Актуальность. Стремление человека к благополучию вносит значительный вклад в детерминацию его поведения и деятельности. В то же время общее благополучие человека формируется в результате его благополучия в отдельных сферах активности, в результате этого можно говорить о материальном, физическом, эмоциональном, социальном и т.д. благополучии. Эти переживания по поводу значимых процессов в своей жизни человек интегрирует в целостное отношение к себе, своей жизни, деятельности. Важнейшей характеристикой субъективного благополучия личности является переживание удовлетворенности [9].
Субъективное благополучие является предметом психологии и представляет интерес для многих исследователей. Психологами показано, что субъективное благополучие по-разному связано с адаптационной активностью личности [1, 3, 5, 8] и эта взаимосвязь имеет этнопсихологическую специфику [2, 4,7]. В социальной психологии крайне мало эмпирических исследований структуры субъективного благополучия у представителей различных контактирующих этносов. Знание этнопсихологической специфики структуры субъективного благополучия необходимо для эффективной работы с молодежью в образовательном пространстве профессиональных учебных организаций.
Цель исследования - провести сравнительный анализ структуры субъективного благополучия (эмоционального компонента и удовлетворенности) у представителей контактирующих этносов Поволжья.
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие три группы, относящие себя по результатам опроса к этническим группам русских (60 человек), казахов (30 человек) и молдаван (15 человек). Общий объем выборки - 105 человек. Возраст испытуемых 17-20 лет. Исследование проводилось на базе средних и высших профессиональных учебных заведений города Саратова и Саратовской области. Группы были выровнены по условиям социализации. Русские и казахи имеют исторический опыт взаимодействия на территории Саратовской области, так как область граничит с Казахстаном. Опыт взаимодействия русских и молдаван имеет недолгую историю и обусловлен закреплением молдавских мигрантов на территории Саратовской области. В исследовании принимали участие дети молдавских мигрантов, родившиеся в России или приехавшие в нее в раннем возрасте.
Методы и методики. Применялись методы беседы, тестирования и шкалирования. В качестве тестовой методики применялась шкала субъективного благополучия, определяющая эмоциональный компонент субъективного благополучия [10]. Удовлетворенность основными компонентами жизни и ведущей деятельности определялась шкалированием по 10-балльной системе. Шкалы сформулированы автором на основе результатов беседы с испытуемыми: удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями; содержанием получаемого образования; профессиональным выбором; материальным обеспечением учебного процесса; взаимоотношениями в учебной группе; своей внешностью; своим характером; своими способностями. Сравнительный анализ проводился с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их анализ. Средние баллы эмоционального компонента субъективного благополучия и удовлетворенности основными сторонами жизни и деятельности по группам, полученные в ходе обследования, представлены в таблице.
Результаты диагностики структуры субъективного благополучия у представителей русского, казахского и молдавского этносов
Группы участников исследования |
Эмоциональный компонент субъективного благополучия |
Удовлетворенность |
||||||||
Взаимо-отношениями с преподава-телями |
Содержанием получаемого образования |
Профессио-нальным выбором |
Материальным обеспечением учебного процесса |
Взаимо-отношениями в учебной группе |
Своей внеш-ностью |
Своим характером |
Своими способ-ностями |
Общий результат |
||
Русские |
54,02 |
6,6 |
6,9 |
7,6 |
6,4 |
6,6 |
6,3 |
5,2 |
4,3 |
6,2 |
Казахи |
51,9 |
7,9 |
7,9 |
7,7 |
6,4 |
8,4 |
6,7 |
5,9 |
4,9 |
6,9 |
Молдаване |
60 |
9,2 |
9,2 |
8,9 |
4,4 |
7 |
7,2 |
6 |
6 |
7,2 |
Из таблицы видно, что в структуре субъективного благополучия русских наиболее выражена удовлетворенность своим профессиональным выбором, а удовлетворенность своими способностями ниже среднего значения. Очевидно, для русских юношей и девушек важны процессы профессионального и личностного самоопределения, и их субъективное благополучие формируется под влиянием этих процессов.
