В настоящее время в практике обучения и воспитания дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда реализуются разнообразные программы, включающие в себя задачи по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни. Программы включают следующие разделы: организация рациональной двигательной активности детей, реализация системы закаливания, обеспечение полноценного питания, создание условий для оздоровительных режимов детей. Кроме того, дошкольники узнают о том, как необходимо с детства формировать правильные навыки охраны собственного здоровья, привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Освещаются такие вопросы, как воспитание у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, некоторые приемы первой помощи в случае травмы, правила поведения в обществе в случае заболевания, правила ухода за больным, правила ухода и способы осуществления гигиенических процедур и др.
Анализ содержания большинства программ позволяет констатировать, что все они рассматривают традиционно составляющие здорового образа жизни дошкольников: личную гигиену, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. Практически во всех программах предлагается стандартный набор средств физического воспитания.
Следует отметить, что в настоящее время достаточно много рекомендаций по реализации здоровьесберегающих мероприятий в различных возрастных группах детей, но их практическая реализация представляется крайне ограниченной, в частности, создание дошкольных образовательных учреждений для часто болеющих детей.
При этом в большинстве случаев данные рекомендации представляют собой набор общих пожеланий, обучение тем или иным отдельным мероприятиям, чем создание собственно здоровьесберегающей среды, тем более применительно к отдельным нозологическим формам.
В этой связи особенно остро стоит проблема создания специализированных групп для детей с нарушением здоровья в системе дошкольного образования, ориентированных на организацию комплексных оздоровительных мероприятий с целью не допустить прогрессирования заболеваний, перехода их в хроническую форму.
Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной медико-социальной проблемой [1]. Рост аллергизации детского населения, неадекватная реакция организма ребенка с аллергическими заболеваниями на окружающую среду, отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольных образовательных учреждений или специализированных групп для детей с аллергопатологией, создает препятствия для реализации права ребенка с аллергией на образование. Отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях общего профиля необходимых условий, способствует прогрессированию отклонений в состоянии здоровья детей с аллергическими заболеваниями, физическом развитии дошкольников и делает необходимым создание специализированных групп или даже дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением здоровья, в частности с аллергопатологией.
Целью нашего исследования является оценка эффективности функционирования специализированных групп оздоровительной направленности для дошкольников с нарушением здоровья (аллергическими заболеваниями).
Для достижения поставленной цели нами был разработан и использован набор анкет, направленных на изучение социальных оценок родителей детей с аллергопатологией, врачей-педиатров, воспитателей детских садов. По нашему мнению, именно социальные оценки оказывают доминирующее влияние на функционирование и перспективы институционализации любой инновационной практики.
Результаты исследования обрабатывались с использованием программ пакетов анализа статистических функций «Microsoft Excel» и статистического программного пакета «AtteStat». Для оценки качества ответов респондентов использовался критерий Колмогорова.
Для изучения мнений педиатров об эффективности функционирования специализированных группах оздоровительной направленности для детей с аллергопатологией в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда было проведено анкетирование 64 педиатров; со стажем работы до 10 лет было 20 врачей (31,3%), со стажем 10 лет и более - 44 (68,7%).
Большинство опрошенных педиатров считают проблему аллергических заболеваний детей важной и актуальной. Врачи признают необходимость создания специализированных групп для детей с аллергопатологией, считают, что оздоровительные мероприятия, проводимые в таких группах, позволят уменьшить или предотвратить развитие аллергических заболеваний в дальнейшем, подчеркивают целесообразность участие врача-аллерголога в работе специализированных детских садов и групп, проведение врачами-аллергологами практических занятий с воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями детей с аллергопатологией [4]. Кроме того, с целью достижения комплаенса и повышения эффективности лечения, врачи-педиатры считают необходимым распространение опыта работы специализированных групп для детей с аллергическими заболеваниями на другие детские сады. В то же время можно отметить недостаточные знания врачей-педиатров о конкретных детских садах, где имеются специализированные группы для детей с аллергическими заболеваниями и реализуемые в них программах, что предполагает усиление информационного сопровождения данной инновационной практики.
Далее мы провели анкетирование среди воспитателей специализированных групп для детей с аллергопатологией (35 респондентов) и воспитателей из дошкольных образовательных учреждений общего профиля (102 респондента) [5]. Из 35 воспитателей специализированных групп 15 (42,9%) имели стаж работы в профессии до 5 лет, 20 (57,1%) воспитателей были со стажем пять и более лет. Образование среднее или среднее специальное было у 23 человек (65,7%), неоконченное высшее или высшее у 12 (34,3%) опрошенных. Из 102 воспитателей групп общего профиля стаж работы в профессии до 5 лет был у 41 человека (40,2%), 5 и более лет у 61 (59,8%) респондентов. Образование среднее или среднее специальное на момент опроса имели 35 (34,3%) респондентов, неоконченное высшее и высшее - 67 (65,7%) воспитателей.
