Анализ демографической ситуации в Волгоградской области до сих вызывал тревогу, т.к. рождаемость в указанном субъекте характеризовалась как «низкая», её показатели ниже, чем по России (11,2 на 1000 в 2011 году, 11,3 - в 2010, российский же показатель составил 12,6 в 2010 году). В 2010 году уровень младенческой смертности на территории области был выше, чем по России: в Волгоградской области - 9,08‰, российский показатель - 7,5‰. Высокий уровень показателей младенческой и материнской смертности сохранялся в Волгоградской области и в 2012 году, когда он вновь превысил общероссийский уровень. Так, показатель смертности младенцев при родах в 2011 году составлял 9,1 промилле (1/10 %) на тысячу родившихся, но уже в 2012 году - 9,2 промилле, тогда как российский уровень -7,2. Кроме того, в 2012 году материнская смертность в Волгоградской области превысила все допустимые нормы и показатели. Так, если в 2011 году она составляла 13,8, то уже в 2012 - 29,4 промилле, т.е. более чем в 2 раза выше данных по России. Приведенные показатели основаны на данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [5].
На решение названной проблемы направлена демографическая политика России, мероприятия Национального проекта «Здоровье» [8, 7] и ряд целевых региональных программ, в том числе и Волгоградской области («Охрана здоровья матери и ребёнка», «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе, детям») [6]. Все они нацелены, главным образом, на повышение рождаемости. Медицинская и материальная помощь, заложенная в их основу, ориентирована на поддержание благоприятных условий для рождения детей и выполнения родительских функций. Однако, как показали результаты пилотажных исследований, проводимых научно-методическим Центром «Здоровье» (НМЦ «Здоровье») и научно-исследовательским Центром гендерных исследований (ЦГИ) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ВГСПУ), осуществляемые под руководством и при участии авторов данной статьи, все предпринимаемые меры и проводимые в настоящее время мероприятия, по оптимизации демографической ситуации в Волгоградской области оказываются недостаточно востребованными и эффективными, поскольку у обучающейся молодежи отсутствуют личностные смыслы продолжения рода, не развито бережное отношение к собственным репродуктивным возможностям, не сформирована репродуктивная культура.
Для обследования состояния репродуктивного здоровья обучающейся молодежи Волгоградской области (физиологический аспект) научно-методическим Центром «Здоровье» ВГСПУ в 2011 году был проведен опрос студентов ВГСПУ и его филиалов, старшеклассников и подростков общеобразовательных учреждений на основе случайной выборки на базе районов Волгоградской области, отличающихся более низкими показателями демографической ситуации, в частности, рождаемости. Сотрудниками НМЦ «Здоровье» анализировалась демографическая ситуация, особое внимание было уделено показателю рождаемости, определялось состояние репродуктивного здоровья обследуемых.
В это же время для обследования сформированности репродуктивной культуры обучающейся молодежи (педагогический аспект) научно-исследовательским Центром гендерных исследований был проведен опрос, в котором приняли участие 307 человек (125 студентов вузов, 104 старшеклассника, 78 подростков) Волгоградской области. Сотрудники ЦГИ выявили уровни сформированности репродуктивной культуры обучающейся молодежи. Полученные данными ЦГИ и НМЦ «Здоровье» были сопоставлены. На основе анализа полученных данных была выявлена взаимосвязь демографической ситуации (по показателю рождаемости) с уровнями сформированности репродуктивной культуры студентов ВГСПУ и его филиалов и обучающихся муниципальных образовательных учреждений Волгоградской области (см. Таблица 1), что позволило сделать вывод об их корреляции и детерминированности уровней сформированности репродуктивной культуры обучающейся молодежи демографической ситуации, сложившейся в нашей области.
Таблица 1
Взаимосвязь показателей рождаемости населения (на 1000 человек) с уровнем сформированности репродуктивной культуры обучающихся (в %) в образовательных учреждениях Волгоградской области (2011 г.)
Муниципальные образования Волгоградской области
|
Показатель рождаемости |
Количество обучающихся с соответствующими уровнями |
||
Нормативно-знаниевый |
Мотивационно-ценностный |
Концептуально-поведенческий |
||
Волгоград |
10,2 |
65.4 |
29,2 |
5,4 |
Камышинский |
10,0 |
69,9 |
27,8 |
2,3 |
Кумылженский |
9,9 |
74,1 |
24,3 |
1,6 |
Еланский |
9,8 |
73,5 |
25,2 |
1,3 |
Серафимовический |
9,7 |
75,6 |
23,6 |
0,8 |
г. Волжский |
9,4 |
75,7 |
23,8 |
0,5 |
Выявленная взаимосвязь дала нам основание для целенаправленного формирования у обучающейся молодежи репродуктивной культуры как качества личности положительно влияющего на состояние репродуктивного здоровья и способствующего оптимизации демографической ситуации в Волгоградской области.
