Цель данной статьи заключается в представлении диагностического инструментария для выявления уровня эффективности социальной работы с опекунскими семьями на базе общеобразовательных школ в Украине.
Учитывая информацию о тесном сотрудничестве социальных педагогов школ с опекунскими семьями, мы подобрали диагностический инструментарий. К нему мы включили диагностики и методики по выявлению проблем, которые могут возникать в таких семьях, а именно: экспресс-диагностики потребностей опекунских семей «Ваше самочувствие, активность и настроение» (САН) [7, с. 38]; проведение диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) [4, с. 212]) и др. Также мы разработали авторскую экспресс-диагностику потребностей опекунских семей, которая позволила определить такие показатели, как: наличие трудностей в поведении ребенка-сироты; распределение обязанностей ребенка в семье; наличие конфликтных ситуаций в семье; наличие случаев агрессии и насилия; знания членов опекунской семьи относительно их прав в обществе; наличие заботы и опеки о ребенке, в частности, его эмоциональный настрой; осведомленность опекунов об отношениях ребенка как с его сверстниками, так и с учителями.
Анкета «Ваше самочувствие, активность и настроение» (САН) [2, с. 38] позволяет выявить функциональное состояние опрашиваемых с помощью типовой карты, в которой определены 30 полярных признаков. Учитывая сумму набранных баллов из таких категорий, как: самочувствие, активность, настроение - мы обнаружили, что низкий показатель почти у всех опекунов в сумме баллов по шкале «настроение» (ниже 4 баллов). Низкими оказались оценки относительно общего функционального состояния у 30 % семей. Нормальные оценки были выявлены у 60 % опекунов и членов их семей (диапазон 5,0-5,5 баллов) по таким шкалам, как: активность и самочувствие. Проведя данную методику, благоприятное состояние, мы выявили у 10 % опекунов и членов их семей, а такого бала как «7», который является самым высоким в предлагаемых шкалах, нами не было обнаружено. Это свидетельствует о важности привлечения к эксперименту технологий, которые бы повышали настроение и активность членов опекунских семей. Результаты даны в табл.1.
Таблица 1
Результаты диагностики взрослых членов опекунских семей «Ваше самочувствие, активность и настроение» (САН)
Оценка общегофункционального состояния |
Ответы респондентов |
|
Количество |
% |
|
Низкая |
87 |
30 |
Нормальная |
174 |
60 |
Благоприятная |
29 |
10 |
Общее колличество |
290 |
100 |
Анализируя результаты анкетирования, мы обнаружили, что только 7.3 % из числа опрошенных опекунов имеют хорошее самочувствие, хорошее настроение, работоспособность, жизнерадостность, легкость в рассуждении. И среди них большинство в возрасте от 27-32 лет (в основном это родные братья и сестры детей, оставшихся без родительской опеки). Следующие 12.5 % опекунов - тети и дяди (30-43 года), которые взяли опеку над ребенком-сиротой. Они указали на иногда плохое настроение болезни, усталость, недовольство. Но среди них также были замечены и оптимистично настроенные. 24.5 % опекунов в возрасте от 45-50 лет указали на бессилие и рассеянность, иногда активность, выносливость, плохое самочувствие, усталость и т.п. 55.7 % опекунов, среди которых бабушки и дедушки в возрасте от 55-75 лет. Среди них от 55-67 лет 37.3 % опекунов ответили, что они иногда плохо себя чувствуют, напряженные, болеют, вялые, несчастные, у них бывает плохое самочувствие, иногда чем-то взволнованы, быстро устают. А среди возрастной категории опекунов от 70-75 лет 18.4 % мы обнаружили, что они рассеяны, им уже трудно рассуждать, пессимистичны, истощены, часто болеют, равнодушны, грустны, расслаблены.
Для определения поведенческих проявлений способности к толерантности мы использовали диагностику [2, с. 212], которая позволила выявить поведенческие признаки, свидетельствующие об уровне общей коммуникативной толерантности. Мы обнаружили, что максимальное количество баллов (45) набрали 25 % респондентов, тогда как наименьшее количество баллов (15) - получили лишь 10 % опрошенных. В среднем значении 31-35 баллов, что свидетельствует о достаточном уровне коммуникативной толерантности набрали 65 %. Это свидетельствует о том, что уровень общей коммуникативной толерантности у членов опекунских семей является достаточным, поскольку 135 баллов, как максимальное количество баллов по предлагаемой методике, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. Но достаточно тревожным является факт, что только 10 % опрошенных имеют терпимость ко всем типам партнеров в различных ситуациях. По нашему мнению, с такими опекунами следует проводить работу по отстаиванию собственных мыслей, повышению уровня самооценки и т.д. Результаты даны в табл.2.
