Стандартизированные методики исследования качества жизни (КЖ) предполагают использование специального опросника, который заполняется непосредственно пациентом. Каждый опросник включает определенные критерии и шкалу оценки, при этом при расчете значений нормы учитывают национальные, региональные и нозологические особенности опрашиваемого [24].
Все существующие в настоящее время опросники делятся на общие и специальные. Общие опросники предназначены для оценки КЖ независимо от вида заболевания и проводимого лечения, они являются универсальными. К преимуществам опросников общего типа относится возможность сопоставления полученных результатов в широкой популяции, у пациентов с различными нозологиями [3]. Однако в целом общие опросники недостаточно учитывают особенности конкретного вида заболевания, а также региональные и национальные особенности психотипов [1]. Специальные опросники разрабатываются для оценки определенных параметров КЖ или применяются у оговоренной категории больных.
Результаты исследования КЖ при различных видах глазной патологии установили их значительное воздействие на степень психического комфорта и адаптации человека, превосходящее влияние сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые могут представлять непосредственную угрозу для жизни человека. Первые исследования КЖ больных при катаракте были проведены группой ученых из Дании под руководством Р. Bernth-Peterson в начале 80-х годов прошлого века [9]. В последующие годы было проведено большое количество исследований КЖ в офтальмологии, в основном у больных с катарактой, глаукомой и возрастной макулярной дегенерацией сетчатки [2, 3, 28].
Опросники, предназначенные для пациентов с глазными болезнями, используются одновременно с одной из общих методик оценки КЖ, поскольку до сих пор не создано универсального офтальмологического опросника [4]. Наиболее широкое распространение в офтальмологии получили опросники ADVS, NEI-VFQ и VF-14 [5].
Опросник ADVS (1992, 1996) - Activities of Daily Vision Scale (Шкала повседневной зрительной активности) первоначально был разработан для больных с катарактой, позднее в исследованиях MB. Sherwood [24] была показана возможность его использования при глаукоме. ADVS включает 21 вопрос, ответы на которые даются в виде процентов и описывают субъективное состояние зрительных функций в 5 областях (ночное зрение, дневное зрение, зрение вдаль, зрение вблизи, контрастная чувствительность) [3, 4].
Обширным на сегодняшний день офтальмологическим опросником является NEI-VFQ (NEI-VFQ - National Eye Institute Visual Function Questionnaire, Анкета зрительных функций), разработанный в середине 90-х годов прошлого века учеными Национального Института Глаза (National Eye Institute), США [28]. NEI-VFQ состоит из 51 вопроса, которые оценивают состояние по 13 различным показателям. Поскольку ответы на большое количество вопросов требуют от больных значительных усилий, в последующем были предложены сокращенные варианты опросника, включающие 25 и 39 пунктов. В настоящее время накоплен большой опыт применения данного опросника при исследовании пациентов с возрастной макулярной дегенерацией, пролиферативной диабетической ретинопатией (ПДР), ретинитами различной этиологии, глаукомой, катарактой и т.д. [31].
К одним из наиболее удобных офтальмологических опросников относится VF-14 (Visual Function, Зрительные функции). VF-14 включает 18 вопросов, которые освящают 14 видов повседневной деятельности пациента, связанной со зрительными функциями. После подсчета всех ответов определяется суммарный рейтинг, соответствующий субъективной оценке пациентом своего зрения. Несмотря на то, что в момент создания опросник VF-14 разрабатывался для оценки функциональных последствий катаракты и влияния оперативного лечения на повседневную деятельность пациента, благодаря краткости, удобству в заполнении и интерпретации результатов он нашел широкое применение и при других видах глазной патологии. В настоящее время опубликованы работы по исследованию КЖ на основании опросника VF-14 у пациентов с глаукомой, патологией сетчатки и роговицы [5].
В последние десятилетия за рубежом проведено много исследований, посвященных изучению КЖ пациентов при проведении различных офтальмологических хирургических вмешательств - экстракции катаракты [16], пересадки роговицы [17], исправлении угла косоглазия [13], дакриоцисториностомии [14], антиглаукоматозных операций [16], витреоретинальной хирургии [16]. Большое количество работ посвящено сравнительной оценке различных видов коррекции аметропий, в том числе и оперативного лечения, при помощи тестирования КЖ [22].
В настоящее время создано более десяти специальных опросников, предназначенных для пациентов с катарактой, среди них Cataract Symptom Scale (Шкала симптомов катаракты), Cataract TyPE Specification (Спецификация типа катаракты), Catquest-9SF (Опросник при катаракте), Cataract Outcomes Questionnaire (Анкета результатов катаракты) и др. [29, 18]. По результатам ряда работ установлено преимущество опросника Catquest-9SF, состоящего из 9 пунктов, перед другими тестами ввиду простоты и удобства последнего для практического использования [18]. В ходе многочисленных исследований выявлено значительное влияние развития катаракты на уровень КЖ пациентов и достоверное улучшение КЖ после оперативного удаления помутневшего хрусталика, вне зависимости от наличия или отсутствия сопутствующей глазной патологии [9, 25]. В настоящее время исследование КЖ проводится для определения преимуществ оптической коррекции различными видами ИОЛ (традиционными, торическими, мультифокальными и т.д.) или той или иной хирургической техники - факоэмульсификации или лазерной экстракции катаракты [11]. Одним из актуальных вопросов современной хирургии катаракты является влияние оперативного лечения второго глаза на показатели КЖ - большинство авторов указывают на значимое улучшение уровня психофизического комфорта после удаления помутневшего хрусталика на парном глазу, особенно при низком исходном зрении [26]. Существует и противоположное мнение - о том, что хирургическое удаление катаракты на контралатеральном глазу не оказывает достоверного влияния на показатели КЖ [25]. В ряде работ установлена достоверная взаимосвязь между послеоперационным уровнем КЖ при экстракции катаракты и показателями контрастной чувствительности, аналогичная зависимость в отношении остроты зрения не выявлена [9].
Также большое количество опросников разработано специально для больных глаукомой. Следует отметить, что первое исследование КЖ в России было проведено Дубняк С.С. в 1999 г. именно у больных первичной открытоугольной глаукомой. Коротким и простым для использования тестом, оценивающим прежде всего функциональные нарушения у пациентов при глаукоме, является Glaucoma Symptom Scale (GSS, Шкала симптомов глаукомы), состоящий из 10 вопросов [30]. Простым и коротким тестом является также опросник Glaucoma Quality of Life-15 (GQL-15, Качество жизни при глаукоме), включающий 15 вопросов и предназначенный для определения нарушений бинокулярного зрения при повышенном ВГД [20]. Для определения эффективности медикаментозной терапии глаукомы был создан тест Comparison of Ophthalmic Medication for Tolerability (COMTOL, Сравнение переносимости глазных лекарственных средств). COMTOL включает 37 пунктов и 12 шкал с 4 общими вопросами, удобен для применения, в том числе и при динамическом наблюдении пациентов [6]. Большинство исследований при глаукоме показывают отсутствие достоверного улучшения КЖ после проведения антиглаукоматозных операций, особенно при лечении пациентов с выраженными нарушениями зрительных функций [20, 27]. Установлено, что проведение оперативного лечения на ранних стадиях глаукомы может приводить к ухудшению психофизического комфорта пациентов [12].
