает системе образования возможность заранее приготовиться к определенным проблемам и требованиям со стороны общества.

Таким образом, последствия информационной революции существенно расширяют сферу активной деятельности человека, а процесс обучения все больше отталкивается не от материального предмета, а от технологии его изучения, использования, преобразования. Старые технологии, опирающиеся на свойства предмета, должны заменяться новыми, в которых эти свойства априорно неизвестны.

Традиционное общество, модель которого мы рассматриваем, построено на некоторых представлениях о полезном и вредном, откуда возникают рекомендации и запреты. Даже в криминальных структурах имеются определенные правила, которые требуется выполнять. Механизмы реализации этих правил построены на предположении о традиционных возможностях коммуникаций членов общества и часто не позволяют «вредным группировкам» развиваться, накладывая на них ограничения в виде территориальной разобщенности. Например, в царской России ссылка в Сибирь означала отключение революционера от активной деятельности.

Сегодня ситуация меняется. Появление новых средств позволяет легко обходить старые преграды. Начинается активное сотрудничество людей, находящихся на разных концах планеты. В определенной степени сдерживающим фактором остается язык, но и здесь мы видим резкую интеграцию на базе использования не только общего языка, но и общих понятий. В информационном мире возрождаются те общественные конструкции, которые не смогли выжить в предыдущую эпоху.

Человек, в силу обстоятельств вынужденный выполнять скромную роль в реальном обществе, получает возможность работы (или псевдо работы) в виртуальном обществе, хотя его положение там и не является обоснованным. Он становится правителем страны, не меньше, просто потому, что этого хочет, а не потому, что этого достиг. Повальный интерес к компьютерным играм известен, однако хорошо известно, что игра является тренировкой перед реальной деятельностью. Интерес к игре возникает в силу интереса к процессам, которые она имитирует.

В процессе игры происходит не только развитие личности в ту или иную сторону. Очень важно, что одновременно личность проходит школу социальной адаптации и выбирает определенный вариант поведения в обществе (пассивный, агрессивный, нейтральный). Непосредственное наблюдение за детьми позволяет увидеть, что уже на уровне первых дворовых игр, в которых часть игроков имитирует внешние факторы (природные явления, врагов и так далее), ребенок отрабатывает свои отношения с обществом и выбирает одну из возможных линий поведения. К сожалению, глубокого анализа современных компьютерных игр с этой точки зрения не проводится.

Вместе с тем изменение списка игр, в которые играют дети, говорит о том, что они готовятся жить уже в другом обществе, причем, примерно понятно, в каком именно. Состав компьютерных игр формируется фирмами-производителями и продавцами, рекламируется из коммерческих соображений и так далее, но окончательный выбор делают дети. Отсюда возникает два вывода. Во-первых, расширение арсенала «правильных» и «хороших» игр, составляющими конкуренцию «плохим», является для государства и общества не менее важной задачей, чем повышение обороноспособности. Во-вторых, игровые предпочтения детей обозначают структуру будущего общества, что полезно для решения задачи супер-адаптации и социализации.

Возвращаясь к выводу М. Вебера, скажем, что предметная ориентация в образовании характерна для периода слабого состояния человека, когда он не способен существенно повлиять на окружающий мир и его отдельные подсистемы. Появление новых технологий, таких как электричество или химический синтез, позволяет создавать производство нового типа, в котором невозможное становится возможным.

С этой точки зрения информационная революция расширяет возможности человека по управлению, что создает совершенно новую ситуацию в образовательном процессе. Констатируя результаты отечественных и иностранных исследователей, проблемы целеполагания современного образования, можно выделить в качестве основополагающих следующую систему целей педагогического процесса [1,2]:

  • развитие с применением информационно-коммуникационных технологий интеллектуальных, личностных и профессиональных качеств человека, позволяющих на основе сформированных значимых и устойчивых перспективных компетенций уметь определять и эффективно применять интеллектуальные стратегии для достижения глобальных целей и решения приоритетных задач человека и общества;
  • вырабатывание способности и готовности человека к позитивному и эффективному взаимодействию социальной, культурной, информационной, экологической, политической, этнической и др. коммуникации;
  • формирование информационной грамотности, социальной и личной ответственности воспитанников.

Другими словами, речь идет о том, что снимаются старые ограничения, а процесс развития становится многовариантным. Если раньше обучаемый следовал примеру старшего специалиста, перенимал его опыт (схема подготовки цеховых ремесленников), если раньше по отношению к тем или иным предметным сферам излагался уровень возможного, то теперь любая идея получает имитационную поддержку и развивается в качестве одной из альтернатив.

Отсюда прямо следуют два вывода. С одной стороны, теперь не требуется проводить выбор вариантов на ранней стадии, когда существует вероятность потери хорошего решения. Теперь все варианты могут развиваться и далее на основе информационно-интерактивных моделей, и только на завершающих стадиях эти варианты могут оцениваться. С другой стороны, явно вредные варианты, которые ранее отсеивались (запрещались) на ранних стадиях, также продолжают развиваться, что приводит уже к отрицательному эффекту для общества и личности.

В этих условиях педагогика поступает традиционным образом, пытаясь запретить и ограничить вредные тенденции. Однако если взглянуть на дело с другой точки зрения, свершившуюся революцию нельзя повернуть вспять. Поэтому система образования вынуждена будет от ограничений, запретов и предупреждений перейти к освоению этого нового пространства, к формированию в нем «правильных» объектов. Опасные тенденции должны быть побеждены на самом информационном поле, а не извне.

В современном научном знании методология педагогического образования становится предметом оживленных дискуссий. С одной точки зрения, периоды увеличения внимания к методологической проблематике в области педагогического образования совпадают с кризисами традиционных методов и форм философского и научного познания, с другой точки зрения, современный интерес к методологическим проблемам педагогического образования обусловлен неопределённостью самой роли педагогического образования в обществе, где, по нашему мнению, оно должно заслуженно выступать в качестве основы формирования всех социальных структур современного информационного общества [6].

Общество переходит в новое состояние, в котором неизбежно будут появляться и развиваться новые альтернативные структуры и идеи. К этой реалии еще предстоит привыкнуть как всему обществу, так и педагогической науке. Обилие информации не позволяет современному человеку осуществлять выбор на основе глубокого изучения предмета. Теперь он пользуется некоторыми критериями, которые и определяют выбор. Таким образом, даже при наличии довольно большого и неуправляемого набора вариантов общественных структур, смоделированных в информационной среде, главная задача обучения - помочь обучаемому выбрать наиболее полезные и развивающие структуры данных, отказываясь от вредных и опасных.

Другими словами, речь идет не о запрете некоторых объектов, а о развитии средств, определяющих выбор вариантов (хорошо, плохо). Расширение свободы должно подкрепляться соответствующим развитием информационной культуры. Некоторые опасения по поводу засилья компьютерных игр связаны с тем, что пока отсутствует эффективный инструмент противодействия. Образно говоря, дети играют с гранатой, поскольку других игрушек пока не завезли.

Заключение

В педагогике нет того единого «предприятия», для которого готовятся обучаемые и преподаватели. Этим «предприятием» является все общество, в котором нет четко выделенного отдела развития и главного инженера. Но есть и другая возможность для уточнения задачи обучения и воспитания. Дети дошкольного возраста уже начали осваивать этот мир. Они уже научились пользоваться компьютером и сотовым телефоном. Педагогам придется лишь продолжать этот процесс, направляя его в нужную сторону.

Безусловно, совершенствование первых шагов еще не гарантирует успеха всему процессу, но является важным для его дальнейшего развертывания. По этой причине мы вынуждены сделать следующие выводы, с которыми трудно не согласиться:

  • прогнозируя развитие общества, пытаясь сформировать педагогическую методологию, адаптированную к изменениям в обществе, полезно помнить, что «будущее общество» уже родилось, пошло в детский сад и активно осваивает сервисы и средства современных информационно-коммуникационных технологий. Любые абстрактные идеи по поводу планирования педагогической деятельности должны как минимум учитывать уже сложившиеся «эмбрионы» новых общественных структур;
  • информационная революция влияет на общество, а потому она влияет и на систему образования. Сложилась ситуация, когда дети активно перешли в новую информационную сферу, а педагоги пока еще обсуждают методику перехода, совмещая это обсуждение с эвристическими попытками и экспериментальными исследованиями;
  • выпускники педагогических вузов уже сегодня должны быть экспертами в области информационно-коммуникационных технологий, а также уметь активно акцентировать внимание обучающихся на положительно влияющих и развивающих объектах в информационном пространстве.

В современном состоянии общества дети уже начали активное изучение нового информационного пространства. Задача педагогов - научить детей ориентироваться в этом пространстве, находить в нем действительно полезные и интересные фрагменты и так далее. Для этого сегодня существует прекрасная возможность активного изучения, создания и развития информационно-технологического обеспечения образовательного процесса педагогического образования, то есть того поля, на котором должно базироваться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Рецензенты:

Мухина Т.Г., д.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный вуз», г. Нижний Новгород;

Шобонов Н.А., д.п.н., заведующий кафедрой теории и практики управления образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.