Таблица 2
Уровень общей коммуникативной толерантности с членами опекунских семей (взрослые, молодежь ученического и студенческого возраста)
Оценка общего функционального состояния |
Ответы респондентов |
|
Количество |
% |
|
Низкая |
32 |
10 |
Достаточная |
208 |
65 |
Высокая |
80 |
25 |
Общее количество |
320 |
100 |
Также мы проводили диагностическую методику К. Томаса, которую нужно было адаптировать для проведения такой работы. Заметим, что методика исследования стиля поведения в конфликте К. Томаса позволяет выявить пять основных типов поведения личности в конфликтной ситуации: уход от конфликта; уступчивость, борьба; компромисс; сотрудничество. Применение этой адаптированной для нашего исследования методики в работе с опекунскими семьями помогает выявить те стили поведения (один или несколько), на которые больше или меньше ориентируются респонденты. Методика исследования эффективного общения и рационального поведения в конфликте включает четыре отдельные методики и позволяет исследовать особенности поведения, влияющие на возникновение и течение организационных конфликтов, а именно: выявление «саботажников» общения, которые могут стать причиной деструктивного (разрушительного) взаимодействия и вызвать конфликты; анализ степени ориентации на определенный стиль поведения в конфликте - «рациональный» и «мудрое поведение» в конфликте; исследования уровня ориентации на проявление эмпатии в процессе общения, которая положительно влияет на предотвращение и разрешение конфликтов.
В ходе исследования нами было выявлено, что большинство членов опекунских семей выбирают такой стиль поведения в конфликтах, как «уход от конфликта» (30,1 %) и «борьба» (47 %); тогда как значительно меньшая часть выбирают такой стиль, как уступчивость (11,9 %); компромисс (6,2 %); сотрудничество (4,8 %) и другие. Данные мы помещаем в табл. 3.
Таблица 3
Стиль поведения в конфликтах членов опекунских семей
Выбор стиля поведения |
Ответы респондентов |
|
Количество |
% |
|
Уход от конфликта |
97 |
30,1 |
Борьба |
150 |
47 |
Уступчивость |
38 |
11,9 |
Компромисс |
20 |
6,2 |
Сотрудничество |
15 |
4,8 |
Общее количество |
320 |
100 |
Согласно результатам проведенных нами экспресс-диагностик, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день опекуны и члены их семей не являются полностью защищенными в обществе, которое их окружает. Это влияет и на развитие детей, находящихся под опекой, так как они не получают надлежащей защиты и воспитания как в обществе, школе в целом, так и на уровене благополучия семьи.
Следующим этапом для измерения являются личностные характеристики ребенка-сироты, который воспитывается в опекунской семье. Среди таких измерений, по нашему мнению, большое значение имеет интеллектуальное развитие ребенка. Показатели интеллектуального развития ребенка-сироты мы измеряли с вербальным и невербальным тестовым заданием Р. Амтахуера, а также дополняли процедуры измерения интеллектуального развития с помощью экспертной оценки учителей, задействованных в процессе обучения ребенка (анализ классных журналов, дневников ребенка, беседы с учителями и самими детьми). Заметим, что данный тест, который состоит из субтестов 1-4 теста структуры интеллекта Р. Амтахуера [4, с.143]. Большинство опрошенных детей-сирот имеют низкий (41 %) и ниже среднего (27 %) уровни по данным этого теста. Тогда как средний уровень получили 20 % респондентов, выше среднего - 12% респондентов, более высокий уровень, что свидетельствует о развитом теоретическом мышлении, из опрашиваемых нами респондентов не оказался.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить следующее: результаты опроса лиц, являющихся опекунами, дают основания говорить о необходимости на сегодняшний день осуществлять социально-педагогическую работу с опекунскими семьями, направленную на поддержку этой категории семей, а также положительное социальное развитие ребенка-сироты с помощью использования разнообразных методов и форм социальной работы. Социальный педагог в своей деятельности должен работать не только с лицами, являющимися опекунами, но и с детьми, которые воспитываются в опекунских семьях.
