Исследование о социальной ответственности как личностной ценности предполагает осознание особенностей внутренней и внешней ответственности, которая в философии трактуется как проблема объективной и субъективной ответственности. Объективная ответственность - это ответственность, которая ориентирована на требования общества и предполагает ответственность перед другими. Субъективная ответственность ориентирована на свои собственные требования и подразумевает ответственность перед собой.
Цель
Рассматривая социальную ответственность как ценность, необходимо выяснить, какое место занимает она в системе ценностей современного общества. Понятие «ценности социальной ответственности» включает единство духовных, рефлексивных, творческих и праксиологических ориентиров личности.
Теоретический анализ взглядов классиков педагогики (A.C. Макаренко, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) позволил выявить их гуманистическую направленность. Одними из первых, кто обозначил и обосновал проблему ценностей образования, были В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др. Интерес к вопросам ценностей в образовательном пространстве объясняется существующим социальным кризисом, выражающимся в угасании нравственных ценностей в обществе, подмене духовных ценностей материальными. Н.Д. Никандров отмечает, что ценностная основа системы образования раскрывается в интериоризации ценностей учения, в уважении к себе и другим, в проявлении ответственности [4].
По мнению К.А. Абульхановой-Славской и С.Л. Рубинштейна, ценности тесно связаны с основами стратегического направления жизни человека. Важнейшим делом жизни каждого человека является определение жизненных и профессиональных перспектив, позволяющих осуществлять выбор и реализацию духовных ценностей. Однако это возможно лишь при условии наличия гармонии между сознанием и чувствами [1]. Такая точка зрения усиливает педагогическую позицию в рассмотрении проблемы ценностей.
С точки зрения В.А. Караковского, в педагогической науке рассматриваются в большинстве своем такие общечеловеческие ценности, как Человек и его Жизнь, Семья, Отечество, Знания, Культура, Мир, Земля [3].
Анализ литературных источников позволяет конкретизировать дефиницию «социальная ответственность». Она предстает как нравственно-ценностное устойчивое личностное образование, отражающее ценностное отношение личности к другим людям, окружающей действительности и самому себе в единстве ответственностей «перед» и «за», реализующееся в гуманистической направленности его деятельности и осознании социальной значимости последствий.
Движущей силой социальной ответственности является деятельность, мотивом которой выступает потребность «для других»: личность осуществляет осмысленный выбор действий, ее деятельность и поведение регулируются нравственными ценностями, позволяющими различать добро и зло. Причем деятельность не завершается по достижению конкретной цели, а проецируется далее. Выступая постоянным мотивом деятельности, данная потребность «для других» представляет возможность для постепенного перехода ответственности с внешнего уровня на внутренний: от «ответственный перед» к «ответственный за» и далее к их интеграции. Диалектика ответственности как личностного образования состоит в том, что в ответственном поведении одновременно потребность постепенно трансформируется в личностную ценность, способствуя духовному развитию личности и формированию у нее социально значимого качества - социальной ответственности.
В качестве базы исследования был выбран технологический вуз. В учебно-воспитательном процессе технологического вуза осуществляется профессиональная подготовка будущих бакалавров и специалистов инженеров, инженеров-архитекторов. В процессе их подготовки продуцируются и передаются студентам социальные и профессиональные ценности. С точки зрения ученых-педагогов В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, C.B. Кульневича и др., ценности связаны с профессиональной направленностью и позволяют определить сущность образования. Вследствие чего авторы рассматривают аксиологический подход в качестве методологической основы процесса профессиональной подготовки.
Аксиологический подход является одним из определяющих аспектов подготовки студентов - будущих инженеров, инженеров-архитекторов, так как специфика самой инженерной деятельности заключается в ее аксиологическом смысле - в предвидении, прогнозировании и нравственной оценке общечеловеческих последствий от создаваемых ими сооружений, техники и технологий, что выступает непосредственным выражением сущности социальной ответственности как ценности. Так, бакалавры, специалисты в области инженерных и архитектурных специальностей в процессе осуществления учебных, производственных практик изучают основные концепции в области гуманитарных, правовых и социально-экономических наук, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде и учитывают их при разработке экологических и социальных проектов. В технологическом вузе развиваются способности научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, формируются навыки использования методов этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вместе с тем, в процессе обучения у будущего дипломированного специалиста-инженера в области городского строительства и хозяйства развиваются способности к переоценке накопленного опыта в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, анализу своих возможностей, умению приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии. Вместе с тем, студентами осуществляется понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем в содержании базовых дисциплин, определяющих конкретную область будущей профессиональной деятельности, видение их взаимосвязи с целостной системой знаний.
На основании этого можно утверждать, что главным составляющим профессиональной подготовки будущих инженеров является приобщение студентов технологического вуза к ценностям социальной ответственности - «ответственности за», «ответственности перед» - как аксиологической основе инженерной деятельности. Основные признаки таких ценностей: знание моральных правил и норм; способность к рефлексии и прогнозированию по поводу совершаемых действий и требований, нравственных норм. Важное место в структуре социальной ответственности принадлежит готовности к самоорганизации в деятельности, к самостоятельному формулированию своих нравственных обязанностей и их выполнению; осуществление самоконтроля и самооценки.
