Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPLEMENTATION MECHANISM OF IDEAS OF RESOURCE APPROACH IN UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN: RESOURCE, COMPETENCE, SUCCESS

Klochkova L.I. 1
1 Centre for Development of systems and technology socialization of children and youth, GBOU VPO "Moscow City Pedagogical University"
Relevance of article determined by introduction of federal state educational standards; of the needs of mass practice in new educational models and upgrade their system resource provision and of the needs of family and school in the upbringing competitive personality. The author presents the implementation mechanism of the resource approach in the development of upbringing as management of upbringing resources through organizational competencies (knowledge, activities, processes, technology) in order to achieve the success of the personality and organization. Based on analysis of results of the experimental work and approbating modern educational models aimed at the personal success of learners, the author concludes that the relevance of competence of teachers in the development of education programs and of innovative pedagogical projects in order to develop their personal and professional resources. For the successful development of resource provision of innovative processes are relevant technology of outrunning of management development of upbringing. Use of resource approach in upbringing, as well as any Another approach has limitations (limit of use and outcomes) and risks (adverse situations) that is the an objective law.
personal success
organizational competence
personal resource
upbringing resources
resource approach in the upbringing
Федеральные государственные образовательные стандарты охватывают не только цели и задачи обучения школьников, но и результаты воспитательной деятельности образовательных организаций, хотя часто идеи приоритетности воспитания остаются, к сожалению, на уровне декларации. Для достижения результатов, обозначенных в «портрете выпускника школы», личность и общеобразовательная организация должны располагать соответствующими ресурсами: воспитательными, управленческими, личностными, - а также заботиться о создании системы ресурсного обеспечения для устойчивого развития воспитания в школе.

ФГОСы ориентированы на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») как результата личности и образовательной организации:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [6].

Цель данной статьи - рассмотреть понятия «личностный ресурс» и «воспитательный ресурс», выявить значение компетенций в реализации идей ресурсного подхода, проанализировать результаты опытной работы по созданию системы ресурсного обеспечения развития воспитания.

Анализ специальной литературы показывает, что ресурсный подход активно изучался в психологических трудах. Психологи-исследователи связывают возникновение и использование ресурсного подхода с гуманистической психологией, с разработкой проблемы преодоления личностью трудностей, возникающих на жизненном пути, с теориями преодоления стрессов. Они считают, что в трудных ситуациях человек использует особые ресурсы личности: душевная сила или мужество, рациональная вера, надежда (Э. Фромм); духовные и физические ресурсы (В.А. Бодров); средовые ресурсы для удовлетворения средового требования (К. Муздыбаев); жизнестойкость (Л.А. Александрова, Л.В. Куликов). Личностный ресурс представлен психологами в качестве сложной интегральной и системной характеристики, компонентами которой являются, например, эмоциональные, мотивационные, волевые, поведенческие конструкты, необходимые в стрессогенной ситуации (Н.Е. Водопьянова); внутренние (интраперсональные) и психофизические ресурсы (С. Хобфолл).

Рассматриваются психологами и механизмы «работы» личностных ресурсов. Например, на основе принципа «консервации» ресурсы могут накапливаться и актуализироваться в жизненных трудных условиях, или, наоборот, утрачиваться, что может также стать источником стресса (С. Хобфолл). Превентивный ресурс является основой адаптационно-компенсаторного механизма (Я.В. Малыхина). Механизм использования личностных ресурсов основан, по мнению Т.Г. Пушкаревой, на достижении позитивных результатов и также связан с обладанием человеком компетентностью, то есть личностный результат и личностный ресурс отражены в проявлениях компетентности [6].

Отмечаются психологами и различные состояния личностных ресурсов: аскриптивные (то есть предписанные, например, возрастные), достигнутые, проектируемые, актуализирующиеся, потенциальные. Для понимания нашей позиции важны труды Д.А. Леонтьева о личностном потенциале как интегральной характеристике уровня зрелости и преодоления самой личностью неблагоприятных жизненных ситуаций средствами самодетерминации личностного потенциала [3]. Таким образом, личностный ресурс можно рассматривать как системную интегральную характеристику личности [2], совокупность качеств, способностей, сил (физических, душевных), готовности к преодолению жизненных затруднений, достижению целей и личностных результатов.