Для измерения склонности ребенка-сироты к реализации различных форм отклоняющегося поведения от общепринятых норм мы проверили методику «Определение склонности к нарушению социальных норм поведения» (А. Орел), которая является стандартизированным тестом [5, с. 19-34].
Важным для нашего исследования является то, что данная методика с возможностью адаптации к проблеме, представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал (шкала установки на социальную желательность, шкала склонности к несоблюдению норм и правил, шкала склонности к адиктивному поведению, шкала склонности к саморазрушительному поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций, шкала склонности к делинквентному поведению), имеет две формы - мужскую и женскую.
Подытоживая ответы респондентов, мы видим, что на высоком уровне, к сожалению, нет ни одного ребенка, который бы четко следовал стереотипам и общепринятым нормам поведения в обществе. На среднем уровне 37,7 % детей-сирот свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций, делинквентных тенденции, нонкомформистских установок испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, развить тенденции «нарушать покой», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
На низком уровне находятся 62,3 % опрошенных. Из них мы видим, что большинство респондентов отходят от реальности посредством изменения своего психического состояния. Они более склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Выраженная склонность к нарушению социальных норм поведения. Такие дети склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать покой», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
Следующим этапом в нашем исследовании было выявление потребностей ребенка-сироты с помощью «Методики диагностики степени удовлетворенности основных потребностей» [5, с. 35-38].
Анализируя ответы детей-сирот, мы видим, что на первом месте у них стоят материальные потребности, второе место занимают - социальные (межличностные) потребности, третье место занимают потребности в самовыражении, четвертое - потребности в признании и на последнем месте - потребности в безопасности. Из этого мы можем сделать вывод о степени удовлетворенности основных потребностей детей-сирот, воспитывающихся в опекунских семьях. На высоком уровне находится 14,1 % респондентов, где происходит доминирование социальных потребностей и потребностей в самореализации. То есть для ребенка наиболее важны хорошие, дружеские отношения в коллективе, хороший моральный климат, творческая работа, автономия, участие в принятии решений.
На среднем уровне (47,1 %), респонденты указали на наличие социальных потребностей и доминировании потребности в признании. То есть для ребенка важны хорошие, дружеские отношения в коллективе, хороший моральный климат, но приоритет отдается перспективе должностного роста, знаки и символы признания и уважения в семье и коллективе, карьера в будущем.
На низком уровне (38,8 %), респонденты указали на доминирование материальных потребностей и потребности в безопасности. Ребенка удовлетворяет возможность хорошо заработать несмотря на отношения с окружающими, однако присутствуют опасения быть скомпрометированным в глазах товарищей.
Для того чтобы мы могли выяснить эмпатийные навыки ребенка-сироты, который воспитывается в опекунской семье, была проведена «Методика диагностики уровня эмпатических способностей (автор В. Бойко)».
Культура выражения эмпатии в поведении включает следующие характеристики: проявление уважения к другому человеку; терпимость к проявлению эмоций со стороны другого человека; способность глубоко понимать субъективный внутренний мир другого, не раскрывая при этом свой внутренний мир; готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека для лучшего понимания её. В такой ситуации появляются возможности для оценки субъектами взаимоотношений друг друга, изменения своих действий и поведения партнера, организации и корректировки стратегии собственного поведения и поступков.
Целью проведения этой методики было определить, насколько у ребенка-сироты развиты эмпатийные способности. На основе проведенного количественного и качественного анализа мы выделили четыре уровня развития эмпатии.
На высоком уровне, 7 % респондентов предоставили ответы, которым характерно понимание внутреннего мира другого человека, способность прогнозировать его поведение и способность к сопереживанию и сочувствию.
На среднем уровне, 50,6 % детей-сирот обладают способностью иногда понимать внутренний мир другого и в большинстве случаев способны к сопереживанию и сочувствию.
На низком уровне, 42,4 % респондентов ответили, что стараются избегать личных контактов, в них преобладает мнение о неуместности проявлять интерес к другому человеку, а также присутствует убеждение спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих.