У представителей казахского этноса в структуре субъективного благополучия наиболее выражена удовлетворенность взаимоотношениями в группе, взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, удовлетворенность своими способностями средняя. Можно отметить, что субъективное благополучие казахов формируется в связи с коммуникативными и дидактическими компонентами образовательной среды учебной организации.
У молдаван высока удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, своим профессиональным выбором, ниже среднего выражена удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса, что показывает значительную позитивную роль деловых и учебных взаимодействий и негативную роль организационных моментов учебного процесса в формировании субъективного благополучия у представителей молдавского этноса.
Таким образом, удовлетворенность некоторыми сторонами жизни и деятельности имеет различную структуру у представителей различных этносов и связана с разными психологическими и социально-психологическими процессами: у русских наиболее актуальными в формировании удовлетворенности оказываются процессы самоопределения, у казахов - коммуникативные и информационные процессы, у молдаван - деловые и организационные взаимодействия.
Сравним выраженность составляющих элементов структуры субъективного благополучия у представителей русского, казахского и молдавского этносов. Из таблицы видно, что эмоциональный компонент субъективного благополучия значимо сильнее выражен у молдаван по сравнению с русскими (tСтьюдента= 1,91, при p<0,05) и казахами (tСтьюдента= 2,32, при p<0,01). Значимых различий в переживании эмоционального благополучия между русскими и казахами нет. Более выраженное эмоциональное благополучие молдавских юношей и девушек свидетельствует о том, что они чаще, чем русские и казахи находятся в хорошем расположении духа, переживают позитивные эмоциональные состояния, что связано, очевидно, с более выраженным позитивным самоотношением, отсутствием высокой напряженности, ощущением уверенности и удачливости, соматическим здоровьем, удовлетворенностью своим социальным окружением.
Удовлетворенность отношениями с преподавателями значимо различается во всех трех группах. Самая высокая удовлетворенность отношениями с преподавателями у представителей молдавского этноса по сравнению с русскими (tСтьюдента= 7,87, при p<0,000) и казахами (tСтьюдента= 3,78, при p<0,001). Это, возможно, связано, со стремлением молдавской молодежи соответствовать требованиям преподавателей, признанием их деловых и личностных качеств, желанием наладить эффективные деловые взаимоотношения, толерантностью по отношению к личностным особенностям преподавателей. Ниже удовлетворенность у русских по сравнению с молдаванами и казахами (tСтьюдента= 3,26, при p<0,001), что может являться потенциальной причиной конфликтных отношений русской молодежи с преподавателями.
Удовлетворенность содержанием получаемого образования выражена в группах примерно так же, как и удовлетворенность отношениями с преподавателями. Значимо выше у представителей молдавского этноса по сравнению с русскими (tСтьюдента= 7,04, при p<0,000) и казахами (tСтьюдента= 3,17, при p<0,001), значимо ниже у русских по сравнению с молдаванами и казахами (tСтьюдента= 1,98, при p<0,05). Представители русского этноса более критичны к получаемым знаниям, считают их или неполными, или ненужными, или недовольны формой и средствами обучения, в то время как молдаване удовлетворены получаемыми знаниями, считают их полезными и готовы применять их в будущем. Казахи в целом довольны содержанием получаемых знаний, но отдельные моменты, связанные, возможно, с содержанием отдельных дисциплин, снижают общее удовлетворение содержанием образования.
Практически одинаково выражена удовлетворенность своим профессиональным выбором у русских и казахов (см. табл.). Значимо выше она у молдаван (tСтьюдента= 3,27 и 3,18, при p<0,001). Следует отметить, что исследование проводилось среди учащихся, получаемых гуманитарное образование, престиж которого в современном обществе невысок. Тем не менее молдаване довольны своим профессиональным самоопределением, очевидно, сравнивая свои профессиональные возможности с профессиональными возможностями своих родителей.