Для этой цели нами был проведён анализ научной литературы, проведен опрос по выявлению уровней репродуктивной культуры (педагогический аспект) и уровней репродуктивного здоровья (физиологический аспект) как интегративного показателя сформированности исследуемой нами культуры. Исследователи в определении репродуктивного здоровья обращаются к экспертам ВОЗ, которые, в соответствии с рекомендациями Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития (Каир, 1994), понимают его как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения ее функций и/или процессов в ней [9]. Динамике медико-демографических процессов (на примере Краснодарского края) посвящены работы Л.А.Терентьева [3], (на примере г. Михайловки СКФО) - С.Б. Петросянца с соавт. [3], анализу медико-демографической ситуации в Республике Башкортостан - Шебаев Г.А. с соавт. [3]. Содержательная составляющая здоровья исследовалась Радзивиловой М.А. в контексте социального здоровья студенческой молодёжи [3], формирования гендерной культуры студентов педвуза как фактора их психического и социального здоровья - Соколовой Л.М. [3]. В работах по репродуктивному здоровью отмечается, что «фертильность - это не просто комплекс анатомо-физиологических характеристик, обеспечивающих размножение, это сила, индуцируемая сексуальной активностью человека, способная как к созиданию, так и разрушению»[2, с. 154]. Исследователи справедливо отмечают, что в современной реальности риск затрагивает все сферы жизни людей, в том числе, обучающейся молодежи. Для российского менталитета свойственно рисковать в ситуации опасности, т.е. «действовать на удачу», полагаться «на авось», включая и вопросы репродуктивного здоровья, регуляции «собственной фертильности, т.е. способности иметь детей. Отсюда высокий уровень искусственных абортов, бесплодия, отказничества»[2, с. 41], являющиеся показателями низкого уровня репродуктивного здоровья, причиной которых является игнорирование объективных рисков репродуктивного поведения, несформированность репродуктивной культуры.
Эти работы и работы других исследователей явились основанием для понимания репродуктивного здоровья - репродуктивного потенциала, способности молодежи к воспроизводству как основы демографической безопасности страны, физическое и психическое состояние, позволяющее при достижении социальной зрелости воспроизводить здоровое потомство и выделения физиологического, психологического и социального уровней репродуктивного здоровья.
- Физиологический (низкий) уровень - репродуктивное здоровье, характеризующееся осложнением беременности и родов (анемию, поздний токсикоз, болезни почек и сердечно-сосудистой системы и др.), невынашиванием беременности, рождением мертворожденных, больных детей, прерыванием беременности абортом, гинекологическими заболеваниями, бесплодием женщин и мужчин, инфекциями, передаваемыми половым путем у подростков и молодежи в сочетании с образом жизни, (употребление алкоголя, курение, приобщение к наркотикам), случайностью зачатия, стихийностью родительства.
- Психологический (средний) - сохранение репродуктивного здоровья подростков, старшеклассников и студенческой молодежи до их вступления в брак, а также вступивших в брак, сознательное откладывание деторождения, позволяющее им впоследствии иметь здоровых желанных детей. Участие в охранительных программах репродуктивного здоровья подростков и молодежи, здорового образа жизни, предупреждения нежелательных беременностей, профилактики абортов и защиты от инфекций, передаваемых половым путем.
- Социальный (высокий) уровень - сохранение репродуктивного здоровья подростков, старшеклассников и студенческой молодежи посредством своевременных профилактических осмотров, своевременного определения риска нарушений и лечения репродуктивной системы, добровольное консультирование по вопросам планирования семьи, участие в социальных программах, нацеленных на будущее супружество, ответственное родительство, заботу о здоровье будущего потомства.
Анализ сущности репродуктивной культуры показал, что вопрос информирования о способах сохранения своего здоровья, угрозах здоровью, помощи в избавлении от вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни в студенческой среде исследовали Гасанлы О.Р. с соавт.[3], Зароднюк Г.В. [3], оценке информированности студентов о составляющих здорового образа жизни - Л.В.Кордюковой, Н.М. Кордюкова [3], ценностного к нему отношения посредством выявления ценностных ориентаций студентов к своему здоровью, выявлению его места в иерархической системе ценностей - Елькова Л.С. [4], особенностям мотивации к здоровому образу жизни студентов, обучающихся по программе «педагогическое образование» - А.П. Шкляренко, Д.А. Тарасенко [3]. Репродуктивное поведение тем или иным образом затрагивают работы, посвящённые интеграции форм и методов воспитания здорового поколения - Л.П. Ильченко[3], формирования готовности молодёжи к ведению здорового образа жизни - Ю.И .Климашова [3].
Выше приведенные работы и ряд других исследований явились основанием для определения репродуктивной культуры обучающихся как целостного личностного динамического образования, включающего представления о пронатальной (подготовке к рождению здорового ребенка) и антинатальной (сдерживание фертильности) стратегиях, ценностное отношение к своему здоровью и осознанный выбор пронатальной (укрепление репродуктивного здоровья, подготовка к сознательному супружеству, ответственному родительству) либо антинатальной (сдерживание фертильности из-за ограничений по здоровью, иных жизненных планов и обстоятельств, но без причинения вреда своему здоровью), репродуктивное поведение, отличающееся способностью к прогнозированию рисков при выборе репродуктивной стратегии, соответствующей возрасту, брачному статусу и состоянию здоровья и другим условиям, исключающее случайность зачатия, стихийность родительства и выделения нормативно-знаниевого, мотивационно-ценностного и концептуально-поведенческого уровней репродуктивной культуры.