Обобщенные данные уровня эмпатийных способностей предосталены в табл. 4.
Таблица 4
Методика диагностики уровня эмпатийных способностей (автор В. Бойко)
Уровни |
Ответы респондентов |
|
Количество |
% |
|
Высокий |
6 |
7 |
Средний |
43 |
50,6 |
Низкий |
36 |
42,4 |
Общее количество |
85 |
100 |
Для того чтобы продиагностировать психоэмоциональное состояние ребенка-сироты по социальной адаптации и регуляции поведения в попечительском семье, мы использовали опросник FPI, содержащий 12 шкал (шкала I (невротичность), шкала II (спонтанная агрессивность), шкала III (депрессивность), шкала IV (раздражительность), шкала V (общительность), шкала VI (уравновешенность), шкала VII (реактивная агрессивность), шкала VIII (застенчивость), шкала IX (открытость), шкала X (экстраверсия-интроверсия), шкала XI (эмоциональная лабильность), шкала XII (маскулинность-фемининность).
Следует отметить, что высокие значения большинства шкал данной методики соответствуют отрицательному значению развития личностных черт.
На высоком уровне, которому соответствует высокая стрессоустойчивость, основанная на уверенности в себе, оптимизме и активности, к сожалению, не имеет ни одного ребенка.
На среднем уровне насчитывается 35,3 % респондентов. Этот уровень характеризуется присутствием на достаточном уровне устойчивости к стрессовым ситуациям, которая основывается на уверенности в себе и оптимизме.
На низком уровне насчитывается 64,7 % опрошенных, характеризующих склонность подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения, проявляется инфантилизм, что выражено общей психоэмоциональной неуравновешенностью и агрессивностью. Данные изложены в табл. 5.
Таблица 5
Оппросник FPI (форма В), на определение уровня состояний ребенка-сироты
Уровни |
Ответы респондентов |
|
Количество |
% |
|
Высокий |
- |
- |
Средний |
30 |
35,3 |
Низкий |
55 |
64,7 |
Общее количество |
85 |
100 |
Для определения направленности личности ученика мы использовали тест, разработанный И. Бехом [1]. По данным методики нами было выявлено, что большинство из опрошенных респондентов 81,2 % имеют эгоистическую направленность, тогда как только 18,8 % - социальную направленность. Это также свидетельствует о необходимости целенаправленной работы с самими детьми-сиротами, поскольку эгоистическая направленность не предоставляет возможности научиться преодолевать проблемы, возникающие в социуме.
Проведённые нами методики мы дополняли также беседами и опросами о значении ребенка-сироты в жизни людей. Ответы респондентов позволили сделать вывод о том, что для 35,8 % детей-сирот значимыми взрослыми в их жизни считаются не опекуны, а первый учитель. Именно поэтому, на наш взгляд, важна подготовительная работа с учителями по проявлению к таким детям и членам опекунских семей внимания, указывая на эту проблему и важность ее решения. Анализ реальной практики свидетельствует о том, что многие учителя (76 %) не готовы к решению социально-педагогических задач; не способны к правильному реагированию на проблемы ребенка изопекунской семьи и не учитывают потребности опекунов, поскольку их профессиональная подготовка не соответствует предъявляемым требованиям. Причины такого положення, по нашему мнению, обусловлены недостаточно высоким общественным престижем профессии в связи с социально-экономическими обстоятельствами. Учителя выделяют причины неподготовленности к работе с опекунскими семьями: отсутствие специальной подготовки для работы с детьми-сиротами и опекунами (87 %); недостаточность психолого-педагогических знаний о работе с таким типом семей (96 %); отсутствие методических разработок, касающихся проблем работы с опекунскими семьями (98 %); слабая информированность об индивидуально-личностных особенностях детей-сирот, воспитывающихся в опекунских семьях (65 %); трудности в применении специфических технологий, направленных на работу с опекунами и членами опекунских семей (78 %).
Таким образом, подводя итоги проведения диагностик уровня эффективности социальной работы с опекунскими семьями, можем подчеркнуть их целесообразность развития в социальной педагогике как науке и непосредственной практической деятельности.
Рецензенты:
Москалёва Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.
Молодыченко В.В., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой начального образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.