Система педагогического образования представляет собой ведущую область социальной деятельности, участвующей в основе становления различных системных, ментальных и социальных эффектов в жизни общества, таких как:
- формирование этнокультурной, гражданской и общечеловеческой позиции;
- изменение социальной стратификации и дифференциации общества в целом;
- возникновение и становление ценностей, традиций, установок и норм поведения различных социальных групп населения;
- становление и развитие спектра социальных, личностных и профессиональных компетентностей, определяющих социализацию, индивидуализацию и профессионализацию личности человека в социуме и профессиональной деятельности;
- развитие человеческих возможностей как главного показателя конкурентоспособности страны в мировом масштабе.
Изменения в содержании и формах педагогического образования прямым образом связаны в историческом развитии человечества со становлением как культуры, так и социума в целом. Социокультурный тип педагогического образования представляет собой интегральную характеристику образования, присущую конкретному общественному развитию в определённый исторический период. Данный тип педагогического образования можно представить как целостность ведущих составляющих педагогического процесса, присущих определённому типу общества [5].
Появление и бурное развитие информационных и коммуникационных технологий не только изменило общество за последние десятилетия, но и создало глубинные предпосылки для его дальнейшего изменения. Резкое упрощение коммуникационных процедур привело к скачкообразному увеличению объемов доступной информации во всех сферах деятельности и в быту. Как следствие, процессы «производства» знаний и формирования личностной позиции во многом заменились на процессы информационного импорта готовых мнений и позиций. Личность становится зависимой от интернет-пространства, которое по своему содержанию не идентично пространству общественных мнений.
Молодое поколение вместе с постоянно растущими объемами информации должно получать и новые способы ее поиска, отбора, компоновки и структуризации. Отсюда качественно меняются требования ко всему процессу обучения и роли педагога в образовательном процессе.
Цель исследования - аргументировать необходимость и особенности функциональных и институциональных изменений в педагогическом образовании на современном этапе развития общества и технологий.
В ходе подготовки статьи авторами применялись теоретические и эмпирические методы исследования социально-исторического, дидактического и методологического аспектов рассматриваемой проблемы.
Результаты исследования
Информационный тип развития педагогического образования дает возможность освоить не только способы использования тех или иных элементов информационной культуры, но и выйти на совершенно новую форму интеллектуального и поведенческого моделирования на уровень изменений культурных кодов и мировоззрения человека. Становление информационного типа коммуникации в педагогическом образовании представляет собой трудоёмкий и длительный процесс, отражающий основные этапы эволюции информационного общества, который развертывается стадиально и в соответствии со сменой социокультурных типов педагогического образования.
Значимой ценностью являются информационные инновации, принципиально новые оригинальные идеи, подходы к педагогической и иной деятельности человека. Под влиянием информатизации обычными становятся постоянная модификация и эффективизация педагогического процесса. Непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий превращается в ведущий фактор развития педагогического образования, профессиональной и социальной жизни современного человека.
Педагогическое сообщество понимает, что изменения в педагогическом образовании должны затрагивать все направления деятельности педагогических вузов. Возникает проблема системного прогнозирования и проектирования развития педагогического образования. Кроме этого, педагогическое образование начинает рассматриваться как немаловажный фактор, конструирующий адекватное будущее [4].
Согласно позиции М. Вебера, материальная рационализация (рационализация конкретно чего-то) заменяется формальной рационализацией (рационализация как самоцель). В педагогическом образовании появляется значительная доля рационализированного знания о мире как инструменте его преобразования [3].
Оценивая перспективу развития общества, желательно планировать подготовку ученика «под ключ», то есть под особенности того общества, в котором выпускнику придется жить и трудиться. С учетом изменения общества имеет смысл говорить о диапазоне требований (начало при старом состоянии, завершение в новом). Соответствующим образом возникают требования к педагогическому корпусу, программам подготовки педагогов и так далее. Другими словами, требуется не просто адаптировать систему образования к текущему состоянию общества, но и работать с опережением на десятилетия вперед, что можно обозначить как «супер-адаптацию».
Реализация этих требований чрезвычайно важна, ибо недополученное в процессе обучения гражданин будет наверстывать в процессе своей профессиональной деятельности, снижая темп своего развития, качество произведенной продукции, совершая ошибки, наносящие моральный и материальный ущерб и так далее. Однако для реализации этих требований необходимо иметь достаточно достоверный прогноз будущих состояний общества или вектора его развития. Поскольку это задача практически нерешаемая, можно заменить ее более простой - нужно точно представлять качественное отличие общественной структуры будущих периодов от структуры современного общества.