По мнению большинства специалистов, дошкольное образовательное учреждение должно активно реализовывать здоровьесберегающие мероприятия и может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям с аллергопатологией, которые нуждаются в лечебно-охранительном режиме, в том числе и в условиях дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели считают необходимым проведение врачами практических занятий с сотрудниками детского сада и с родителями детей с целью профилактики аллергических заболеваний. Однако представляется понятным, что работа в специализированной группе для детей с аллергопатологией, создание гипоаллергенного быта в детском саду создаёт дополнительные трудности для сотрудников дошкольных образовательных учреждений, хотя эти трудности вполне преодолимы (примечательно, что работающие в специализированных группах воспитатели отмечают их меньшую выраженность, чем воспитатели «обычных» групп).
Вопросы о влиянии на проявления аллергии у детей пребывания в специализированной группе и о возможности воспитателей оказать первую медицинскую помощь были адресованы только воспитателям специализированных групп. На вопрос, как влияет на проявления аллергии у детей пребывание в специализированной группе, 71,4% опрошенных воспитателей считают, что чаще всего здоровье детей улучшается; 11,4% респондентов отмечают, что чаще всего здоровье детей не изменяется и 17,2% специалистов затруднились ответить на вопрос. При ответе на вопрос, могут ли они своевременно оказать первую медицинскую помощь в случае необходимости (при каких-нибудь острых аллергических реакциях у детей), мнения специалистов разделились следующим образом: 34,3% воспитателей ответили, что могут оказать такую помощь; 31,4% - что не могут и 34,3% затруднились ответить. Учитывая специфику детского контингента (наличие аллергопатологии), представляется, что оказывать первую медицинскую помощь должны уметь все воспитатели, а не только треть из них. Поэтому целесообразно проведение с ними соответствующих занятий.
Далее мы изучили мнения родителей об эффективности функционирования специализированных группах оздоровительной направленности для детей с аллергопатологией [6]. Было проведено анкетирование среди 107 родителей, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергией в пяти детских садах. Среди опрошенных 95 (88,8)% женщин, 12 (11,2%) мужчин. По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом: 72 человека (67,3%) составили родители в возрасте 30 и более лет, 35 (32,7%) родители в возрасте до 30 лет. Большинство родителей 66 человек (61,7%) отметили наличие аллергии у кого-либо из членов семьи, отсутствует аллергия у членов семьи у 41 (38,3%) респондента.
Проведенное анкетирование родителей, чьи дети посещают специализированные группы для детей с аллергопатологией, позволяет сделать следующие основные выводы. Большинство опрошенных родителей удовлетворены оздоровительными мероприятиями, осуществляемыми в условиях специализированных групп. Родители информированы о гипоаллергенной среде, созданной в условиях дошкольных образовательных учреждений. Значительная часть респондентов отмечает уменьшение проявлений аллергии у ребенка, снижение количества обращений к врачу, уменьшение употребления противоаллергических препаратов. В то же время далеко не все родители смогли создать безопасную для ребенка с аллергией среду в домашних условиях. Одной из причин может быть низкая информированность родителей, что делает необходимым проведение практических занятий врачами-аллергологами с родителями детей, посещающих специализированные группы. Предложения/замечания, высказанные родителями, свидетельствуют о признании эффективности функционирования таких групп, усилении здоровьесберегающей направленности в реализации противоаллергенных мероприятий.
Родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, были высказаны следующие предложения по улучшению работы с детьми, страдающими аллергическими заболеваниями: создание специализированных групп для детей с аллергопатологией, что даст возможность проводить оздоровительные мероприятия и полностью соблюдать гипоаллергенную диету; организацию бесплатной медицинской помощи детям с аллергическими заболеваниями.
Обобщив полученные результаты, можно констатировать, что большинство родителей, чьи дети посещают специализированные группы для детей с аллергопатологией, удовлетворены оздоровительными мероприятиями, осуществляемыми в условиях специализированных групп, признают эффективность функционирования таких групп, отмечая уменьшение проявлений аллергии у ребенка. В то же время родители детей, имеющих аллергические заболевания, но посещающие группы общего профиля, показали низкую удовлетворенность оздоровлением детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, считают необходимым создание специализированных групп для детей с аллергопатологией и проведение с родителями практических занятий врачами-аллергологами.
В заключение следует отметить, что сохраняющаяся тенденция к росту заболеваемости среди детского населения требует проведения современных реабилитационных мероприятий, разработки комплексных подходов к оздоровлению детей, что делает необходимым расширение сети существующих специализированных дошкольных образовательных учреждений оздоровительной направленности для различных нозологических групп. Создание специализированных групп для детей с другими распространенными заболеваниями считают целесообразным 71,9% врачей-педиатров и 72,3% воспитателей детских садов для детей с аллергопатологией. В данном контексте встаёт вопрос о том, что представляется оптимальным: более широкое создание специализированных групп в «общих» дошкольных образовательных учреждениях или создание специализированных дошкольных образовательных учреждений. Однако в сложившейся в настоящее время законодательно оформленной на региональном уровне ситуации речь может идти только о специализированных группах.
Результаты исследования позволяют говорить об эффективности функционирования специализированных групп здоровьесберегающей направлености для дошкольников с аллергопатологией. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и духовного развития детей с аллергическими заболеваниями может быть обеспечен действенной профилактикой, адекватным лечением, комплексностью оздоровительных мероприятий в условиях специализированных групп дошкольных образовательных учреждений.
Рецензенты:
Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.
Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.