В педагогической литературе проблемы формирования «готовности» личности связываются с личностно-деятельностным, компетентностным подходами в образовании, на основе которых созданы Федеральные государственные образовательные стандарты. Анализ нормативно-правовой базы системы образования, диссертационных исследований по педагогике позволил нам определиться в своей оценке сильных сторон ресурсного подхода для воспитания детей: ресурс - это всегда реальный актив, в отличие, от потенциала как совокупности возможностей; приоритетное внимание важно проявлять к внутренним ресурсам (личности, организации); приоритет уникальных организационных компетенций и на их основе проектирование и освоение технологий профессионального управления воспитательными ресурсами и педагогических технологий для достижения целей личностного роста обучающихся и воспитанников. Мы определяем воспитательный ресурс как реальный актив (результат, продукт) воспитательной деятельности субъекта, достигаемый в процессе реализации идей ресурсного подхода в воспитании. В свою очередь, ресурсный подход в воспитании - это создание условий для продуктивного взаимодействия всех субъектов единого воспитательного пространства в целях удовлетворения интересов и потребностей детей в личностном росте и творческом развитии, чтобы их человеческие ресурсы (духовные, когнитивные, коммуникативные и др.) стали определяющими в процессе совершенствования воспитательной системы образовательной организации [4].

Опираясь на идеи компетентностного подхода к образованию (Л.Н. Боголюбов, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя), к профессиональной подготовке учителей (С.А. Дружилов, О.А. Козырева), были выработаны следующие идеи для построения опытно-экспериментальной работы:

  • результаты воспитания обучающихся связаны с достижением цели, что рассматривается как успех организации или личная успешность, а качество воспитания - со степенью приближения к желаемому результату;
  • достижение профессиональной успешности педагогов основано на обеспечении необходимого уровня профессиональной компетентности в воспитании и социализации;
  • в управлении развитием воспитания учащихся наиболее эффективны технологии «опережающего» управления (предварительного контроля, прогнозирования, проектирования);
  • конкурентоспособность организации обеспечивает непрерывное обновление целей и, соответственно, организационных уникальных компетенций воспитательных институтов (школы, семьи, общественности).

Мы установили, что воспитательные ресурсы являются реальными активами, которыми можно пользоваться и управлять ими с помощью организационных компетенций (знаний, деятельности, процессов, технологий) в целях достижения успехов организации и личности.

Правомерность наших теоретических выводов подтвердили результаты опытной работы, проведенной на базе образовательных организаций Северного и Юго-Западного округов города Москвы. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа в соответствии с концепцией и программой. Результаты ОЭР имеют положительную и устойчивую динамику, данные зафиксированы в публикациях и монографиях автора.

Так, в процессе создания и непрерывного развития воспитательной системы образовательной модели «Школы социального успеха» (2000-2004 гг. - ЦО № 1678 «Восточное Дегунино», директор Н.А. Рототаева, канд. психол. наук; 2010-2014 гг. - АОО СОШ № 14 г. Долгопрудного Московской области, директор Л.И. Косикова) педагогические коллективы опирались на использование технологий опережающего управления, проектировочные компетенции. Педагоги разрабатывали «модели выпускников» различных ступеней образования (детского сада, начальной, средней и старшей школы), создавали и затем реализовывали авторские программы воспитания школьников. Наибольшие трудности у педагогов вызвала работа над концептуальными идеями, постановкой целей и декомпозицией цели в задачи. В результате проведения цикла круглых столов, деловых игр, мини-конференций в концепцию «Школы социального успеха» были включены основные концептуальные идеи и представлены их толкования:

  • воспитание «человека изменяющегося» в изменяющемся мире. Эта идея предполагает обучение учащихся основам здорового образа жизни, самопознания, самовоспитания, самоорганизации; оказание помощи в формировании «Я-концепции»; развитие умений и навыков самооценки; воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самодостаточности;
  • развитие субъектной позиции школьника. Идея связана с воплощением педагогами особого отношения к развивающейся личности как субъекту воспитания и самовоспитания. Это предполагает становление у школьника позиции субъекта, способного влиять на все процессы, происходящие в школе, быть участником всех этапов деятельности (целеполагания, планирования, организации, оценки); воспитание у детей инициативы и ответственности, добросовестности и чувства долга, сознательной дисциплины и самостоятельности [7].

Концепция «Школы социального успеха» была реализована посредством авторских программ воспитания, инновационных педагогических проектов для учащихся разного возраста: «Здоровье: помоги себе сам!», «Лидер», «Школа без неудачников», «Город - школе», «ШАНС - школьная академия наук» и др. Цели всех программ и проектов - развитие успешной личности, способной управлять собой и ситуацией, целеустремленной, активно и конструктивно относящейся к изменениям внешней среды и личностных ресурсов [1].

Разработанная и апробированная технология опережающего управления - «программирование воспитания» - проверялась нами в условиях воспитательной деятельности московских школ различных типов и видов, в процессе реализации образовательной программы дополнительного профессионального образования «Методика и технология разработки программы развития воспитательной компоненты общеобразовательной организации», на городских и всероссийских конкурсах программ воспитания в условиях экспертной деятельности (2005-2010).

