Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIOLOGICAL RESEARCH OF FUNCTIONAL EFFECTIVENESS OF SPECIALIZED GROUPS WITH HEALTH-SAVING ORIENTATION FOR PRESCHOOLERS WITH IMPAIRMENTS

Varfolomeeva T.V. 1 Alpatova N.S. 1 Mazurenko D.V. 1
1 "The Volgograd state social and pedagogical university"
This article is devoted to the problem of functional effectiveness of specialized groups which have health-preserving orientation for preschoolers with impairments. The results of the comparative analysis of parents’ opinions whose children suffer from allergopotology as well as the points of view of pediatricians, educators at the kindergartens show the efficient functioning of the specialized groups with health-preserving orientation for children with allergopotology at pre-school educational institutions of Volgograd. Most of the respondents noted that the occurrence of allergies, the frequency of visits to the doctors and taking of antiallergic drugs reduced. It underlines the usefulness of allergists’ participation in specialized nurseries and groups holding allergist workshops with educators of preschool educational institutions and parents of children with health disorders. The information presented in the article proves the effectiveness of holistic wellness activities in specialized groups for children with health disorders, preventing disease progression, their transition into chronic forms.
preschools
specialized groups
children with impaired health
health-preserving orientation
sociological research
В условиях современного российского общества проблема состояния здоровья детей является одной из самых актуальных. Это обусловлено тем, что в настоящее время наблюдается выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья в детской популяции, увеличение числа заболеваемости и инвалидности, снижение показателей физического и психического развития детей [3]. Сохранение и укрепление здоровья детей предполагает опору на современные подходы к формированию культуры здоровья и во многом зависит от организации специализированной системы формирования, сохранения и укрепления здоровья. Только при условии тесного взаимодействия всех уровней воспитательного и образовательного процессов формирования здорового образа жизни, внедрения здоровьесберегающих технологий возможно сохранение и укрепление здоровья детской популяции [2].

В настоящее время в практике обучения и воспитания дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда реализуются разнообразные программы, включающие в себя задачи по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни. Программы включают следующие разделы: организация рациональной двигательной активности детей, реализация системы закаливания, обеспечение полноценного питания, создание условий для оздоровительных режимов детей. Кроме того, дошкольники узнают о том, как необходимо с детства формировать правильные навыки охраны собственного здоровья, привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Освещаются такие вопросы, как воспитание у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, некоторые приемы первой помощи в случае травмы, правила поведения в обществе в случае заболевания, правила ухода за больным, правила ухода и способы осуществления гигиенических процедур и др.

Анализ содержания большинства программ позволяет констатировать, что все они рассматривают традиционно составляющие здорового образа жизни дошкольников: личную гигиену, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. Практически во всех программах предлагается стандартный набор средств физического воспитания.

Следует отметить, что в настоящее время достаточно много рекомендаций по реализации здоровьесберегающих мероприятий в различных возрастных группах детей, но их практическая реализация представляется крайне ограниченной, в частности, создание дошкольных образовательных учреждений для часто болеющих детей.

При этом в большинстве случаев данные рекомендации представляют собой набор общих пожеланий, обучение тем или иным отдельным мероприятиям, чем создание собственно здоровьесберегающей среды, тем более применительно к отдельным нозологическим формам.

В этой связи особенно остро стоит проблема создания специализированных групп для детей с нарушением здоровья в системе дошкольного образования, ориентированных на организацию комплексных оздоровительных мероприятий с целью не допустить прогрессирования заболеваний, перехода их в хроническую форму.

Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной медико-социальной проблемой [1]. Рост аллергизации детского населения, неадекватная реакция организма ребенка с аллергическими заболеваниями на окружающую среду, отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольных образовательных учреждений или специализированных групп для детей с аллергопатологией, создает препятствия для реализации права ребенка с аллергией на образование. Отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях общего профиля необходимых условий, способствует прогрессированию отклонений в состоянии здоровья детей с аллергическими заболеваниями, физическом развитии дошкольников и делает необходимым создание специализированных групп или даже дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением здоровья, в частности с аллергопатологией.