Аксиологическое содержание учебно-воспитательного процесса в технологическом вузе осуществляется через различные учебные дисциплины, каждая из которых представляет собой систему научных знаний как результат интеграции информации с социальными, профессиональными и личностными ценностями студента. Анализ учебно-методических комплексов показывает, что содержание естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин носит профессионально ориентированный характер. Следует отметить, что именно на основе взаимной интеграции гуманитарных и технических наук может развиваться мышление будущего инженера как субъекта образования, необходимое для креативности при решении технических, технологических и творческих задач, для осознания того, что любая техническая разработка, устройство создаются ради человека и для человека. В процессе обучения преподаватель обращается к жизненному опыту студента вуза, способствуя тем самым развитию способности опираться на свой собственный опыт. В вузе создаются возможности для того, чтобы студент пересматривал, перестраивал свои прежние представления, осваивал новые знания и находил личностные смыслы своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе технологического вуза студенту передаются социальные и профессиональные ценности, он активно приобщается к ним.
Значение категории «приобщение, приобщить» в изданиях большинства словарей русского языка объясняется как «добавить», «привязать», «присоединить», «прилагать одно к другому», «знакомить», «делать причастным к чему- либо», «участвовать», «включить» и др. Согласно литературному анализу научных источников, данное понятие используется как полинаучное, при этом его смысл не меняется. Приобщить - «значит дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, стать участником чего-нибудь», например, приобщить к культуре, приобщить к здоровому образу жизни, приобщить к научной деятельности, приобщить к духовным ценностям и др. [5, с. 516].
В контексте исследования социальной ответственности студентов технологического вуза «приобщение» означает включение его в совместную деятельность, согласованную с заданной целью, активизация его деятельности. Использование в современной педагогике высшей школы методов проектов и новых инновационных технологий позволяет уделять внимание сопряжению деятельностных компонентов педагогического обеспечения таких как, привлечение студента вуза к овладению способами совместной деятельности и определения собственных целесообразных способов разрешения ситуаций будущей профессиональной деятельности. Приобщение студента к ценностям социальной ответственности предполагает реализацию организационно-педагогических условий, предусматривающих ознакомление студентов с ценностями социальной ответственности, принятие их как социально значимых и профессионально значимых, сознательное и активное участие студентов в проектной деятельности как производственной, так и социальной направленности.
В процессе приобщения студентов к ценностям социальной ответственности было выяснено понимание студентами понятия социальной ответственности. Студентам направлений «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Городское строительство и хозяйство», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Проектирование зданий» было предложено написать сочинение на тему: «Что такое социальная ответственность?».
Анализ сочинений студентов показал, что у большинства студентов (89 %) общее представление о социальной ответственности человека выражается модальностью «ответственность перед». Чаще всего студенты указывают на связь социальной ответственности с ответственностью за свои поступки и действия перед родителями, друзьями, обществом, а также ответственным отношением к учебе - 64 %. Только 3 % студентов рассматривают социальную ответственность как способность личности самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия этих решений. Для 9 % студентов социальная ответственность выступает как забота о других людях: «социальная ответственность - это, когда человек думает о других и заботится о них».
68 % студентов от общего числа испытуемых относят себя к социально ответственным людям, объясняя это тем, что: «...я желаю быстро получить диплом и начать зарабатывать, чтобы помогать родителям...»; «...родители платят за мое обучение в вузе, и я ответственна перед ними...»; «...мне трудно учиться хорошо, так как не всегда получается, потому, что я вынужден работать, чтобы платить за учебу в вузе...»; «...я учусь хорошо, для того, чтобы стать хорошим специалистом и достичь в жизни многого...».
В большинстве своем студенты разных специальностей имеют правильное представление о социальной ответственности. Доказательством тому служат их осознанные определения и объяснения. Следует заметить, что в реальности социальная ответственность проявляется для студентов как подчиненность, установленная социальными обязанностями или правовыми нормами. Таким образом, отношение к социальной ответственности студентов технологического вуза носит скорее нормативный характер.
Вывод
Полученные данные отражают реальные процессы, происходящие в социальной среде, комплекс ценностей и традиций, которые непосредственно сказываются на характере представлений молодежи о социальной ответственности. В настоящее время приоритетные позиции, как правило, занимают люди рациональные, способные во всем найти выгоду для себя, много думающие лично о себе и мало - о своих близких, об окружающих людях, о действительности. Такие нравственные категории как доброта, взаимопомощь, взаимопонимание утратили свое значение в постоянном стремлении заработать, как можно больше материальных средств. Следовательно, социальная ответственность в бытовом сознании рассматривается не как ценность или личностное качество, а как санкция, регулирующая морально-правовые отношения личности и общества, где преобладает модальность «ответственность перед».
На основании выше изложенного, можно утверждать, что аксиологический контекст социальной ответственности студентов технологического вуза предполагает развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся посредством реализации педагогических стратегий углубления сущности социальной ответственности, приобщения к ценностям социальной ответственности - «ответственности за», «ответственности перед» - как аксиологической основе в подготовке специалистов инженерной сферы.
Рецензенты:
Образцова Л.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.
Супрунова Л.Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.