На предприятиях нефтегазовой отрасли необходимы повышенные требования к экологической компетентности специалистов и их руководителей. Одним из способов формирования экологической компетентности у специалистов является дополнительная профессиональная подготовка, обеспечивающая непрерывность образования и формирование дополнительных компетенций у опытных специалистов.
Цели нашего исследования:
- разработать технологию формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли в системе дополнительной профессиональной подготовки;
- спроектировать цели субъектов (общества, работодателей, специалистов нефтегазовой отрасли, педагогов) и задачи, необходимые для достижения поставленных целей;
- разработать методику практико-ориентированного формирования востребованных компетенций (программу стажировки);
- описать основные методы, используемые для формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли;
- представить модель организации дополнительной профессиональной подготовки для формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли;
- определить показатели сформированности экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли в системе дополнительной профессиональной подготовки и распределить их по уровням.
Технология - это совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Б.Т. Лихачев определяет педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Эта совокупность составляет организационно-методический инструментарий педагогического процесса [1]. По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология представляет собой содержательную технику реализации учебного процесса. Под педагогической технологией понимается последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников [2]. В работах Моложавенко В.Л. технология компетентностного подхода в образовании трактуется как целенаправленное организованное конструирование образовательного пространства, направленное на гарантированное достижение запланированных результатов в соответствии с образовательными целями [3].
Разработана технология формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли в системе дополнительной профессиональной подготовки, включающая компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, организационный, аналитико-диагностический, корректирующий прогностический.
1) Целевой - раскрывает цели субъектов (общества, работодателей, специалистов нефтегазовой отрасли, педагогов в системе дополнительного профессионального образования) и задачи программы повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли», необходимые для достижения поставленных целей (табл. 1).
Таблица 1
Цели субъектов и задачи, необходимые для достижения поставленных целей
Цели субъектов |
Задачи для достижения целей |
Цели общества: - минимальное воздействие на окружающую природную среду; -улучшение состояния природной среды |
Применение современных методов предотвращения и уменьшения выбросов и сбросов, технологий переработки и вторичного использования отходов |
Организация экологического мониторинга на предприятиях нефтегазовой отрасли |
|
Аналитический контроль за работой очистных сооружений |
|
Разработка и реализация проектов улучшения природной среды |
|
Цели работодателей: - повышение экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли -своевременное предупреждение и эффективное решение экологических проблем на предприятии; - компетентное действие в чрезвычайных ситуациях. |
Оценка воздействия деятельности предприятия на окружающую природную среду |
Применение современных методов ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях нефтегазовой отрасли |
|
Цели специалиста нефтегазовой отрасли: -приобретение дополнительных профессиональных компетенций; - предупреждение и решение экологических проблем; - компетентное действие в чрезвычайных ситуациях |
Изучение нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды; |
Применение современных методов предотвращения и уменьшения выбросов и сбросов при осуществлении профессиональной деятельности |
|
Соблюдение требований экологической безопасности при проектировании, вводе в эксплуатацию, эксплуатации объектов нефтегазового комплекса |
|
Проведение регулярного контроля за работой очистных сооружений |
|
Прогнозирование техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций, эффективные действия при их возникновении |
|
Цели педагога в системе дополнительной профессиональной подготовки: - создание условий для приобретения дополнительных профессиональных компетенций. |
Разработка программы повышения квалификации, направленной на формирование экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли |
Разработка методики практико-ориентированного формирования востребованных компетенций (программа стажировки) |
|
Разработка и реализация технологии формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли в системе дополнительной профессиональной подготовки |
2) Содержательный компонент включает:
- Программу повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли». Программа включает основные разделы: 1) Нормативно-правовая база в области охраны окружающей природной среды; 2) Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; 3) Современные методы обращения с отходами; 4) Экологическая безопасность при проектировании, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса; 5) Организация экологического мониторинга на предприятиях нефтегазовой отрасли; 6) Предупреждение и современные методы ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях нефтегазовой отрасли; 7) Экологическое аудирование на предприятиях нефтегазовой отрасли; 8) Охрана труда и промышленная безопасность. Срок обучения по программе - 72 часа (2 недели).
- Методику практико-ориентированного формирования востребованных компетенций (программа стажировки). Прохождение стажировки обеспечивает участие в решении экологических проблем, позволяет на практике определять причины возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на предприятиях нефтегазовой отрасли, применять современные методы предотвращения и уменьшения выбросов и сбросов в окружающую природную среду. Программа стажировки представлена в табл. 2.
Таблица 2
Программа стажировки по программе «Обеспечение экологической безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли»
Цель стажировки (в общей логике программы повышения квалификации) |
Повышение уровня квалификации персонала в области обеспечения экологической безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли, закрепление теоретических знаний |
||
Задачи стажировки |
- Изучение современных методов предотвращения и уменьшения выбросов и сбросов на предприятиях нефтегазовой отрасли; - Обеспечение экологической безопасности при проектировании, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса; - Предупреждение и современные методы ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях нефтегазовой отрасли |
||
План стажировки |
|||
Вопросы стажировки
|
Формируемые компетенции |
Форма организации работы стажирующихся |
|
1. Оценка воздействия на окружающую природную среду и экологическая экспертиза |
Проведение экологического мониторинга; Организация работы по проведению экологической экспертизы. |
Семинар с экспертами |
|
2. Обеспечение экологической безопасности при проектировании, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса |
Прогнозирование экологической ситуации на стадии проектно-изыскательных работ, и при проектировании и размещении объектов; Умение определять степень износа нефтепромыслового оборудования, магистральных трубопроводов. |
Консультации со специалистами |
|
3. Современные методы ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях нефтегазовой отрасли |
Применение современных методов ликвидации нефтяных загрязнений; Организация работы по проведению рекультивации нарушенных земель и по очистке водных объектов. |
Работа на оборудовании |
|
4. Современных методов предотвращения и уменьшения выбросов и сбросов при осуществлении профессиональной деятельности |
Применение современных методов очистки сточных вод, утилизации нефтесодержащих отходов. |
Работа на оборудовании |
После прохождения стажировки слушателям предлагается заполнить анкету, направленную на определение уровня сформированности экологической компетентности.