В самом деле, если новое качество будет определено, а его появление теоретически обосновано, возможен превентивный запуск всей педагогической цепочки, результатом которого будет как минимум готовность педагогов будущего к возникающим вызовам. Даже сама возможность появления новых ситуаций дает системе образования возможность заранее приготовиться к определенным проблемам и требованиям со стороны общества.
Таким образом, последствия информационной революции существенно расширяют сферу активной деятельности человека, а процесс обучения все больше отталкивается не от материального предмета, а от технологии его изучения, использования, преобразования. Старые технологии, опирающиеся на свойства предмета, должны заменяться новыми, в которых эти свойства априорно неизвестны.
Традиционное общество, модель которого мы рассматриваем, построено на некоторых представлениях о полезном и вредном, откуда возникают рекомендации и запреты. Даже в криминальных структурах имеются определенные правила, которые требуется выполнять. Механизмы реализации этих правил построены на предположении о традиционных возможностях коммуникаций членов общества и часто не позволяют «вредным группировкам» развиваться, накладывая на них ограничения в виде территориальной разобщенности. Например, в царской России ссылка в Сибирь означала отключение революционера от активной деятельности.
Сегодня ситуация меняется. Появление новых средств позволяет легко обходить старые преграды. Начинается активное сотрудничество людей, находящихся на разных концах планеты. В определенной степени сдерживающим фактором остается язык, но и здесь мы видим резкую интеграцию на базе использования не только общего языка, но и общих понятий. В информационном мире возрождаются те общественные конструкции, которые не смогли выжить в предыдущую эпоху.
Человек, в силу обстоятельств вынужденный выполнять скромную роль в реальном обществе, получает возможность работы (или псевдо работы) в виртуальном обществе, хотя его положение там и не является обоснованным. Он становится правителем страны, не меньше, просто потому, что этого хочет, а не потому, что этого достиг. Повальный интерес к компьютерным играм известен, однако хорошо известно, что игра является тренировкой перед реальной деятельностью. Интерес к игре возникает в силу интереса к процессам, которые она имитирует.
В процессе игры происходит не только развитие личности в ту или иную сторону. Очень важно, что одновременно личность проходит школу социальной адаптации и выбирает определенный вариант поведения в обществе (пассивный, агрессивный, нейтральный). Непосредственное наблюдение за детьми позволяет увидеть, что уже на уровне первых дворовых игр, в которых часть игроков имитирует внешние факторы (природные явления, врагов и так далее), ребенок отрабатывает свои отношения с обществом и выбирает одну из возможных линий поведения. К сожалению, глубокого анализа современных компьютерных игр с этой точки зрения не проводится.
Вместе с тем изменение списка игр, в которые играют дети, говорит о том, что они готовятся жить уже в другом обществе, причем, примерно понятно, в каком именно. Состав компьютерных игр формируется фирмами-производителями и продавцами, рекламируется из коммерческих соображений и так далее, но окончательный выбор делают дети. Отсюда возникает два вывода. Во-первых, расширение арсенала «правильных» и «хороших» игр, составляющими конкуренцию «плохим», является для государства и общества не менее важной задачей, чем повышение обороноспособности. Во-вторых, игровые предпочтения детей обозначают структуру будущего общества, что полезно для решения задачи супер-адаптации и социализации.
Возвращаясь к выводу М. Вебера, скажем, что предметная ориентация в образовании характерна для периода слабого состояния человека, когда он не способен существенно повлиять на окружающий мир и его отдельные подсистемы. Появление новых технологий, таких как электричество или химический синтез, позволяет создавать производство нового типа, в котором невозможное становится возможным.
С этой точки зрения информационная революция расширяет возможности человека по управлению, что создает совершенно новую ситуацию в образовательном процессе. Констатируя результаты отечественных и иностранных исследователей, проблемы целеполагания современного образования, можно выделить в качестве основополагающих следующую систему целей педагогического процесса [1,2]:
- развитие с применением информационно-коммуникационных технологий интеллектуальных, личностных и профессиональных качеств человека, позволяющих на основе сформированных значимых и устойчивых перспективных компетенций уметь определять и эффективно применять интеллектуальные стратегии для достижения глобальных целей и решения приоритетных задач человека и общества;
- вырабатывание способности и готовности человека к позитивному и эффективному взаимодействию социальной, культурной, информационной, экологической, политической, этнической и др. коммуникации;
- формирование информационной грамотности, социальной и личной ответственности воспитанников.
Другими словами, речь идет о том, что снимаются старые ограничения, а процесс развития становится многовариантным. Если раньше обучаемый следовал примеру старшего специалиста, перенимал его опыт (схема подготовки цеховых ремесленников), если раньше по отношению к тем или иным предметным сферам излагался уровень возможного, то теперь любая идея получает имитационную поддержку и развивается в качестве одной из альтернатив.