- Нормативно-знаниевый (низкий) уровень - знания о важности сохранения и укрепления репродуктивного здоровья присутствуют, но мотивация к выработке конструктивных репродуктивных стратегий не сформирована.
- Мотивационно-ценностный (средний) уровень - ценностное отношение к репродуктивному здоровью как неотъемлемой, имманентно присущей личностной составляющей, наличие мотивации к выбору здоровьесберегающей антинатальной репродуктивных стратегии, но недостаточная сформированность здоровьесберегающего репродуктивного поведения.
- Концептуально-поведенческий (высокий) уровень - достаточные представления о различных стратегиях сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, своем репродуктивном потенциале и индивидуальных перспективах его улучшения, способность к осознанному выбору пронатальной стратегии (сознательному супружеству, ответственному родительству) на основе здоровьесберегающего репродуктивного поведения.
Вышеприведенные исследования явились важными для теоретического обоснования нашего исследования, выявления концептуальной взаимосвязи между репродуктивной культурой (педагогический аспект) и репродуктивного здоровья (физиологический аспект).
Анализ полученных данных двумя Центрами позволил выявить взаимосвязь, корреляцию между нормативно-знаниевым уровнем репродуктивной культуры и физиологическим уровнем репродуктивного здоровья, мотивационно-ценностным уровнем репродуктивной культуры и психологическим уровнем репродуктивного здоровья, соответственно, концептуально-поведенческого уровня репродуктивной культуры с социальным уровнем репродуктивного здоровья. (см. Таблица 2).
Таблица 2
Взаимосвязь уровней репродуктивной культуры и репродуктивного здоровья
Уровни репродуктивной культуры |
Уровни репродуктивного здоровья |
Нормативно-знаниевый |
Физиологический |
Мотивационно-ценностный |
Психологический |
Концептуально-поведенческий |
Социальный |
Выявленная взаимосвязь между репродуктивной культурой (педагогический аспект) и репродуктивным здоровьем (физиологический аспект) явилась основанием для разработки Программы формирования репродуктивной культуры обучающихся для реализации сотрудниками НМЦ «Здоровье» и ЦГИ ВГСПУ. Данная Программа включает следующие направления:
- Повышение уровня репродуктивной культуры подростков, информированность о пронатальной (подготовке к рождению здорового ребенка) и антинатальной (сдерживание фертильности) стратегиях, о влиянии аддиктивного поведения на репродуктивный потенциал организма, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью, способах его сохранения и укрепления.
- Повышение уровня репродуктивной культуры старшеклассников, формирование у них ценностное отношение к своему здоровью до их вступления в брак, готовность к осознанному выбору пронатальной (укрепление репродуктивного здоровья, подготовка к сознательному супружеству, ответственному родительству) либо антинатальной (сдерживание фертильности из-за ограничений по здоровью, иных жизненных планов и обстоятельств, но без причинения вреда своему здоровью) при достижении социальной зрелости, ценностное отношение к здоровью будущего потомства.
- Повышение уровня репродуктивной культуры студентов педагогических вузов, предполагающее концептуально-поведенческого уровня сформированности репродуктивной культуры, рассматриваемой нами как профессионально-личностное качество. Личностные характеристики девушки связаны со способностью к успешному совмещению социальных ролей: любящей супруги, квалифицированного профессионала, здоровой, выносливой матери, а юноши - любящего супруга, квалифицированного профессионала, здорового, заботливого отца, совершенствованием состояния собственного репродуктивного здоровья, осознанного выбора стать или не стать здоровыми родителями, чтобы иметь возможность зачать, выносить, родить и воспитать здоровых детей, поскольку лучше совсем отказаться от идеи родительства, если имеются ограничения со стороны здоровья, чем попасть в разряд девиантных родителей (Я. Корчак). Профессиональные характеристики будущих педагогов связаны с развитием способности к формированию у подростков и старшеклассников репродуктивной культуры, способствующей достижению социальной зрелости.
Реализация Программы по формированию репродуктивной культуры обучающейся молодежи позволила повысить уровень сформированности репродуктивной культуры обследуемых. Достоверно уменьшилось количество обучающихся с нормативно-знаниевым уровнем, возросло - с мотивационно-ценностным, а у будущих педагогов повысился концептуально-поведенческий уровень сформированности репродуктивной культуры.
Полученные результаты дают основания полагать, что дальнейшее теоретическое обоснование и практическая реализация этой Программы позволят целенаправленно повышать уровни репродуктивной культуры, способствующей улучшению состояния репродуктивного здоровья обучающейся молодежи, что будет оптимизировать демографическую ситуацию в нашей области.
Рецензенты:
Волчанский Е.И., д.п.н., профессор кафедры детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО «ВолГМУ Минздрава России», г. Волгоград;
Петрунева Р.М., д.п.н., профессор, проректор ФГБОУВПО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград.