Решение этой важнейшей задачи возможно только в случае совершенствования образовательного процесса в направлении активизации различных форм и методов самостоятельной работы студентов, организованной с целью перевода обучающихся из пассивных потребителей знаний в активных творцов.
В ФГОС ВПО третьего поколения предлагается сократить количество лекционных, аудиторных занятий и увеличить время на самостоятельное изучение дисциплин, которое подразумевает систематическую, управляемую самостоятельную деятельность студента, поэтому значимость проблемы активизации самостоятельной работы, оказывающей влияние на качество подготовки выпускников вузов, актуальна и требует поиска инновационных путей решения.
Анкетирование студентов первого курса показало, что аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа (СР) вызывает затруднения у первокурсников, они не могут воспринимать и самостоятельно осмысливать полученную информацию, осуществлять самоконтроль в процессе изучения дисциплин, что непосредственно приводит к понижению качества образования и актуализирует необходимость проведения дополнительных теоретических исследований в направлении разработки новых форм и методов организации и контроля самостоятельной работы, а также вопросов поиска возможных путей её активизации.
Педагогический опыт авторов показывает, что самостоятельная работа эффективна только в том случае, если каждый студент будет вовлечён в активные формы и способы деятельности. Поэтому необходимо внедрение инновационных методик, развивающих активные и интерактивные самостоятельные формы обучения, которые также способствуют повышению мотивации и качества подготовки студентов [5].
В качестве значимого средства активизации самостоятельной работы студентов выступает учебно-методический комплекс по дисциплинам, позволяющий существенно повысить качество образования, актуализировать теоретическую, деятельностную и личностную готовность студента к решению сложных и противоречивых социально-экономических проблем на предприятиях.
Внедрение учебно-методических комплексов с интерактивным модулем для студентов в процесс обучения открывает новые возможности для преподавателей высшей школы, создавая при этом принципиально новые эффективные инструменты обучения и расширяя область самостоятельной учебной работы обучающихся, которая становится в то же время неотъемлемой частью учебного процесса.
Анализ исследований и публикаций. В педагогической науке и практике образования проблеме организации и активизации различных форм и методов самостоятельной работы обучающихся посвящены работы многих учёных и педагогов-практиков. Имеется определённый пласт знаний, содержащий некоторые аспекты решения исследуемого вопроса:
- рассмотрена сущность, признаки и структура самостоятельной работы (С.И. Архангельский, В.Я. Ляудис, О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова и др.);
- изучены классификация, методика и формы организации самостоятельной работы (Ю.Б. Дроботенко, И.Я. Лернер, И.И. Малкин, П.И. Пидкасистый, И.В. Сечкина и др.);
- освещены некоторые аспекты организации самостоятельной работы с использованием учебно-методической литературы (И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, Г.И. Розман, П.И. Самойленко, Г.В. Широнина и др.);
- исследованы педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы (А.Е. Жуков, Н.В. Сметанина, Л.В. Туркина и др.);
- предложены разные варианты организации самостоятельной работы студентов и способы управления ею (П.Я. Гальперин, Н.С. Сарро, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова и др.).
Однако, несмотря на достаточное число исследований обозначенной проблемы, необходимо отметить, что в них отсутствуют вопросы, связанные с разработкой учебно-методического комплекса, включающего интерактивный модуль для активизации самостоятельной работы студентов, несмотря на то что отдельные вопросы разработки УМК в работах представлены. Например, в ряде работ представлен учебно-методический комплексе как средство обеспечения информационно-методической поддержки образования (В.Б. Кричевский, Л.С. Колмогоров, Б.В. Пальчевский, А.Ф. Щепотин и др.); в некоторых исследованиях рассмотрены принципы и подходы к созданию учебно-методического комплекса, а также представлена его структура (В.П. Беспалько, В.С. Ильин, А.И. Мищенко, Ю.Г. Татур и др.).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, а также практические наблюдения за реальным учебным процессом в вузе позволили выявить некоторые противоречия между:
- потребностью рынка труда в компетентных и самостоятельно мыслящих специалистах, способных непрерывно повышать уровень своего профессионализма, и недостаточной сформированностью у большинства выпускников умений и навыков самостоятельной работы, необходимых для решения профессиональных задач;
- необходимостью реализации в практике вузов интерактивных учебно-методических комплексов, ориентированных на формирование самостоятельности студентов, и недостаточной теоретической и методической разработанностью этой проблемы.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная практическая разработанность определили выбор темы исследования и позволили сформулировать цель работы.
Цель исследования заключается в разработке учебно-методического комплекса по химии, содержащего интерактивный модуль для активизации самостоятельной работы студентов технического университета.
Изложение основного материала. Отличительной чертой современного образовательного процесса в высшем учебном заведении является то, что при его организации от 50% времени отводится на самостоятельную работу, которая становится ведущей формой учебной деятельности студента. Правильно организованная и управляемая преподавателем самостоятельная работа способствует развитию умений работать с учебной и научной информацией, анализировать её, делать выводы и умозаключения, предлагать различные варианты решения проблемы или ситуационной задачи.
В контексте нашего исследования под самостоятельной работой студентов мы понимаем учебную, научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на решение проблемных, познавательных задач по овладению базовыми и специальными компетенциями посредством выполнения конкретных учебных заданий при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [1]. Данное определение позволяет заметить, что уровень усвоения учебного материала, формирование компетенций во многом зависят от учебно-методического сопровождения, которое реализуется при помощи учебно-методического комплекса дисциплины (УМК).
В учебном заведении разработка УМК регламентируется нормативным документом (СМК-О-СМГТУ-34-07), составленным согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины (УМК) представляет собой комплект документов, реализующих образовательный процесс по данному направлению (специальности), он обеспечивает и регламентирует деятельность как преподавателей, так и студентов в ходе образовательного процесса по конкретной дисциплине.
Учебно-методический комплекс дисциплины является частью профессиональной образовательной программы университета, разрабатываемой по каждому направлению подготовки (специальности), и включает следующие структурные элементы:
- титульный лист учебно-методического комплекса дисциплины;
- предисловие учебно-методического комплекса дисциплины;
- перечень документов, включенных в УМК;
- рабочая программа учебной дисциплины (РП);
- приложение к рабочей программе «Методические рекомендации (материалы) для преподавателя»;
- приложение к рабочей программе «Методические указания для студентов по выполнению различных видов учебной деятельности (практические занятия, лабораторные занятия, самостоятельная работа, курсовая работа (курсовой проект)»;
- основные учебно-методические материалы по дисциплине;
- контрольно-измерительные материалы (банк контрольных материалов);
- дидактические материалы для подготовки и проведения занятий.
Основные учебно-методические материалы по дисциплине могут быть представлены в УМК в виде конспектов лекций, учебных пособий, учебников, видеопрезентации лекций, электронных изданий.
Контрольно-измерительные материалы (банк контрольных материалов) для осуществления текущего и промежуточного контроля знаний и умений студентов включают: перечень контрольных вопросов по каждой теме учебной программы в соответствии с образовательной программой; варианты контрольных работ; тесты; карточки индивидуальных заданий; контрольные задания для зачета; экзаменационные материалы; вопросы и задания по дисциплине для итоговой государственной аттестации.
Банк контрольных материалов снабжен методическими указаниями по его использованию в самостоятельной работе студента (ключи к тестам самоконтроля), а также в текущем и итоговом контроле успеваемости по дисциплине.
В настоящее время актуальность приобретает разработка интерактивных модулей для организации самостоятельной работы студентов в рамках реализуемых УМК дисциплины. Интерактивный модуль представляет собой электронный образовательный ресурс, который обладает набором дидактических возможностей, позволяющих оказывать опосредованное информационное, управленческое и эмоциональное воздействие на обучающегося и позволяет реализовать преимущества методического характера: организация самостоятельного индивидуального обучения, простая обратная связь, различные мультимедиавозможности.
В Интернете имеется огромное множество доступных образовательных ресурсов по различным дисциплинам: образовательные порталы, электронные библиотеки, сайты преподавателей, тематические сайты, которые помогают повысить уровень усвоения учебного материала, развивают умения учиться самостоятельно. Приведём несколько примеров интернет-ресурсов по химии, которые могут использоваться всеми участниками образовательного процесса:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru;
- Химия в «Открытом колледже»: http://www. hemi.nsu.ru;
- Основы химии: электронный учебник: http://www. chemistry.ssu.samara.ru;
- Химия для всех: http://www. classchem.narod.ru;
- Химический сервер HimHelp.ru: учебные и справочные материалы: http://www. chemport.ru;
- Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии: http://www. ru.wikipedia.org/wiki/Химия;
- Химия и жизнь - XXI век: научно-популярный журнал: http://www. school-sector.relarn.ru/nsm и др.
Обзор представленных источников позволяет констатировать, что среди множества интернет-ресурсов практически невозможно найти тот, который полностью отражает содержание конкретной темы изучаемой дисциплины. Поэтому необходима разработка авторских интерактивных модулей, которые будут отвечать заданным требованиям.
В течение последних нескольких лет на кафедре химии МГТУ им. Г.И. Носова авторским коллективом преподавателей осуществляется разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов (ИЭОР) по дисциплинам естественно-научного цикла, реализуемых на базе платформы Moodle, которая позволяет применять различные виды самостоятельной работы, а также организовывать групповую и индивидуальную работу со студентами.
При разработке интерактивного модуля по дисциплине «Химия» авторы руководствовались ФГОС ВПО и критериями оценки качества интерактивных ЭОР (соответствие программе обучения; научность и полнота теоретического материала; обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации, лабораторные занятия; обучающие и домашние задания, интерактивность [2; 3], контроль учебных достижений).
Разработанный ресурс по дисциплине «Химия» представляет собой программу на платформе Moodle, в которой представлены основные теоретические сведения по основным разделам изучаемой дисциплины, лабораторный практикум и инструкции по оформлению отчёта, а также большое количество обучающих примеров, задач и интерактивных тестов.
В теоретическом разделе содержатся основные сведения по рассматриваемым вопросам темы. В практической части представлен лабораторный практикум, организованный в интерактивном режиме, обучающие и домашние задания, с помощью которых можно проверить и закрепить полученные знания. В контрольном разделе студенту предлагается решить итоговый тест, содержащий от 10 до 15 вопросов [7].
ИЭОР по дисциплине «Химия» предназначен для студентов всех направлений подготовки, изучающих данную дисциплину. Его можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельном изучении или закреплении материала.
ИЭОР по дисциплине «Химия» - это ресурс, позволяющий организовать учебный процесс в дистанционной форме, т.к. в нём представлены все учебно-методические материалы, необходимые студенту для успешного изучения дисциплины: теоретический материал, лабораторный практикум, обучающие и домашние задания, контрольное тестирование [5; 7].
Электронный образовательный ресурс по химии обладает следующими достоинствами: интерактивность, возможность самопроверки, самоконтроля; удобная навигация и привлекательный интерфейс; наглядность учебного материала; гибкость, которая проявляется в возможности ресурса организовать многовариантные лабораторные, домашние и контрольные работы; позволяет организовать работу студента дистанционно по индивидуальной траектории.
Для определения эффективности ИЭОР был проведён эксперимент, в котором принимали участие студенты первого курса Института горного дела Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова при изучении дисциплины «Химия». Всего в эксперименте участвовало 58 студентов. Данные группы студентов были приблизительно равны по успеваемости и исходному уровню подготовки. Студентам экспериментальной группы было предложено использовать при подготовке к занятиям ИЭОР. В контрольной группе образовательный процесс и оценивание осуществлялось традиционным способом. Для эксперимента был выбран модуль «Растворы». После изучения темы и выполнения различных видов аудиторных и внеаудиторных работ студентам контрольной и экспериментальной групп было предложено пройти итоговое тестирование для оценки учебных достижений студентов по данной теме.
Анализ полученных результатов позволяет отметить повышение качественной успеваемости (доля оценок «4» и «5») в ЭГ (41%) по сравнению с КГ (21%). В целом по результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что при традиционном обучении студентов не наблюдается сколько-нибудь заметных изменений в качестве химической подготовки обучающихся; очевидно, сформированная в школе мотивация, направленная на изучение химии, практически не меняется в вузе. В то время как использование в учебном процессе ИЭОР значительно повышает мотивацию и, как следствие - общий уровень химической подготовки, что также было подтверждено при помощи анкетирования. Результаты анкетирования студентов экспериментальной и контрольной групп показали, что использование ИЭОР в учебном процессе значительно повышает мотивацию студентов (63%), позволяет им быстрее адаптироваться к условиям учебного процесса (34%), а также способствует активизации самостоятельной работы (41%).
Выводы. Проведенное нами исследование подтвердило предположение о том, что организация самостоятельной работы студентов будет эффективной, если в образовательном процессе вуза будут реализованы учебно-методические комплексы дисциплины, содержащие интерактивные модули, которые предоставляют возможность каждому обучающемуся самостоятельно изучать не только теоретическую составляющую учебных дисциплин, но и выполнять лабораторные практикумы и контрольные работы.
Рецензенты:
Назарова О.Л., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.
Лешер О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.