Считается, что операции на стекловидном теле и сетчатке относятся к одним из самых сложных в офтальмологии, следовательно, они в наибольшей степени влияют на КЖ больных. Так, при сравнительном исследовании КЖ у пациентов после экстракции катаракты и различных витреоретинальных операций достоверное преимущество по уровню психофизического комфорта пациентов в послеоперационном периоде обнаружено в первом случае [19]. При опросе пациентов с различной витреоретинальной патологией с использованием адаптированной версии опросника VFQ-25 было установлено, что максимальные предоперационные значения КЖ определялись у больных с эпиретинальной мембраной и макулярным отверстием, в то время как показатели при ПДР, диабетическом макулярном отеке (ДМО) и тромбозе ЦВС были существенно ниже. Авторы объясняют данное явление преимущественно билатеральным характером поражения зрения при ПДР и ДМО, а также выраженной системной патологией, обычно сопутствующей окклюзии ЦАС или ЦВС. После проведения витрэктомии отмечалось достоверное улучшение значений КЖ и снижение уровня метаморфопсий, которые коррелировали с до- и послеоперационным уровнем КЖ [21]. Данные наблюдения совпадали с результатами исследований группы ученых из Великобритании, применявших опросники VFQ-25 и SF-36 у пациентов с эпиретинальной мембраной до операции и спустя 4 месяца [10]. В ходе исследования было установлено, что, несмотря на отсутствие достоверного улучшения остроты зрения в результате проведения оперативного лечения, витрэктомия приводит к повышению КЖ и снижению частоты метаморфопсий у пациентов. Группа авторов из Германии [15] провела исследование при помощи опросника VFQ-25 о взаимосвязи КЖ и различных зрительных функций (остроты зрения, толщины центральной зоны сетчатки) при оперативном лечении макулярного отверстия. Достоверного взаимного влияния различных показателей выявлено не было, по мнению авторов, максимально высокого уровня КЖ после операции достигают те пациенты, которые исходно имели низкие зрительные функции и страдали от психоэмоционального дискомфорта. Также сходное исследование с применением опросника VFQ-25 у пациентов с макулярным отверстием было проведено канадскими офтальмологами [23]. Было установлено достоверное улучшение значений КЖ (общая оценка зрения, острота зрения вблизи, психическое здоровье, ролевые трудности, зависимость от посторонней помощи), а также остроты зрения больных при проведении витрэктомии.
Многие офтальмологи сообщают о результатах исследования КЖ при оперативном лечении отслойки сетчатки [8]. Авторы указывают на однозначно положительное влияние оперативного лечения ОС на состояние КЖ пациента, при этом отмечают прямую связь между наличием сопутствующей глазной патологии, в особенности витреоретинальных пролиферативных изменений при сахарном диабете, и послеоперационными показателями КЖ больных.
Известно, что развитие ПДР может приводить к возникновению различных витреоретинальных осложнений, в частности, интравитреальному кровоизлиянию, макулярному отеку, формированию фиброваскулярной мембраны, в особо тяжелых случаях - к отслойке сетчатки. После проведения оперативного лечения у пациентов с сахарным диабетом при различной витреоретинальной патологии наиболее высокий уровень КЖ отмечался у пациентов с гемофтальмом - улучшение наблюдалось по всем 12 разделам опросника VFQ-25, при этом конечные результаты были сравнимы с таковыми при выполнении факоэмульсификации с имплантацией ИОЛ [7]. Также в ходе исследований была установлена достоверная взаимосвязь между остротой зрения и контрастной чувствительностью лучше видящего глаза до операции и послеоперационной остротой зрения на обоих глазах при проведении операции при ПДР [21]. В ходе длительного (в течение 1 года) наблюдения пациентов с ПДР, получавших различные виды лечения (панретинальная лазеркоагуляция, витрэктомия), установлено достоверное улучшение показателей КЖ независимо от вида лечения [7].
Проведение оценки КЖ у пациентов с глазной патологией позволяет узнать бесценную информацию о психофизическом состоянии больного и проследить его изменения в процессе лечения. Поэтому сведения, полученные при исследовании КЖ пациентов, в совокупности с данными традиционного офтальмологического обследования, в настоящее время расцениваются как важный критерий эффективности лечебно-профилактических мероприятий у больных с нарушением зрительных функций. Главной перспективной задачей при исследовании КЖ, связанной с различными глазными заболеваниями, остается разработка универсального офтальмологического опросника на русском языке.
Рецензенты:
Быков И.М., д.м.н., профессор, декан стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар.
Туманова А.Л., д.м.н., профессор, профессор кафедры «Физиология», Сочинский институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов», г. Сочи.