Наличие положительных отзывов от работодателей по результатам стажировки свидетельствует о повышении уровня экологической компетентности.
3) Процессуальный компонент - включает методы, применяемые в процессе обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли».
Метод проектов заключается в разработке проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным в виде проекта для его применения в профессиональной деятельности [4]. В ходе обучения по программе повышения квалификации слушателям предлагается разработать проект решения экологической проблемы (на выбор): ликвидация последствий нефтеразлива; уменьшение загрязнения воздуха при сжигании природного газа; защита трубопровода от коррозии; реабилитация объектов экосистем и объектов животного мира после аварии на месторождении; рекультивация территории и приведение ее в состояние максимально близкое к естественному и др.
Метод кейс-стади (ситуационный метод) - эффективное применение теоретических знаний в реальной жизни, при решении проблем. Кейс - педагогическая модель реальной жизненной ситуации, на основании изучения и анализа которой обучающиеся выявляют проблему и предлагают ее решение [5].
В ходе обучения по программе повышения квалификации слушателям предлагается разработать план действий для определения качества воды в водоеме, расположенном на территории месторождения, для быстрого устранения нефтеразлива, экологически безопасной утилизации отходов и др.
4) Организационный компонент - включает модель организации дополнительной профессиональной подготовки для формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли.
Разработанная модель организации дополнительной профессиональной подготовки представлена на рисунке.
Модель организации дополнительной профессиональной подготовкидля формировании экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли
5) Аналитико-диагностический компонент - предполагает сбор, анализ и обобщение результатов исследования, включает:
1) Результаты входящего, промежуточного и итогового контроля. Входящий контроль позволяет определить реальный уровень экологической компетентности. По результатам промежуточного контроля определяется динамика формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли. По результатам итогового контроля педагогами и специалистами по учебно-методической работе (УМР) оценивается уровень сформированности экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли;
2) Эффективность применения методики практико-ориентированного формирования экологической компетентности (проведение стажировки) оценивается по результатам анкет, заполненных слушателями после проведения стажировки. В качестве внешнего критерия оценки принята удовлетворенность результатами стажировки работодателей нефтегазовой отрасли (анкеты, наличие отзывов).
Нами определены показатели сформированности экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли в системе дополнительной профессиональной подготовки и распределены по уровням (табл. 3).
Таблица 3
Показатели и уровни сформированности экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли
Уровни сформированности экологической компетентности |
Показатели сформированности экологической компетентности у специалиста нефтегазовой отрасли |
Высокий |
Прогнозирование экологической ситуации на стадии проектно-изыскательных работ, и при проектировании и размещении объектов нефтегазового комплекса |
Использование инновационных методов, направленных на сохранение и улучшение природной среды |
|
Предупреждение и своевременное решениеэкологических проблем |
|
Предупреждение и современные методы ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях нефтегазовой отрасли |
|
Средний |
Организация работы по проведению экологической экспертизы и экологического мониторинга |
Разработка плана мероприятий по уменьшению воздействия на окружающую среду |
|
Готовность к чрезвычайным ситуациям на предприятии |
|
Определение ущерба окружающей среде от загрязнений |
|
Определение степени износа нефтепромыслового оборудования, магистральных трубопроводов |
|
Низкий |
Применение полученных знаний и накопленного опыта в профессиональной деятельности |
Минимальное воздействие на окружающую природную среду в процессе осуществления профессиональной деятельности |
|
Готовность к возникающим изменениям на производстве |
Корректирующий прогностический компонент - сопоставление результатов, полученных в ходе обучения (теоретического, практического) с уровнями сформированности экологической компетентности. На основании итогов обучения вносятся необходимые изменения в технологию обучения (дорабатывается программа обучения, программа стажировки).
Таким образом, в связи с оказываемым негативным влиянием на окружающую природную среду при освоении нефтяных и газовых месторождений, необходимы повышенные требования к экологической компетентности специалистов нефтегазовой отрасли. Одним из способов повышения уровня экологической компетентности является дополнительная профессиональная подготовка, обеспечивающая непрерывность образования и формирование дополнительных, востребованных на производстве компетенций у опытных специалистов. В данном исследовании разработана технология формирования экологической компетентности у специалистов нефтегазовой отрасли в системе дополнительной профессиональной подготовки. Для обоснования технологии проводится опытно-экспериментальная работа на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров Тюменского государственного нефтегазового университета.
Рецензенты:
Моложавенко В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования, ФГОБУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Игнатова В.А., д.п.н., профессор кафедры моделирование физических процессов и систем, ФГОБУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.