Необходимость и своевременность формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства указана в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», в которой подчеркнуто, что система образования призвана обеспечить «...сохранение, распространение и развитие национальной культуры», а также «...развития культуры межэтнических отношений» [4]. В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 г. в сфере образования подчеркнута необходимость создания эффективной образовательной системы, отвечающей запросам и потребностям развития личности, учитывающей национальный компонент в образовании, включающей культурные традиции и особенности многонациональной республики [6]. В соответствии с этим этнопедагогическая компетентность должна сегодня рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных отношений [5]. Этнопедагогическая компетентность, являясь качественной характеристикой, определяющей уровень выполнения этнопедагогических задач в поликультурном образовательном пространстве, стимулирует рост национального самосознания народов, возрождение национальных культур, народной педагогики, изменение ценностных идеалов, обращение к национальным ценностям, составляющим культуру любого народа, стремление к возрождению этнической культуры через сохранение своего родного языка, обычаев и традиций.
Цель исследования
В соответствии с вышеизложенным, одной из основных задач данного исследования является - раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержательного наполнения исследуемого феномена.
Материал и методы
Материалом исследования послужил анализ целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 65 студентов 2-4 курсов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего профессионального образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.
Результаты и их обсуждение
Значимыми для исследования являются ведущие положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, Н.Б. Крыловой, З.А. Мальковой, И.Л. Набоком, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджиевой, В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе.
Вопросами совершенствования этнопедагогической подготовки обучающих в вузе занимались следующие ученые: Г.Н. Волков, П.А. Апакаев, С.Н.Федорова, Е.П. Жирков, В.А. Иванов, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, В.Г. Крысько, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, А.В. Кайсарова и др.
Анализ вышеперечисленных источников показал, что достаточно полных и комплексных исследований по формированию этнопедагогической компетентности будущих педагогов в условиях поликультурного образовательного пространства не проводилось.
Прежде чем перейти к рассмотрению сущности и содержания исследуемого явления необходимо раскрыть смысл основополагающих терминов «компетентность» и «компетенция». В данном вопросе мы согласны с мнением А.В. Хуторского, который относит к компетентности достаточно обширный диапазон личностных качеств. «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [8]. Следовательно, компетентность всегда персонифицирована и реализуется через качества определенного человека. Ученый также указывает на то, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика [8]. Исходя из вышеизложенного, мы считаем правомерным перейти к рассмотрению понятия «этнопедагогическая компетентность».
Так, А.В. Кайсарова под этнопедагогической компетентностью понимает совокупность этнопедагогических знаний и умений, позволяющей педагогу спроектировать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы добиться максимального целенаправленного и последовательного включения в него педагогического наследия своего народа, что способствует формированию у учащихся патриотизма, толерантности, эмпатии, межкультурной чувствительности, а также развитие у педагога таких качеств, как креативность, познавательная активность, целеустремленность, инициативность, терпимость, рефлексивность [1].
М.Г. Харитонов этнопедагогическую компетентность трактует как совокупность определенных свойств личности с высоким уровнем этнопедагогической подготовленности и способностью к креативной деятельности, в которой человек максимально проявляет свои профессиональные и личностные качества [7]. По мнению М.Г. Харитонова, этнопедагогическая компетентность учителя предполагает знание им: целей обучения учебных предметов на основе традиционной педагогической культуры, их конкретного наполнения и приоритетности в современных условиях развивающихся целей; психологических механизмов овладения этнопедагогическим знанием и способов их использования в процессе обучения для целей развития студентов; этнопедагогических понятий и фактов, как непосредственно представленных в школьных учебниках, так и непосредственно связанных с ними; критериев оценки дидактической и развивающей ценности различного этнопедагогического содержания; способов (наиболее типичных) работы с различным этнопедагогическим содержанием; эффективных способов обучения традиционной педагогической культуре (инструментария, организационных форм обучения и контроля), различных категорий учащихся, диференцируемых как по уровню обучаемости, так и по характеру познавательных интересов и др.
Помимо вышеперечисленных знаний, этнопедагогическая компетентность учителя, по мнению М.Г. Харитонова, предполагает владение им: способами реализации различных моделей обучения традиционной педагогической литературе, ориентированных на особенности разных типологических групп учащихся; наиболее типичными способами решения этнопедагогических задач, представленных в содержании школьных предметов, и использованием их для целей развития школьников; приемами пробуждения и развития познавательного интереса учащихся к этнопедагогическому содержанию и др. [7].
Отражая многоуровневую природу этнопедагогической компетентности, компоненты этой системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития, а также представлять собой совокупность структурных и функциональных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений [2]. В качестве структурных выделены такие компоненты, через развитие которых наиболее отчетливо просматривается процесс и результат ее становления, а именно:
- мотивационно-потребностный компонент (профессионально-ценностные ориентации; совокупность личностных качеств; наличие развитых общих и педагогических способностей). Данный компонент отражает социальную и профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, установки педагога, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению этнопедагогической деятельности; совокупность личностных качеств (нравственность, терпимость, толерантность, эмпатийность, коммуникабельность, инициативность, рефлексивность и др.); наличие развитых общих и педагогических способностей (гностических, креативных, конструктивных, коммуникативных, организаторских);
- когнитивный компонент (комплекс этнопедагогических знаний; сформированное этнопедагогическое мышление) рассматривается как развитие когнитивной сферы будущего педагога, связанной с познавательными процессами и сознанием, включающий в себя знания о мире и о самом себе. Формирование прочных, глубоких этнопедагогических знаний и способности применять их на практике - одна из важнейших составляющих учебного процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, позволяющая видеть, выделять и эффективно решать профессионально-педагогические проблемы и задачи. Этнопедагогическое мышление, связанное с практической, преобразовательной деятельностью педагога, направлено на продуктивное решение профессионально-педагогических задач в конкретных педагогических ситуациях;
- деятельностный компонент (умения, навыки; опыт преобразовательной этнопедагогической деятельности; владение современными педагогическими технологиями и педагогической техникой) определяет устойчивую способность личности к творчеству, ее готовность к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям общества.
Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов этнопедагогической компетентности будущих педагогов: мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного - характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена. Так, проявление деятельностного компонента обусловлено признаками когнитивного компонента этнопедагогической компетентности: сформированностью этнопедагогических знаний и соответствующих им умений и навыков эффективной организации педагогической деятельности. В то же время процесс преобразовательный деятельности, в которой формируется и проявляется деятельностный компонент, активизирует мыслительную деятельность студентов, они осознают ценность и значимость приобретаемых знаний и умений. В результате повышается их познавательная активность, что в свою очередь способствует формированию когнитивного компонента этнопедагогической компетентности будущих педагогов [3]. Ту же взаимосвязь можно проследить между мотивационно-потребностным и другими компонентами этнопедагогической компетентности: заинтересованное отношение к деятельности повышает ее продуктивность, сформированность нравственно-волевых качеств способствует овладению навыками самоконтроля, облегчает преодоление трудностей. Вместе с тем именно деятельностный компонент, то есть достаточный опыт конкретной деятельности и сотрудничества, оказывает положительное влияние на развитие нравственно-волевых качеств; успешность труда вызывает положительное эмоциональное отношение к нему.
Компоненты этнопедагогической компетентности, с одной стороны, выступают как относительно самостоятельные системы, обладающие своей структурой, логикой, совокупностью элементов, внутренней организацией, а с другой стороны, это деление условно. Уровень интеллектуального развития может быть использован для характеристики творческого потенциала личности, а отношение к этнопедагогической деятельности и ее результатам можно анализировать и в структуре деятельностного компонента, и как личностное качество будущего педагога.
Перечисленные компоненты этнопедагогической компетентности можно рассматривать как нормативно необходимые для успешной деятельности учителя в современных условиях. При этом, как отмечалось выше, все они тесно взаимосвязаны - каждый последующий продуктивен лишь при наличии предыдущего, сформированного в необходимой и достаточной степени.
Таким образом, анализ внутренней структуры и внешних системообразующих связей позволяет охарактеризовать этнопедагогическую компетентность будущих педагогов как выражение интегрированности, зрелости и развитости всей системы социально и профессионально значимых личностных качеств и дать ей следующее определение. Этнопедагогическая компетентность педагога - это интегративное качество личности, выражающееся в совокупности знаний, умений и навыков, опыта поведения и способствующее эффективной полиэтнической образовательной деятельности.
Вместе с тем необходимо отметить, что, являясь компонентом целостной профессиональной компетентности, этнопедагогическая компетентность не дается однажды и на всю жизнь. При переменах в образовательной политике государства, преобразовании и модернизации содержания образования в целом (внешние факторы), а в частности, при изменении контингента учеников, выборе другого учебно-методического комплекса обучения предмету, переориентации профессиональной деятельности и интересов, например, на другой предмет и т. п. (внутренние факторы) педагогу необходимо как бы заново формировать отдельные компоненты этнопедагогической компетентности, связанные с новыми видами творческой преобразовательной деятельности: изучать теорию и содержание в аспектах современных достижений наук; определять смыслы для себя, находить свое место и конкретизировать мотивы участия в происходящих переменах; осваивать другие способы и приемы деятельности, учиться осуществлять целенаправленные действия; определять поле своих возможностей и перспектив в измененных условиях.
Заключение
Таким образом, в условиях изменения приоритета ценностно-целевых установок, отказа от преимущественной ориентации образования на знания и перехода содержания образования на компетентностную основу актуальным является формирование этнопедагогической компетентности будущих педагогов, которая являясь компонентом целостной профессионально-личностной структуры, определяется как комплекс мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного компонентов опосредованных ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления этнопедагогической деятельности будущих педагогов.
Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России» 2014 - Республика Марий Эл: «Формирование этнопедагогической компетентности педагога средствами национальной кухни народов Среднего Поволжья в условиях поликультурного образовательного пространства». Номер проекта: 14-16-12006 в РГНФ.
Рецензенты:
Шабалина О.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Апакаев П.А., д.п.н., профессор., каф. педагогики и методики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.