Целью нашего исследования является оценка эффективности функционирования специализированных групп оздоровительной направленности для дошкольников с нарушением здоровья (аллергическими заболеваниями).

Для достижения поставленной цели нами был разработан и использован набор анкет, направленных на изучение социальных оценок родителей детей с аллергопатологией, врачей-педиатров, воспитателей детских садов. По нашему мнению, именно социальные оценки оказывают доминирующее влияние на функционирование и перспективы институционализации любой инновационной практики.

Результаты исследования обрабатывались с использованием программ пакетов анализа статистических функций «Microsoft Excel» и статистического программного пакета «AtteStat». Для оценки качества ответов респондентов использовался критерий Колмогорова.

Для изучения мнений педиатров об эффективности функционирования специализированных группах оздоровительной направленности для детей с аллергопатологией в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда было проведено анкетирование 64 педиатров; со стажем работы до 10 лет было 20 врачей (31,3%), со стажем 10 лет и более - 44 (68,7%).

Большинство опрошенных педиатров считают проблему аллергических заболеваний детей важной и актуальной. Врачи признают необходимость создания специализированных групп для детей с аллергопатологией, считают, что оздоровительные мероприятия, проводимые в таких группах, позволят уменьшить или предотвратить развитие аллергических заболеваний в дальнейшем, подчеркивают целесообразность участие врача-аллерголога в работе специализированных детских садов и групп, проведение врачами-аллергологами практических занятий с воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями детей с аллергопатологией [4]. Кроме того, с целью достижения комплаенса и повышения эффективности лечения, врачи-педиатры считают необходимым распространение опыта работы специализированных групп для детей с аллергическими заболеваниями на другие детские сады. В то же время можно отметить недостаточные знания врачей-педиатров о конкретных детских садах, где имеются специализированные группы для детей с аллергическими заболеваниями и реализуемые в них программах, что предполагает усиление информационного сопровождения данной инновационной практики.

Далее мы провели анкетирование среди воспитателей специализированных групп для детей с аллергопатологией (35 респондентов) и воспитателей из дошкольных образовательных учреждений общего профиля (102 респондента) [5]. Из 35 воспитателей специализированных групп 15 (42,9%) имели стаж работы в профессии до 5 лет, 20 (57,1%) воспитателей были со стажем пять и более лет. Образование среднее или среднее специальное было у 23 человек (65,7%), неоконченное высшее или высшее у 12 (34,3%) опрошенных. Из 102 воспитателей групп общего профиля стаж работы в профессии до 5 лет был у 41 человека (40,2%), 5 и более лет у 61 (59,8%) респондентов. Образование среднее или среднее специальное на момент опроса имели 35 (34,3%) респондентов, неоконченное высшее и высшее - 67 (65,7%) воспитателей.

По мнению большинства специалистов, дошкольное образовательное учреждение должно активно реализовывать здоровьесберегающие мероприятия и может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям с аллергопатологией, которые нуждаются в лечебно-охранительном режиме, в том числе и в условиях дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели считают необходимым проведение врачами практических занятий с сотрудниками детского сада и с родителями детей с целью профилактики аллергических заболеваний. Однако представляется понятным, что работа в специализированной группе для детей с аллергопатологией, создание гипоаллергенного быта в детском саду создаёт  дополнительные трудности для сотрудников дошкольных образовательных учреждений, хотя эти трудности вполне преодолимы (примечательно, что работающие в специализированных группах воспитатели отмечают их меньшую выраженность, чем воспитатели «обычных» групп).

Вопросы о влиянии на проявления аллергии у детей пребывания в специализированной группе и о возможности воспитателей оказать первую медицинскую помощь были адресованы только воспитателям специализированных групп. На вопрос, как влияет на проявления аллергии у детей пребывание в специализированной группе, 71,4% опрошенных воспитателей считают, что чаще всего здоровье детей улучшается; 11,4% респондентов отмечают, что чаще всего здоровье детей не изменяется и 17,2% специалистов затруднились ответить на вопрос. При ответе на вопрос, могут ли они своевременно оказать первую медицинскую помощь в случае необходимости (при каких-нибудь острых аллергических реакциях у детей), мнения специалистов разделились следующим образом: 34,3% воспитателей ответили, что могут оказать такую помощь; 31,4% - что не могут и 34,3% затруднились ответить. Учитывая специфику детского контингента (наличие аллергопатологии), представляется, что оказывать первую медицинскую помощь должны уметь все воспитатели, а не только треть из них. Поэтому целесообразно проведение с ними соответствующих занятий.