Отсюда прямо следуют два вывода. С одной стороны, теперь не требуется проводить выбор вариантов на ранней стадии, когда существует вероятность потери хорошего решения. Теперь все варианты могут развиваться и далее на основе информационно-интерактивных моделей, и только на завершающих стадиях эти варианты могут оцениваться. С другой стороны, явно вредные варианты, которые ранее отсеивались (запрещались) на ранних стадиях, также продолжают развиваться, что приводит уже к отрицательному эффекту для общества и личности.
В этих условиях педагогика поступает традиционным образом, пытаясь запретить и ограничить вредные тенденции. Однако если взглянуть на дело с другой точки зрения, свершившуюся революцию нельзя повернуть вспять. Поэтому система образования вынуждена будет от ограничений, запретов и предупреждений перейти к освоению этого нового пространства, к формированию в нем «правильных» объектов. Опасные тенденции должны быть побеждены на самом информационном поле, а не извне.
В современном научном знании методология педагогического образования становится предметом оживленных дискуссий. С одной точки зрения, периоды увеличения внимания к методологической проблематике в области педагогического образования совпадают с кризисами традиционных методов и форм философского и научного познания, с другой точки зрения, современный интерес к методологическим проблемам педагогического образования обусловлен неопределённостью самой роли педагогического образования в обществе, где, по нашему мнению, оно должно заслуженно выступать в качестве основы формирования всех социальных структур современного информационного общества [6].
Общество переходит в новое состояние, в котором неизбежно будут появляться и развиваться новые альтернативные структуры и идеи. К этой реалии еще предстоит привыкнуть как всему обществу, так и педагогической науке. Обилие информации не позволяет современному человеку осуществлять выбор на основе глубокого изучения предмета. Теперь он пользуется некоторыми критериями, которые и определяют выбор. Таким образом, даже при наличии довольно большого и неуправляемого набора вариантов общественных структур, смоделированных в информационной среде, главная задача обучения - помочь обучаемому выбрать наиболее полезные и развивающие структуры данных, отказываясь от вредных и опасных.
Другими словами, речь идет не о запрете некоторых объектов, а о развитии средств, определяющих выбор вариантов (хорошо, плохо). Расширение свободы должно подкрепляться соответствующим развитием информационной культуры. Некоторые опасения по поводу засилья компьютерных игр связаны с тем, что пока отсутствует эффективный инструмент противодействия. Образно говоря, дети играют с гранатой, поскольку других игрушек пока не завезли.
Заключение
В педагогике нет того единого «предприятия», для которого готовятся обучаемые и преподаватели. Этим «предприятием» является все общество, в котором нет четко выделенного отдела развития и главного инженера. Но есть и другая возможность для уточнения задачи обучения и воспитания. Дети дошкольного возраста уже начали осваивать этот мир. Они уже научились пользоваться компьютером и сотовым телефоном. Педагогам придется лишь продолжать этот процесс, направляя его в нужную сторону.
Безусловно, совершенствование первых шагов еще не гарантирует успеха всему процессу, но является важным для его дальнейшего развертывания. По этой причине мы вынуждены сделать следующие выводы, с которыми трудно не согласиться:
- прогнозируя развитие общества, пытаясь сформировать педагогическую методологию, адаптированную к изменениям в обществе, полезно помнить, что «будущее общество» уже родилось, пошло в детский сад и активно осваивает сервисы и средства современных информационно-коммуникационных технологий. Любые абстрактные идеи по поводу планирования педагогической деятельности должны как минимум учитывать уже сложившиеся «эмбрионы» новых общественных структур;
- информационная революция влияет на общество, а потому она влияет и на систему образования. Сложилась ситуация, когда дети активно перешли в новую информационную сферу, а педагоги пока еще обсуждают методику перехода, совмещая это обсуждение с эвристическими попытками и экспериментальными исследованиями;
- выпускники педагогических вузов уже сегодня должны быть экспертами в области информационно-коммуникационных технологий, а также уметь активно акцентировать внимание обучающихся на положительно влияющих и развивающих объектах в информационном пространстве.
В современном состоянии общества дети уже начали активное изучение нового информационного пространства. Задача педагогов - научить детей ориентироваться в этом пространстве, находить в нем действительно полезные и интересные фрагменты и так далее. Для этого сегодня существует прекрасная возможность активного изучения, создания и развития информационно-технологического обеспечения образовательного процесса педагогического образования, то есть того поля, на котором должно базироваться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Рецензенты:
Мухина Т.Г., д.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный вуз», г. Нижний Новгород;
Шобонов Н.А., д.п.н., заведующий кафедрой теории и практики управления образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.