В процессе опытной работы обращалось внимание на учет миссии и развитие уникальных компетенций образовательных организаций, на создание уникальных воспитательных ресурсов. Например, программа воспитания для подростков-мальчиков с девиантным поведением требовала компетентности педагогов в сфере гуманизации воспитательного пространства школы: психологизации воспитывающей деятельности; уважения прав оступившегося подростка и его человеческого достоинства; формирования потребности в здоровом образе жизни; воспитания уважения и привычки к труду и учению, к труду души как средству самовоспитания. Содержание воспитательной деятельности требовало создания иных воспитательных ресурсов на основе реализации подпрограмм «Эко - значит Дом», «Труд», «Гармония».

Как видим, важное место в решении задач развития воспитания отводится технологическому сопровождению воспитательного процесса, когда современные образовательные технологии становятся и средством воспитания, и инструментом педагогической деятельности. Одним из ключевых приоритетов является совершенствование инновационного мышления работников образования, создание лучших инновационных педагогических практик и ресурсного обеспечения развития воспитания и социализации личности. Следует отметить, что обращение учителей к проблеме разработки концепции и программы воспитания в школе - уже может представлять собой определенный показатель профессионализма и компетентности педагогов. Поэтому руководителям необходимо готовить и привлекать к процессу программирования развития воспитания классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, социального педагога, психолога, поскольку у каждого специалиста имеются свои воспитательные функции.

Итак, систему воспитательных ресурсов составляют реальные активы образовательных организаций:

  • проектируемые воспитательные ресурсы, отражающие новые смыслы воспитания, которые существуют в форме зафиксированных моделей изменений, концепций, программ, идеи или миссии школы;
  • уникальные воспитательные ресурсы, отражающие уникальные компетенции всех субъектов воспитательной деятельности. Они существуют в форме знания, информации; «прорывных» идей и проектов; в форме зафиксированного качества результата, инновационного продукта, освоенной инновации; в форме авторских методик, освоенных педагогами компетенций;
  • технологии опережающего управления - прогнозирования, проектирования, программирования, планирования развития воспитания;
  • технологии информационного обеспечения воспитательной деятельности - ИКТ, консалтинговые, диалоговые, экспертизы, тренинговые и пр. [4].

Особенность использования воспитательных ресурсов заключается в понимании, кто распоряжается ими, и на какие цели они направлены, например: воспитательные ресурсы направлены на достижение целей в интересах ребенка; субъектами использования воспитательных ресурсов в образовательной организации, создания воспитательных ресурсов и управления ими являются и дети, и взрослые.

Использование идей ресурсного подхода в воспитании, как и любой другой подход, имеет ограничения (предел применения и результатов) и риски (неблагоприятные ситуации), что является объективной закономерностью. Неудачными ситуациями могут стать: углубление кризисных явлений в обществе; изменение государственной образовательной политики, изменения в «портрете выпускника школы»; природные катаклизмы, здоровье человека; утрата ресурсов и средств; непредвиденное событие и его последствия и т.п.

Область воспитательной деятельности образовательной организации, в силу своей специфики, имеет особые риски и ограничения. В современных условиях образовательная организация сама решает, как распоряжаться имеющимися у нее ресурсами. К сожалению, развитие воспитания не относится к сфере первоочередных мер ресурсной поддержки, по сравнению, например, с учебным процессом. Причины устойчивости этого риска заключается в специфике результата воспитательной деятельности:

  • невозможность установить авторство результатов воспитания;
  • незавершенность воспитания, так как человек воспитывается и совершенствуется на протяжении всей жизни;
  • отсроченный характер проявления результатов воспитания (воспитанное молодое поколение - это завтрашняя старость сегодняшнего трудоспособного поколения);
  • заданная обществом гуманистическая направленность воспитания, требующая рассматривать его результаты в динамике.

Ограничения в использовании ресурсного подхода связаны также со специфичностью сферы воспитания: результаты воспитания не всегда поддаются измерениям, в то время как одно из требований к ресурсу - это его измеряемость.

В заключение отметим, что концептуальные положения и программирование ресурсного обеспечения развития воспитания представляют собой совокупность идей и положений, определяющих содержание и задачи, формы и методы воспитательной деятельности всех субъектов воспитательного процесса, а также способы их взаимодействия на общем образовательном поле, где находят точки соприкосновения общество и личность. Отсюда, воспитание и стратегически, и концептуально можно рассматривать как инвестиционную сферу, где создается и воспроизводится государственный, социальный и личностный ресурс.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник лаборатории изучения проблем социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.