Одинакова, выше среднего, удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса у русских и казахов. У молдаван удовлетворенность этой стороной образования значимо ниже и выражена ниже среднего (tСтьюдента= 2,92 и 2,53, при p<0,01). Представители молдавского этноса считают, что материальные затраты на образовательный процесс могли бы быть выше, обеспеченность техническими и компьютерными технологиями лучше, обстановка учебных помещений дороже. Возможно, удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса у молдаван низкая из-за недостатка материальных средств и размера стипендии. В группах русских и казахских учащихся этот недостаток материальных средств, возможно, переживается не так остро, что косвенно может свидетельствовать о существовании материальной поддержки со стороны родителей.
Удовлетворенность отношениями в учебной группе значимо выше у представителей казахского этноса (при сравнении с русскими tСтьюдента= 4,43, при p<0,000 и молдаванами 2,00, при р<0,05). Казахи толерантны по отношению к своим однокурсникам, дружелюбны, переживают позитивные эмоции в процессе общения с ними. Все это свидетельствует о значимости социального окружения для представителей казахского этноса. Русские, наоборот, более критичны к однокурсникам, более нетерпеливы в процессе общения, в большей степени настроены на конфронтацию, хотя удовлетворенность отношениями в учебной группе у представителей русского этноса выражена выше среднего (см. табл.).
Как видно из таблицы и по результатам подсчета t-критерия Стьюдента, во всех группах, участвующих в обследовании, отсутствуют значимые различия в удовлетворенности своей внешностью и своим характером, она выражена средне. И русские, и казахские, и молдавские юноши и девушки в среднем довольно критичны к своей внешности, еще более критичны к своему характеру, что связано, должно быть, с продолжающимися процессами личностного самоопределения и стремлением к идеальному образу.
Существуют значимые различия в удовлетворенности своими способностями у молдаван и русских (tСтьюдента= 2,67, при p<0,01) и у молдаван и казахов (tСтьюдента= 2,69, при p<0,01). Русские и казахи более критичны к своим способностям, в большей степени недовольны их развитием, оценивают удовлетворенность своими способностями ниже среднего. Выше среднего удовлетворенность своими способностями у молдаван, что связано, возможно, с оцениванием факта поступления в профессиональное учебное учреждение как достижения, более высокой оценкой своих практических навыков и умений быстро принимать решения и приспосабливаться к окружающей действительности.
Выводы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ структуры субъективного благополучия у представителей русского, казахского и молдавского этносов позволил выявить сходства и различия в переживании эмоционального благополучия и удовлетворенности некоторыми сторонами жизни и учебной деятельности:
- не имеет этнопсихологической специфики удовлетворенность своей внешностью и своим характером, она выражена одинаково средне во всех трех обследуемых группах;
- в целом субъективное благополучие выше у молдаван по сравнению с русскими и казахами;
- структура субъективного благополучия имеет этнопсихологическую специфику, выраженную в преобладании тех или иных видов удовлетворенности (у русских - своим профессиональным выбором, у казахов - взаимоотношениями в группе, взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, у молдаван - взаимоотношениями с преподавателями, содержанием получаемого образования, своим профессиональным выбором);
- удовлетворенность некоторыми сторонами жизни и деятельности у представителей различных этносов связана с разными психологическими и социально-психологическими процессами: у русских наиболее актуальными в формировании удовлетворенности оказываются процессы самоопределения, у казахов - коммуникативные и информационные процессы, у молдаван - деловые и организационные взаимодействия;
- в структуре субъективного благополучия представителей трех этносов имеются напряженные составляющие, связанные с невысокой удовлетворенностью: у русских и казахов - невысокая удовлетворенность своими способностями, у молдаван - невысокая удовлетворенность материальным обеспечением учебного процесса.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Структура и предикторы благополучия личности: этнопсихологический анализ» (грант № 14-06-00250).
Рецензенты:
Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического испециального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов.
Рягузова Е.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедройпсихологии личности Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.