Далее мы изучили мнения родителей об эффективности функционирования  специализированных группах оздоровительной направленности для детей с аллергопатологией [6]. Было проведено анкетирование среди 107 родителей, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергией в пяти детских садах. Среди опрошенных 95 (88,8)% женщин, 12 (11,2%) мужчин. По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом: 72 человека (67,3%) составили родители в возрасте 30 и более лет, 35 (32,7%) родители в возрасте до 30 лет. Большинство родителей 66 человек (61,7%) отметили наличие аллергии у кого-либо из членов семьи, отсутствует аллергия у членов семьи у 41 (38,3%) респондента.

Проведенное анкетирование родителей, чьи дети посещают специализированные группы для детей с аллергопатологией, позволяет сделать следующие основные выводы. Большинство опрошенных родителей удовлетворены оздоровительными мероприятиями, осуществляемыми в условиях специализированных групп. Родители информированы о гипоаллергенной среде, созданной в условиях дошкольных образовательных учреждений. Значительная часть респондентов отмечает уменьшение проявлений аллергии у ребенка, снижение количества обращений к врачу, уменьшение употребления противоаллергических препаратов. В то же время далеко не все родители смогли создать безопасную для ребенка с аллергией среду в домашних условиях. Одной из причин может быть низкая информированность родителей, что делает необходимым проведение практических занятий врачами-аллергологами с родителями детей, посещающих специализированные группы. Предложения/замечания, высказанные родителями, свидетельствуют о признании эффективности функционирования таких групп, усилении здоровьесберегающей направленности в реализации противоаллергенных мероприятий.

Родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, были высказаны следующие предложения по улучшению работы с детьми, страдающими аллергическими заболеваниями: создание специализированных групп для детей с аллергопатологией, что даст возможность проводить оздоровительные мероприятия и полностью соблюдать гипоаллергенную диету; организацию бесплатной медицинской помощи детям с аллергическими заболеваниями.

Обобщив полученные результаты, можно констатировать, что большинство родителей, чьи дети посещают специализированные группы для детей с аллергопатологией, удовлетворены оздоровительными мероприятиями, осуществляемыми в условиях специализированных групп, признают эффективность функционирования таких групп, отмечая уменьшение проявлений аллергии у ребенка. В то же время родители детей, имеющих аллергические заболевания, но посещающие группы общего профиля, показали низкую удовлетворенность оздоровлением детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, считают необходимым создание специализированных групп для детей с аллергопатологией и проведение с родителями практических занятий врачами-аллергологами.

В заключение следует отметить, что сохраняющаяся тенденция к росту заболеваемости среди детского населения требует проведения современных реабилитационных мероприятий, разработки комплексных подходов к оздоровлению детей, что делает необходимым расширение сети существующих специализированных дошкольных образовательных учреждений оздоровительной направленности для различных нозологических групп. Создание специализированных групп для детей с другими распространенными заболеваниями считают целесообразным 71,9% врачей-педиатров и 72,3% воспитателей детских садов для детей с аллергопатологией. В данном контексте встаёт вопрос о том, что представляется оптимальным: более широкое создание специализированных групп в «общих» дошкольных образовательных учреждениях или создание специализированных дошкольных образовательных учреждений. Однако в сложившейся в настоящее время законодательно оформленной на региональном уровне ситуации речь может идти только о специализированных группах.

Результаты исследования позволяют говорить об эффективности функционирования специализированных групп здоровьесберегающей направлености для дошкольников с аллергопатологией. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и духовного развития детей с аллергическими заболеваниями может быть обеспечен действенной профилактикой, адекватным лечением, комплексностью оздоровительных мероприятий в условиях специализированных групп дошкольных образовательных учреждений.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.